Хомчановская Людмила Николаевна (Норильск)
Homchanovskai Ludmila (Norilsk, Russia)
ТРИЗ на уроках природоведения и естествознания в начальной школе.
TRIZ on lessons Natural history in grade school.
Цель данной работы показать учителю как можно, используя ТРИЗ, формировать сильное мышление у учащихся, воспитывать творческую личность: учить детей видеть всё в системе, устанавливать связи между отдельными частями системы, рассматривать две параллельно развивающиеся системы, устанавливать между ними связи, делать выводы.
1. Предисловие. В книге Г.С. Альтшуллера «Найти идею» автор пишет, что мышление не системно и это действительно так. Если ребенку сказано «цветок», он представить отдельно взятый цветок. Талантливое мышление зажигает 3 экрана.
2.
прошлое |
настоящее |
будущее |
|
5 |
Разные цветы 2 |
8 |
надсистема |
4 |
Цветок 1 |
7 |
система |
6 |
Стебель Цветок Листья Корень 3 |
9 |
подсистема |
Это минимальная схема, но если включаются и боковые экраны, показывающие данную систему в развитии (9 экранов минимум). Это уже талант. Здесь опасны первые шаги к талантливому мышлению через различные игры.
- Разработки уроков с примерными ответами учащихся, где показано, как на
отдельных этапах урока можно применять элементы ТРИЗ: системный оператор,
моделирование маленькими человечками, различные игры. - Приложение. Результат работы учеников и учителя на уроках: рисунки -
таблицы, которые помогут учащимся находить существенные признаки объектов,
по которым их можно объединить в ту или иную группу, находить связи одних
объектов с другими, классифицировать их, а также разноаспектно рассматривать
представителей группы.