ПРОЕКТ от 10 мая 2003 года.
Принято на заседании
Президиума МА ТРИЗ
«26» июня 2003 г.
Положение
о многоступенчатой аттестации пользователей и сертификации специалистов Международной Ассоциации ТРИЗ.
1. Введение
Система подготовки пользователей и специалистов по теории решения изобретательских задач включает в себя пять уровней, утвержденных Международной Ассоциацией ТРИЗ. Первые три уровня относятся к аттестации пользователей по ТРИЗ и направлены, в первую очередь, на проверку знаний по ТРИЗ. Четвертый и пятый уровни относятся к сертификации специалистов по ТРИЗ и направлены, в первую очередь, на результативность деятельности специалиста по ТРИЗ. Уровень знаний и профессиональная квалификация пользователей и специалистов по ТРИЗ должны соответствовать требованиям МА ТРИЗ в соответствии с настоящим Положением. С настоящим положением и порядком проведения аттестации и сертификации можно ознакомиться в дирекции МА ТРИЗ, в Общественных Организациях ТРИЗ, входящих в МА ТРИЗ, на сайте http://matriz.karelia.ru
2. Общие положения
2.1. Настоящее положение разработано в соответствии с уставом МА ТРИЗ и рекомендациями автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера.
2.2. Аттестаты и сертификаты МА ТРИЗ выдаются в целях обеспечения качества услуг, предоставляемых в области ТРИЗ. Сертификаты МА ТРИЗ указывают на высокий уровень владения ТРИЗ, навыков его качественного применения в различных областях в соответствии с утвержденными требованиями.
2.3. Аттестация или сертификация не может быть проведена исключительно на основе прошедшего обучения и должна опираться на тот или иной результат, который показал заявитель при выполнении самостоятельных заданий, участии в конференциях и конкурсах, подготовке публикаций, пособий и изобретений, проведении курсовых, дипломных и других работ.
2.4. Для рассмотрения вопроса о предоставлении аттестата или сертификата в МА ТРИЗ должна быть направлена заявка, оформленная в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.
2.5. Решение об аттестации пользователей ТРИЗ принимается региональными представителями МА ТРИЗ, действующих на основе региональных общественных организаций ТРИЗ (в дальнейшем – «региональные представители»). Принятые решения вступают в силу после их утверждения в МА ТРИЗ лицом, ответственным за проведение аттестации. Каждый выданный аттестат имеет свой уникальный номер в реестре, который ведет МА ТРИЗ.
2.6. Решение о предоставление сертификата МА ТРИЗ 4-го и 5-го уровней принимает Президиум МА ТРИЗ.
2.7. Для проведения работ по аттестации и сертификации Президиум МА ТРИЗ назначает ответственных за эти работы в МА ТРИЗ.
2.8. Для принятия решений по вопросам технологии и качества проверки знаний у аттестуемых, а также для подготовки предложений в настоящее Положение Президиум МА ТРИЗ назначает методический совет по аттестации и сертификации, состоящий из Мастеров ТРИЗ и сертифицированных специалистов по ТРИЗ, участвующих в процессе аттестации и сертификации от имени МА ТРИЗ.
2.9. На аттестатах и сертификатах указываются уровень, фамилия, имя, отчество владельца, печать МАТРИЗ, регистрационный номер в реестре выданных аттестатов и сертификатов МАТРИЗ, дата выдачи и другая информация в соответствии с приложением 4. На бланке может быть указана квалификация специалиста по ТРИЗ (пользователь, преподаватель, разработчик), а также специализация, в которой имеется опыт работы (техника, организационные задачи, бизнес, педагогика, исследовательская и научная деятельность, методические разработки и т.д.). Область специализации может быть уточнена, например, «анализ и решение задач в энергосистемах», «решение задач в области финансов и кредитов» и т.д.
Например: «аттестат пользователя ТРИЗ 1-го уровня – преподаватель начальных классов, специализируется в области истории»;
«сертификат специалиста по ТРИЗ 4-го уровня – пользователь, преподаватель и разработчик ТРИЗ, специализируется в области организационных задач, менеджменте и финансах».
2.10. Аттестат и сертификат должны быть выполнены на специально разработанном бланке, защищенном от подделки, с логотипом и печатью МА ТРИЗ.
2.11. Бланки аттестата и сертификата содержат надписи на двух языках: русском и английском.
2.12. Для развития системы аттестации и сертификации МА ТРИЗ организует, проводит и выдает соответствующие документы об участии в семинарах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, организованных под эгидой или от имени МА ТРИЗ.
2.13. Информация о выданных аттестатах и сертификатах публикуется на сайте МА ТРИЗ и в информационных бюллетенях МА ТРИЗ.
2.14. Порядок определения стоимости рассмотрения и выдачи аттестатов и сертификатов МА ТРИЗ принимает Президиум МА ТРИЗ. Эта стоимость должна покрывать расходы, связанные с проведением работ по аттестации и сертификации (приложение 6).
2.15. Настоящее Положение утверждается Президиумом МА ТРИЗ.
2.16. Изменения и дополнения к настоящему Положению вносятся на каждом этапе внедрения системы аттестации и сертификации (см. приложение 1), членами методического совета по аттестации и сертификации, а также по инициативе членов МА ТРИЗ или членов Наблюдательного Совета МА ТРИЗ и утверждаются Президиумом МА ТРИЗ.
2.17. Члены МА ТРИЗ обязаны информировать всех членов, своих организаций и слушателей семинаров о действующей в МА ТРИЗ многоступенчатой системе аттестации пользователей и сертификации специалистов по ТРИЗ.
3. Уровни аттестации пользователей и сертификации специалистов по ТРИЗ.
|
Уровень аттестации |
Уровень сертификации |
|||
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
5 уровень |
|
|
|
|
|
|
|
Основной цвет |
Красный |
Желтый |
Зеленый |
Синий |
Серебряный |
Название |
ТРИЗовец TRIZmen |
ТРИЗ-знаток TRIZ- connoisseur |
ТРИЗ-профи TRIZ-profit |
ТРИЗ-эксперт TRIZ-expert |
ТРИЗ-Мастер TRIZ-Master |
Краткая характеристика |
Начальные знания по ТРИЗ. |
Основные, базовые знания по ТРИЗ. |
Углубленные знания по ТРИЗ. |
Профессиональный уровень знаний и применения ТРИЗ. |
Высший профессиональный уровень в ТРИЗ. (ТРИЗ-Мастер). |
Кто принимает решение |
Решение регионального представителя утверждает директор или ответственный за аттестацию в МА ТРИЗ |
Решение регионального представителя утверждает директор или ответственный за аттестацию в МА ТРИЗ |
Решение регионального представителя утверждает директор или ответственный за аттестацию в МА ТРИЗ |
Президиум МА ТРИЗ |
Президиум МА ТРИЗ |
4. Технология контроля знаний и навыков.
4.1. На первом этапе внедряется только аттестация пользователей ТРИЗ (первые 3 уровня). До внедрения сертификации 4-го и 5-го уровней продолжает действовать уже имеющийся в МА ТРИЗ порядок предоставления сертификатов.
4.2. Для организации системы аттестации МА ТРИЗ заключает договора с региональными представителями МА ТРИЗ, отвечающими за проведение аттестационных работ на той или иной территории. Представителем может быть как физическое, так и юридическое лицо – Член МА ТРИЗ.
4.3. Региональные представители разрабатывают свою систему контроля знаний у аттестуемых (тестовые задания, ответы на вопросы, решение задач, курсовые и дипломные работы и т.д.). Предложенная процедура контроля знаний утверждается на методическом совете МА ТРИЗ. Она должна соответствовать требованиям, изложенным в настоящем Положении.
4.4. Для проведения аттестационных работ региональный представитель создает комиссию не менее 3-х человек, которая организует работу по аттестации. Возглавляет комиссию специалист по ТРИЗ, имеющий квалификацию Мастера ТРИЗ или сертифицированного специалиста по ТРИЗ. Членами комиссии могут быть специалисты, прошедшие обучение по ТРИЗ.
4.5. После проведения аттестационных работ в МА ТРИЗ ответственному за аттестацию и сертификацию высылается протокол с результатами проведенных аттестационных работ. Если протокол утверждается, то претендентам присваивается уникальный номер в реестре пользователей и специалистов по ТРИЗ, после чего им выдаются соответствующие аттестаты.
Примеры заданий для тестирования см. в Приложении 5.
5. Заявки на получение аттестатов и сертификатов.
5.1. Заявления на аттестацию подаются региональному представителю МА ТРИЗ. Заявления на сертификацию направляются директору МА ТРИЗ, Президенту МА ТРИЗ или ответственному за многоступенчатую аттестацию и сертификацию. Заявление подается по электронной или по обычной почте.
5.2. К заявлению прилагается информация, характеризующая деятельность заявителя в области ТРИЗ и в смежных областях. Предоставляется информация об образовании по ТРИЗ, копии свидетельств об окончании курсов, семинаров по ТРИЗ, перечень проведенных работ с применением ТРИЗ, семинаров, выполненных разработок, методических рекомендаций, проведенных исследований, список опубликованных статей и книг, автобиографическая справка, рекомендации Общественных Организаций ТРИЗ. При необходимости Президиум МАТРИЗ или ответственные за аттестацию и сертификацию, могут запросить дополнительную информацию. Форму заявления разрабатывает ответственный за аттестацию и сертификацию в МА ТРИЗ.
6. Приложения
Приложение 1. Этапы внедрения системы многоступенчатой аттестации и сертификации в МА ТРИЗ.
Приложение 2. Требования для оценки уровня подготовленности заявителей при аттестации и сертификации в МА ТРИЗ.
Приложение 3. Информация на аттестатах и сертификатах МА ТРИЗ.
Приложение 4. Основная литература по ТРИЗ.
Приложение 5. Примеры заданий для тестирования.
Приложение 6. Расценки за сертификацию и предоставление удостоверений.
Приложение 1
Этапы внедрения системы многоступенчатой
аттестации и сертификации в МА ТРИЗ.
Введение новой системы сертификации предлагается сделать поэтапным.
Первый этап. Вводятся первые три уровня аттестации. 4-й уровень сертификации пока остается без изменений и действует по уже принятым в МА ТРИЗ правилам.
Одновременно идет разработка Стандартов ТРИЗ-образования и слияния их с требованиями аттестации и сертификации. Организуется работа по предоставлению удостоверений (свидетельств) участников семинаров, конференций и конкурсов МА ТРИЗ.
Создается методический совет по аттестации и сертификации в МА ТРИЗ. Разрабатываются учебные и методические материалы для обучения и подготовки к аттестации. Организуется система очной и заочной подготовки и переподготовки специалистов по ТРИЗ.
Второй этап.
После внедрения системы аттестации специалистов по ТРИЗ проводится работа по внедрению системы сертификации 4-го и 5-го уровней специалистов по ТРИЗ. Готовятся предложения по уточнению квалификационных требований к специалистам по ТРИЗ (пользователь, преподаватель, разработчик).
Приложение 2.
Требования для оценки уровня подготовленности заявителей при аттестации и сертификации в МА ТРИЗ
Проверяемые знания
Тема |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
5 уровень |
---|---|---|---|---|---|
1. Основные понятия ТРИЗ |
Назвать основные понятия ТРИЗ и корректно проиллюстрировать их примерами. |
На конкретной системе показать действие основных механизмов ТРИЗ. |
Знать различные толкования основных механизмов ТРИЗ. |
Пока сохраняется уровень специалиста по ТРИЗ.
Уровень требований на будущее: Особенности механизмов ТРИЗ в различных областях. |
Соискатель должен представить сертификационной комиссии работу, открывающую новое направление знаний, могущую лечь в основу новой школы в рамках методологии ТРИЗ. Присваивается при наличии минимум 3-го уровня сертификации |
2. ЗРТС |
Назвать ЗРТС и корректно проиллюстрировать их примерами. |
На предложенных примерах показать проявление разных ЗРТС. Уметь спрогнозировать несколько основных направлений развития предложенной ТС. |
Составить развернутый прогноз развития предложенных ТС на основе ЗРТС. |
Получить спектр новых задач в разных отраслях техники. Знать в общих чертах историю развития АРИЗа. (Для получения сертификата в техническом направлении: иметь опыт решения по АРИЗу реальных производственных задач.) |
|
3. АРИЗ |
Знание структуры и назначения АРИЗ. |
Разобрать учебную задачу по АРИЗу-85В до получения контрольного или равнозначного ему ответа. Уметь контролировать качество решения. |
Получить спектр решений в разных отраслях техники. Спрогнозировать развитие полученных решений. |
||
4. Система стандартов. |
Понятие веполя. Свойства веполей. |
Знать принципы вепольного анализа. Знать структуру Системы стандартов. Решить учебную задачу. Спрогнозировать дальнейшее развитие ТС, полученной при решении учебной задачи. |
Понимать место Системы стандартов в ТРИЗ и ТРТС. (Для получения сертификата в техническом направлении: иметь опыт решения реальных производственных задач по Системе стандартов.) |
|
|
5. Применение эффектов. |
Привести несколько примеров применения эффектов. |
Ориентироваться в указателях физических, химических и геометрических эффектов. Решить учебную задачу на применение простых эффектов. Получить спектр решений учебной задачи на основе разных эффектов. |
Предложить спектр применений заданного эффекта. (Для получения сертификата в техническом направлении: иметь опыт решения реальных производственных задач с использованием эффектов.) |
||
|
Знать основные приемы РТВ: методы активизации творческого мышления, оператор РВС, фантограмму, четырехэтажную схему. |
Уметь выстраивать несколько надсистем и следствий полученной фантастической идеи. |
Уметь выстраивать различные иерархии для полученной фантастической идеи, прогнозировать ближайшие и отдаленные следствия, сталкивать тенденции и антитенденции, видеть и решать возникающие при этом задачи. |
|
|
7. История развития ТРИЗ |
Отличать основные положения ТРИЗ от методов активизации перебора вариантов. Знать основные блоки истории ТРИЗ, как науки – таблицу и 40 приемов преодоления технических противоречий |
Отличать основные положения ТРИЗ в формулировке Альтшуллера от последующих дополнений. Основные этапы развития АРИЗ. Иметь представление о дополнениях или изменениях, внесенных другими специалистами по ТРИЗ. Уметь оценивать уровень и инструментальность этих изменений. Биография Г.С. Альтшуллера. |
Знать ход развития ТРИЗ, основные изменения в теории, начиная с первых публикаций, понимать причины и закономерности этих изменений. Иметь представление о нетехнических направлениях исследований. |
||
8. ТРТЛ |
Знать КТЛ. |
Знать основные понятия и блоки ТРТЛ: КТЛ, ЖСТЛ, идеальную творческую стратегию. |
Ведение личных картотек. Система Любищева. |
Имеющиеся навыки.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Навыки формулировки противоречия, ИКР и поиска ресурсов. |
Навыки работы по АРИЗ и его применения к реальным ситуациям. |
Навыки анализа систем и выбора задач, внедрение найденного решения. |
Навыки исследовательской работы и прогнозирования. |
Навыки развития теории и подготовки специалистов по ТРИЗ. |
Формальные требования.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сколько времени в ТРИЗ |
Не менее 1 года |
2 года |
3 года |
5 года |
Более 6 лет |
Объем прослушанных курсов |
Не менее 40 часов |
Не менее 120 часов |
Не менее 220 часов |
|
|
Объем проведенных лекций, семинаров, консультаций |
- |
Не менее 8 часов |
Не менее 40 часов |
Не менее 240 часов |
|
Подготовленные специалисты |
- |
- |
- |
5 специалистов 1-го уровня |
5 специалистов 2 уровня; 3 специалиста 3-го уровня |
Наличие публикаций |
- |
- |
1 статья |
5 статей |
10 статей |
Участие в конференциях и конкурсах |
- |
1 раз и более |
2 раза и более |
4 раза |
Не менее 6 раз |
О присвоении квалификации при аттестации и сертификации в МА ТРИЗ.
1. На основе заявки претендентов, кроме уровня аттестации и сертификации может быть присвоена одна или несколько квалификаций специалиста по ТРИЗ: пользователь ТРИЗ, преподаватель ТРИЗ, разработчик ТРИЗ.
2. Квалификация пользователя ТРИЗ может присваиваться с 1-го аттестационного уровня и выше.
3. Квалификация преподаватель ТРИЗ может присваиваться с 3-го аттестационного уровня и выше.
4. Квалификация разработчик ТРИЗ – с 4-го уровня и выше.
Приложение 3.
Информация на аттестатах и сертификатах МА ТРИЗ
На аттестате и сертификате каждого уровня должны быть следующие данные
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
5 уровень |
Международная Ассоциация ТРИЗ, Фамилия Имя Отчество, Дата выдачи, Адрес сайта МА ТРИЗ http://matriz.karelia.ru , Символика МА ТРИЗ, Символическое обозначение 5-ти уровневой системы аттестации и сертификации, например, пять треугольников, печать МАТРИЗ, печать регионального представителя МА ТРИЗ (не обязательно). Порядковый номер, состоящий из трех чисел: номер уровня (от 1 до 5) / порядковый номер аттестата или сертификата данного уровня / порядковый номер ОО ТРИЗ (не обязательно для 5-го уровня, вместо цифр могут быть и буквы). Название ОО ТРИЗ (для 5-го уровня не обязательно). Рекомендован ФИО (руководителя и/или преподавателя, для 4-го и 5-го уровня – Мастера ТРИЗ). ФИО официального представителя МА ТРИЗ ответственного за сертификацию, |
||||
Имеет знания по теории решения изобретательских задач 1-го уровня в соответствии с требованиями Международной Ассоциации ТРИЗ |
Имеет знания по теории решения изобретательских задач 2-го уровня в соответствии с требованиями Международной Ассоциации ТРИЗ |
Является консультантом по теории решения изобретательских задач 3-го уровня в соответствии с требованиями Международной Ассоциации ТРИЗ |
Является специалистом по теории решения изобретательских задач 4-го уровня в соответствии с требованиями Международной Ассоциации ТРИЗ |
Является специалистом по теории решения изобретательских задач высшей категории в соответствии с требованиями Международной Ассоциации ТРИЗ |
Присвоена квалификация ТРИЗовец (пользователь) |
Присвоена квалификация ТРИЗ-знаток (пользователь и/или преподаватель) |
Присвоена квалификация ТРИЗ-профи (пользователь и/или преподаватель) |
Присвоена квалификация ТРИЗ-эксперт (пользователь и/или преподаватель и/или разработчик) |
Присвоена квалификация ТРИЗ-Мастер (пользователь и/или преподаватель и/или разработчик) |
Подпись регионального представителя МАТРИЗ |
Подпись регионального представителя МАТРИЗ |
Подпись регионального представителя МАТРИЗ |
Подпись директора и Президента МАТРИЗ |
Подпись директора и Президента МАТРИЗ |
Специализируется в области … например, техники, бизнеса, педагогики и пр. (уточнение специализации – например, электроники, экономический анализ, машиностроение, финансы и кредиты, политология, реклама и пр.). |
||||
Розовый фон / черный текст, А-4 формат, книжный формат |
Желтый фон / черный текст, А-4 формат, книжный формат. |
Светло-зеленый фон / цветной текст, А-4 формат, книжный формат. |
Светло-синий фон / цветной текст, А-4 альбомный формат. |
Белый фон, серебряный текст и рисунки, А-4 альбомный формат. |
Приложение 4.
Основная литература по ТРИЗ:
- Книги Г.С. Альтшуллера: «Найти идею», «И тут появился изобретатель», «Алгоритм изобретения», «Как стать гением» и другие книги и опубликованные материалы Г.С. Альтшуллера;
- Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, В.И. Филатов «Профессия поиск нового», 1985 г;
- Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов «Поиск новых идей. От озарения к технологии», 1989;
- Серия книг «Техника молодежь творчество», посвященные ТРИЗ, изданные в Петрозаводске «Дерзкие формулы творчества», 1987 г.; «Нить в лабиринте», 1988, «Правила игры без правил», 1989 г.; «Как стать еретиком», 1991; «Шанс на приключение», 1991;
- Ю. П. Саламатов «Как стать изобретателем», 1990;
- Б. Л. Злотина, А.В. Зусман «Месяц под звездами фантазии», 1988; «Изобретатель пришел на урок», 1990;
- Программа «Икар и Дедал» Г.С. Альтшуллера;
- Журналы ТРИЗ.
Приложение 5
Примеры заданий для тестирования.
1.2. Многие кулинарные процессы давно механизированы и даже автоматизированы. Дольше всех не поддавался механизации процесс выпечки блинов. Дело в том, что для получения тонкого и хорошо пропеченного блина необходима точная дозировка теста. Чуть больше – не пропечется, чуть меньше – сгорит. Но такой неравномерно-вязкий продукт, как тесто достаточно точной дозировке не поддается в принципе. К тому же его вязкость меняется во времени – оно продолжает «дозревать», сильно зависит от температуры и т.д.
Фирма «Демэко» (США) решила проблему следующим образом. На вращающемся круге укреплены сковородки. Дозатор выплескивает порцию теста на сковородку, заполненная сковорода въезжает в печь, а выезжает уже с готовым блином. Хитрость заключается в том, что сковородки перевернуты вверх дном. Дозатор выплескивает большую порцию теста, но по мере движения круга в сторону печи излишки теста сползают в размещенные под сковородами поддоны, а затем возвращаются в производство.
Какие законы развития ТС и как проявляются в этом изобретении? Какое физпротиворечие и каким приемом устранено? Какова вепольная формула изобретения? Какими стандартами можно описать это изобретение?
2.2. Искусственный мрамор формуют из цементного раствора и мраморной крошки. Полученный камень долго полируют и шлифуют 0 без этого мрамор не «выглядит». Но такой материал очень тверд, шлифовка удорожает продукт в несколько раз. Искусственный мрамор по цене начинает приближаться к естественному.
По а.с. 827 501 предложено на дно формы укладывать лист хорошо отполированного стекла. Цементная масса застывает на нем, а после высыхания легко отделяется. Поверхность, сформованная на стекле, получается полированной.
Какие законы развития ТС и как проявляются в этом изобретении? Какое физпротиворечие и каким приемом устранено? Какова вепольная формула изобретения? Какими стандартами можно описать это изобретение? Какой физэффект использован? Как усилить это изобретение, пользуясь законами развития ТС, стандартами?
2.3. В журнале «Наука и Техника» № 3 за 1989 год помещена следующая информация.
«До сих пор передние и боковые стекла в легковых автомобилях служили только для обзора дороги. Японская компания «Сэнью Электрик» решила, что они могут выполнять и другие функции. Инженерами компании создан аморфный прозрачный солнечный элемент. Часть солнечной энергии, падающей на изготовленные из такого материала стекла, будет превращаться в электрическую для внутреннего освещения кабины и приборов».
Спрогнозируйте направления дальнейшего развития этого изобретения. Какие проблемы при этом возникнут? Какие могут быть варианты решений этих проблем?
3.2, 3.3, 3.4. Один из видов электросварки – сварка неплавящимся электродом. Электрическая дуга возникает между этим неплавящимся электродом и кромками свариваемых деталей.
Однако вокруг дуги всегда возникает вихревое магнитное поле. Оно заставляет дугу скакать с одной кромки на другую. Кромки не успевают расплавиться. Это явление называется «магнитным дутьем».
Для борьбы с магнитным дутьем сопло сварочной горелки окружают соленоидом или постоянными магнитами. Новое магнитное поле, расположенное вдоль оси электрода, стабилизирует дугу.
Но при этом в несколько раз возрастают вес и габариты сварочной горелки, а, значит, и ее цена.
Что делать?
(Контрольный ответ. А.с. 1 094 688. В соленоидную спираль закручивают сам электрод.)
4.2, 4.3. Яичный порошок (меланж) получают в специальных сушилках. В огромной – 100 м3 – камере сквозь яичную массу пропускают горячий воздух. Однако яичная масса, особенно желток, вязкая, воздух проходит неравномерно. Остаются недосушенные комки. К тому же сушка идет медленно, слишком горячий воздух подавать нельзя, чтобы яичная масса не свертывалась. Пробовали одновременно вибрировать продукт. Перемешивание получается лучше, но недостаточно.
Предложите способ, которым можно резко улучшить перемешивание и увеличить скорость высушивания яичной массы? Спрогнозируйте дальнейшее развитие этой ТС.
(Контрольный ответ. В яичную массу вводят маленькие пластиковые кубики. Они хорошо перемешивают массу и в сотни раз увеличивают поверхность обдува.)
5.2. (Ф) При реконструкции береговой опоры городского моста ремонтники обнаружили массив старой бетонной кладки. Прочность ее оказалась такова, что вручную разбить ее не удалось. Отбойные молотки при такой прочности работают недопустимо медленно. В таких случаях кладку взрывают. Однако опора расположена в густонаселенном районе, в непосредственной близости от жилых домов.
Как быстро разрушить старую кладку?
(Контрольный ответ. НРС – невзрывчатое разрушающее средство. Жидкая масса, которая значительно увеличивает объем при кристаллизации.)
(Ф) Атеросклероз – одна из «болезней века». Суть ее в том, что сужается русло кровеносных сосудов, а значит, уменьшается поступление крови к жизненно важным органам. Ведь по формуле Гангена-Пуазейля кровоток зависит от перепада давления на сосуде, длины и радиуса сосуда и вязкости крови.
Можно хирургическим путем расширить сосуды. Но это тяжелая и сложная операция. Можно увеличить артериальное давление. Но это связано с осложнениями на мозг.
А нельзя ли бороться с атеросклерозом при помощи физэффектов?
(Контрольный ответ. Введение в кровь длинномолекулярных полимеров – эффект Томса.)
(Х) Туристы знают, в какую проблему превращается обыкновенный ужин, если в дождь не удается развести костер или сломался походный примус. А холодные консервы – не самое вкусное блюдо.
Будь вы производителями консервов, как бы вы помогли туристам?
(Контрольный ответ. Английская фирма «Хоткен» производит консервы, которые разогреваются при помощи простой экзотермической реакции, – гашения извести водой, - в двухслойной банке..)
(Х) Малейшее нарушение стерильности упаковки хирургических инструментов – и обеспечены тяжелые осложнения и даже летальный исход. Стерильные инструменты пакуют в специальные стерильные пластиковые мешочки и запаивают шов. Но именно шов является слабым местом. Чаще всего именно в нем нарушается герметизация, и воздух с микробами попадает внутрь. А врач об этом и не подозревает.
Как сделать, чтобы врач всегда точно знал, не нарушена ли герметизация шва в пакете со стерильными инструментами?
(Контрольный ответ. Финская фирма «Випак» в шов вводит вещество зеленого цвета, которое обесцвечивается при малейшем контакте с воздухом.)
(Г) В ряде производств необходимы большие сосуды высокого давления – реакторы, ресиверы и т.п. Корпуса таких сосудов делают из многослойной толстой стали, которую сваривают кольцевыми швами. Эти швы затем проходят термообработку для упрочнения. Но и это не спасает их от разрывов и флюсов. Сварка многослойных металлов всегда ненадежна.
Как бы вы предложили изготавливать такие сосуды?
(Контрольный ответ. Патент США 4 010 864. Стальная лента навивается по спирали с одновременной приваркой каждого слоя.)
(Г) Макароны сварены, теперь нужно слить из кастрюли воду. Вы отодвигаете крышку, полотенцем подхватываете кастрюлю за ручки так, чтобы пальцами придерживать крышку в нужном положении, наклоняете кастрюлю и… Дальше обычно два варианта. Либо щель оказывается слишком большая и макароны плавно переходят в канализацию, либо она слишком маленькая, кипящая вода выливается тонкой, но широкой струей, заливая все окружающее, а пар при этом обжигает вам руки. К тому же крышка постоянно норовит соскользнуть.
Придумайте конструкцию кастрюли, в которой подобные эффекты невозможны.
(Контрольный ответ. А.с. 1 152 564. Крышка крепится на эксцентрическом буртике с возможностью поворота.)
(Б) В лаборатории производили огромную серию тонких биохимических опытов. Каждую колбу необходимо было пометить своей особой маркировкой, чтобы сотни сосудов не перепутались. Обычно это делают специальным маркером. Если сосуд с такой маркировкой постоит хоть несколько часов, то смыть потом надпись очень трудно. А колбы срочно нужны для следующих опытов.
Что же делать?
(Контрольный ответ. А.с. 783 258. Бактерии за одну-две минуты образуют на стекле тонкую сухую пленку. Маркер на ней оставляет четкий след, а сама пленка легко удаляется со стекла.)
5.3. В.И.Шаповалов и В.Ю.Карпов из Днепропетровского металлургического института получили диплом на открытие № 313. Они обнаружили, что в некоторых сплавах железа, марганца и других металлов, перенасыщенных водородом, при обычных условиях происходит спонтанная деформация.
Предложите спектр применений этого эффекта
(Контрольный ответ. А.с. 1 044 424 и 1 102 816. Открытое явление применено для объемной штамповки хрупких материалов.)
Комплексное задание для проверки навыков при сертификации
Бессмертие для искусства.
- Искусство – огромная, разветвленная, с ускорением развивающаяся система. Она обладает большими ресурсами. С другой стороны, искусство существует сотни тысяч лет. Оно распространено по всей планете. Следовательно, велика и скорость исчерпания этих ресурсов.
- В соответствии с законом перехода в надсистему, если система близка к исчерпанию своих внутренних ресурсов, она объединяется с другими системами и присваивает их ресурсы. Такой переход неизбежен и для искусства.
- Самые простые системы, с которыми искусство объединялось с момента его возникновения – это материалы и техника для искусства. Стены пещер, гальки, кости животных, комки глины, кусочки дерева – все это становилось материалом для древнего искусства. Бытовая и общественная техника, по мере своего развития, тоже становилась материалом искусства. Тут и посуда, и ткань, и одежда. Еще более сложным материалом стало жилье (архитектура), а затем и сложные технические устройства (дизайн). В восемнадцатом веке материалом для искусства становятся даже города (искусство градостроительства). Одновременно развивалась и техника для искусства. От гулких бревен для отбивания ритма человек переходил к простым, а затем и сложным музыкальным инструментам, вплоть до сложнейших электронно-музыкальных устройств. От каменных резцов для наскальной графики к разнообразным, порой очень сложным инструментам скульптора и художника. Архитектору вообще нужна промышленная отрасль – строительная техника. Радио, телевидение, грамзапись, видео просто невозможны без целой индустрии.
- Объединением искусства с наукой можно считать фантастику и научно-популярную литературу. Это не только книжки для детей и юношества. Книги Стивена Хоукинса представляют собой глубокие научные исследования, что не мешает им становиться бестселлерами, более популярными, чем детективы. В то же время лучшая художественная литература все больше впитывает в себя науку. Еще в 1890 году Ги де Мопассан писал: «Современная наука благодаря великим новаторам нашего времени отличается той особенностью, что открывает нам новые чудесные миры. Она изменяет наши представления, взгляды, нравы, историю и самую природу нашего ума; она переделывает человеческий род. Романист должен читать только научные книги, потому что если он умеет понимать, то узнает из них, что с ним станется через сто лет, какие будут тогда у людей мысли и чувства».
- В известной мере искусство объединяется и с педагогикой. С одной стороны искусство берет на себя образовательную функцию. Целые поколения людей узнавали окружающий мир из романов Жюля Верна, Майна Рида и ряда других писателей. С другой стороны педагогическая техника все больше требует от педагога владения художественным словом, актерским мастерством. Да и лучшие учебники – это настоящие произведения искусства.
- Однако человеческая культура не ограничивается техникой, наукой и системой образования. В ней есть множество других подсистем. С ними искусство объединяется в гораздо меньшей степени. А то и вообще не объединяется. Например, такой элемент культуры, как поведение. Есть, конечно, отдельные примеры. Придворные этикеты, дипломатический этикет. Своеобразным искусством являлось поведение ранних хиппи и панков. Ярким, хотя и недолгим примером может служить искусство поведения, выработанное «митьками» - группой молодых ленинградских художников восьмидесятых годов ХХ века. Но это отдельные эпизоды, не образующие глобальной системы. В такие же области культуры, как сельское хозяйство или экономика, искусство вообще не проникло.
- Объединение искусства с другими подсистемами культуры неизбежно вызывает множество задач. Вот одна из них, уже довольно давняя.
Литература основана на том, что тему выражают в виде действий, разговоров и размышлений персонажей, то есть людей. Это неизбежно, поскольку, только сравнивая с чем-то хорошо знакомым, приложимым к самому себе, мы можем понять и принять новую для нас тему. Чем ближе персонаж к нам самим, тем лучше он передаст нам тему.
Наука изучает явления далекие от человека. Даже люди прошлого, изучаемые историей, значительно отличались от нас. Животные отличаются от людей неузнаваемо. Молекулы просто не имеют с человеком ничего общего.
Чтобы передать научные темы художественно, описываемые объекты должны быть подобны человеку. Это позволит создать узнаваемость, выстроить сюжет и т.д. Но описанный таким образом объект не будет соответствовать реальному. Если же описывать свойства, поведение реальных объектов такими, как они есть, то в этом не будет ничего узнаваемого.
Так, в по-настоящему интересных книгах о животных они описаны, как люди – с человеческой мотивацией поступков, с размышлениями и т.п. Это увлекательно, но нисколько не соответствует реальным механизмам поведения животных. А описать в человеческих мерках поведение элементарных частиц вообще невозможно.
Как объединить строгую научность с узнаваемостью, сравнимостью с человеком?
- Перед будущими объединениями встанут не менее сложные задачи. Например, такая.
Попробуем объединить искусство с сельским хозяйством. Одним из возможных материалов могут служить поля. «Роспись» полями по поверхности Земли может стать увлекательным видом искусства. Выразительными средствами могут служить форма полей, их расположение, цвет. Цвет интересен еще и тем, что он динамичен, меняется в зависимости от сезона.
Однако мы не можем размечать и засевать поля по своему художественному усмотрению. Это зависит от рельефа местности, от почвы, от экономической ситуации (в чем есть потребность в данный момент), от местных традиций и от еще тысячи не зависящих от нас причин.
Как же в таких жестких многофакторных условиях создавать художественное сельское хозяйство?
- Итак, задание:
- Какие еще объединения, кроме перечисленных выше, вы можете спрогнозировать? Какие элементы этих объединений просматриваются уже сегодня?
- Какие задачи возникнут при реализации этих объединений?
- Какие варианты решений вы можете предложить?
Приложение 6
Расценки за аттестацию и сертификацию специалистов по ТРИЗ.
Стоимость проведения работ по аттестации устанавливается индивидуально для каждого региона по договору с региональным представителем МА ТРИЗ. При этом оговоренная часть финансовых средств может оставаться в регионе.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Примерная стоимость($) |
3-50 |
10-80 |
40-100 |
100-200 |
250-500 |