Бояркина Валентина Ивановна (Усть-Илимск, Россия)

Boiarkina Valentina (Ust-Ilimsk, Russia)

 

Программа курса «ТРИЗ для учителей».

The program of course "TRIZ for teachers".

 

Пояснительная записка.

 

Целью учебной программы является развитие творческого воображения, гибкости, системности и смелости мышления, что необходимо учителю в его ежедневной жизни, полной больших и маленьких проблем. Тем более, если педагог ставит своей целью воспитание из своих учеников творческих личностей, то надо и самому постоянно развивать свои творческие способности, а это можно сделать, освоив богатый инструментарий Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и других методов активизации творческого мышления. Нужно и можно показать детям возможность применения получаемых в школе  знаний в новых неожиданных направлениях, показать, что можно быть не просто потребителем знаний, но и создателем нового!

Развитие творческих способностей необходимо и возможно в любом возрасте для  удовлетворения высших духовных потребностей человека в самоутверждении, самовыражении посредством полезных для общества занятий творчеством. Кроме этого развитие именно изобретательских способностей позволит человеку не теряться перед проблемами и уметь решать их эффективно и красиво. И ещё: решение творческих задач стимулирует работу правого полушария головного мозга, отвечающего за иммунитет, за адаптационные возможности организма, и, таким образом (интересным и радостным!) укрепляет здоровье человека.

В прошлом творческие личности выявлялись в обществе стихийно, но за последние 40-50 лет созданы методы мышления, освоив которые, каждый человек может резко повысить свой творческий потенциал. Из целого ряда методов активизации творческого мышления наиболее развитой и методически разработанной является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в нашей стране инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

ТРИЗ создавалась как набор инструментов  мышления для  изобретателей, для людей решающих проблемы в области развития техники. Но потом оказалось, что основы  ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления доступны и людям других профессий, и школьникам и даже дошкольникам (в соответствующей интерпретации).

Освоив приёмы ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления, учитель  сможет и детей научить этим приёмам на материале творческих заданий по своему предмету. Основная часть практической работы при изучении данного курса (по 80 часовой программе) состоит именно в выявлении и конструировании творческих заданий и методики их выполнения на учебном материале конкретных предметов школьной программы.

Программа представлена в трёх вариантах – ознакомительном на 10 час, основном на 50 часов и углублённом на 80 час. Можно сразу заниматься по углублённому варианту, можно перейти к нему после ознакомительного или основного курса, но тогда углубленный вариант  будет соответственно на 10 или 50 часов меньше.