Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А., (Санкт-Петербург, Россия)
Davydova V. U., Taratenko T. A. (ST. Petersburg, Russia)
Технология эффективной мыследеятельности.
Technology effective thinking made.
Модернизация дополнительного образования детей может быть реализована с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс различных инновационных технологий. Одна из известных технологий развивающего обучения – ТРИЗ. Внедрение этой технологии в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей требует глубоких научных исследований. Поэтому в 2002 году в Городском центре детского технического творчества (ГЦДТТ) Санкт-Петербурга, понимая необходимость этой деятельности, создана творческая группа по разработке и апробации экспериментальной программы повышения квалификации педагогов.
В качестве объекта исследования выбран процесс обучения технологии эффективной мыследеятельности педагогических работников образовательных учреждений. Концептуальной основой разрабатываемой методики является технология ТРИЗ, как наука о развитии систем и эффективном мышлении в любой области творчества. Предметом исследования являются - методические основы курса "Технология эффективной мыследеятельности".
Целью экспериментальной работы является разработка содержания и методики реализации курса “Технология эффективной мыследеятельности”. Эта методика базируется на объединении двух альтернативных систем - технического моделирования и ТРИЗ, она направлена на развитие личности, творческих способностей и навыков проектной деятельности. В основу интеграции положено использование инструментов ТРИЗ в техническом моделировании.
Гипотеза: методика, интегрирующая две системы обучения - техническое моделирование и ТРИЗ, позволит сделать более эффективным процесс обучения, направленный на развитие способности выдвигать и практически реализовывать оригинальные идеи.
В основу экспериментального курса “Технология эффективной мыследеятельности” положена программа годичных курсов “Основы ТРИЗ”, которая реализуется в ГЦДТТ на протяжении 5 лет, и программа обучения техническому моделированию. При разработке содержания курса учитывается опыт проведения и результаты ежегодных городского конкурса проектов технического моделирования и конструирования "От идеи до воплощения", как этапа Всероссийского конкурса юных техников - изобретателей среди обучающихся, и городской олимпиады по ТРИЗ.
Разработана экспериментальная программа курсов повышения квалификации “Технология эффективной мыследеятельности” на 40 часов, которая апробирована в Центрах творчества детей и юношества городов Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Набережные Челны, Пермь. На этих курсах в 2002 году прошло обучение 140 педагогов.
Программа курсов повышения квалификации “Технология эффективной мыследеятельности”. Учебно-тематический план.
Цель: повышение квалификации. Категория слушателей: педагогические работники ОУ
Срок обучения: 40 часов; Режим занятий: 8 часов в день
? |
Содержание |
Количество часов |
||
---|---|---|---|---|
п\п |
|
Теория |
Практика |
Форма контроля |
1 |
История создания, состояние и перспективы развития ТРИЗ. Структура ТРИЗ. Цели и задачи ТРИЗ – педагогики. Изобретательство и интеллектуальная собственность. Техническое творчество учащихся (ТТУ). |
2 |
|
|
2 |
Неалгоритмические методы активизации мышления: 1) Метод проб и ошибок. 2) Упорядочивание перебора вариантов – мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, МКВ. 3) Ассоциативные методы - бином фантазии, метод фокальных объектов. Составление ментальной карты по методам. |
4 |
2 семинар по методам |
|
3 |
Системное мышление. Понятие о системах и функциях. Структура систем. Типы функций. Системно-функциональный анализ. Приемы формирования системного мышления. Системный оператор. Экраны системного мышления. Модели ТТУ. Составление ментальной карты. |
6 |
2 семинар по СФА |
Проверочная работа 1 |
4 |
Диалектическое мышление. Противоречие как признак изобретательской задачи. Типы противоречий. Графическое изображение противоречий. Приемы разрешения противоречий. |
4 |
4 решение задач |
Проверочная работа 2 |
5 |
Изобретательские задачи: типы, уровни. Инструменты изобретателя. Идеальность. Ресурсы. Алгоритм решения задач. Законы развития систем. Информационный фонд ТРИЗ (обзор). ТТУ. Составление ментальной карты. |
4 |
4 семинар по использованию приемов |
Проверочная работа 3 |
6 |
Психологические аспекты творчества. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей. Психологическая инерция и методы борьбы с ней. Вербальные и вербально-образные методы РТВ. ТТУ. Составление ментальной карты. |
4 |
2
|
Проверочная работа 4 |
7 |
Итоговый зачет |
|
2 |
Зачетная работа |
|
Всего часов: 40 |
24 |
16 |
|
Особенностями реализации этой программы являются: занятия ведутся двумя преподавателями одновременно; используется метод погружения; чередование работы индивидуальной, в парах и группами; проведение практических семинаров по каждой теме; проведение в начале занятий проверочной работы по предыдущей теме с анализом и комментариями; составление ментальных карт, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала; слушателями выполняются практические творческие работы по техническому моделированию и конструированию.
Результатом экспериментальной работы должно явиться создание учебно-методического комплекса для реализации курса “Технология эффективной мыследеятельности”.