Бояркина В.И. Системный оператор и выбор направлений исследовательской деятельности учащихся на примере литературы.

Бояркина Валентина Ивановна (Усть-Илимск)

Boiarkina Valentina (Ust-Ilimsk, Russia)

Системный оператор и выбор направлений исследовательской

деятельности учащихся на примере литературы.

The system operator and choice of directions of research activity

                                          of the pupils on an example of the literature.       

«Научное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространённым является деление исследований на фундаментальные и  прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.» (Энциклопедический словарь)

«Исследования – совокупность поисков открытия, механического накопления фактов, уточнение измерений, учёта новых – сделанных другими – открытий, установление взаимосвязи между всем перечисленным и философскими установками»   Г.С. Альтшуллер. Как делаются открытия. (Мысли о методике научной работы).

«Результаты исследований … создают мир задач, решение которых создаёт мир новых фактов и знаний» Ю.С. Мурашковский. Горизонты третьего мира.

Я уже несколько лет веду секцию ТРИЗ в научном обществе учащихся (НОУ) нашей школы. Работаю в основном с ребятами среднего звена, 5-9 классы. Тематика работ в НОУ, творческие задания по предметам складывались в основном стихийно и шли от изучаемого в школе материала примерно по такому принципу: «Что бы тут ТРИЗовское, изобретательское, творческое вставить?» Целью такой работы было - дать детям возможность применить получаемые в школе знания в новом неожиданном направлении, научить решать изобретательские задачи. Мы с детьми создавали «мир задач», на уроках ТРИЗ, на интегрированных с ТРИЗ уроках, мы жили в этом мире. Мир исследовательских тем, в общем-то, существовал, но на интуитивном уровне и в основном, пожалуй, в моей голове, а не в головах детей, т. к. чаще всего я им давала готовые задачи.

Тема данной конференции «Исследовательская деятельность в образовательном процессе: подходы, организация, результаты, перспективы» подвинула меня к тому, чтобы самой разобраться  в том, что такое исследовательская деятельность?  

В прошлом году у меня возникла мысль применить в качестве объединяющего инструмента для всех школьных предметов наш ТРИЗовский  СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР, на котором можно выстроить «опознавательные знаки» основных направлений знаний человека: от элементарных частиц до Вселенной, да ещё всё это во времени, в развитии. Имея перед глазами такую «карту» человеческих знаний, гораздо легче будет при решении проблемы переходить из одной науки в другую, от одной системы к другой. 

Карта человеческих знаний. (Естественнонаучных)

Иерархия систем                                                                                           Науки

Вселенная

Галактика

Солнечная система                                                                            Астрономия

Планета Земля

 

Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера                                   География

(живая и неживая природа)

 

 

 
 

 

 

 

Растения, животные, человечество    Горные породы                   Биология, геология

                                                       физич.тела                                              Физика                                                                                     

Человек                                                                              

органы                                                                                                 Анатомия

ткани                                                                                                  Медицина

клетки

органоиды

 

органические вещества                 неорг. вещества                            Химия

                                 молекулы, атомы, ионы

      элементарные частицы                                                                        Ядерная физика

В этом году я решила с помощью системного оператора упорядочить, привести в систему творческие задания по литературе. С помощью коллег-литераторов составила системный оператор для системы «Литература». И сразу же он начал мне «подсказывать» новые идеи творческих заданий и тем для исследования.

 

Планета Земля, космос

Составим СО для                             человечество

системы «литература»                                                                  народы, государства

                                                           культура (наука, техника)        слои общества

                                                           искусство (музыка, театр и др.) семья

литература                человек

 

 

Чувства:

любовь,радость,.

страх, обида,

грусть,

восторг

и.т.д.

 

                                                                                              душа                            организм

 

 

Органы

ткани

клетки

органоиды

молекулы

ионы

атомы, част. частицы

 

                 Эпос                      драма            лирика                                                                                                                                                                                                разум

 

 

Умственные способности.

Знания.

 

            жанры (романы, повести, рассказы и проч.)

 

            литературное произведение

 

   тема, идея                               композиция

                   язык, стиль,        герои, сюжет

             худож. средст.

                                                      завязка       кульминация     развязка

                                     структура

                               части, главы.

                               страница, абзац

            предложение

            слова (члены предложения, знаки препинания.)

            части слова

                        буквы

 

            Вверх от «Литературы» идёт иерархия надсистем, вниз – иерархия подсистем. Кроме этого литература через надсистему «человечество» связана с иерархией подсистем человечества: народы, слои общества, семья, человек. А через человека выходим на естественнонаучную ветвь системного оператора. При этом надо учесть, что каждый ярус системного оператора имеет прошлое и будущее, что каждая подсистема связана с множеством надсистем.

            А теперь рассмотрим,  по каким творческим направлениям можно работать с помощью данной схемы.

            Традиционные для ТРИЗ направления работы с системным оператором:

            - систематизация знаний, наглядное изображение структуры любой системы, её места в окружающем мире и связи с миром.

- Попробуйте убрать одну из подсистем, например, буквы, как изменится система? От литературы останется только устное творчество.

  • Выявление основной функции (цели, направления) каждого элемента СО, и соответственно проблемы, задачи, возникающие при выполнении данной функции в разных условиях. И какая же цель у литературы в целом? Зачем человечество её создаёт? (передача опыта от одного поколения – другому, т. е. обучение жизни; желание поделиться своими мыслями, чувствами; воспитание чувств и т. д. ) Эти цели всегда достигаются? Нет, конечно. Почему? Обратите внимание на подсистемы литературы.
  • Выявление ресурсов (особенностей, возможностей) каждого яруса системного оператора.
  • Поиск решения проблемы, возникшей в одной из систем, используя выявленные ресурсы не только этой системы, но и надсистемы, подсистем, ресурсы прошлого и будущего.
  • Изучение прошлого, настоящего и будущего для каждого элемента СО, определение направления  развития.

 Рассмотрим каждый уровень СО с целью выйти на творческие, проблемные, исследовательские темы.

1. Буквы.  В 5-7 классе обращаться к буквам вроде бы уже несолидно, это всё пройдено в начальной школе… Но теперь на буквы можно посмотреть уже с исследовательской точки зрения. Попробуйте-ка убрать эту подсистему, и… от литературы останется только устное творчество. А от науки?

Рассмотрим прошлое букв. Очевидно, это звуки, фонемы - единицы языка. А откуда возникли фонемы? Какие фонемы возникли раньше, какие позже? (Рассмотрите связь со звуками природы, с возможностями организма человека к произнесению звуков) Как хорошо, что у нас на земле есть воздух! Он передаёт звуки от одного человека к другому. Как хорошо, что у нас есть уши, которые могут воспринять эти звуки. Как хорошо, что люди догадались, что звуками можно передавать мысли, а потом изобрели способ, как эти мысли сохранить – письменность. Итак, наша алфавитная письменность сохраняет звуковой способ передачи мысли. А в Китае, Японии, Корее принята система из тысяч иероглифов, каждый из которых обозначает не отдельный звук, а определённое понятие, слово или часть слова, имеющее  определённый смысл. 

Какие ещё способы сохранения мысли вы знаете? Кроме письменности?

Итак, письменность нужна, чтобы передать мысли не просто друг другу (это и устно можно), а передать их множеству людей, передать их другим поколениям, сохранить эти мысли. Ну-у-у, тогда это слишком сложно… - Мысль надо сформулировать словами, слова записать буквами, да ещё как-то долговечность обеспечить, а это всё материалы, технологии…   Не очень-то эффективно у человечества это дело поставлено…

Темы для  фантастических рассказов, сочинений или работ в научном обществе:

А) Цивилизация разумных существ, которые сразу научились «читать» мысли друг друга. У них нет устного языка, нет языка жестов. Как они сохраняют информацию? Как можно «записать» мысль в таком случае?

Б) Наше далёкое-далёкое прошлое. Как возникли фонемы? Описать причины и процесс  появления фонем.

В) Будет ли система «Буквы» развиваться? Какие недостатки вы видите в алфавитной письменности? (Появятся ли новые буквы? А может, наоборот, какие-то исчезнут? Предскажите будущее этой системы.

Г) У каждой фонемы и у каждой буквы  есть свой характер, свой явный и скрытый смысл, своя история жизни. Напишите историю одной из фонем в форме сказки, рассказа, исследования.

2.Сочетание букв – части слова, целые слова. Это всё подробно рассматривается в курсе русского языка, но в основном акцент делается на правописание. А если хоть изредка рассматривать прошлое слов, их происхождение, скрытую смысловую связь между словами?

Словотворчество – ещё один вид творческой работы. Некоторые виды заданий:

А) Помните у Лескова в «Левше» такие забавные слова, как «тугамент» (документ, без которого туго будет?), «долбица умножения» - таблица умножения. Слово образовано по созвучию и по отношению к этому понятию – много надо долбить, пока выучишь… Попробуйте по такому же принципу сконструировать новые слова от слов «телевизор», «путешествие», «лодка».

Б) «Бутявки некузявые»  - многим известно это забавное произведение, попробуйте сочинить нечто похожее по форме, но другое по содержанию.

В) Придумать фантастическое существо (растение, географический объект) и название для него, отражающее его отличительные особенности. Используйте выявленный ранее характер букв.

Г) Обратная задача: по произвольному буквосочетанию описать существо (растение, географический объект, вид спорта ), которое так называется.

3. Предложения. Попробуйте каждое упражнение на составление предложения превратить в состязание на остроумие, на философские мысли, на поэтичность, а для этого можно давать какую-то затравку в виде пары слов (бином фантазии) или гирлянду ассоциаций, или «Ёлочку». Предложение – шедевр мысли, а не просто бытовое сообщение, - я думаю к этому надо стремиться. Мастера этого дела – японские поэты. 

Цветы засохли,                                                        Снег согнул бамбук,                                    Но семена летят,                                                      Словно мир вокруг него

Как чьи-то слёзы.                                                    Перевернулся.

                        (Мацуо Басё)

Интересно подумать о прошлом и будущем  системы «предложение».

4. Структура произведения. Наверняка можно кое-что для себя открыть, если творчески поработать со структурой произведения. Взять небольшой рассказ и, не меняя практически ни слова в содержании, переделать структуру. Появится ли какой-то новый смысл в рассказе?

5. Язык, стиль произведения.  Творческие задания могут заключаться в том, чтобы:

- изложить произведение другим стилем (романтический, деревенский, спортивный, сказочный, научный, деловой, иронический, юмористический и т. д.). Что изменится? Вероятно, отношение (чувства) самого автора и читателей к героям и сюжету произведения, может измениться и основная идея произведения.  А вот уже вполне полновесная исследовательская тема: откуда вообще возникают разные стили? (Выявить РЕСУРСЫ, т. е. особенности, возможности разных стилей. Проследить связи с надсистемами). Интересно, а может ли стиль вообще отсутствовать? Можно ли создать новый стиль?  Как это сделать?

Ещё несколько видов творческих заданий:

  • Придумать красивые аналогии (приёмы ТРИЗ помогут в этом)
  • Выявить приёмы получения юмора и потом применить их в собственном сочинении.
  • Выявить приёмы воздействия на другие человеческие чувства (радость, страх, восторг, грусть, любовь, ненависть, человеколюбие, патриотизм и т. д.) Применить выявленные приёмы  путём сочинения собственных небольших сюжетов или законченных рассказов.

6. Герои, сюжет произведения.  Это, конечно, самое главное, за чем следит читатель. Как вы думаете, почему? Откуда берутся сюжеты и герои произведений?

Творческие задания по литературе на этом ярусе системного оператора:

  • анализ сюжета,  проблем возникающих перед героями, способов решения проблем, поступков героев;
  • поиск вариантов решения проблем;
  • перенос сюжетов во времени или пространстве;
  • анализ или даже просто пересказ событий с точки зрения разных героев. Сравнение полученных рассказов. Выводы.

7. Задания на взаимодействие (взаимосвязь) подсистем литературного произведения:

  • как влияют на тему, основную идею литературного произведения его подсистемы: язык, стиль, структура, герои, сюжет литературного произведения? (это уже целый набор исследовательских тем).

8. Исследовательские темы на взаимосвязь литературы и человека:

  • на какие составляющие человеческой сущности влияет литература?
  • Как влияет?
  • Как развитие человека влияет на литературу? Изменение (развитие) целей и содержания литературных произведений в связи с развитием человечества.

Аналогично можно сформулировать исследовательские цели на взаимосвязь литературы с миром науки, техники, искусства, на взаимовлияние литературы и человечества.

Выводы:  Инструменты ТРИЗ помогают выйти на новый системный уровень в выборе тематики и направлений исследовательской работы, выявить проблемы, найти варианты решения проблем.