Введение.
ТРИЗ-образование становится важнейшим инструментом для создания системы подготовки кадров с творческим, системным, эффективным мышлением. В большой степени эта система складывается стихийно под воздействием внешних конъюнктурных факторов. Многие преподаватели и исследователи по-разному понимают не только отдельные термины и механизмы ТРИЗ, но имеют и разное представление о ТРИЗ в целом. Не секрет, что часто на курсах по ТРИЗ происходит упрощение теории, вместо ТРИЗ даются совершенно другие методы или только один из инструментов ТРИЗ (например, таблицу применения приемов устранения противоречий).
Необходима координация работы по подготовке специалистов по ТРИЗ и преподавателей ТРИЗ. Задача становится особенно актуальной в связи с тем, что ТРИЗ сейчас активно применяется вне техники. С одной стороны это требует переосмысления основных положений ТРИЗ, а с другой – заметно затрудняет использование уже существующей литературы по ТРИЗ и учебников по ТРИЗ.
В целях координации работы по созданию и развитию системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей по ТРИЗ в МА ТРИЗ ведется работа по организации многоступенчатой аттестации пользователей и сертификации специалистов по ТРИЗ. Эта работа требует единых подходов к формированию программ обучения, единых требований к знаниям и навыкам специалистов по ТРИЗ, разработки стандартов и диагностики знаний по ТРИЗ. Необходима подготовка учебников, методических пособий и т.д.
Г.С. Альтшуллер выделял 3 уровня учебных программ по ТРИЗ. Ознакомительные программы – до 40 часов; углубленное ознакомление с принципами ТРИЗ – 60-80 часов; выработка основных навыков творческого мышления, программы на 120-140 часов. К программе 3-го уровня можно отнести, например, программу Г.С. Альтшуллера «ИКАР». Она включает 139 часов обучения. Ее основные темы АРИЗ-85-В, стандарты, информационный фонд ТРИЗ, РТВ, ФСА, прогнозирование развития технических систем, закономерности развития технических систем, МПиО и др.
Программы подготовки преподавателей и разработчиков ТРИЗ должны состоять из 220-280 часов обучения. Из них 120-140 часов должны быть посвящены собственно изучению ТРИЗ. Остальное время должно быть связано с особенностями преподавания или проведения исследовательских работ в ТРИЗ. Например, в программе «ДЕДАЛ» Г.С. Альтшуллер выделил как основные следующие темы: методика проведения занятий по ТРИЗ, практика решения задач, как вести исследования по ТРИЗ, дискуссии по теоретическим основам ТРИЗ, качества творческой личности, методика проведения занятий по РТВ, методика проверки письменных работ и изготовление учебных плакатов и т.д.
В настоящий момент имеются сотни различных программ проведения семинаров, курсов, кружков и т.д. Все работы в области создания и развития системы ТРИЗ-образования мы разделили на три компоненты: теоретическую, методическую и организационную. Все представленные на конференцию работы мы постарались структурировать по этим трем направлениям.
Включение программ и работ в материалы конференции не означает оценку их качества. За качество представленных работ отвечают их авторы. Для оценки эффективности и качества программ и других разработок по ТРИЗ от имени Международной Ассоциации ТРИЗ необходима отдельная экспертиза, которая проводится в рамках МА ТРИЗ.
От составителей.