Рубин Михаил Семенович, Рубина Наталия Викторовна (Петрозаводск, Россия)
Rubin Mikhail, Rubina Nataly (Petrozavodsk, Russia)
Программа «Творчество в семейных отношениях».
Занятия по ТРИЗ в Родительском клубе.
The program «Creativity in the family relations».
Employment on TRIZ in Parental club.
Представлена программа занятий по ТРИЗ в Родительском клубе. Занятия проходили в январе-мае 2003 года. В ходе занятий ТРИЗ-специалисты проводили консультации по проблемам семьи.
The program of employment on TRIZ in Parental club is submitted. The employment passed in January - May, 2003. During employment the advices of the TRIZ-experts on problems of family were carried out.
Введение.
Семинар был проведен по просьбе руководителей и участников Родительского клуба в г. Петрозаводске. Он проводился при поддержке общественной приемной «Диалог» на базе Карельского филиала Северо-Западной Академии государственной службы. Было проведено 5 занятий по 4 часа. Занятия проводились 1 раз в месяц. Кроме этого, были организованы индивидуальные консультации.
Цель курса: представить слушателям общие понятия о механизмах ТРИЗ; показать, как эти механизмы могут использоваться в семейных отношениях при решении конфликтных ситуаций; опробовать обучающую программу и методические разработки для применения механизмов ТРИЗ в семейных и бытовых ситуациях.
Тематика занятий.
1. Происхождение конфликтов.
2. Модели конфликтов.
3. Противоречия.
4. Идеальность, ресурсы.
5. Приемы разрешения противоречий. Алгоритм решения конфликтов.
Занятие 1. Происхождение конфликтов.
Семья – система. Существует и развивается по законам развития систем.
Важно понимать из каких элементов состоит ваша семья (влияние родственников, друзей, героев книг и фильмов и т.д.).
Примеры возникновения и разрешения конфликтов: притча «Соломон и две женщины с ребенком»; программирование; приметы; «Мэри Поппинс»; дети – соперники.
Матрица конфликтов [2]. Эпизод из фильма «Вам и не снилось» - разбор.
Изделие-инструмент. Брат и сестра, закрытая дверь.
СТП-поле взаимодействия [3].
Внутренние и внешние конфликты.
Решение задачи «Лекарство для Аннеты».
Тренинг «Ромео и Джульетта» - матрица конфликтов; изделие и инструмент.
Уровень постановки задачи. В пространстве: дом, улица, город, государство… Во времени: минута, час, день, месяц, год, годы, столетие… С чьей позиции ставится задача, с чьих интересов решается.
Занятие 2. Модели конфликтов.
Схема: «Реальная ситуация – модель задачи – модель решения – реальное решение».
Матрица конфликтов. Конфликтующая пара. Изделие и инструмент.
Вещества – элементы системы. Поля – взаимоотношения.
Три пути: изменить внешнюю среду; изменить внутреннюю среду (оценки, логику, чувства; эмоции); игнорирование.
Типы конфликтов [1].
Библейский сюжет «Давид и Вирсавия». Разбор ситуации.
Занятие 3. Противоречия.
Игра «хорошо-плохо».
Типы противоречий. Административное противоречие. Противоречие требований. Противоречие свойств. Задача «Слон в цирке».
Формулировка противоречий. Тренинг. Задача «Игрушка Карлсон».
Примеры. Решение задач. «И тут раздался голос шумный»; «Молодой художник и жадный банкир».
Занятие 4. Идеальность.
Обзор прошлых занятий.
ИКР – механизм решения противоречий.
Примеры: «камень на дороге»; «тапочки сами…»;
Задача «Бутылочка для яда».
3 формулировки ИКР:
Увеличение числа функций при тех же затратах;
Нет объекта, а функция выполняется (функция переносится на другие объекты);
Исчезает необходимость в выполнении функции.
Задача «Разноцветные ткани».
«Соседи». Разбор: составляющие конфликта; противоречия; ИКР.
«Карманные деньги». Матрица конфликтов.
Занятие 5. Приемы разрешения противоречий. Алгоритм разрешения конфликтов.
Краткий повтор.
Приемы разрешения противоречий.
2 задачи: «Амазонская рыбка» и «Невидимая сеть пауков». Что общего?
Три поросенка делают ремонт.
Формулировка приемов. Примеры.
Задачи. Разбор по мини-алгоритму.
Литература.
1. Г.С. Альтшуллер. Найти идею, Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г.
2. Рубин М.С. Принципы модельного мышления в ТРИЗ. Материалы конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей в ТРИЗ», Петрозаводск, 2003.
3. Рубин М.С. Теория развития материальных систем. Материалы конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей в ТРИЗ», Петрозаводск, 2003.