Козырева Н.А. Выставка игрушек-изобретений как системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ.

Козырева Нелли Арнольдовна (Могилев, Беларусь)

Kozyreva Nelly (Mogilev, Belarus)

 

Выставка игрушек-изобретений как

системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ.

Exhibition of toys-inventions as centre for propaganda and education TRIZ, GSTL, CID.

 

В докладе описаны концепция создания Выставки игрушек-изобретений, взаимосвязи между её отдельными структурными элементами для достижения системного эффекта – создания среды, в которой человек может не только развить свои творческие способности, но и научиться реализовывать свои творческие идеи (достижение Достойной Цели). 

In report the concept of creation the Exhibition of toys-inventions and interrelations between its separate structural elements are described. The system effect is creation of the environment in which the person can not only develop the creative abilities, but also learn to realize the own creative ideas (achievement of the Worthy Purpose).

 

В последнее десятилетие в нашем обществе утверждается новая ценность «успешность человека». Может ли ТРИЗ быть востребована в новых экономических реалиях? Да, может. Изначально ТРИЗ была ориентирована на выработку у профессионала-инженера новых, творческих навыков, позволяющих ему успешно решать проблемы и создавать новые творческие продукты [1].  ТРИЗ-педагоги  за последние 15 лет много сделали для того, чтобы некоторые инструменты ТРИЗ стали доступны детям, развивая базовые составляющие творческого мышления: диалектическую логику и управляемое воображение. Однако при всех  достижениях инженеров и педагогов в ТРИЗ, пока не проводится системная работа по созданию имиджа ТРИЗ как методологии, позволяющей обученному ей человеку добиваться успешности в жизни. На мой взгляд, необходимо специально обучать ЖСТЛ на примере «живых людей» – ТРИЗ-специалистов. Обучать  поиску, постановке и достижению (в том числе с помощью инструментов ТРИЗ)  Достойной Цели [2].

Задача расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как  самый эффективный способ активного развития личности. Р. Штернберг, профессор психологии и образования из Йельского университета полагает, что успешное творчество в жизни не сводится только к способности генерировать новые идеи [3]. Он предлагает вырабатывать у людей три различные составляющие успешной  самореализации:

  1. Собственно  творческую: умение находить  новые интересные  идеи, выходить за рамки принятых норм,   видеть скрытые для других возможности.
  2. Аналитическую: способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия новых идей, решать проблемы и принимать решения.
  3.  Практическую: умение реализовывать идеи. Даже самая великолепная идея бесполезна, пока её не воплотят в реальном мире в виде эффективного решения, пока она не принесёт своих плодов.

ТРИЗ предлагает человеку  готовые инструменты для творческой и аналитической составляющей успеха: типовые приёмы и стандарты, 9-Windows, законы развития систем, методы РТВ. Надо  «добавить» практическую часть и научить авторов реализовывать  в жизни придуманные идеи!

 

Концепция Проекта «Выставка игрушек-изобретений»

Предлагаю для системного обучения развитию творческого аналитического практического мышления организовать специальную постоянно действующую Выставку - экспозицию игрушек-изобретений и разместить её в месте массового отдыха взрослых и детей, например Диснейленде или Аквапарке.

Цель: создать такую среду, в которой человек (ребёнок и взрослый) может не только развить свои творческие способности, но и научится реализовывать свои творческие идеи (достижение Достойной Цели)

 

Задача Выставки (ГПФ): обучать детей и взрослых на основе игрушек-изобретений:

- пользоваться творческими приёмами (инструменты ТРИЗ)  для придумывания новых идей в технической и литературной  областях  творчества;

- навыкам реализации своих идей, воплощения их в жизнь.

 

Системный эффект:  При массовом обучении детей и их родителей приемам творчества, изобретательства (ТРИЗ) и изготовлению придуманных ими игрушек (сказок, фантастики), возможно воспитание поколения инициативной и творческой молодёжи, способной самостоятельно ставить и решать  творческие задачи, вырабатывать свою личную ЖСТЛ, стремиться к Достойной Цели (ДЦ).

 

ИКР: Дети и взрослые, отдыхая, «играючи», одновременно «самообучаются» навыкам успешной творческой самореализации.  Выставка возникает «сама» (по желанию и усилиями надсистем).

 

Ресурсы: «самообучающая», развивающая среда из игрушек-изобретений. Она возникнет, если соединить ресурсы системы образования (методики преподавания ТРИЗ, ТРИЗ-специалисты),  индустрии развлечения (поток посетителей – дети и их родители, помещения) и  венчурного капитала (финансы) для  пропаганды и обучения людей ТРИЗ во время отдыха, развлечения. Для привлечения ресурсов инвесторов необходима эксклюзивность Выставки, что обеспечивается собранием коллекции из всех когда либо запатентованных в мире игрушек.

Проект Выставки, структура экспозиции, этапы реализации проекта, возможности получения финансирования подробно изложены в работах [4-7]. В данном докладе показана взаимосвязь всех разделов Выставки, необходимая для достижения системного эффекта.

 

Формирование ЖСТЛ

Формирование жизненной стратегии творческой личности предполагает среди прочих обучение таким навыкам, как умение выбрать Достойную цель и разработать реальную программу её выполнения, контролировать выполнение и осуществлять коррекцию цели или способов её достижения. При этом овладение ТРИЗ как техникой решения творческих, нестандартных задач, которые встречаются на пути к цели, является только одной из множества задач. Очень важно показать ребёнку и взрослому - какие этапы ему придётся пройти на пути к его ДЦ, какие специалисты (Наставники) могут помочь ему реализовать ДЦ, научить реально оценивать свою идею, конструктивно общаться с людьми [8]. 

 

Допущения

Для практического обучения ТРИЗ и ЖСТЛ на Выставке приняты следующие допущения:

- Ребёнка и взрослого можно научить изобретать с помощью одного из инструментов ТРИЗ на примере игрушек-изобретений в режиме «разового посещения» (одна из возможных методик обучения описана в [9]);

- Придуманная посетителем игрушка может стать для него актуальной Достойной Целью, которую он будет стремиться претворить в жизнь;

- Различные залы Выставки соответствуют различным этапам продвижения Изобретателя по пути достижения ДЦ;

- Успешно реализованный один цикл достижения ДЦ создаст у ребёнка и взрослого позитивный «психологический якорь» для возвращения на Выставку и продолжения систематического обучения различным инструментам ТРИЗ;

-  На Выставке должны проводиться как мини-курсы (разовые занятия по 20-30 минут), так и системные курсы по освоению различных инструментов ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ.

- Слушатели «системных» курсов по ТРИЗ должны в качестве практического обучения  выступить в роли гида по каждому мини-курсу.

 

Путь к достижению ДЦ

Творческий Путь Изобретателя  к достижению ДЦ реализуется в следующих залах:

Залы игрушек-изобретений:

-  придумывает новую идею

Зал  «Изобретающих  Компьютеров»:

  • проверяет на новизну и оригинальность;
  • получает «творческий патент».

Творческая Мастерская:

  • изготавливает модель новой игрушки;

-    заключает «авторский», или «лицензионный» договор на  выпуск игрушки.

Зал начинающих изобретателей:

- знакомится с реальными достижениями посетителей как примером успешного продвижения по этапам реализации ДЦ.

Помимо обучения логическим инструментам мышления с помощью ТРИЗ, будущему изобретателю необходимо (а детям и их родителям полезно) ознакомиться с методами РТВ. Особенно интересно это будет детям, если мини-обучающие занятие (по 20-30 минут) проводить в Зале Сказок.  В этом же зале возможно проведение  продолжительных семинаров по обучению ТРИЗ-педагогов.

Выставка игрушек-изобретений – это не только обучение, но и развлечение. Поэтому необходима Библиотека Игр – в которой можно поиграть с любой игрой или игрушкой  из коллекции Выставки. В библиотеке могут также продаваться в качестве рекламных сувениров все экспонаты Выставки, обеспечивая дополнительный доход.

 
Встреча с Чудом

Продвигаясь по разным залам, в каждом из них ребёнок и взрослый не только придумывают новую идею, но и ДЕЛАЮТ  дальнейшие шаги по  её реализации – проверяют на оригинальность и новизну, получают «творческий патент», «издают» сказку и  изготавливают макет игрушки, заключают «авторский договор». Таким образом мы знакомим  начинающего изобретателя с тем путём, которым ему придётся пройти на дороге в его Достойной Цели. Ребёнок  познакомится  с людьми, которые ему нужны будут  для реализации его идей – патентоведы, издатели, мастера, экономисты. И очень важно, чтобы  на каждом шаге он получал психологическое «подкрепление»  как в виде  материальных  предметов («патентов», «изданной» сказки, макета его идеи, «его стенда»), так и в виде положительного эмоционального заряда [10]. Посещение такой Выставки должно стать для ребёнка и его родителей настоящей «Встречей с чудом» и будет способствовать формированию собственной творческой стратегии жизни.

 

Возможности

Отдельные элементы будущей Выставки - выставочные залы по отдельным игрушкам, физическим эффектам, библиотеки игр, экспресс – патентная проверка, прогнозирование дальнейшего развития идеи с помощью ТРИЗ-программ, творческие мастерские (бывшие станции юных техников) – успешно существуют в разных странах, в разных организациях, выполняя свои специальные, узкие функции.  Поэтому данный Проект Выставки игрушек-изобретений – это попытка соединить известные, но разрозненные в пространстве  элементы в единое целое  - в одном месте, в одно время - для получения нового системного эффекта.

Организация  обучения ТРИЗ   в местах массового отдыха позволит:

  1. Организовать популяризацию ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ за счёт большого количества посетителей Диснейлендов и Аквапарков.
  2. В игровой, занимательной форме эффективно обучать ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ, совмещая  обучение с  развлечением взрослых и детей.
  3. Обучать студентов (педагогов, инженеров) работе  по обучению ТРИЗ-РТВ-ЖСТЛ.
  4. Организовать творческие мастерские по изготовлению придуманных  посетителями игрушек.
  5. Организовать маркетинговые центры, на практике обучающие вопросам организации венчурных фирм, производства и сбыта для придуманных посетителями игрушек.
  6. Проводить культурные мероприятия по  расширению  дружеских контактов - приглашая детей и взрослых  со всего мира  на отдых, обучение, участие в творческих конкурсах.
  7. Системно использовать ресурсы развлекательных учреждений и  венчурного капитала для обучения отдыхающих  навыкам успешной творческой  самореализации.

 

ИКР: Реализация проекта

Для реализации предлагаемого проекта нужны усилия многих ТРИЗ-специалистов, поскольку придётся решить много нестандартных, творческих задач, разрешить немало противоречий. Например, как получить при минимальных затратах достаточное для начала работы, для обучения на мини-курсах количество  игрушек-экспонатов, компьютеров, программного обеспечения для патентного поиска, специалистов по  программным продуктам на основе ТРИЗ; и т.д.

Наша задача: создать условия для того, чтобы достичь ИКР: инвесторы САМИ хотят осуществить Проект. В процессе решения этой задачи нам придётся достичь многих других, более «мелких» ИКР, например:

ИКР №1: Инвесторы-фирмы производители игрушек САМИ  предоставляют на Выставку свои игры-изобретения в необходимых количествах  - как выпускаемые ныне, так и «устаревшие».

ИКР №2: Инвесторы-фирмы производители программного обеспечения для конструкторов, программных продуктов на основе ТРИЗ (например,  “TechOptimiser”)  САМИ должны захотеть предоставить нам своё программное обеспечение (плюс компьютеры, плюс оплата труда своих инженеров-преподавателей).

ИКР №3: Инвесторы-фирмы разработчики патентных баз - должны сами захотеть предоставить нам свои  патентные базы по игрушкам.

ИКР №4: Творческая Мастерская САМА создаёт экспонаты для Выставки в процессе обеспечения самофинансирования Выставки (выпуская малыми партиями игрушки по «устаревшим» патентам, осваивая никогда не выпускавшиеся ранее игрушки, выдавая реализуемый в залах «рекламный продукт»).

А где именно будет реализован этот проект?

В любой стране, в любом городе, где есть Диснейленд или Аквапарк, и достаточное количество обученных ТРИЗ людей. Конечно, необходимо желание представителей венчурного капитала на финансовое участие  в проекте именно в этом городе, в этой стране.

И главное, нужно желание ТРИЗ-сообщества.

 

Литература:

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – Москва: Советское радио, 1979
  2. Альтшуллер Г., Верткин И.  Как стать гением. - Минск: Беларусь, 1994, ISBN 9850100753.
  3. Штернберг Р. Интеллект, приносящий успех. – Минск: ООО “Попурри”; 2000г., ISBN 9854382540
  4. Козырева Н.А. Проект “Выставка игрушек-изобретений» -  статья в журнале  "Академия игры", Москва,. 2000г.  ISBN 5888850454
  5.  Kozyreva N. Capabilities of training adult and children  to elements of TRIZ in places of mass rest. Thesises of the report  ETRIA World conference "TRIZ FUTURE 2002 ", Strasbourg, 6-8 November, 2002.
  6. Козырева Н.А. Проект «Выставка игрушек» http://trizland.ru/projects-toys.php
  7. Козырева Н.А. Приглашаю на Выставку! http://trizland.ru/trizba.php?id=139
  8. Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Издательство Буковского, 1995. - 60с.
  9. Козырева Н.А. “Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька». Тезисы докладов  научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г.
  10. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование.- Челябинск: “Библиотека А.Миллера”, 1998, ISBN 593162001X