Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Технология эффективной мыследеятельности.

Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А., (Санкт-Петербург, Россия)

Davydova V. U., Taratenko T. A. (ST. Petersburg, Russia)

 

Технология эффективной мыследеятельности.

Technology effective thinking made.

 

            Модернизация дополнительного образования детей может быть реализована с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс различных инновационных технологий. Одна из известных технологий развивающего обучения – ТРИЗ. Внедрение этой технологии в образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей требует глубоких научных исследований. Поэтому в 2002 году в Городском центре детского технического творчества (ГЦДТТ) Санкт-Петербурга, понимая необходимость этой деятельности, создана творческая группа по разработке и апробации экспериментальной программы повышения квалификации педагогов. 

В качестве объекта исследования выбран процесс обучения технологии эффективной мыследеятельности педагогических работников образовательных учреждений. Концептуальной основой разрабатываемой методики  является технология ТРИЗ, как наука о развитии систем и эффективном мышлении в любой области творчества. Предметом исследования являются - методические основы курса "Технология эффективной мыследеятельности".

            Целью экспериментальной работы является разработка содержания и методики реализации курса “Технология эффективной мыследеятельности”. Эта методика базируется на объединении двух альтернативных систем - технического моделирования и ТРИЗ, она  направлена на развитие личности, творческих способностей и навыков проектной деятельности. В основу интеграции положено  использование инструментов ТРИЗ  в техническом моделировании.  

Гипотеза: методика, интегрирующая две системы обучения - техническое моделирование и ТРИЗ, позволит сделать более эффективным процесс обучения, направленный на развитие способности выдвигать и практически реализовывать оригинальные идеи.

            В основу экспериментального курса “Технология эффективной мыследеятельности” положена программа годичных курсов “Основы ТРИЗ”, которая реализуется в ГЦДТТ на протяжении 5 лет, и программа обучения техническому моделированию. При разработке содержания курса учитывается опыт проведения и результаты ежегодных городского конкурса проектов технического моделирования и конструирования "От идеи до воплощения", как  этапа Всероссийского конкурса юных техников - изобретателей среди обучающихся, и городской олимпиады по ТРИЗ.

            Разработана экспериментальная программа курсов повышения квалификации “Технология эффективной мыследеятельности” на 40 часов, которая апробирована в Центрах творчества детей и юношества городов Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Набережные Челны, Пермь. На этих курсах в 2002 году прошло обучение 140 педагогов. 

Программа курсов повышения квалификации “Технология эффективной мыследеятельности”. Учебно-тематический план.

           

Цель: повышение квалификации. Категория слушателей: педагогические работники ОУ

            Срок обучения: 40 часов; Режим занятий: 8 часов в день

?

Содержание

Количество часов

п\п

 

Теория

Практика

Форма контроля

 

1

История создания, состояние и перспективы развития ТРИЗ. Структура ТРИЗ.  Цели и задачи ТРИЗ – педагогики. Изобретательство и интеллектуальная собственность. Техническое творчество учащихся (ТТУ).

2

 

 

2

Неалгоритмические методы активизации мышления:

1) Метод проб и ошибок. 2) Упорядочивание перебора вариантов – мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, МКВ. 3) Ассоциативные методы - бином фантазии, метод фокальных объектов.

Составление ментальной карты по методам.

4

2

семинар по методам

 

3

Системное мышление. Понятие о системах и функциях. Структура систем. Типы функций. Системно-функциональный анализ. Приемы формирования системного мышления. Системный оператор. Экраны системного мышления. Модели ТТУ.

Составление ментальной карты.

6

2

семинар по СФА

Проверочная работа 1

4

Диалектическое мышление. Противоречие как признак изобретательской задачи. Типы противоречий. Графическое изображение противоречий. Приемы разрешения противоречий.

4

4 решение задач

Проверочная работа 2

5

Изобретательские задачи: типы, уровни. Инструменты изобретателя. Идеальность. Ресурсы. Алгоритм решения задач. Законы развития систем. Информационный фонд ТРИЗ (обзор). ТТУ.

Составление ментальной карты.

4

4 семинар по использованию приемов

Проверочная работа 3

6

Психологические аспекты творчества. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей. Психологическая инерция и методы борьбы с ней. Вербальные и вербально-образные методы РТВ. ТТУ.

Составление ментальной карты.

4

2

 

Проверочная работа 4

7

Итоговый зачет

 

2

Зачетная работа

 

Всего часов:  40

24

16

 

Особенностями реализации этой программы являются: занятия ведутся двумя преподавателями одновременно; используется метод погружения; чередование работы индивидуальной, в парах и группами; проведение практических семинаров по каждой теме; проведение в начале занятий проверочной работы по предыдущей теме с анализом и комментариями; составление ментальных карт, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала; слушателями выполняются практические творческие работы по техническому моделированию и конструированию.

            Результатом экспериментальной работы должно явиться создание учебно-методического комплекса для реализации курса “Технология эффективной мыследеятельности”.