Рубин М.С., Рубина Н.В. Конкурсы МА ТРИЗ по решению творческих задач для школьников и студентов.

Рубин Михаил Семенович, Рубина Наталия Викторовна (Петрозаводск, Россия)

Rubin Mikhail, Rubina Nataly (Petrozavodsk, Russia)

 

Конкурсы МА ТРИЗ по решению творческих задач для школьников и студентов.

Competitions МА ТРИЗ under the decision of creative tasks for the schoolboys and students.

В Международной Ассоциации ТРИЗ в течение 3-х лет проходят конкурсы по решению творческих задач для школьников и студентов. Полная информация о конкурсах размещена на сайте МА ТРИЗ (matriz@karelia.ru ); вы можете познакомиться с лучшими работами, присланными на конкурс.

In the MA TRIZ within the 3-rd years pass competitions under the decision of creative tasks for the schoolboys and students. The complete information on competitions is placed on sait МА ТРИЗ (http://matriz.karelia.ru ); you can get acquainted with the best works sent on competition.

 

Впервые конкурс был организован в 2000 году. Было разработано Положение о конкурсе (Гафитулин М.С., Рубин М.С., Рубина Н.В., Селюцкий А.Б.), подготовлены задания (Рубин М.С., Рубина Н.В.), разработана символика конкурса (Гафитулин М.С.). В Жюри конкурса вошли Мастера ТРИЗ Митрофанов В.В. (председатель жюри), Гафитулин М.С., Рубин М.С., Селюцкий А.Б., Тригуб А.В.

В конкурсе «ТРИЗ-2000» приняли участие представители 5 Общественных Организаций ТРИЗ. Всего было представлено 91 работа.

город, ОО-ТРИЗ

кол-во работ

1

Чебоксары, «ТРИЗ-Чебоксары»

14

2

Днепропетровск, «Днепро-ТРИЗ»

10

3

Петрозаводск, «ТРИЗ-Карелия»

31

4

Красноярск, «ТРИЗ-Красноярск»

28

5

Жуковский, «Восхождение»

6

6

Красноярск

2

Представленные работы рассматривались по четырем возрастным группам: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы, студенты. Были представлены также работы преподавателей по ТРИЗ и РТВ, коллективные работы.

Кроме работ, в которых были выполнены задания конкурса, многие участники прислали свои исследовательские работы, представили решенные ими изобретательские задачи, фантастические рассказы, методические разработки.

Итоги конкурса были подведены на прошедшей 16-17 августа 2000 года в г. Петрозаводске конференции Международной ассоциации ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни». Дипломами Лауреатов конкурса были награждены 25 участников конкурса. Участники конференции познакомились со всеми конкурсными работами.

Конкурс «ТРИЗ-2001» проводился по следующим номинациям.

  1. На лучшую сказку.
  2. На лучший фантастический рассказ.
  3. На лучшее изобретательское решение в технике.
  4. На лучшее изобретательское решение в нетехнических областях.
  5. На лучший исследовательский проект.

6.    Преподаватели ТРИЗ-РТВ

На конкурс были также представлены работы (например, преподавателей и разработчиков ТРИЗ), касающиеся вопросов практического и теоретического использования ТРИЗ:

- работы, выполненные с применением методов РТВ и ТРИЗ

- картотеки задач, упражнений, примеров и др.

- решения творческих задач

- фантастические рассказы, сказки и др.

- исследовательские работы

Как и первый, конкурс «ТРИЗ-2001» проходил в два этапа.

I этап – региональный.

 Проводится  в школах, гимназиях, колледжах, лицеях, клубах творчества, техникумах, ВУЗах и др. Итоги 1-го этапа конкурса подводятся с участием региональных Общественных Организациях ТРИЗ. Лучшие работы представляются на Международный конкурс.

II этап – международный.

Лучшие работы, представленные региональными Общественными Организациями ТРИЗ, будут рассмотрены в Международной Ассоциации ТРИЗ. Итоги второго этапа будут подведены во время съезда Международной Ассоциации ТРИЗ.

На второй конкурс свои работы прислали представители 16 ОО-ТРИЗ из 4 стран мира. Всего рассматривалось 153 работы.

город, ОО ТРИЗ

количество работ

1

Жуковский, «Восхождение».

15

2

Днепропетровск, «ДнепроТРИЗ»

1

3

Челябинск

1

4

Санкт-Петербург

3

5

Беларусь, Глубокое

8

6

Красноярск, «ТРИЗ-Красноярск»

44

7

Красноярск

11

8

Петрозаводск, ОО «ТРИЗ-Карелия»

14

11

Норильск, ОО «ТРИЗ-Норильск»

3

12

Израиль, АТИ

21

13

Усть-Илимск, Иркутской обл., школа № 15

3

14

Усть-Илимск, Иркутской обл., школа № 5

2

15

Усолье-Сибирское, Иркутской обл., лицей № 1

7

16.

Чебоксары, ОО ТРИЗ-Чебоксары

20

Итоги конкурса подводились по 5-ти возрастным группам: 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы, студенты. На конкурс были представлены программы и методические разработки по ТРИЗ и РТВ.

Дипломы Лауреатов конкурса присуждены 16 участникам; 28 работ удостоились дипломов 2-й и 3-й степени.

Работа по конкурсам проходила в заочной форме. Однако уже по присланным работам можно было судить о направлениях работы разных школ ТРИЗ. В 2001 году участники и организаторы конкурсов получили возможность познакомиться друг с другом, узнать о проведенной работе, поработать вместе. С 12 по 15 октября 2001 года в г. Петрозаводске прошла конференция школьников и студентов “ИКАРиада-2001”. В ее работе приняли участие около 80 человек. В город на берегу Онежского озера приехали представители ОО “Днепро-ТРИЗ”, ОО “Восхождение”, ОО “ТРИЗ-Красноярск”, ОО “ТРИЗ-Норильск”, ОО “ТРИЗ-Чебоксары”, ОО “ТРИЗ-Карелия”. В открытии конференции приняли участие Комарчева Л. Д. и Комарчева Юна. В работе конференции также принял участие представитель ОО “ТРИЗ-Франс” Авраам Серединский. Изданы материалы конференции. Более подробно о проведении конференции можно узнать на сайте МА ТРИЗ http://matriz.karelia.ru/conf/ikariada/index.shtml На сайте размещены информация об участниках конференции и ее спонсорах; фотогалерея конференции и другая информация.

На конференции было принято решение проводить “ИКАРиады” каждые 5 лет (в юбилейные для ТРИЗ-движения годы), и продумать проведение детских конференций по ТРИЗ.

Центральной темой “ИКАРиады-2001” выбрана задача, предложенная Г.С. Альтшуллером, о “черном ящике” цивилизации. М.С. Рубин, опираясь на проведенные исследования в области развития цивилизаций, начатые совместно с Генрихом Сауловичем, предложил участникам “ИКАРиады-2001” начать работу по анализу и решению этой исследовательской задачи.

Задания конкурса “ТРИЗ-2002” были связаны с задачей о “черном ящике” цивилизации. Работа по решению Задачи требует проведения исследований в самых разных областях; от сбора и анализа картотек, до решения конкретных технических задач. Причем, работу можно организовать так, чтобы она была интересна как ученикам младшей школы, так и их преподавателям. Решение задачи о “черном ящике” цивилизации предполагает очень разные направления исследований, и задания конкурса “ТРИЗ-2002” позволяют представить очень разные работы.

Всего на конкурс были представлены 90 работ школьников, студентов и преподавателей ТРИЗ. Итоги подводились по 6 возрастным группам: 1-4 классы; 5-7 классы; 8-9 классы; 10-11 классы; студенты; преподаватели. В каждой группе рассматривались две номинации – по теме «черный ящик» цивилизации и по свободной теме. Большинство присланных на конкурс работ очень интересные, было трудно выделить наиболее удачные из них. В некоторых случаях нам приходилось давать несколько Дипломов 1-й степени в одной номинации.

город, ОО-ТРИЗ

количество работ

1

Усолье-Сибирское

4

2

Глубокое (Беларусь)

7

3

Петрозаводск, «ТРИЗ-Карелия»

5

4

Рыбинск

2

5

Усолье-Сибирское

8

6

Красноярск «ТРИЗ-Красноярск»

38

7

Беер Шева (Ассоциация ТРИЗ Израиля)

7

8

Норильск, «ТРИЗ-Норильск»

7

9

Новгород «НООО-ТРИЗ»

1

10

Санкт-Петербург, «ТРИЗ-Петербург»

3

11

Чебоксары «ТРИЗ-Чебоксары»

4

12

Сыктывкар

2

13

Реж, Свердловской обл.

1

14

Белая Церковь

1

Работы, присланные на конкурс «ТРИЗ-2002», представляют очень большой интерес для исследований в области развития цивилизаций. Мы планируем подготовить аналитический материал и предложить новые темы для молодых исследователей.

По итогам были присуждены 29 Дипломов лауреатов конкурса.

21 января 2003 года МА ТРИЗ был объявлен 4-й конкурс по решению творческих задач для школьников и студентов «ТРИЗ-2003».

12 декабря 2002 года в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась официальная церемония, посвященная проведению Международного года пресной воды, который по предложению Таджикистана и при поддержке 148 стран-членов ООН провозгласила 2003 год.

Тема ВОДЫ кажется нам важной и интересной для исследования, поэтому задания 4-го конкурса МА ТРИЗ по решению творческих задач связаны с темой ВОДЫ.

Мы благодарим Г.И. Иванова, Ю.С. Мурашковского, М.С. Гафитулина, Ю.П. Саламатова, приславших свои задания для конкурса «ТРИЗ-2003»!

Традиции конкурсов МА ТРИЗ только закладываются. Надеемся, что доброй традицией нашего конкурса станут красивые решения и радость встречи с интересными людьми.

Опыт проведения конкурсов МА ТРИЗ показал, что эта работа активизирует развитие системы образования в области ТРИЗ. Для многих школьников, студентов, преподавателей и образовательных учреждений участие и победы в конкурсе стали серьезным стимулом для дальнейшего обучения по ТРИЗ. Накапливается очень полезный информационный и методологический материал, который можно использовать в программах обучения ТРИЗ. Многие работы, присланные на конкурс, в дальнейшем были использованы при подготовке конференций МА ТРИЗ и формировании системы аттестации и сертификации специалистов по ТРИЗ.