Открытый урок по теме:
« Системный оператор и типы творческих заданий по литературе»
На уроке присутствуют три группы учеников из 7-х классов школы №15, учителя - участники Байкальского семинара
Проводит урок преподаватель ТРИЗ школы №15 г. Усть-Илимска Бояркина Валентина Ивановна.
– Мир меняется, меняется быстро, неравномерно, при этом возникает множество проблем. Поэтому нам всем надо научиться жить в таком мире, научиться оперативно и качественно проблемы решать. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) даёт богатый набор инструментов именно для решения проблем, для развития творческого, системного, гибкого мышления. Овладеть этими инструментами можно и нужно и школьнику и учителю.
Сегодня мы будем работать с одним из инструментов ТРИЗ – Системным оператором.
В общем (минимальном) виде системный оператор строится как девятиэкранная схема. Но его можно продолжать во все стороны – выявлять подподсистемы и наднадсистемы, более далёкое прошлое и будущее и т. д.
Прошлое надсистемы |
Надсистема (изучаемая система – это часть чего? Иногда можно одним словом назвать, иногда нужно перечислять все ресурсы, имеющиеся вне системы) |
Будущее надсистемы |
Прошлое системы |
Изучаемая система, или система, в которой возникла проблема. |
Будущее системы |
Прошлое подсистемы |
Подсистема (часть системы) |
Будущее подсистемы |
Планета Земля, космос
Составим СО для человечество
системы «литература» народы, государства
культура (наука, техника, ) слои общества
искусство (музыка, театр и др.) семья
литература человек
|
душа организм
|
Эпос драма лирика
разум
|
жанры (романы, повести, рассказы и проч.)
литературное произведение
тема, идея композиция
язык, стиль, герои, сюжет
худож. средст.
завязка кульминация развязка
структура
части, главы.
страница, абзац
предложение
слова (члены предложения, знаки препинания.)
части слова
буквы
Вверх от «Литературы» идёт иерархия надсистем, вниз – иерархия подсистем. Кроме этого литература через надсистему «человечество» связана с иерархией подсистем человечества: народы, слои общества, семья, человек. А через человека выходим на естественнонаучную ветвь системного оператора. При этом надо учесть, что каждый ярус системного оператора имеет прошлое и будущее, что каждая подсистема связана с множеством надсистем.
А теперь рассмотрим, по каким творческим направлениям можно работать с помощью данной схемы.
Традиционные для ТРИЗ направления работы с системным оператором:
- систематизация знаний, наглядное изображение структуры любой системы, её места в окружающем мире и связи с миром.
- Попробуйте убрать одну из подсистем, например, буквы, как изменится система? От литературы останется только устное творчество.
-
Выявление основной функции (цели, направления) каждого элемента СО, и соответственно проблемы, задачи, возникающие при выполнении данной функции в разных условиях. И какая же цель у литературы в целом? Зачем человечество её создаёт? (работаем фронтально) Эти цели всегда достигаются? Нет, конечно. Почему? Обратите внимание на подсистемы литературы. (работаем фронтально)
-
Выявление ресурсов (особенностей, возможностей) каждого яруса системного оператора.
-
Ищем решение проблемы, возникшей в одной из систем, используя выявленные ресурсы не только этой системы, но и надсистемы, подсистем, ресурсы прошлого и будущего.
-
Изучение прошлого, настоящего и будущего для каждого элемента СО, определение направленияразвития.
Рассмотрим некоторые типы творческих заданий, которые непосредственно вытекают из данной схемы.
Возьмём конкретное литературное произведение – басню Крылова «Стрекоза и муравей». (Читаю вслух).
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлыхболе,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«не оставь меня кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Покорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило»-
«А, так ты…» - «Я без души
Лето целое всё пела».
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
Какой основной смысл в этой басне? Как этот смысл связан с основной целью литературы? (работаем фронтально)
Далее работаем по группам.
1 группа. Задание по системе - «слова».
Почему русские люди дали этим насекомым такие наименования – стрекоза, муравей? Т. е. мы обращаемся к прошлому этих слов, к их происхождению. Рассмотрите подсистемы этих слов, т.е. отдельные буквы, звуки, звукосочетания в этих словах. Рассмотрите ближайшие надсистемы к этим словам – однокоренные слова, слова близкие по звучанию, слова, связанные с образом жизни этих насекомых. Представьте любым литературно-художественно-театральным образом ваши предположения о том, как стрекоза и муравей получили свои «имена».
2 группа. Задание по системе – «герои, сюжет». Убираем одного из героев басни – Муравья. Останавливаемся на словах: «Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт…» Итак, перед Стрекозой возникла проблема выживания в изменившихся условиях. Как быть? Предложите возможные варианты решения для выживания стрекозы. Рассмотрите ресурсы, окружающие Стрекозу (ресурсы надсистемы), и её собственные ресурсы (ресурсы подсистемы).
Как изменился смысл басни в соответствии с вашими вариантами?
З группа. Задание по системе «развязка» басни. Как вы понимаете последние слова муравья? Уточните их смысл. Представьте ситуацию с точки зрения Муравья. У него тоже ведь проблема возникла, Стрекоза ему всё-таки кума, а не какая-нибудь посторонняя букашка, совсем-то отказать ей вроде неудобно… С другой стороны, в его глазах она лентяйка, и поощрять это ему не хочется. А как на такую гостью сородичи посмотрят, муравей-то ведь не один живёт?..
Напишите и инсценируйте продолжение басни (можно – прозой и в нескольких вариантах), уточните, как же эта история закончилась?
Как изменился смысл басни в соответствии с вашими вариантами?
4 группа. (Взрослые) Рассмотрите системный оператор. Предложите темы сочинений, исследовательских работ для научного общества учащихся, темы для сказок и фантастических рассказов, направленных на более глубокое понимание литературы, её значения для человечества, её связей с другими составляющими человеческой культуры.
В данном варианте системного оператора учтены, конечно, не все подсистемы огромной системы под названием «Литература». Не все связи выявлены внутри системы и связи с надсистемами. Работу можно продолжить. Приглашаю к сотрудничеству.
15 минут на выполнение задания. Отчёт групп. Обсуждение получившихся результатов. Работая сегодня по этой басне, на какие элементы системного оператора мы вышли? Кто из учеников готов продолжить эту работу в научном обществе учащихся? Завершение урока: чему мы научились сегодня? Какие мысли вызвал этот урок?
Задание 1 группе.
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлыхболе,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«не оставь меня кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Покорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило»-
«А, так ты…» - «Я без души
Лето целое всё пела».
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
Задание по системе - «слова».
Почему русские люди дали этим насекомым такие наименования – стрекоза, муравей? Т. е. мы обращаемся к прошлому этих слов, к их происхождению. Рассмотрите подсистемы этих слов, т.е. отдельные буквы, звуки, звукосочетания в этих словах. Рассмотрите ближайшие надсистемы к этим словам – однокоренные слова, слова близкие по звучанию, слова, связанные с образом и местом жизни этих насекомых. Представьте любым литературно-художественно-театральным образом ваши предположения о том, как стрекоза и муравей получили свои «имена».
Справка из энциклопедического словаря:
Стрекозы , отряд насекомых. Крылья перепончатые. Истребляют вредных насекомых. Личинки водные, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб.
Муравьи – семейство общественных насекомых, жалящих перепончатокрылых. Образуют сложные семьи, состоящие из нескольких каст. Гнёзда в почве , в древесине, иногда надземные сооружения (муравейники) в виде куч хвоинок, земляных холмиков.
Задание 2 группе.
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлыхболе,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«не оставь меня кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Покорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило»-
«А, так ты…» - «Я без души
Лето целое всё пела».
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
Задание по системе – «герои, сюжет». Убираем одного из героев басни – Муравья. Останавливаемся на словах: «Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт…» Итак, перед Стрекозой возникла проблема выживания в изменившихся условиях. Как быть? Предложите возможные варианты решения для выживания стрекозы. Рассмотрите ресурсы, окружающие Стрекозу (ресурсы надсистемы), и её собственные ресурсы (ресурсы подсистемы).
Представьте ваши варианты другого завершения басни любым литературно – художественно - театральным образом.
Как изменился смысл басни в соответствии с вашими вариантами?
Справка из энциклопедического словаря:
Стрекозы , отряд насекомых. Крылья перепончатые. Истребляют вредных насекомых. Личинки водные, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб.
Муравьи – семейство общественных насекомых, жалящих перепончатокрылых. Образуют сложные семьи, состоящие из нескольких каст. Гнёзда в почве , в древесине, иногда надземные сооружения (муравейники) в виде куч хвоинок, земляных холмиков.
Задание 3 группе.
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлыхболе,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«не оставь меня кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Покорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило»-
«А, так ты…» - «Я без души
Лето целое всё пела».
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!» .
Задание по системе «развязка» басни. Как вы понимаете последние слова муравья? Уточните их смысл. Представьте ситуацию с точки зрения Муравья. У него тоже ведь проблема возникла, Стрекоза ему всё-таки кума, а не какая-нибудь посторонняя букашка, совсем-то отказать ей вроде неудобно… С другой стороны, в его глазах она лентяйка, и поощрять это ему не хочется. А как на такую гостью сородичи посмотрят, муравей-то ведь не один живёт?..
Напишите и инсценируйте продолжение басни (можно – прозой и в нескольких вариантах), уточните, как же эта история закончилась?
Как изменился смысл басни в соответствии с вашими вариантами?
Справка из энциклопедического словаря:
Стрекозы , отряд насекомых. Крылья перепончатые. Истребляют вредных насекомых. Личинки водные, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб.
Муравьи – семейство общественных насекомых, жалящих перепончатокрылых. Образуют сложные семьи, состоящие из нескольких каст. Гнёзда в почве , в древесине, иногда надземные сооружения (муравейники) в виде куч хвоинок, земляных холмиков.
4 группа. (Взрослые)
Рассмотрите системный оператор. Предложите темы сочинений, исследовательских работ для научного общества учащихся, темы для сказок и фантастических рассказов, направленных на более глубокое понимание литературы, её значения для человечества, её связей с другими разделами человеческой культуры.
В данном варианте системного оператора учтены, конечно, не все составляющие огромной системы под названием «Литература». Не все связи выявлены внутри системы и связи с надсистемами. Работу можно продолжить. Приглашаю к сотрудничеству!
Некоторые примеры творческих заданий, которые я придумала.
1. Буквы. … Рассмотрим прошлое букв. Очевидно, это звуки, фонемы - единицы языка. А откуда возникли фонемы? Какие фонемы возникли раньше, какие позже? (Рассмотрите связь со звуками природы, с возможностями организма человека к произнесению звуков) Как хорошо, что у нас на земле есть воздух! Он передаёт звуки от одного человека к другому. Как хорошо, что у нас есть уши, которые могут воспринять эти звуки. Как хорошо, что люди догадались, что звуками можно передавать мысли, а потом изобрели способ, как эти мысли сохранить – письменность. Итак, наша алфавитная письменность сохраняет звуковой способ передачи мысли. А в Китае, Японии, Корее принята система из тысяч иероглифов, каждый из которых обозначает не отдельный звук, а определённое понятие, слово или часть слова, имеющее определённый смысл .
Какие ещё способы сохранения мысли вы знаете? Кроме письменности?
Итак, письменность нужна, чтобы передать мысли не просто друг другу (это и устно можно), а передать их множеству людей, передать их другим поколениям, сохранить эти мысли. Ну-у-у, тогда это слишком сложно… - Мысль надо сформулировать словами, слова записать буквами, да ещё как-то долговечность обеспечить, а это всё материалы, технологии…
Темы для фантастических рассказов, сочинений или работ в научном обществе:
А) Цивилизация разумных существ, которые сразу научились «читать» мысли друг друга. У них нет устного языка, нет языка жестов. Как они сохраняют информацию? Как можно «записать» мысль в таком случае?
Б) Наше далёкое-далёкое прошлое. Как возникли фонемы? Описать причины и процесс появления фонем.
В) Будет ли система «Буквы» развиваться? Какие недостатки вы видите в алфавитной письменности? Появятся ли новые буквы? А может, наоборот, какие-то исчезнут? Предскажите будущее этой системы.
Г) У каждой фонемы и у каждой буквы есть свой характер, свой явный и скрытый смысл, своя история жизни. Напишите историю одной из фонем в форме сказки, рассказа, исследования.
5. Язык, стиль произведения. Творческие задания могут заключаться в том, чтобы:
- изложить произведение другим стилем (романтический, деревенский, спортивный, сказочный, научный, деловой, иронический, юмористический и т. д.). Что изменится? Вероятно, отношение (чувства) самого автора и читателей к героям и сюжету произведения, может измениться и основная идея произведения. Откуда вообще возникают разные стили? (Выявить особенности разных стилей. Проследить связи с надсистемами). Интересно, а может ли стиль вообще отсутствовать? Можно ли создать новый стиль? Как это сделать?
-
Выявить приёмы получения юмора и потом применить их в собственном сочинении.
-
Выявить приёмы воздействия на другие человеческие чувства (радость, страх, восторг, грусть, любовь, ненависть, человеколюбие, патриотизм и т. д. ) Применить выявленные приёмыпутём сочинения собственных небольших сюжетов или законченных рассказов.