Глава 8. Принципы компенсациии эквивалентности

Глава 8. Принципы компенсациии эквивалентности

 
Карл фон Баер при изучении эмбрионов отступил от обычного хода наблюдений и начал работать в обратном направлении. Он решил прежде всего исследовать более позднюю фазу, чтобы проще было понять предшествующие. Вначале он наблюдал за 24-дневными эмбрионами, затем за 12-дневными, после этого - за бластулой в матке и, наконец, за яйцеклеткой в яичнике.
Ш. Спевакова [39]
“Наглость человечества беспредельна. Оно способно изменить даже скорость вращения Земли и ее орбиту” - таким парадоксом доктор Чао начал свой доклад на конгрессе геофизиков. “Виной всему крупнейшие рукотворные водохранилища. Их было построено 88, и каждое содержит в среднем по десять кубических километров воды весом в десять миллиардов тонн. В результате вращения Земли в соответствии с физическим законом инерции вся эта масса воды переместилась от экватора к более высоким широтам, несколько приблизившись к оси вращения планеты. Скорость вращения земного шара повысилась, продолжительность дня ежегодно уменьшалась, изменилась форма гравитационного поля Земли.”
По материалам «Российской газеты» от 24.05.96.
Из рассмотренных в предыдущей главе примеров диссимметрии на молекулярном и субатомном уровнях можно сформулировать ряд вопросов.
1. Со времен работы Л Пастера проводились сотни исследований, например, в [34] показана изнурительная работа, и почему никто не обратил внимание на то, что электрослабые силы, действующие между электронами и атомным ядром - его протонами и нейтронами, тоже будут отличать правое от левого?
2. Почему все считали, что правые и левые эквивалентны?
3. Почему никто не выдвинул гипотезу о диссимметрии между левыми и правыми?
Из этих вопросов можно сделать вывод о том, что некоторые исследователи недостаточно знакомы с принципами компенсации и эквивалентности. Нам представляется, что оба эти принципа весьма талантливо изложены в работе [1].
Я думаю, что лучше, чем сам автор - Ю. Белостоцкий - об этих принципах никто рассказать не сможет. Именно поэтому я цитирую его с большим удовольствием.
“Решая задачу, мы можем поставить вопрос - что с чем и как связано? Наша неспособность решать многие фундаментальные проблемы зачастую базируется на узости нашего научного мышления. Мы, рассматривая какое-нибудь природное проявление, почти всегда забываем, что оно скрыто на фоне других проявлений, которые, однако, являясь «родственниками» (эквивалентами) изучаемого явления, способны помочь нам в усилиях по познанию окружающего мира. Например, мы знаем, что электричество и магнетизм являются эквивалентами. Но этого факта оказывается явно недостаточно, чтобы однозначно пояснить, почему работает электротрансформатор. Мы не знаем ответа на этот вопрос. Вероятно, необходимо искать еще одну дополнительную эквивалентность. Такой эквивалентностью может явиться магнитострикционный эффект (упругая деформация сердечника под действием магнитного поля), известный еще со времен Джоуля (1842г.), но на который почему-то до сих пор никто не обращал внимания (в рамках рассматриваемой проблемы). Не исключено, что такой подход позволит довольно просто решить и эту проблему.
...А что же такое упругая деформация? Это по сути дела поляризация вещества. Точно так же можно поляризовать его электрическим, магнитным полем и даже электромагнитной волной. Направленное проникающее электромагнитное излучение, например, лазерное, поляризует прозрачное вещество, заставляя атомы поглощать кванты света и в то же время испускать точно такие же в том же направлении. Но в перпендикулярном направлении такого излучения нет. Следовательно, прозрачное тело под действием света направленно поляризуется. И если такое тело освещать импульсами света с частотой, равной собственной резонансной акустической частоте тела, то оно начнет звучать. Озвученное таким образом тело должно начать генерировать направленное гравиизлучение в полной аналогии с обычным упруго колеблющимся телом.
...Если вернуться к рассмотрению процесса упругой деформации пробного тела, состоящего, как известно, из равновесной системы электрических зарядов, то можно представить себе, что в процессе такой деформации происходит нарушение равновесия этих зарядов. Это и есть поляризация вещества. Но если учитывать, что в Природе все взаимосвязано, то одновременно с упомянутой поляризацией следует ожидать появления (или изменения) другого параметра, характеризующего вещество. Таким параметром, как уже упоминалось, является гравиполе. Получается, что изменение электрического поля внутри вещества приводит к появлению поля гравитационного вне вещества.
При тщательном рассмотрении и других подобных взаимосвязей проявляется очень любопытная картина. Во-первых, изменение одной физической величины обязательно приводит к появлению другой физической величины. К этому обязывает структура взаимосвязей между природными явлениями. Во-вторых, процесс изменения изменения (как бы производная от процесса изменения) одного явления должен приводить к следующему, более высокому этапу проявления другого явления.
На примере с гравитацией изменение напряженно-деформированного состояния вещества приводит к изменению его собственного гравиполя. А сам процесс изменения гравиполя (изменение изменения) приводит к появлению уже гравиизлучения! Природа как бы компенсирует изменение одного параметра появлением другого. Назовем это природное явление принципом компенсации. Хотя это то же самое, что и принцип эквивалентности, но в названии «принцип компенсации» раскрыта сущность взаимосвязей между природными явлениями.
Принцип компенсации проявляется прежде всего в общепризнанном третьем законе Ньютона (действие равно противодействию). Опыт современного развития науки подтвердил всеобщность этого закона независимо от того, с какого рода явлениями мы имеем дело. Поэтому можно сказать, что принцип компенсации - суть принцип всеобщий, определяющий развитие процессов в Природе. Всякое описание процессов с помощью математических уравнений в физике и есть использование этого принципа для анализа и явлений и их взаимосвязей. По смыслу этот принцип компенсации и есть синоним существования всей Природы” (здесь и далее разрядка в цитатах В.М.).
А теперь вернемся к поляризации вещества и вспомним постулат о диссимметрии. На рис. 17 показана схема прохождения пучка света через пластину вещества, например, стекла. Свет проходит через область А и поляризует ее. Через области Б свет не проходит. Однако, зная постулат о диссимметрии, нам следует предположить, что между этими областями должны возникнуть некие взаимодействия. Эти взаимодействия можно не обнаружить как, например, в эффекте Тваймана, если пластинка толстая, а можно и обнаружить (если пластинка тонкая). Взаимодействия могут быть электрическими, механическими, изменяющимися во времени.
Рис. 17. Схема прохождения пучка света через пластину вещества.
Рассмотрим теперь принцип всеобщей эквивалентности. Несмотря на то, что этот принцип хорошо известен, впечатление такое, что он пока не нашел достаточно широкого применения. Вот что пишет об этом Ю. Белостоцкий [1].
“Термин «эквивалентность» часто используется в научных работах и в большинстве случаев трактуется как равнозначность, равенство величин и т.п. В нем может быть заключен глубокий познавательный смысл.
Первый принцип эквивалентности был провозглашен Ньютоном, который, используя наблюдения Галилея над свободным падением тел и качанием маятников, показал наличие равенства между массами инерционной и гравитационной. Именно этот принцип и позволил Ньютону построить классическую механику. Ньютон подчеркивает особое значение сформулированного принципа эквивалентности и обращает особое внимание на важность вопроса, является ли постоянным и равным единице отношение рассматриваемых масс.
Общая теория относительности основана на постулате, что это отношение всегда одно и то же. Назвав первый принцип «принципом слабой эквивалентности", Эйнштейн на его основе, используя идеи Пуанкаре, сформулировал другой принцип эквивалентности (эквивалентность между гравитационным полем и так называемым «полем ускорения»), который обычно иллюстрируется невозможностью для экспериментатора, находящегося в работающем лифте, определить, действует ли на него гравиполе или «поле ускорения».
И вот второй принцип (Эйнштейн назвал его «сильным принципом») оказался фундаментом, на котором удалось построить всю релятивистскую физику.
Эйнштейн понимал чрезвычайную важность обоих принципов эквивалентности, подчеркивал необходимость постоянной проверки именно слабой эквивалентности в свете все более новых и новых технических достижений, ибо если будет найдено несоответствие указанных масс в любом знаке после запятой, то это укажет на наличие ранее неизвестных законов Природы, а все ранее известные законы придется уточнять, пересматривать и т.п. Так велико значение для физики этого принципа эквивалентности. Поэтому установлению новых эквивалентностей необходимо уделять самое пристальное внимание.
...Значимость принципа эквивалентности позволяет по-новому взглянуть на давно известные явления Природы. Этот подход предполагает наличие равенства между отдельными известными физическими факторами, но только на вполне определенном и ограниченном уровне. При переходе этого уровня принцип эквивалентности, как таковой, сохраняет свою силу, но сама эквивалентность трактоваться должна значительно шире, например, как «соответствие», «пропорциональность», но не равенство.
В Природе неизбежно действуют диалектические законы. Один из них - закон единства и борьбы противоположностей, который выражается тем, что Природе свойственен дуализм, двойственность, т.е. наличие в ней хотя и родственных, но антагони­стических явлений. На основе этого предполагается, что познание или анализ одного явления может привести к познанию явления, ему непременно сопутствующего, ибо все явления Природы взаимосвязаны и не проявляются в «чистом» виде, изолированно одно от другого. Похоже, что диалектический закон единства и борьбы противоположностей является философским выражением обобщенного физического принципа эквивалентности. Такой подход позволяет шире использовать как философские, так и физические приемы обобщения, что может привести не только к получению новой информации об известных явлениях Природы, но и к обнаружению явлений новых, неизвестных.
Эта точка зрения при рассмотрении любого принципа эквивалентности предполагает наличие непрерывной цепи взаимосвязей между различными элементарными актами Природы. Такую взаимосвязь можно представить схематично в виде пространственной сетки, каждая ячейка которой отображает сумму элементарных взаимосвязей (эквивалентностей) между отдельными элементарными проявлениями Природы. И эти связи необходимо устанавливать на самом элементарном уровне. Наиболее элементарная ячейка сетки - это треугольник. Несмотря на бесконечное разнообразие природных явлений, наше сознание способно воспринять лишь изменение положения какого-либо элемента системы, и по этому всеобщему механизму явлений мы судим об осуществлении Процесса и его законах. Именно поэтому, в рамках динамического подхода и рациональной логики, мы можем установить цепочку причинно-следственных отношений, обусловивших этот процесс. Отсюда следует, что Процесс является результатом, а его характеристики возникают как реакции на воздействие - на причину.
Это проявление чрезвычайно общего свойства в Природе: изменение какой-либо физической величины порождает новую физическую величину. Так, изменение скорости порождает ускорение, изменение напряженности электрического поля - электромагнитное поле и т.д.
В свою очередь, изменение изменения вновь порождает новую физическую величину и так далее.
Таким образом, возникает цепь эволюции системы, порождающая бесконечное разнообразие природных явлений. Природа как бы компенсирует изменение одного параметра появлением другого, а изменение этого - появлением опять нового. Эту особенность мы назвали принципом компенсации, который является, в сущности, более общим проявлением законов сохранения. Эти законы мы обычно используем при анализе элементарных процессов, т.е. в звеньях всей цепи эволюции системы. В каждом таком звене устанавливается равенство действия и противодействия с подчинением их какому-либо из законов сохранения. Но такое равенство свидетельствует об эквивалентности этих характеристик, хотя каждая из них по природе отличается от другой. И все это соблюдается во имя сохранения Природой самой себя.
Обратим внимание на то, что в фундаментальных физических законах проявление эквивалентностей обязательно представлено наиболее простыми соотношениями и, как правило, тремя параметрами, например, F = m a, E = m C2, r E= е2 и т.д. Это наводит на мысль о возможности установить знаковые изображения такой взаимосвязи параметров процесса в виде «логического треугольника» (рис. 18), стороны которого условно олицетворяют параметры процесса.
Рис. 18. Логический треугольник.
Взаимосвязь, взаимообусловленность параметров процесса в элементарном акте (типа F = ma) определена принципом компенсации. Это означает, что F существует лишь постольку, поскольку существует отклик, реакция в виде ma, которая является общей мерой эквивалентности для F. Хотя и F и ma разной природы, но их совместное изменение, в силу принципа компенсации, порождает новые явления, новые эквивалентности, которые также могут быть представлены «логическими треугольниками». Так, силе F эквивалентны движение и упругие напряжения, массе m - движение и гравитация, а ускорению а - гравитация и что-то нами пока не выявленное. То есть в такой системе просматриваются коллективизированные связи (эквивалентности), изображаемые плоской сетью логических треугольников (рис. 19).
Рис. 19. Система логических треугольников
Используя логические треугольные схемы, а также положения диалектики о том, что нет изолированных явлений Природы, можно приблизиться к описанию многих неизвестных физических законов на основе анализа и синтеза законов известных. Более того, такой подход к рассмотрению множества связей между природными явлениями наталкивает на мысль о возможности его универсальности и о возможности сведения таких смысловых треугольников в своеобразную систему, то есть создание таких треугольных схем позволит осуществить попытку рациональной систематики законов Природы, может быть, за счет проявления их периодичности наподобие периодической системы элементов Менделеева.
Известно, что Вселенная имеет ступенчатую структуру, т.е. наиболее мелкие известные ее части - элементарные частицы - образуют более крупные атомы, из которых складываются еще более крупные молекулы. Из молекул состоят макротела, в том числе и живые организмы. Из макротел составлены планеты, которые входят в состав солнечной системы. Солнечные (звездные) системы образуют галактики и т.д. И на каждом новом уровне, на каждой новой ступени элементы Вселенной «ступенчато» приобретают совершенно новые фундаментальные свойства.
Может быть, это качество - ступенчатость - и есть одна из основ всей Природы, а сумма известных элементарных законов Природы должна рождать качественно новые законы, сумма которых в свою очередь опять рождает новые и т.д. Например, может быть, загадочные биологические законы и есть сумма более «элементарных» физических и химических законов Природы, а сумма биологических законов рождает законы социальные. То есть более высокая ступень развития материи не может быть просто разложена на элементарные составляющие - исчезнет, разрушится сама ступень. Точно так же живой организм, состоящий из множества «отдельных» органов, не может полноценно существовать, если его расчленить на отдельные части.
В данном случае практически предлагается «игра» в тетраэдры, когда из готовых треугольных схем, поясняющих элементарные эквивалентности, необходимо сложить простейшую объемную фигуру - тетраэдр, каждое ребро которого имеет одинаковый смысл для двух его граней. Например, рис. 19 сводится к рис. 20.
Рис. 20. Тетраэдр (1 - гравитация, 2 - ускорение, 3 - напряжение,
4 - движение, 5 - масса, 6 - сила.)
В свою очередь несколько тетраэдров, смыкаясь одно-смысловыми гранями и ребрами, будут образовывать пространственную сетку из более сложных фигур. И так до бесконечности, постепенно заполняя пространство, так как разнообразие природных явлений бесконечно, а также бесконечны эквивалентные связи между ними. Причем каждая новая ступень в этой иерархии эквивалентностей может характеризовать появление ранее неизвестных законов Природы, хотя внутри каждой ступени могут находиться известные законы и явления.
Таким образом, получается, что первая ступень в схематичном описании эквивалентностей - это сами элементарные эквивалентности. Но поскольку они проявляются только во взаимодействии, то первая ступень никакой полезной информации пока не несет. Поэтому начало изучения системы эквивалентностей - это вторая ступень, представляющая собой логические треугольники. Следующей, третьей ступенью в схематичном описании эквивалентностей являются логические тетраэдры, которые могут быть использованы для построения более высоких ступеней. С этой целью логические тетраэдры должны определенным образом заполнять пространство, образуя четвертую ступень.
Однозначного представления о форме фигуры IV ступени мы иметь пока не можем, поэтому разберем в качестве примера фигуру, составленную из шести тетраэдров. Отличительной особенностью такой фигуры является то, что все шесть тетраэдров имеют по одному ребру, заключающему в себе один и тот же смысл. Кроме того, тетраэдры должны попарно смыкаться другими односмысловыми гранями. В результате получается 12-гранная смысловая фигура IV ступени (рис 21).
Рис. 21. Один из возможных вариантов смысловой фигуры
IV ступени.
Если рассматривать эквивалентность, изображаемую ребром, расположенным по центральной оси 12-гранника, то получается, что каждому природному явлению должно соответствовать шесть пар или 12 наименований эквивалентностей. Если предположить, что любая эквивалентность может стать центральной в рассмотренной фигуре v ступени, то получается, что для полного познания любого природного явления необходимо изучить 12 родственных явлений, а также установить все эквивалентные связи между ними. Но это для случая рассмотренного 12-гранника, хотя из элементарных тетраэдров можно построить множество других пространственных фигур v ступени. Дальнейшее усложнение смысловой сетки - образование более высокой vI ступени должно происходить за счет смыкания отдельных многогранников v ступени и т.д.
Но если обратиться к математике, то оказывается, что заполнять пространство тетраэдрами без зазоров не удается. В некоторых местах такого комплекса будут образовываться зазоры, имеющие форму четырехгранных пирамид. Не исключено, что и они будут нести вполне определенную смысловую функцию.
К сожалению, наши знания слишком отрывочны и несистематичны, то есть уровень наших знаний не созрел для полноценного осознания даже второй ступени системы эквивалентностей... При этом не исключается, что различные элементарные части тетраэдров - ребра, грани, вершины будут нести вполне определенную условно смысловую нагрузку. И такой подход в целом может увеличить наши возможности в познании и овладении силами Природы.
Поэтому одной из задач любого исследования должно быть теоретическое и экспериментальное установление родственных связей (эквивалентностей) между пока разрозненными известными и вновь открываемыми природными явлениями, а также построение элементарных связующих схем с целью последующего их объединения в стройную систему.
Рассмотренные логические треугольные схемы позволяют предположить, что одно и то же природное явление в простейшем виде должно быть объяснено не менее чем с трех различных позиций. А каждое отдельное объяснение будет хоть и правильным, но далеко не полным. Вероятно поэтому нас никогда не удовлетворяет только одно отдельное объяснение какого-либо явления. Достаточная полнота должна проявиться только при одновременном рассмотрении не менее трех родственных факторов, т.е. в любом случае должна рассматриваться своеобразная триада эквивалентностей. И только при обнаружении периодичности среди многих таких триад можно будет утверждать о возможности построения стройной общей теории. Само по себе явление вне связи с другими не существует и при его познании необходимо учитывать, как минимум, еще два.
Несмотря на то, что основные положения рассматриваемой теории могут быть реализованы только в отдаленном будущем, все же даже теперь она, вероятно, сможет послужить некоторым простейшим инструментом, с помощью которого можно будет вполне целенаправленно вести поиск некоторых неизвестных закономерностей в Природе. Сейчас, к сожалению, этот процесс в любом случае происходит стихийно. Любое научное открытие носит характер случайности. Предложенная методика элемент случайности в значительной степени уменьшает (В дальнейшем обратите внимание на высказывания Р. Фейнмана в его нобелевской лекции - В.М.).
Например, построим логический треугольник для изложенного ниже эксперимента по проверке предложенной эквивалентности между гравитацией и упругими напряжениями (рис. 22).
Рис. 22. Триада эквивалентностей «Гравитация – упругие
напряжения».
Согласно данной схеме необходимо догадаться, что же можно поместить в этом логическом треугольнике вместо знака вопроса.
В данной ситуации любая математическая теория, конечно, бессильна. Но у человека, вооруженного некоторым запасом знаний, имеется еще один мощный аппарат познания - интуиция. Конечно разные люди, имеющие разный тип мышления, разную степень профессиональной подготовки, разный тип и уровень интеллекта и т.п., будут вносить самые разнообразные предложения (Методом проб и ошибок В.М.).
Некоторые из них могут оказаться вполне приемлемыми. Но для начала и в целях упрощения изложения имеет полный смысл ограничить их число, а рассуждения пустить по вполне определенному руслу, пытаясь ответить на один - единственный вопрос. Например, а нет ли в момент упругого деформирования помимо гравитационного какого-либо еще излучения? Таким излучением может быть или поток электронов, или электромагнитные волны, или одновременно и то и другое.
Наши предположения легко проверить, поскольку устройства для обнаружения таких излучений очень просты.”
Кто проявит интерес к этому, может обратиться к работе [1].
Каждый, кто занимается своей научной задачей, как правило, не находит времени или желания, чтобы окинуть проблему более широким взглядом, а возможно и не предполагает, что это важно и интересно. Исследуя эффект Тваймана, у меня была одна цель - определить, какие силы деформируют пластинки кремния. После того, как я их обнаружил, дальше я не пошел. Много лет спустя, начав снова изучение этого эффекта, познакомившись с книгой
Ю. Белостоцкого, я непроизвольно начал размышлять над этой проблемой, используя его подход. Итак, где на каждом «этаже» или ступеньке возможны действия сил поверхностного натяжения? В ядре атома! C.Э.Фриш пишет в [41]:
“Кроме того, капельная модель указывает на наличие у ядер «поверхностной» энергии, аналогичной энергии поверхностного натяжения у жидких капель. Очевидно, эта энергия Wпов пропорциональна площади поверхности ядра:
Wпов= s4pR2 ,
где s - постоянная с численным значением s@ 1020 эрг/ см2.
Зная энергию отрыва частиц от ядра, можно оценить численное значение s, для которого получается s = 1020  эрг/см2. Подставляя вместо радиуса ядра его значение для частиц в ядре, найдем:
Wпов=s4prо2M2/3,
где М - число частиц в ядре, а r0 - постоянная, равная
1,5
×10-13 см.”
Здесь же приводятся сведения о делении ядра с оценкой изменения поверхностной энергии, которая возрастает за счет увеличения поверхности ядра-капли при делении на две капли. Возникает аналогия - а не так ли делится клетка и ее ядро? Можно обратиться к рассмотрению атома и сделать попытку представить - а есть ли силы поверхностного натяжения для электронов в атоме? Очевидно, раз внешняя оболочка электронов атома отделяет атом от внешней среды, то СПН должны быть. Понятие СПН, по-видимому, можно использовать и для сложных белковых молекул ДНК и РНК. Особое место СПН должны занимать в мембранах ядра, клетки, митохондрии. Более того, именно на мембранах должны работать не просто СПН, а их разность или сумма от обеих поверхностей. Несомненно, в клетках должны проявляться и силы Лапласа, выражающиеся для капли, имеющей форму сферы, как
Р=2s/R,
где R - радиус капли.
Для пузырька, у которого две поверхности (мембрана), полное давление можно выразить в виде
Р=4s/R.
Очевидно, что чем меньше пузырек, тем больше давление. Любопытна формула, связывающая гравитацию, массу висящей капли и силы поверхностного натяжения:
mg=2p r s ,
где r - радиус шейки капли, m - масса капли.
Широко известно явление капиллярности - подъем или опускание жидкости в трубках диаметром доли миллиметра, погруженных в сосуд со смачивающей или несмачивающей жидкостью. Высота поднятия жидкости может быть представлена выражением
h = 2scosq / rrg.
Эта формула носит название закона Журена. Чем меньше радиус трубки r, тем выше поднимается жидкость.
В работе [42] приводится вот какая интересная информация. “Капиллярный эффект заключается в заметном подъеме уровня воды в тонкой трубке, концом опущенной в чашку с водой. Он связан с повышением давления внутри трубки из-за поверхностного натяжения на границе раздела воды и воздуха. Все это происходит согласно закону, открытому еще в 1806 г. П. Лапласом, однако, как выясняется, не для всех случаев жизни тот закон «писан». При появлении в чашке ультразвуковых колебаний закон Лапласа отменяется, вернее, может быть повернут в любую сторону. Это «ультразвуковой капиллярный эффект». Механизм его оставался неясным.
Установлено было только то, что аномальный подъем жидкости в трубе сверх предписанной законом высоты обеспечивает не любой ультразвук, а только тот, что вызывает у нижнего входа в трубку пузырьки кавитации (рис. 23,а). Подозревались, правда, и другие факторы - температура и вязкость непокорной жидкости." После исследований специалисты пришли к такому выводу: "Аномальный эффект действительно связан с кавитацией, а вот его направление - подъем или опускание уровня, оказывается, регулируется: если вход в нижний конец трубки заточен внутрь так, что в нее облегчается приток жидкости, то эффект будет положительным - уровень поднимется много выше, чем это предписывается обычными законами. Наоборот, тот же конец, но заточенный в обратную сторону, с образованием на пути потока остроугольного барьера, вызовет отрицательный капиллярный эффект".
В этом сообщении не говорится, почему происходит снижение столба жидкости в случае рис. 23,б. Однако, можно использовать такой прием: а что нужно сделать для того, чтобы столб жидкости понизился? По-видимому, в области А должно быть падение давления такое, чтобы атмосферное давление было выше. Это возможно, если за счет кавитации пузырьки будут в области угла a создавать дополнительное давление жидкости, которая будет уходить вверх (по стрелке). Появится диссимметрия давлений, и жидкость в капилляре начнет опускаться.
Можно говорить о СПН Земли, морей океанов, звезд, планет и т.д. Но все это вместе подводит к мысли, что в Природе превалируют силы сцепления, силы притяжения - они создают Мир вещества от ядра до Земли. И вот что интересно: многие поля, процессы и частицы имеют свои антиподы в то время, как “гравитационное поле оказывает только притягивающее воздействие на посторонние тела, обладая при этом абсолютной проницаемостью” [1].
 
Рис. 23. Ультразвуковой капиллярный эффект с кавитацией.
Еще несколько слов о диссимметрии.
“На основании приведенных рассуждений мы убедились, что появляющиеся в любых физических телах упругие напряжения и деформации всегда изменяются от точки к точке, то есть они всегда неравномерны или, как говорят, в телах всегда имеется градиент напряжений. Вероятно, неравномерность заложена в самой основе вещества, да и во всей природе в целом. Видимо, этим обстоятельством и объясняется факт непрерывного развития этих объектов Природы, а также невозможность возникновения «тепловой смерти» Вселенной” [1].
Обратим внимание читателя, что в книге [1] буквально на каждой странице упоминается о неравномерности, несимметричности, поляризации, то есть о диссимметрии.
Можно обратить внимание еще на 3 вопроса.
1.“В отличие от двуполярного (дипольного) магнитного поля гравиполе всегда однополярно (монопольно), то есть его действие всегда направлено на «притягивание» тел, поэтому в эксперименте следует ожидать только уменьшение параметра L (длина)” [1]. Но ведь и силы поверхностного натяжения тоже однополярны - они всегда работают на сжатие и, по-видимому, нет сил поверхностного растяжения? И что отсюда следует?
2. Вообще говоря, каждому эффекту вполне возможен обратный эффект, его надо определить и найти. Это не всегда делается просто, но знать об этом следует. Так вот: "Даже великий Ньютон, сердито воскликнув «гипотез не измышляю!», выдвинул все же гипотезу, поясняющую механизм гравитации, проводя аналогию между ею и законом Архимеда. Кстати сказать, по современным воззрениям, изложенным ниже, он был не так далек от истины.” [1].
Действительно, если между твердыми телами гравитационные силы вызывают их притяжение, то при взаимодействии жидкости с твердыми телами эти же силы приводят к отталкиванию, выдавливанию, выбрасыванию тел, погруженных в жидкость. Очевидно, этот закон эквивалентен закону притяжения.
“Следовательно, это еще раз доказывает, что в Природе все неравномерно, в том числе и любые деформации тел и связанные с ними упругие напряжения. Даже в условиях невесомости, когда жидкость под действием сил поверхностного натяжения приобретает форму шара, внутри нее давление повышается при приближении к центру сферы. Это явление неравномерного распределения давления внутри жидкости описывается законом с трудным названием «Вирилайзинг» [1] Эта фраза ведет к продолжение размышлений об участии сил поверхностного натяжения на мембране клетки в ее жизнедеятельности, функционировании. Во-первых, мембрана имеет две обкладки и, таким образом, могут работать как сумма, так и разность СПН, т.е. повышается управляемость. Во-вторых, дополнительное давление - сила Лапласа, зависящая от СПН, может изменяться и передавать давление на мембрану ядра, мембрану митохондрии и т.д. Изменение этого давления влияет на жизнедеятельность этих элементов и не исключено, что эта сила пульсирующая и несет некую информацию. Во всяком случае, все это желательно проверить.
Теперь, имея несколько выражений для СПН, попытайтесь построить хотя бы треугольники, а затем тетраэдры. Посмотрите, что из этого получится.
3. Обратимся к работе [43].
“Экспериментальной проверкой гравитационной и инерционной масс в конце прошлого века много и упорно занимался венгерский физик барон Лоранд фон Этвеш. Его усилиями установлена тождественность обеих масс с точностью до одной стомиллионной. Казалось бы, вопрос исчерпан. Однако почти через сто лет американские ученые провели тщательную обработку на ЭВМ результатов Этвеша и выяснили, что в них все-таки содержатся данные по аномальности гравитационного взаимодействия вещества, которые сам Этвеш истолковывал как следствие несовершенства приборов. На эту информацию обратил внимание наш соотечественник, доктор технических наук Георгий Успенский. Он решил выяснить, к чему может привести подобное расхождение инерционной и гравитационной масс. Так вот, Успенский провел количественные оценки аномального гравитационного взаимодействия в опытах Этвеша и аномальной силы, вызывающей дрейф перигелиев планет Солнечной системы, наиболее близких к Солнцу. В итоге он вывел два варианта формул, позволяющих определить силы, дополняющие ньютоновские и вызывающие аномальный уход перигелиев планетных орбит. И что удивительно, эти аномальные силы прекрасно совпали по порядку величины со значениями погрешностей из экспериментов Этвеша! Это уже, по мнению Успенского, дает солидный фундамент для построения некоей многообещающей «концепции гравитации»". Читатель может сам просмотреть эту статью.
“И именно гравитационная материя ответственна за существование вещества: она порождает все известные нам элементарные частицы, она поддерживает взаимодействие между электроном и ядром в атомах, а иначе получается, что атом с его электронными оболочками - просто вечный двигатель”.
Когда я писал этот параграф, у меня наступил момент истины. Возможно, читатель уже сам догадался, что два эксперимента по определению массы - гравитационной и инерционной - есть не что иное, как два противоположных по принципу воздействия эксперимента. Это бросание и качание. И если мы в результате проведения противоположного эксперимента хотим обнаружить разницу или дополнительные данные для выдвижения гипотез, то и в этом случае, когда массы оказываются равными - выполняется противоположный эксперимент, возможно, сделать определенные выводы. Сколько лет я знал о противоположном эксперименте и об эквивалентности масс, но только сейчас связал их! Если вспомните, я задавал вопросы - почему ученые не увидели отличия левых от правых молекул? А сам?
Теперь к тем, рассмотренным выше рекомендациям, мы можем добавить еще два принципа - эквивалентности и компенсации. Наш багаж знаний пополняется.
 
Есть инвалиды - их участь сурова,
Жизнь их легко увядает,
Камень, не брошенный ими в другого
В почках у них оседает.
Игорь Губерман [44]