Шустерман М.Н. Исследовательская деятельность детей 4 – 14 лет в самообразовательном процессе или 10 лет приколам Колобка.

Шустерман Михаил Наумович (Норильск, Россия)

Shousterman Mikhail (Norilsk, Russia)

 

Исследовательская деятельность детей 4 – 14 лет в самообразовательном процессе

или 10 лет приколам Колобка.

Research activity of children 4 - 14 years in self-educational process

or 10 years of jokes Kolobka.

После прочтения книги, Малыш, поместив свои ответы на все вопросы и пропев их или своих друзей по книге, становится ее соавтором и в какой-то степени "маленьким соавтором" ТРИЗ, открыв себе себя, как творца, через эту теорию.

After a perusal of the book, the Kid, having placed the answers to all questions and having sung them or friends under the book, becomes its(her) author and to some extent " by the small author " ТRIZ, having opened itself itself, as creator, through this theory.

 

В 1990г. в гостях у автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера я вместе с художником А. Гладышевым показываем рисунки будущей книги.

Генрих Саулович говорит: "Ты уже ТРИЗ даешь дошкольникам? Ну, ну! Представь, что ты министр образования. У тебя есть все. Твои действия?"

"Полный провал, - отвечаю, - так как нет программы, утвержденной на уровне министерства, нет обученных кадров, нет учебников".

Итак, нами, Норильской школой ТРИЗ под руководством М.Н. Шустермана в 1987г. была поставлена задача донести ТРИЗ к дошкольникам и ребятам постарше.

При этом необходимо было решить следующие возникшие противоречия:

  • программа должна быть утверждена на уровне Министерства, но нет времени (программа на стадии утверждения, а дети занимаются с удовольствием сами уже сейчас);
  • обучение кадров требует затрат времени на переучивание (дети учатся сами и обучают взрослых);
  • учебников нет (учебники издаются сами на средства ведущих педагогических издательств СССР и России);
  • ТРИЗовцы, владеющие классической ТРИЗ, не принимают наши разработки и по их мнению нами были сорваны первые всесоюзные семинары в Риге ноябрь 1988г., в Ангарске в январе 1999г. (ТРИЗовцы, владеющие классической ТРИЗ, не приглашаются на наши семинары, пока не созреют до понимания, что технический ТРИЗ требует адаптации).

Для решения противоречий были использованы следующие ресурсы: школы ТРИЗ для взрослых в разных городах страны и за рубежом, ВОИР, НТО, система ГОРОНО разных городов, центральная и местная пресса.

В результате с 1987г. по 1991г. у нас прошли обучения свыше 5000 педагогов страны и около 2000 детей детсадовского возраста от Находки до Риги и от Кишинева до Дудинки.

Собран материал ответов детей на 10 - 15 одинаковых занятий по каждой теме в разных городах страны.

Проведены  семинары с родителями по выявлению всех помех со стороны взрослого, читающего главы будущей книги-учебника ребенку и разработаны блоки, исключающие возможные помехи со стороны взрослого читателя.

В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как в нашей стране вышла первая книга самоучитель по ТРИЗ для детей 4-14 лет.

В рукописи она называлась "Азбука диалектики для больших и маленьких, или Новые приключения Колобка и его друзей".

В свет она вышла под названием «Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких» - М.: Педагогика - Пресс, 1993 г.

За эти 10 лет книга выходит 5 раз в разных издательствах общим тиражом 115 тыс. экз.

О книге «Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких»

С самого начала, так как мы первыми регулярно начали применять в СССР элементы ТРИЗ для дошколят,  была задумка написать книгу по ТРИЗ для Малыша, чтобы маленький читатель вместе с нашими героями:

- Сопоставляя свои ответы с ответами детей (каждая глава - это ответы детей 4 - 10 лет на 10 - 15 занятиях в разных городах СССР во время моих семинаров),  Малыш постепенно втягивался в диалог - игру с героями книги и осваивал элементы ТРИЗ на своем уровне на знакомом ему информационном фонде - обычной программы д/сада и школы;

- Найденное им мысленное решение записывал, рисовал, лепил и т.д. для сенсорной и двигательной фиксации его, а затем пел песню со своими ответами,
 будучи ее соавтором, по смыслу. Песни написаны в основном по ответам детей нашим автором из Норильска, врачом - Амиром Ахметовичем Туктаровым. В книге он доктор плохого настроения, который лечит песнями - дядя Амир.

- В книге предусмотрены блоки защиты от взрослого, который может помешать Малышу мыслить, ну а если он "достал" читающего взрослого вопросами, то в конце главы краткое объяснение: о чем идет речь;

- После прочтения книги, Малыш, поместив свои ответы на все вопросы и пропев их или своих друзей по книге, становится ее соавтором и в какой-то степени "маленьким соавтором" ТРИЗ, открыв себе себя, как творца, через эту теорию.

А заставила нас написать ее и вдохновила на это редактор издательства "Педагогика" Елена Дмитриевна Гончарова, нашедшая нас по публикациям о дружбе Колобка с ТРИЗ в центральной прессе: газетах «Семья» и «Экономическая газета» и др.

Приколы Колобка.

  • Колобок и мы – еще живы.

Во время семинара по анализу, моделированию, сочинению сказок в Норильске 1991 г. организована выставка в музее г. Норильска "Сказка 21 века". Представлены детям 50 рисунков А. Гладышева к будущей книге. Во время экскурсии проводимой художником с 3-е-классниками, захожу в зал, а Саша говорит: "А вот и автор будущей книги". "Как, - говорит третьеклассница, - а разве они все не умерли?";

  • Колобок и губернатор Таймыра.

Благотворительный фонд губернатора Таймырского автономного округа

А. Хлопонина в декабре 2001г. рассмотрел просьбу о выделении средств на переиздание книги. Книга была передана на рецензию в ГОРОНО г. Дудинки. В рецензии было написано, что по этой книге невозможно работать педагогу, и что его нужно отдельно обучать. Попечительский совет фонда рассмотрел представленную отрицательную рецензию и постановил:

выделить средства для издания 300 книг по развитию мышления и безвозмездно передать детям Таймыра и педагогам, знакомым с ТРИЗ.

  • Колобок – бомба.

 Зима 1990г. целые сутки лечу на самолетах по маршруту Норильск – Красноярск – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Южно-Сахалинск на семинар в Холмск с чемоданом в 20 кг. раздаточного материала для слушателей из 30 городов и поселков острова Сахалин. Из-за снежных заносов закрыт на ночь перевал от Южного до Холмска. На автовокзале прошу случайного соседа присмотреть за чемоданом в 20 кг. бумаг и бегу на главпочтамт позвонить, что я уже на остров прилетел. Пока отлучился, случайный сосед заявил в милицию, что оставлена бомба. Всех пассажиров ж/д и автовокзала срочно эвакуировали, новые веревки, стягивающие чемодан разрезали и вскрыли чемодан. А там, на удивление милиции Колобок в виде раздаточного материала. Когда я вернулся, то застал нервно смеющихся над Колобком работников милиции и извиняющихся за разрезанные веревки. За час до начала семинара мы с Колобком уже были в аудитории, где, не смотря на снежные заносы, уже были почти все участники семинара, жаждущие встречи с Колобком.

  • Колобок с «подмоченной» детской репутацией.

1991г. Колобковый семинар в Норильске, 200 участников из 38 городов. Заказали через ДК Норильского комбината красивые удостоверения, как дипломы. За день до окончания семинара привез их домой из типографии уже оформленные, сложил в угол на полу. Младший сын лежал с высокой температурой – ангина. Ночью не дошел до туалета и …. На утро почти все удостоверения – мокрые, но не потерявшие качественного вида. Пришлось срочно разложить их на полу на просушку и после обеда торжественно вручить каждому слушателю слегка подмоченные, но уже сухие удостоверения со ссылкой, да простят меня работники типографии, на некачественный клей, проступивший в отдельных местах,. Счастливые слушатели от этой встречей с нашим колобком и с ТРИЗ улетели домой с удостоверениями с печатью и со всеми подписями.

  • Колобок и обрезание.

Есть у некоторых народов на земле обычай делать обрезание родившимся младенцам.  Не ушел и наш Колобок от этого. В издательстве «Педагогика Пресс» при первом появлении на свет ему обрезали в середине 7 глав, чтобы поместился в нужный формат. Пришлось эти части издавать дополнительно. В издательстве «Просвещение» его разрезали пополам, в первой части добавили еще половину текста для взрослых, а во второй обрезали ее. И только в издательстве «Генезис» вышли через 10 лет после своего рождения полные похождения  Колобка.

  • Колобок и рижский бальзам.

1992г. Выставка картин к будущей книге о Колобке на конференции по ТРИЗ в Петрозаводске. Во время перерыва попросил своих коллег взять кофе и рижский бальзам в баре. Задержался на оформлении картин, забежал в бар, выпил залпом кофе, а бальзам в высоком узком бокале с соломкой поставил во внутренний карман пиджака и пошел в зал на первый ряд, чтобы успеть услышать выступление Горина об указателе физэффектов. Рядом сидела Маргарита Бдуленко вся в розовом красивом платье. Я заслушался Гориным и совсем забыл про бальзам, а когда в конце выступления подбежал ко мне Коля Мурашковский и на весь зал прокричал: «Дядя Миша! Вас Алла Нестеренко на круглый стол приглашает!», я, совсем забыв про бальзам, наклонился к Коле и прошептал: «Тихо! Еще выступление не закончилось». И тут содержимое бокала в кармане, минуя его, попадает на розовое платье Маргариты, которая заслушалась Гориным. Я молча встаю и иду сменить А. Гладышева, поглядывающего за своими картинами о Колобке. Так, благодаря Колобку, впервые была замочена женщина в Рижском бальзаме.

  • Колобок и … жизнь.

Это произошло на одной из встреч между колобковыми семинарами с художником А. Гладышевым в 1992г. Александр говорит: «Миша, я уже 3-й год работаю над Колобком, а до меня только сейчас дошло, что системный оператор я еще до конца не понял. Давай попробуем на реальной сказке о колобке!» Он взял чистый лист и нарисовал 64 экрана системного оператора с исправлением по ходу ошибок в его применении. Немного помолчав, любуясь своими экранами, он произнес: «Я понял, почему Генрих Саулович Альтшуллер придумал этот оператор. Когда он получил за свою теорию 25 лет, это оставалось для него единственным окном в мир (решетка в камере). Ты спроси у него?». Я ему говорю: «Ты отдаешь отчет своим словам? Об этом не спрашивают, пока автор сам не расскажет, если сочтет нужным!»

После этого разговора Александр Гладышев нарисовал 10 портретов Генриха Сауловича и при следующей встрече показал ему и Валентине Николаевне Журавлевой.

На одном из них изображено, как автор теории вылетает из темницы сквозь решетку камеры на свободу.

Наш Колобок, закатившись со своими друзьями к читающему книгу малышу, дает Ему возможность поверить в свои силы созидателя «Я могу» и останется надолго с ним.