Шустерман Михаил Наумович (Норильск, Россия)
Shousterman Mikhail (Norilsk, Russia)
Схема талантливого мышления. Система стандартов или уровней
применения системного оператора.
Тhe circuit of talented thinking. System of the standards or levels of application
of the system operator.
Этот инструмент может применяться как трехлетками, так и учеными мужами. В данной работе он рассматривается с учетом степени сложности его видения и представлен в виде 10 стандартов или уровней возможного использования системного оператора схемы талантливого мышления.
This tool can be applied as трехлетками, and men of science. In the given job he is considered (examined) in view of a degree of complexity of his(its) vision and is submitted as 10 standards or levels of possible(probable) use of the system operator of the circuit of talented thinking.
Схема талантливого мышления или Системный оператор, возможно, применяется Вами с какой-то степени с рождения и без этой терминологии. Используется он и ТРИЗовцами – это теми, кто изучает и применяет отечественную Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), знакомыми с этим элементом ТРИЗ.
Этот инструмент может применяться как трехлетками, так и учеными мужами. В данной работе он рассматривается с учетом степени сложности его видения и представлен в виде 10 стандартов или уровней возможного использования системного оператора схемы талантливого мышления.
Тем самым каждый сможет определить свой уровень понимания этого инструмента, способность и необходимость применения его в своей деятельности.
Сам же системный оператор позволяет рассмотреть ситуацию и увидеть в ней целый мир и многогранную гамму задач, содержащихся в нем.
Знакомство и применение этого инструмента позволит:
увидеть цельность окружающего мира и его составляющих, заглянув в экраны системного оператора;
увидеть себя в нем или рядом в ином – своем личном мире;
в дальнейшем, можно рассмотреть эти миры как единое целое, с бурлящими или затаенными противоречиями бытия.
В процессе обработки металлов есть целый арсенал технологических процессов, например: токарная обработка, слесарная, фрезерная, сварка и т. д.
В каждой из них имеется соответствующая градация – разряд специалиста. Так, в обязанности токаря 4 разряда входит только часть обязанностей токаря 6 разряда. Как и в любой специальности есть соответствующие квалификационные уровни владения технологией.
Схема талантливого мышления тоже технология, которая является составной частью Алгоритма решения изобретательских задач.
Рассмотрим соответствующие уровни владения этой технологией для самооценки своей работы.
Стандарты или уровни применения схемы талантливого мышления.
|
Система и ее главная функция. С - система
-
С
|
составные части, признаки. ПС – подсистема.
|
|||
- Система и ее подсистемы: Элементы минимально работоспособной
|
системы (МРС) и воссоздание системы из элементов МРС, выполняю-
щей главную функцию.
|
|||
-
С
НС – надсистема.
|
|
- Сквозной проход по структуре (ПС-С-НС, НС-С-ПС) с анализом
|
видоизменения функции на каждом структурном уровне.
- Развитие системы во времени.
Прошлое Будущее
- Структурно-функциональный временной анализ
по системному оператору (по 9-ти экранам).
- Процессы свертывания и развертывания системы.
- Объемный системный оператор - ОСО.
- Стратегия развития:
Анализ Структурно-функционального временного развития системы с использованием МРС всего системного оператора по структуре и по функции.
Предлагаемая система стандартов или уровней была опробована автором:
в 2000 – 2003 г.г. при анализе изучаемых предметов учащимися с 1 по 11 класс в первой в СССР, а ныне в России светской христианской школе «Негосударственном общеобразовательном учреждении школе «Благодать» г. Холмск Сахалинской области,
в 2001г. в виде 18 часового курса «Схема талантливого мышления в учебном процессе», представленного выпускному курсу Норильского педагогического училища с последующим анализом каждым слушателем своей выпускной работы по стандартам Схемы талантливого мышления. При защите работ студентами было отмечено, стремление ими завысить оценку по стандарту своей работы. По содержанию защищаемой работы они сами определяли соответствие реальному уровню из 10 предложенных стандартов.