Перечень исследований, устных докладов и других материалов

Семинар по ТРИЗ и ФСА. Петрозаводск – 1987.

Перечень исследований, устных докладов и других материалов, подготовленных к семинару по ТРИЗ в Петрозаводске (июль, 1987 г.)

И. Верткин

Исследования

В оргкомитет семинара поступило 53 разработки общим объемом 585 страниц. Из-за отсутствия множительной техники не возможно снабдить каждого участника семинара полным комплектом материалов. Поэтому в настоящей работе приведена краткая аннотация всех поступивших разработок с адресами их авторов[1]. Заинтересованным в более подробном ознакомлении с какими-либо материалами следует связываться с авторами исследований и попросить выслать полные тексты – хотя бы на время (а если есть возможность – то с последующей досылкой автору нескольких копий).

1. Общие проблемы.

1.1. Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике. Альтшуллер Генрих Саулович, Рубин Михаил Семенович (Баку).

Объем – 18 стр. Рассматривается необратимый процесс уничтожения природы техникой. Предложено решение одного из центральных противоречий нашей цивилизации (развитие техники, т.е. развитие общества - или существование природы) переходом к созданию БТМ, бесприродного технического мира. Рассматриваются – в самом первом приближении – проблемы (технические и социальные), вытекающие из поставленной суперпроблемы.

2. Общие проблемы ТРИЗ.

2.1. Линии увеличения пустотности.

Альтшуллер Генрих Саулович, Верткин Игорь Михайлович (Баку).

Объем – 15 стр. Рассмотрены две линии перехода систем в би-системы. Выявлены некоторые «реперные точки» моно-би-перехода. Работа имеет непосредственное отношение к корректировке и уточнению общей схемы развития технических систем и комплекса стандартов. В работе приведены методические рекомендации по использованию материала на занятиях.

2.2. Законы развития технических систем в международной классификации изобретений.

Березина Валентина Геннадьевна, Мальцева Полина Васильевна (Челябинск).

Объем - 9 стр.  Плюс 12 фотографий плакатов. В работе в краткой форме описаны принципы построения классификаторов изобретений. Их структура рассмотрена в свете законов развития технических систем (на примере класса изобретений «Гидравлические машины объемного вытеснения, насосы для жидкостей или сжимаемых текущих сред»). Высказанная идея построения классификатора с универсальной структурой, основанной на ЗРТС. В силу объективной закономерности структуры, такой классификатор будет обладать прогностической функцией (в отличие от современных классификаторов, лишь констатирующих уже изобретенное). 

2.3. Применение ТРИЗ и ФСА с целью получения принципиально новых ТС (на примере судопропускных сооружений Днепро-Бургского гидроузла).

Герасимов Владимир Михайлович, Литвин Семен Соломонович, Мунгалова Людмила Георгиевна (Ленинград). 

Объем – 23 стр. В работе на конкретном примере рассмотрены проблемы постановки изобретательской задачи и ее решения. Ставить задачу предлагается последовательным свертыванием процессов (конструкций). При этом введены правила выбора возможностей свертывания:
- свертывание процессов, конструкций начинать надо с верхних иерархических уровней
- объект свертывания можно ликвидировать двумя путями: а) нет объекта функции (функция не нужна), б) функцию выполняют оставшиеся элементы (сами).
Всегда предпочтительнее, идеальнее вариант «а», кроме случая, когда объектом функции является изделие.
Анализ полученной задачи проведен по АРИЗ-85-В. Особенностью анализа можно считать четкое выполнение шагов и рекомендаций АРИЗа: принципиально новое техническое решение найдено на стыке ВПР, с одновременным рассмотрением – как это и следует из текста алгоритма – всех линий ресурсов.
Внедрение полученного решения в соответствии с расчетом должно быть экономически очень выгодным.

2.4. Прогноз развития измерительных систем.

Каплан Леонид Абрамович (Кишинев).

Объем – 34 стр. Рассмотрены основные противоречия в развитии измерительных систем и типовые способы их преодоления. Предложены универсальные модели (спирали развития) некоторых типов измерительных систем. В соответствии с ними и выделенными закономерностями развития предложена методика прогнозировании, по которой в Приложении 3 к работе приведен прогноз системы контроля очистки фильтров.

2.5. Особенности использования ресурсов для решения задач и развития полученных решений.

Ройзен Зиновий Ефимович (Кишинев).

Объем – 8 стр. Работу условно можно разделить на две части: теоретическую и практическую. В первой части высказывается мысль о том, что ресурсом можно считать и отличие одной ТС от другой, одного вещества от другого. Особенно при решении задач на разделение веществ, систем. Практическая часть содержит описание сделанного автором изобретения и развития первоначальной идеи. Изобретение основано на свойстве некоторых материалов (в том числе висмута) увеличиваться в объеме при кристаллизации.

 

2.6. Анализ процессов. ЗРТС для процессов химической технологии.

Склобовский Кирилл Афанасьевич (Обнинск).

Объем – 6 стр. ЗРТС, применимые ко всем техническим системам, переформулированы применительно к химико-технологическим процессам. В работе приведена универсальная модель процесса химической технологии. Выявлена специфика «химической» формулировки законов, а точнее – специфика построения систем химико-технологических процессов, отличия от работы других систем. Рассмотрены также типовые способы повышения идеальности химико-технологических процессов.

3. Информационный фонд ТРИЗ.

3.1. Геометрический пространственный оператор.

Викентьев Игорь Леонардович (Ленинград).

Объем – 18 стр. Работа состоит из семи разделов, списка литературы, таблицы возможных применений геометрического пространственного оператора и рисунков. Основная мысль работы: так как имеющиеся в системе ВПР не приспособлены для решения задачи, то суть решения состоит в преобразовании основного рабочего поля системы (главного энергетического процесса); это преобразование (перераспределение энергии) может осуществляться различными изменениями геометрической формы. В работе на большом числе разнообразных и интересных примеров показаны пути возможных преобразований.

Вероятно, некоторые из выявленных преобразований с последующей доработкой могут быть переведены в стандарты.

3.2. Роль информации в преподавании ТРИЗ.

Волков Владимир Иванович (Ленинград).

Объем – 17 стр. Приведен обзор современной литературы, могущей пригодиться при проведении занятий по ТРИЗ. Рассматриваемые книги условно объединены в 5 групп: !) учебная и научно-популярная литература по ТРИЗ; «) научно-популярная литература по различным направлениям науки и техники; 3) книги по биологии, ботанике, экологии; ;) книги философов, психологов; 5) литература по информатике.

3.3. Вещества появляются и исчезают.

Михайлов Валерий Алексеевич (Чебоксары).

Объем – 1 страница. В сжатой конспективной форме приведены основные направления использования химических эффектов в технике, иллюстрированные примерами 55-ти изобретений. В конце работы приведена литература, в частности «Использование ХЭ для ТС» (В.А. Михайлов, Чувашский ун-т, Чебоксары, 1986 г – депонир. 418-хп-86, СНИИТЭХим; Черкассы. – 29 с. Заказ 10 коп/стр. по адресу: 257000 Черкассы, ул. Шевченко, 205, СНИИТЭХим).

3.4. Роль химических эффектов при решении изобретательских задач.

Михайлов Валерий Алексеевич.

Объем – 2 стр. Статистический анализ, проведенный автором на патентном фонде в 10000 изобретений, показал, «что химические эффекты и явления пока еще редко используют при разработке новых ТР: в изобретениях в области химии они входят в формулы в 3% ТР, а в остальных областях техники в 0,01 % ТР». Выявлены основные эффекты, используемые в изобретениях.

3.5. Информационный фонд изобретателя, применяющего ТРИЗ.

Саламатов Юрий Петрович (Красноярск).

Объем – 17 стр. Рассказывается об истории создания Указателя ФЭ. Четко представлена концепция Указателей 1-го, 2-го и 3-го поколений. Затем приводятся примеры из строящегося автором указателя химических эффектов. Сформулированы 6 «химических» изобретательских задач, которые могут быть использованы на занятиях. Оканчивается работа приглашениям к сотрудничеству:

«Проблема сбора и сворачивания информации об… эффектах… остается до сих пор открытой. Продвижение в этом направлении идет мучительно долго, медленно, не хватает разработчиков по темам… Нужны также новые идеи и концепции формирования указателя эффектов. Нужна теория применения эффектов при решении изобретательских задач».

4. Учебные задачи.

4.1. Анализ решения задачи об изготовлении железобетонных колон.

Бирман Самуил Абрамович (Черновцы).

Объем – 10 страниц. Разбор по АРИЗ-85-В до шага 3.4.

4.2. Разбр учебных задач по АРИЗ-85-В.

Бухман Исаак Бейнцевич (Рига).

Объем – 17 страниц. Разобрано 4 задачи: 1) до шага 3.5.; 2) до шага 4.3.; 3) до шага 3.5.; 4) до шага 3.3.

4.3. Задача о сверлении колы ?? сверлом.

Гасанов Александр Искандерович (Москва).

Объем – 5 страниц. Разбор по АРИЗ-85-В до шага 4.5.

4.4. Задача об отстойнике.

Гасанов Александр Искандерович (Москва).

Объем – 4 страниц. Разбор по АРИЗ-85-В до шага 8.3.

 

4.5. Два часа вместо двух десятилетий.

Иванов Геннадий Иванович (Ангарск).

Объем – 8 страниц. В работе показан анализ по АРИЗ-85-В изобретательской задачи о борьбе с оседанием электропроводной пыли на изоляторы ЛЭП. Рассмотрены также возможные применения полученного принципа решения: использование пьезоэлектрического покрытия в виде краски и вибрируемого для предотвращения оседания пыли.

4.6. Задача об измерении циркуляционного сопротивления корабля.

Каплан Леонид Абрамович.

Объем – 4 страницы. Разбор по АРИЗ-85-В до шага 8.3.

4.7. Задача о шариковой ручке.

Киселев Владимир Александрович (Белая Церковь).

Объем – 3 страницы. Задача решена только с применением одного механизма – ВПР.

4.8. Задача о люльке элеваторного стеллажа.

Королев Владимир Александрович (Белая церковь).

Объем – 5 страниц. Разбор по АРИ_-85-В до шага 4.1.

4.9. Задачи о спорте.

Ладошкин Виктор Селиверстович (Новосибирск)

Сайфутдинов Альберт Фаритович (Новосибирск)

Объем – 3 страницы. Приведено 16 «спортивных» изобретательских задач с решениями (но без разборов).

4.10. Практические задачи.

Михайлов Валерий Алексеевич.

Объем – 1 страница. Приведены условия 5-ти задач без разбора и без контрольного ответа.

5. Обучение ТРИЗ.

5.1. Система управления творческим потенциалом коллективов разработчиков новой техники.

Ефимов Владимир Анатольевич (Обнинск).

Ключ В.Е., Склобовский К.А., Упоров В.И., Челнаков Н.П.

Объем – 2 страницы. В числе прочих вопросов рассмотрены итоги обучения ТРИЗ группы из 30 человек в Обнинском НУНТТе: «До обучения лишь 12 были изобретателями. После освоения 200 часовой программы в течение 2-х лет число изобретателей увеличилось  до 20. Ими было получено 49 авторских свидетельств и около 100 рацпредложений. В последующие 3 года после обучения в этой группе не осталось творчески неактивных. Итог: за 5 лет – 183 изобретения и 230 рацпредложений!».

5.2. Опыт работы Обнинского народного университета научно-технического творчества (НУНТ).

Ефимов Владимир Анатольевич, Якубов А. (Обнинск).

Объем – 5 страниц. Рассказывается об истории создания НУНТТ в Обнинске, подводятся некоторые итоги. В частности: «… творческие результаты специалистов после обучения в НУНТТ выравниваются: опытные изобретатели начинают более критично относиться к своему творчеству, а новички активизируются. И те и другие в среднем начинают получать до 2-3 авторских свидетельств за год. Причем эти изобретения более ориентированы на внедрение, поскольку являются результатом решения плановых технических задач».

Один из выводов работы: «… применение ТРИЗ особенно эффективно при коллективном творчестве, когда ее аналитический аппарат объединяет разнородный опыт членов коллектива… Коллектив начинает работать в резонанс – это проверено в экспериментальных группах».

5.3. Обучение ТРИЗ/ТРТС на современном этапе.

Злотин Борис Львович, Зусман Алла Вениаминовна (Кишинев).

Объем – 8 страниц. Рассмотрены различные формы обучения, сложившиеся к настоящему времени. Сформулированы (в порядке обсуждения) критерии-требования для аттестации специалистов по ТРИЗ. В работе предложена классификация по 5-ти ступеням подготовленности.

Приведены новые элементы обучения ТРИЗ, проявившиеся эффективно на ряде последних семинаров:

а) очно-заочная форма обучения;
б) проведение занятий с повышенной нагрузкой для слушателей (по 8 ч. В день);
в) письменное составление слушателями обязательных ежедневных резюме по единой установленной форме;
г) проведение занятий преподавателями в паре;
д) решение на занятиях практических задач слушателей;
е) проведение расширенного обзора литературы в библиотеке;
ж) углубленный курс ЗРТС;
з) направленный перебор полей при поиске решений по стандартам и вепольному анализу;
и) использование в ходе занятий анекдотов по теме.

5.4. К методологии решения практических задач в процессе занятий.

Злотин Борис Львович, Зусман Алла Вениаминовна (Кишинев).

Объем – 4 страницы. Рассказывается об опыте разбора практических (нерешенных ранее) задач слушателей непосредственно на занятиях учебного семинара по ТРИЗ совместно с аудиторией. В конце работы приводится алгоритм «вытягивания» правильных, полных условий задачи из задачедателя.

5.5. ТРИЗ: восприятие и обучение.

Зломанов Юрий Полиэфтович (г. Брежнев).

Объем – 7 страниц. В работе автор рассказывает о своем понимании сути ТРИЗ и места ТИЗ в общей системе знаний. В конце работы предлагается оглавление «учебного пособия по ТРИЗ».

5.6. Школа технического творчества.

Иванов Геннадий Иванович (Ангарск).

Обънм- 7 страниц.  Рассказано о пути организации хозрасчетной школы технического творчества (школы ТРИЗ) в г. Ангарске и о некоторых результатах после двух выпусков школы.

5.7. Белоцерковская группа ТРИЗ. «Визитная карточка».

Киселев Леонид Михайлович (Белая Церковь).

Объем – 1 страница. Рассказывается о составе группы (6-8 человек), ее ТРИЗовском образовании, интересах, некоторых достижениях.

5.8. Экспресс – АРИЗ.

Крячко Валентина Борисовна (Ленинград).

Объем – 14 страниц. Рассказывается о проводимом с 1980 г. эксперименте экспресс обучению АРИЗу. Суть предлагаемого метода заключается в том, что слушателей снабжают материалами поэтапно:

I очередь –

- опорные сигналы – 6 частей АРИЗ – 3 страницы;
- пояснения к ним – 2+3 страницы.

II очередь –

- справка «ТРИЗ» - 4 разворота;
- текст АРИЗ без правил и примечаний – 5 страниц.

III очередь –

- примечания и правила или полный текст АРИЗ в редакции Г.С. Альтшуллера;
- задачи с образцовыми разборами; раздать только после разбора.

Проводимый эксперимент вызван – по замечанию автора – плохой организацией занятий, когда нет возможности всем слушателям раздать полный текст АРИЗ в начале  занятий (материалы оказываются готовыми только к концу первого курса) либо, когда нет возможности обеспечить слушателей нужными материалами.

5.9. Справка об итогах обучения группы ведущих специалистов методам ФСА и ТРИЗ в 1986/87 учебном году (ЛПЭО «Электросила»).

Подготовлена и передана Литвиным Семеном Соломоновичем.

Объем – 13 страниц. В справке сказано, что обучение прошли 26 специалистов. При этом слушателями 24 выпускных работ по конкретным производственным задачам предприятия. Во сех работах были найдены эффективные технические решения. Большинство решений по оценке комиссии может быть внедрено в производство. Ожидаемый экономический эффект от внедрения предложений только по четырем работам составляет 23,5 тыс. руб.; по остальным – расчет экономического эффекта будет произведен по мере поступления исходной информации. По итогам обучения слушателями готовится 8 заявок на предполагаемые изобретения и 21 рацпредложение. К справке приложена аннотация выпускных работ слушателей.

5.10. Отчет о работе Днепропетровского народного университета научно-технического творчества (ДНУНТТ) в 1986/87 учебном году.

Ступникер Юрий Иосифович (Днепропетровск).

Объем – 2 страницы. Описана программа занятий, контингент слушателей, некоторые итоги курса.

5.11. Фрагмент сводной картотеки неприятия ТРИЗ.

Хоменко Николай Николаевич (Минск).

Объем – 17 страниц. Из литературы (книг, журнальных и газетных статей) и опыта преподавательской работы (личного и коллег) собраны возражения против ТРИЗ, приведены примеры неприятия тех или иных положений теории. Практически по каждому примеру предложен вариант ответа. Цель картотеки – дать обобщенный опыт начинающему преподавателю, помочь ему найти контакт с аудиторией, выработать наиболее сильный стиль поведения.

6. Обучение школьников основам ТРИЗ.

6.1. О положении с преподаванием теории решения изобретательских задач в школах г. Риги.

Баборыкин Николай Иванович (г. Рига).

Объем – 7 страниц. Рассказывается об опыте организации занятий по ТРИЗ в средней школе № 87 г. Риги с 9-ти-классниками. ТРИЗ изучается как учебный предмет на базе специализированных классов с углубленным изучением физики. Близка к завершению подготовка серии учебных пособий для 6-10 классов (для 9-го класса задачник уже готов полностью). В планы автора входит с 1987/88 учебного года начать вести обучение ТРИЗ второклассников, продолжив его затем вплоть до окончания школы. В заключении работы автор просит помочь с подбором красивых ярких задач, интересных примеров (по всем разделам ТРИЗ) и приводит фантастический рассказ, написанный одной из учениц.

6.2. ТРИЗ в системе школьного воспитания.

Баборыкин Николай Иванович, Бухман Исаак Бейнцевич, Цейтлин Н.А. (г. Рига).

Объем – 123 страницы. В работе объединены три материала:

а) копия объявления в республиканской газете «Советская молодежь» (1 стр.);
б) учебный план средней школы с включенным в него пунктом изучения элементов ТРИЗ (1 стр.);
в) сборник изобретательских задач по всем разделам физики, изучаемым в 9-м классе (121 стр.).

Последний материал (сборник задач с ответами, указанием источников, привязкой к изучаемому разделу физики) вполне может использоваться и на взрослой аудитории. Для занятий же со школьниками этот материал просто необходим.

6.3. Обучение ТРИЗ школьников в кружке: опыт и проблемы.

Викентьев Игорь Леонардович (Ленинград).

Объем – 17 страниц. Подробно – на инструментальном, воспроизводимом уровне – рассказано о личном опыте ведения занятий со школьниками. Даны методические советы по набору групп, стилю проведения занятий, загрузке слушателей, поиску задач и по другим вопросам, жизненно важным для качественной организации учебы.

ТРИЗовцам, занимающимся (или собирающимся начать заниматься) со школьниками очень желательно ознакомиться с представленной работой.

6.4. Сборник научно-фантастических рассказов.

Сборник подготовили: Викентьев Игорь Леонардович, Ладошкин Виктор Селиверстович, Сайфутдинов Альберт Фаритович.

Объем – 13 страниц. Приведены 9 НФ-рассказов школьников, обучаемых ТРИЗ.

6.5. Непрочитанный доклад о детском клубе «Эдисон».

Губанов Сергей Николаевич (Новосибирск).

Объем – 2 страницы. Рассказывается об опыте проведения занятий «с одними и теми же ребятами в течение двух лет. Режим занятий: 3 раза в неделю по 3 часа каждое занятие. В школьные каникулы – каждый день. Летом – месячный перерыв. Начало занятий в 18-30».

Некоторые выводы работы:

«- надо давать ребятам полный текст АРИЗ;
- необходимо ведение ребятами совместной картотеки сильных решений и фантастических идей».

6.6. Обучение школьников основам технического творчества.

Иванов Геннадий Иванович.

Объем – 6 страниц. Приведены рекомендации и упражнения, используемые автором на занятиях с детьми при изучении ТРИЗ. Материал методический, инструментальный, полезен занимающимся с детьми любого возраста.

6.7. Особенности преподавания ТРИЗ в младших классах.

Крейнина Суламифь Айзиковна (Рига).

Объем – 3 страницы. В течение 1986/87 учебного года по уроку в неделю занятия по ТРИЗ проводились в пяти четвертых классах по единой программе с обязательным присутствием всех учащихся (а не только желающих). На личном опыте выведены некоторые правила по проведению таких занятий.

7. КТЛ и ЖСТЛ.

7.1. Башкирцева Мария Константиновна (картотека биографий).

Круглова Надежда Викторовна (Ленинград)

Объем – 18 страниц. Проведен анализ биографии русской художницы по 6-ти качествам творческой личности и в соответствии с «жизненной стратегией». Выделена и интересно показана женская специфика «Игры».

7.2. Евгений Оскарович Патон (картотека биографий).

Кузнецов Александр Иванович, Кузнецова Любовь Евгеньевна (Ленинград).

Объем – 13 страниц. Биография Патона рассмотрена по шести качествам творческой личности. Выявлены специфические приемы работы: приемы решения задач, приемы орг-работы, приемы внедрения и др., применявшиеся Патоном.

7.3. Критика – основа позитивного.

Кузнецов Александр Иванович, Кузнецова Любовь Евгеньевна (Ленинград).

Изучено 80 биографий различных научных  и общественных деятелей с целью выявления предпосылок становления творческой личности. На приводимых в работе примерах показано, что общей чертой (основной предпосылкой становления) рассмотренных биографий можно считать критичное отношение человека к окружающей действительности. Для воспитания творческих личностей необходимо научиться воспитывать позитивную критику.

7.4. Подвергай все сомнению.

Кузнецов Александр Иванович, Кузнецова Любовь Евгеньевна (Ленинград).

Объем – 34 страницы. (в основном напечатано через интервал). Предложен методический материал по развитию критических качеств личности. Материал содержит условия письменных заданий.

7.5. «Кому-то надо передать Дело…» (картотека биографий).

Мурашковска Ингрида Николаевна, Мурашковский Юлий Самойлович (г. Елгава).

Объем – 17 страниц. Приведены выдержки из писем советского педагога Бориса Павловича Никитина авторам работы. Выдержки эти – своеобразное интервью по шести качествам творческой личности. Рассматривается центровая, по мнению авторов, проблема современного состояния Дела Никитина, которая отражена в заглавии работы.

7.6. Система Никитина в применении к ЖСТЛ.

Мурашковска Ингрида Николаевна, Мурашковский Юлий Самойлович (г. Елгава).

Объем – 12 страниц. Более подробно, чем в предыдущей работе, рассмотрена суть системы Никитина. Авторы предлагают включить ее в текст ЖСТЛ наряду с упоминанием системы Любищева. Цель – не случайное, сознательное воспитание детей в творческие личности. Но – так как система Никитина пока не ведет к воспитанию ТЛ – авторы обещают устранить «недоработки системы» и приглашают желающих присоединиться к ним для совместного развития системы Никитина.

7.7. Пути формирования и развития творческих коллективов.

Склобовский Кирилл Афанасьевич (Обнинск).

Объем – 13 страниц. На примере художнического объединения «Мир искусства» выявлены и рассмотрены несколько ролевых функций участников творческого коллектива: лидер – идеолог, лидер – организатор, «свободный художник», «гигант, примкнувший со стороны», «член команды».

8.   Организационные вопросы.

8.1. ТРИЗ – проблемы перехода к массовому внедрению.

Альтшуллер Г.С. (Баку).

Объем – 9 страниц. Рассмотрены ключевые проблемы современного этапа переходу к массовому внедрению ТРИЗ. Одна из главных проблем: «Даже самые большие учебные программы перестали вмещать весь инструментарий ТРИЗ. Активно применяется не более 1/3 инструментов ТРИЗ. Еще 1/3 бегло упоминается – и все. А 1/3 и вовсе не упоминается. Остающиеся в тени 2/3 инструментов лишь чуть слабее активно используемой 1/3. Просто на них нет времени...». Предлагаемый выход из создавшейся ситуации состоит в подготовке специальных учебных пособий для задействования домашнего времени слушателей (времени вне занятий).

8.2. О создании Фонда литературы по ТРИЗ в ЧОУНБ.

Кожевникова Любовь Анатольевна (Челябинск).

Объем – 7 страниц. Рассказывается о созданном в Челябинской областной универсальной научной библиотеке Фонда литературы по ТРИЗ: о причинах организации Фонда, о правилах пользования накопленными материалами, о пополнении Фонда, о возникающих проблемах, о организации аналогичных Фондов в других библиотеках.

8.3. Эксперимент? Эксперимент!

Королев Владимир Александрович (Белая Церковь).

Объем – 2 страницы. Ссылаясь на строки Даниила Гранина о Любищеве, автор предлагает еще больше внимания и усердия уделять переписке: а) для вовлечения в активную исследовательскую деятельность, б) для личного учета времени, в) чтобы научиться лаконично излагать свои мысли, г) для налаживания прочных связей между корреспондентами и т.д.

  8.4. О письмах (совета бюрократа).

Королев Владимир Александрович (Белая Церковь).

Объем – 1 страница. Рассматривается возможная структура письма и некоторые правила переписки.

9. Расширение области применения ТРИЗ

9.1. Анализ решения жизненных проблем с позиции ТРИЗ.

Коган Геннадий Александрович (Ленинград).

Объем – 4 страницы. В конспективной форме излагается суть начатой работы по сбору и систематизации примеров из жизненных ситуаций (жизненных проблем). Автором собран информационный фонд в 800 единиц, ранжирован по уровням решений, начато выявление используемых ресурсов и приемов.

9.2. Закономерности развития тематики художественных произведений.

 Мурашковска Ингрида Николаевна, Мурашковский Юлий Самойлович (г. Елгава).

Объем – 9 страниц. Предлагаемая линия развития тем состоит в переходе от темы к анти-теме, к би-теме, к свернутой теме, затем – переход в надсистему. На этой основе построен алгоритм конструирования тем художественных произведений. Приведены два примера работы с алгоритмом.

9.3. ТРИЗ и шахматы.

 Ф.Р. Родкин (работа написана по предложению Волкова Владимира Ивановича).

Объем 3 страницы. Рассматриваются типы шахматной литературы. Проведена аналогия между самой ценной, по мнению автора, литературой по общей теории шахмат с литературой по ТРИЗ.

-------------------------- Х --------------------------

Устные доклады.

За 6 рабочих дней семинара выступили 40 человек с 46 сообщениями. Среди выступающих были Митрофанов, Селюцкий,  Шарапов, Злотина, Петров, Цуриков, Хлыков, Чистяков, Береснев, Сычев, Макарцев, Андриевский, Подкатилин, Лимаренко и др.

Среди наиболее полезных докладов хочется отметить выступления Г.С.Альтшуллера (о главных проблемах настоящего момента и о линиях «пустотности»), С.С.Литвина и В.М.Герасимова (о решении практической задачи по АРИЗ-85-В), И.Л.Викентьева (о занятиях с детьми), С.С.Литвина и Б.Л. Злотина (об использовании анекдотов на занятиях по ТРИЗ), К.А.Склобовского (о творческом коллективе «Мир искусства»), Е.Хинякова (об обучении ТРИЗ детей в Болгарии), Ю.П.Саламатов (о построении Указателя хим.эффектов).

-------------------------- Х --------------------------

Другие материалы.

Кроме теоретических разработок в оргкомитет были переданы следующие материалы:

1. Записки изобретателя. Автор – Михаил Иванович Шарапов (Магнитогорск). На ряде примеров решенных практических задач он доказывает, как, используя простые приемы разрешения технических противоречий, удалось решить эти задачи.

2. Два отчета о проведенных семинарах. Отчеты подготовили: Крейнина Суламиф Айзиковна и Мурашковский Юлий Самойлович, - преподаватели ТРИЗ. Отчеты содержат подробное описание выпускных задач слушателей и найденных решений с показом хода анализа по алгоритму.

16/9-87


[1]  В данной публикации адреса не приводятся.