Рубин Михаил Семенович, Рубина Наталия Викторовна (Петрозаводск, Россия)
Rubin Mikhail, Rubina Nataly (Petrozavodsk, Russia)
Конкурсы МА ТРИЗ по решению творческих задач для школьников и студентов.
Competitions МА ТРИЗ under the decision of creative tasks for the schoolboys and students.
В Международной Ассоциации ТРИЗ в течение 3-х лет проходят конкурсы по решению творческих задач для школьников и студентов. Полная информация о конкурсах размещена на сайте МА ТРИЗ (matriz@karelia.ru ); вы можете познакомиться с лучшими работами, присланными на конкурс.
In the MA TRIZ within the 3-rd years pass competitions under the decision of creative tasks for the schoolboys and students. The complete information on competitions is placed on sait МА ТРИЗ (http://matriz.karelia.ru ); you can get acquainted with the best works sent on competition.
Впервые конкурс был организован в 2000 году. Было разработано Положение о конкурсе (Гафитулин М.С., Рубин М.С., Рубина Н.В., Селюцкий А.Б.), подготовлены задания (Рубин М.С., Рубина Н.В.), разработана символика конкурса (Гафитулин М.С.). В Жюри конкурса вошли Мастера ТРИЗ Митрофанов В.В. (председатель жюри), Гафитулин М.С., Рубин М.С., Селюцкий А.Б., Тригуб А.В.
В конкурсе «ТРИЗ-2000» приняли участие представители 5 Общественных Организаций ТРИЗ. Всего было представлено 91 работа.
№ |
город, ОО-ТРИЗ |
кол-во работ |
1 |
Чебоксары, «ТРИЗ-Чебоксары» |
14 |
2 |
Днепропетровск, «Днепро-ТРИЗ» |
10 |
3 |
Петрозаводск, «ТРИЗ-Карелия» |
31 |
4 |
Красноярск, «ТРИЗ-Красноярск» |
28 |
5 |
Жуковский, «Восхождение» |
6 |
6 |
Красноярск |
2 |
Представленные работы рассматривались по четырем возрастным группам: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы, студенты. Были представлены также работы преподавателей по ТРИЗ и РТВ, коллективные работы.
Кроме работ, в которых были выполнены задания конкурса, многие участники прислали свои исследовательские работы, представили решенные ими изобретательские задачи, фантастические рассказы, методические разработки.
Итоги конкурса были подведены на прошедшей 16-17 августа 2000 года в г. Петрозаводске конференции Международной ассоциации ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни». Дипломами Лауреатов конкурса были награждены 25 участников конкурса. Участники конференции познакомились со всеми конкурсными работами.
Конкурс «ТРИЗ-2001» проводился по следующим номинациям.
- На лучшую сказку.
- На лучший фантастический рассказ.
- На лучшее изобретательское решение в технике.
- На лучшее изобретательское решение в нетехнических областях.
- На лучший исследовательский проект.
6. Преподаватели ТРИЗ-РТВ
На конкурс были также представлены работы (например, преподавателей и разработчиков ТРИЗ), касающиеся вопросов практического и теоретического использования ТРИЗ:
- работы, выполненные с применением методов РТВ и ТРИЗ
- картотеки задач, упражнений, примеров и др.
- решения творческих задач
- фантастические рассказы, сказки и др.
- исследовательские работы
Как и первый, конкурс «ТРИЗ-2001» проходил в два этапа.
I этап – региональный.
Проводится в школах, гимназиях, колледжах, лицеях, клубах творчества, техникумах, ВУЗах и др. Итоги 1-го этапа конкурса подводятся с участием региональных Общественных Организациях ТРИЗ. Лучшие работы представляются на Международный конкурс.
II этап – международный.
Лучшие работы, представленные региональными Общественными Организациями ТРИЗ, будут рассмотрены в Международной Ассоциации ТРИЗ. Итоги второго этапа будут подведены во время съезда Международной Ассоциации ТРИЗ.
На второй конкурс свои работы прислали представители 16 ОО-ТРИЗ из 4 стран мира. Всего рассматривалось 153 работы.
№ |
город, ОО ТРИЗ |
количество работ |
1 |
Жуковский, «Восхождение». |
15 |
2 |
Днепропетровск, «ДнепроТРИЗ» |
1 |
3 |
Челябинск |
1 |
4 |
Санкт-Петербург |
3 |
5 |
Беларусь, Глубокое |
8 |
6 |
Красноярск, «ТРИЗ-Красноярск» |
44 |
7 |
Красноярск |
11 |
8 |
Петрозаводск, ОО «ТРИЗ-Карелия» |
14 |
11 |
Норильск, ОО «ТРИЗ-Норильск» |
3 |
12 |
Израиль, АТИ |
21 |
13 |
Усть-Илимск, Иркутской обл., школа № 15 |
3 |
14 |
Усть-Илимск, Иркутской обл., школа № 5 |
2 |
15 |
Усолье-Сибирское, Иркутской обл., лицей № 1 |
7 |
16. |
Чебоксары, ОО ТРИЗ-Чебоксары |
20 |
Итоги конкурса подводились по 5-ти возрастным группам: 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы, студенты. На конкурс были представлены программы и методические разработки по ТРИЗ и РТВ.
Дипломы Лауреатов конкурса присуждены 16 участникам; 28 работ удостоились дипломов 2-й и 3-й степени.
Работа по конкурсам проходила в заочной форме. Однако уже по присланным работам можно было судить о направлениях работы разных школ ТРИЗ. В 2001 году участники и организаторы конкурсов получили возможность познакомиться друг с другом, узнать о проведенной работе, поработать вместе. С 12 по 15 октября 2001 года в г. Петрозаводске прошла конференция школьников и студентов “ИКАРиада-2001”. В ее работе приняли участие около 80 человек. В город на берегу Онежского озера приехали представители ОО “Днепро-ТРИЗ”, ОО “Восхождение”, ОО “ТРИЗ-Красноярск”, ОО “ТРИЗ-Норильск”, ОО “ТРИЗ-Чебоксары”, ОО “ТРИЗ-Карелия”. В открытии конференции приняли участие Комарчева Л. Д. и Комарчева Юна. В работе конференции также принял участие представитель ОО “ТРИЗ-Франс” Авраам Серединский. Изданы материалы конференции. Более подробно о проведении конференции можно узнать на сайте МА ТРИЗ http://matriz.karelia.ru/conf/ikariada/index.shtml На сайте размещены информация об участниках конференции и ее спонсорах; фотогалерея конференции и другая информация.
На конференции было принято решение проводить “ИКАРиады” каждые 5 лет (в юбилейные для ТРИЗ-движения годы), и продумать проведение детских конференций по ТРИЗ.
Центральной темой “ИКАРиады-2001” выбрана задача, предложенная Г.С. Альтшуллером, о “черном ящике” цивилизации. М.С. Рубин, опираясь на проведенные исследования в области развития цивилизаций, начатые совместно с Генрихом Сауловичем, предложил участникам “ИКАРиады-2001” начать работу по анализу и решению этой исследовательской задачи.
Задания конкурса “ТРИЗ-2002” были связаны с задачей о “черном ящике” цивилизации. Работа по решению Задачи требует проведения исследований в самых разных областях; от сбора и анализа картотек, до решения конкретных технических задач. Причем, работу можно организовать так, чтобы она была интересна как ученикам младшей школы, так и их преподавателям. Решение задачи о “черном ящике” цивилизации предполагает очень разные направления исследований, и задания конкурса “ТРИЗ-2002” позволяют представить очень разные работы.
Всего на конкурс были представлены 90 работ школьников, студентов и преподавателей ТРИЗ. Итоги подводились по 6 возрастным группам: 1-4 классы; 5-7 классы; 8-9 классы; 10-11 классы; студенты; преподаватели. В каждой группе рассматривались две номинации – по теме «черный ящик» цивилизации и по свободной теме. Большинство присланных на конкурс работ очень интересные, было трудно выделить наиболее удачные из них. В некоторых случаях нам приходилось давать несколько Дипломов 1-й степени в одной номинации.
№ |
город, ОО-ТРИЗ |
количество работ |
1 |
Усолье-Сибирское |
4 |
2 |
Глубокое (Беларусь) |
7 |
3 |
Петрозаводск, «ТРИЗ-Карелия» |
5 |
4 |
Рыбинск |
2 |
5 |
Усолье-Сибирское |
8 |
6 |
Красноярск «ТРИЗ-Красноярск» |
38 |
7 |
Беер Шева (Ассоциация ТРИЗ Израиля) |
7 |
8 |
Норильск, «ТРИЗ-Норильск» |
7 |
9 |
Новгород «НООО-ТРИЗ» |
1 |
10 |
Санкт-Петербург, «ТРИЗ-Петербург» |
3 |
11 |
Чебоксары «ТРИЗ-Чебоксары» |
4 |
12 |
Сыктывкар |
2 |
13 |
Реж, Свердловской обл. |
1 |
14 |
Белая Церковь |
1 |
Работы, присланные на конкурс «ТРИЗ-2002», представляют очень большой интерес для исследований в области развития цивилизаций. Мы планируем подготовить аналитический материал и предложить новые темы для молодых исследователей.
По итогам были присуждены 29 Дипломов лауреатов конкурса.
21 января 2003 года МА ТРИЗ был объявлен 4-й конкурс по решению творческих задач для школьников и студентов «ТРИЗ-2003».
12 декабря 2002 года в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась официальная церемония, посвященная проведению Международного года пресной воды, который по предложению Таджикистана и при поддержке 148 стран-членов ООН провозгласила 2003 год.
Тема ВОДЫ кажется нам важной и интересной для исследования, поэтому задания 4-го конкурса МА ТРИЗ по решению творческих задач связаны с темой ВОДЫ.
Мы благодарим Г.И. Иванова, Ю.С. Мурашковского, М.С. Гафитулина, Ю.П. Саламатова, приславших свои задания для конкурса «ТРИЗ-2003»!
Традиции конкурсов МА ТРИЗ только закладываются. Надеемся, что доброй традицией нашего конкурса станут красивые решения и радость встречи с интересными людьми.
Опыт проведения конкурсов МА ТРИЗ показал, что эта работа активизирует развитие системы образования в области ТРИЗ. Для многих школьников, студентов, преподавателей и образовательных учреждений участие и победы в конкурсе стали серьезным стимулом для дальнейшего обучения по ТРИЗ. Накапливается очень полезный информационный и методологический материал, который можно использовать в программах обучения ТРИЗ. Многие работы, присланные на конкурс, в дальнейшем были использованы при подготовке конференций МА ТРИЗ и формировании системы аттестации и сертификации специалистов по ТРИЗ.