Рубин М.С., Рубина Н.В. Программа «Творчество в семейных отношениях».

Рубин Михаил Семенович, Рубина Наталия Викторовна (Петрозаводск, Россия)

Rubin Mikhail, Rubina Nataly (Petrozavodsk, Russia)

 

Программа «Творчество в семейных отношениях».

Занятия по ТРИЗ в Родительском клубе.

The program «Creativity in the family relations».

Employment on TRIZ in Parental club.

Представлена программа  занятий по ТРИЗ в Родительском клубе. Занятия проходили в январе-мае 2003 года. В ходе занятий ТРИЗ-специалисты проводили консультации по проблемам семьи.

The program of employment on TRIZ in Parental club is submitted. The employment passed in January - May, 2003. During employment the advices of the TRIZ-experts on problems of family were carried out.

 

Введение.

Семинар был проведен по просьбе руководителей и участников Родительского клуба в г. Петрозаводске. Он проводился при поддержке общественной приемной «Диалог» на базе Карельского филиала Северо-Западной Академии государственной службы. Было проведено 5 занятий по 4 часа. Занятия проводились 1 раз в месяц. Кроме этого, были организованы индивидуальные консультации.

Цель курса: представить слушателям общие понятия о механизмах ТРИЗ; показать, как эти механизмы могут использоваться в семейных отношениях при решении конфликтных ситуаций; опробовать обучающую программу и методические разработки для применения механизмов ТРИЗ в семейных и бытовых ситуациях.

 

Тематика занятий.

1. Происхождение конфликтов.

2. Модели конфликтов.

3. Противоречия.

4. Идеальность, ресурсы.

5. Приемы разрешения противоречий. Алгоритм решения конфликтов.

 

Занятие 1. Происхождение конфликтов.

Семья – система. Существует и развивается по законам развития систем.

Важно понимать из каких элементов состоит ваша семья (влияние родственников, друзей, героев книг и фильмов и т.д.).

Примеры возникновения и разрешения конфликтов: притча «Соломон и две женщины с ребенком»; программирование; приметы; «Мэри Поппинс»; дети – соперники.

Матрица конфликтов [2]. Эпизод из фильма «Вам и не снилось» - разбор.

Изделие-инструмент. Брат и сестра, закрытая дверь.

СТП-поле взаимодействия [3].

Внутренние и внешние конфликты.

Решение задачи «Лекарство для Аннеты».

Тренинг «Ромео и Джульетта» - матрица конфликтов; изделие и инструмент.

Уровень постановки задачи. В пространстве: дом, улица, город, государство… Во времени: минута, час, день, месяц, год, годы, столетие… С чьей позиции ставится задача, с чьих интересов решается.

 

Занятие 2. Модели конфликтов.

Схема: «Реальная ситуация – модель задачи – модель решения – реальное решение».

Матрица конфликтов. Конфликтующая пара. Изделие и инструмент.

Вещества – элементы системы. Поля – взаимоотношения.

Три пути: изменить внешнюю среду; изменить внутреннюю среду (оценки, логику, чувства; эмоции); игнорирование.

Типы конфликтов [1].

Библейский сюжет «Давид и Вирсавия». Разбор  ситуации.

 

Занятие 3. Противоречия.

Игра «хорошо-плохо».

Типы противоречий. Административное противоречие. Противоречие требований. Противоречие свойств. Задача «Слон в цирке».

Формулировка противоречий. Тренинг. Задача «Игрушка Карлсон».

Примеры. Решение задач. «И тут раздался голос шумный»; «Молодой художник и жадный банкир».

 

Занятие 4. Идеальность.

Обзор прошлых занятий.

ИКР – механизм решения противоречий.

Примеры: «камень на дороге»; «тапочки сами…»;

Задача «Бутылочка для яда».

3 формулировки ИКР:

Увеличение числа функций при тех же затратах;

Нет объекта, а функция выполняется (функция переносится на другие объекты);

Исчезает необходимость в выполнении функции.

Задача «Разноцветные ткани».

«Соседи». Разбор: составляющие конфликта; противоречия; ИКР.

«Карманные деньги». Матрица конфликтов.

 

Занятие 5. Приемы разрешения противоречий. Алгоритм разрешения конфликтов.

Краткий повтор.

Приемы разрешения противоречий.

2 задачи: «Амазонская рыбка» и «Невидимая сеть пауков». Что общего?

Три поросенка делают ремонт.

Формулировка приемов. Примеры.

Задачи. Разбор по мини-алгоритму.

 

Литература.

1. Г.С. Альтшуллер. Найти идею, Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г.

2. Рубин М.С. Принципы модельного мышления в ТРИЗ. Материалы конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей в ТРИЗ», Петрозаводск, 2003.

3. Рубин М.С. Теория развития материальных систем. Материалы конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей в ТРИЗ», Петрозаводск, 2003.