ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ).
Авторы: Селюцкий А.Б.
Тригуб А.В
Примеч Кол часов по каждому пункту определялось с учетом требованиями Мин образ к программам обучения и может и может изменяться в зависимости от преподавателя и аудитории
.
г. Петрозаводск.
2000 г.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа направлена на обучение школьников 10-11 классов анализу технических систем, выявлению и решению изобретательских задач технического и медико-биологического направлений. Продолжительность обучения - 1-й год (144 часа) и 2-й год (216 часов). "Предшественниками" программы являются изучение в объеме школьной программы физики, химии, геометрии, биологии и других дисциплин. "Продолжением" программы являются консультации в практической изобретательской деятельности после окончания школы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Обучающие: научить учащихся приемам проведения анализа технических систем (ТС), выявлению задач, решению задач, прогнозированию дальнейшего развития ТС, системному видению мира.
2. Развивающие: развивать у учащихся управляемое воображение, интерес к познанию окружающего мира и его законов, понимание возможности и умения развивать мир в гуманном направлении, стремление к творчеству в повседневной жизни.
3. Воспитательные: путем усвоения идеологии ТРИЗ воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, изменение системы ценностей от потребительства к творчеству, прививать элементы жизненной стратегии творческой личности, формировать начала творческого отношения к жизни.
Особенностью программы является то, что в объеме программы обучаемых учат работать не руками, а головой. Учащиеся ставят не практические, а мысленные эксперименты, задачи решают в теоретическом плане, не доводя до практического внедрения, что, чаще всего, невозможно из-за масштаба решаемых задач. Например: как ученику построить компьютер будущего, аэрокосмический аппарат, или даже дверной замок на новом принципе? Эта особенность является принципиальным достоинством и столь же принципиальным недостатком программы. Сейчас пытаемся уменьшить этот недостаток путем привлечения ребят к макетированию их предложений. Следующим шагом должен быть поиск потребителей решений и прогнозов, приведенных в работах.
Исходя из вышесказанного, основными формами проведения занятий являются: чтение лекций, практическое решение изобретательских задач, выполнение упражнений по развитию творческого воображения, генерация фантастических идей и т.д.
Информационно-техническим обеспечением программы являются: указатели физических, химических и геометрических эффектов, АРИЗ, стандарты на решение изобретательских задач, наглядные пособия к некоторым задачам, плакаты и т.д.
Результатом обучения по программе прогнозируется повышение интереса обучаемых к углубленному изучению школьных предметов, овладению инструментами ТРИЗ, системное видение мира, видение необхо-
димости и возможности изменения окружающего мира, умение решать
изобретательские задачи быстро и на высоком уровне, постепенное
вхождение в творческий стиль жизни.
Критерием оценки результатов обучения является самостоятельное выполнение исследовательской работы по анализу выбранной ТС, выявлению и решению задач ее развития, прогноз дальнейшего развития данной ТС.
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1. Развитие творческого воображения (РТВ).
2. Системность мира.
3. Методы активизации творческого мышления.
4. Законы развития технических систем (ЗРТС).
5. Стандарты на решение изобретательских задач.
6. Информационный фонд ТРИЗ.
7. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
8. Функционально-стоимостный анализ (ФСА).
9. Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ).
10. Теория развития коллективов.
11. Патентоведение.
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ:
1. Курс развития творческого воображения (РТВ).
Необходимость этого курса была выявлена, когда в процессе преподавания ГС столкнулся с таким явлением: человеку остается сделать всего один шаг до красивого решения задачи, но человек пугается необычного решения, и уходит от него к традиционному. То же самое происходит, когда человек решает задачу "методом проб и ошибок": большинство проб идет в привычном направлении. Это - проявление психологической инерции (ПИ), которая особенно мешает при решении сложных задач.
Курс РТВ построен на приемах, которые были выявлены также ГС при создании "Регистра фантастических идей".
В Регистре зафиксированы почти все приемы, которыми пользуется мировая фантастика. Но в курс РТВ кроме известных, вошли также приемы, разработанные ГС и позволяющие создавать гораздо более фантастические ситуации, не нарушая при этом логики произведения.
Курс РТВ позволяет сделать воображение управляемым.
2. Основы теории развития технических систем.
Этот курс объясняет, что все, что нас окружает можно рассматривать как системы.
Человек - тоже система, только биологическая. Он состоит из множества подсистем: кровеносной, нервной, костной, мышечной и т.п. И как система, он входит во множество надсистем: семья, коллеги, друзья и т.д.
В свою очередь, надсистемы входят в наднадсистемы: общество, страна, человечество и т.д.
А подсистемы состоят из еще более мелких подподсистем: кровяных телец, нервных клеток и т.д. до атомов.
Соприкасаться же нам приходится в большинстве случаев с системами техническими, такими как квартира, мебель, орудия производства, машины и т.п.
Человек и стал-то человеком только когда научился управлять техническими системами: получать огонь, применять рычаг ...
3. Современные методы активизации творческого мышления.
Человечество давно искало способы интенсификации творческого процесса, но при этом поиски велись как бы от человека: ученые изучали те процессы, которые протекают в мозгу человека, и старались как-то повлиять на его психику, чтобы активизировать его на решение определенной задачи.
ХХ-ый век, век бурного развития техники, потребовал от людей многих кардинальных решений технических задач, особенно во время войн, когда от быстроты и качества решений зависит человеческая жизнь.
После 2-ой Мировой войны появилось несколько интересных методов активизации творческого процесса: Мозговой штурм, "Синектика", Морфологический анализ, Метод фокальных объектов и др.
Эти методы легки в обучении, их легко применять на практике, но у них есть два существенных недостатка: они не имеют критериев отбора качественных решений, и они совершенно не учитывают законы развития технических систем.
Тем не менее, эти методы необходимо знать, чтобы применять там, где они наиболее полезны: Мозговой штурм и Метод фокальных объектов - в курсе развития творческого воображения или при создании рекламы, новых видов товаров; Морфологический анализ - на одном из шагов АРИЗ для выявления всех возможных применений найденного изобретения.
4.Законы развития технических систем.
До последнего времени считалось, что человек создает технику и развивает ее по своему усмотрению. Многие (пожалуй, большинство инженеров) и сейчас так считают.
Основатель ТРИЗ Г.С.Альтшуллер еще в 60-е годы доказал, что техника развивается по своим законам. Эти законы можно познать и использовать для целенаправленного совершенствования самой техники без бессмысленных проб и ошибок.
Цель настоящего курса - изучение законов развития технических систем и применение их на практике.
5.Вепольный анализ и система стандартов на решения изобретательских задач.
В основе всей техники лежит элементарная техническая система, которая состоит из двух каких-либо материальных объектов (условно называемых "веществами"), связанных между собой каким-либо взаимодействием ("полем"). Отсюда формула, впервые выведенная Г.С.Альтшуллером (далее - ГС) и названная им "веполем".
П
/ \
В1 -- В2
С помощью веполей мы можем построить модель практически любой технической системы. А поскольку технические системы развиваются по определенным законам, то с помощью вепольных преобразований можно моделировать эти законы на конкретных ТС при решении реальных задач.
Под руководством ГС была разработана Система стандартных решений изобретательских задач. На сегодня Система стандартов состоит из 76 единиц, с помощью которых решается около 85 - 90 процентов всех изобретательских задач.
6. Информационный фонд ТРИЗ.
В Фонде собраны указатели физических, химических,геометрических эффектов, организованных таким образом, что их можно использовать для решения изобретательских задач.
Кроме того, примеры любого из указателей с успехом можно использовать на занятиях по естественным видам наук.
В настоящее время идет сбор фондов и составление указателей по биологическим и социальным эффектам. В процессе занятий учащиеся приучаются составлять собственные картотеки, с помощью которых происходит постоянное пополнение и обновление указателей.
7.Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В.
Это не машинный алгоритм. Пока. До сих пор никому еще не удалось создать на базе АРИЗ четкого машинного алгоритма, но работы ведутся.
Алгоритм, во-первых, вычленяет из расплывчатой ситуации четкую модель изобретательской задачи, анализирует ее, выявляя все
ресурсы, которые можно будет использовать для ее решения, определяет идеальный конечный результат (идеальное решение), выявляет главное противоречие задачи и, с помощью специальных приемов, разрешает это противоречие.
Иначе говоря, задача разбивается на мелкие шаги, каждый из которых имеет свой инструмент для его осуществления. В алгоритме используются все основные курсы ТРИЗ: и законы развития технических систем, и курс РТВ, и вепольный анализ, и информационный фонд ТРИЗ.
Как правило, результатом применения АРИЗ является изобретение высокого уровня.
8. Функционально-стоимостный анализ.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) возник в послевоенные годы как метод улучшения технических систем с помощью определенных методических приемов. Особенно широкое распространение он получил в США и Японии. В Сoветском Союзе он стал развиваться только после того, как практически на всех его этапах стали применять ТРИЗ. С применением ТРИЗ появился новый системный эффект: теперь можно достаточно эффективно анализировать не только технические, но и структурные, экономические, социальные и т.п. системы. При этом ФСА выявляет все задачи, порождаемые системой и, выделяя главные из них, позволяет решив их, избежать решения огромного количества задач более низкого ранга.
На стадии обучения учащихся ФСА появляется возможность привлекать для решения задачи родителей, не имеющих отношения к технике.
Все современные методы прогнозирования основаны либо на интуиции специалистов, либо на аналогии предыдущего развития. Появившиеся последние годы наукообразные методы тем не менеетакже не
оправдали себя все по той же причине. При анализе патентной литературы выявляются тенденции развития конкретных ТС, что позволяет делать ближайшие прогнозы, но и этот метод не позволяет выявлять принципиально новых решений в развитии ТС. Однако знакомство с известными методами прогнозирования позволяет учащемуся самому убедиться в возможностях всех методов и самому сделать выбор, каким из них лучше пользоваться. Кроме того, этот курс позволяет по дру-
гому взглянуть на фантастику, оценить фантастические прогнозы.
В процессе изучения методов прогнозирования учащиеся сами составляют прогнозы как реальных технических систем, так и фантастических.
Одним из наивысших проявлений творчества считается открытие чего-то нового в природе (закономерностей, явлений).
Применение ТРИЗ для объяснения ряда явлений (эффект Рассела, ветроэнергетика растений) позволило создать методику решения некоторых видов исследовательских задач: вместо ответа на вопрос - "Как это происходит?" - задается вопрос - "Как сделать, чтобы это произошло?" В этом случае задача становится изобретательской, а для решения изобретательских задач в ТРИЗ достаточно инструментов.
Эта методика имеет сверхэффект: с ее помощью можно очень эффективно выявлять причины брака на производстве.
9. Жизненная стратегия творческой личности.
Это - идеологическая составляющая ТРИЗ.
Многие себя считают творческими личностями, но не все отдают себе отчет в том, что творчество имеет несколько уровней. И самый высший уровень ставит человека как бы в противовес обществу.
Именно Творческие Личности ведут общество к прогрессу, но чем выше уровень творчества, тем тяжелее самой Творческой Личности (ТЛ): ведь ТЛ видит то, что общество еще не может понять.И ТЛ приходится, как правило, практически всю жизнь преодолевать сопротивление окружающей его среды.
Поэтому, далеко не каждый может стать Творческой Личностью с большой буквы.
Они, эти люди, остаются в веках, у них интересная (для них) насыщенная, интеллектуальная жизнь, они всегда ставят перед собой большие общечеловеческие цели. Именно ради высоких целей этим людям приходится терпеть материальные трудности и выносить моральные удары.
Курс "Жизненная стратегия творческой личности" показывает человеку, что ждет его на пути к высокой цели, какие трудности на каком отрезке жизненного пути его ожидают и как их преодолевать.
10.Законы развития коллективов.
Это новое направление разработок в ТРИЗ, находящееся в стадии сбора и анализа материала. Однако уже ясны некоторые направления исследований. Так, доказано, что развитие коллектива зависит от развития того дела, ради которого создан коллектив, значит, можно не только проследить, но даже спрогнозировать развитие коллектива в зависимости от развития дела. Сейчас идет интенсивное накапливание приемов управления развитием коллективов.
В процессе занятий учащиеся отрабатывают решения целого ряда задач на разрешение противоречий, связанных с развитием коллективов.
11. Основы патентоведения.
Мало создать изобретение, его еще надо защитить, то-есть, доказать, что оно обладает всеми узаконенными признаками изобретения: мировой новизной, промышленной применимостью и т.д. Процесс защиты заявки на изобретение достаточно длительный и требует немало сил и нервов, поэтому, прежде, чем ввязываться в этот процесс, изобретателю очень важно для себя уяснить и обосновать необходимость этой процедуры.
Конкурентная борьба - вещь жестокая. Современному изобретателю надо уметь защищаться от такого явления как промышленный шпионаж и диверсии с целью подрыва авторитета изобретателя и его изобретения. В этом разделе учащиеся на конкретных примерах учатся не только защищать свои авторские права, но и с помощью ТРИЗ защищаться от промышленного шпионажа.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Сокращенный курс занятий применяется при работе в оздоровительном детском лагере или при работе в школе и количестве часов - 1 час в неделю.
При работе с кружковцами применяются план работы на 1-й и на 2-й годы обучения.
Содержание тем календарно-тематического плана на 2-й год обучения остается примерно тем же, что и на 1-й год, но на 2-м году углубляются теоретические знания и основное внимание обращается на совершенствование практических навыков. Для этого решается большое
количество учебных задач нарастающей трудности. В это же время
идет работа над выбранной темой исследовательской работы. В течение всего года набирается информация и проводятся консультации по выбранной теме. К концу года исследовательская работа завершается прогнозом развития выбранной технической системы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СОКРАЩЕННОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ:
№ |
| Наименование разделов и тем |Кол-во часов |
1 |
| 2 | 3 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
| РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ): | | Определения, необходимость в РТВ, основ- | 1 |ные направления и методы РТВ, ПИ. | |"Да-нетки", "хорошо-плохо", тренировка в | | решении их. | | 12 приемов фантазирования, работа с ними. | 1 | Чтение и анализ НФЛ. Шкала "Фантазия-2". | | Метод фокальных объектов. | | Итого: | 2 | | | МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ: | | МПиО, его достоинства и недостатки. | 1 | Классификация методов активизации. | | Мозговой штурм, синектика. | | Морфологический анализ. | 1 | ТРИЗ. | | Итого: | 2 | | | СИСТЕМЫ: | | Определение системы. (С). Системный эф- | 1 | фект. | | Системность окружающего мира. Верхняя и | | нижняя границы систем. | | Функция систем. | 1 | Альтернативные системы (АлС) и антисисте- | | мы (АС). | | Системный оператор (СО) и работа с ним. | 1 | Решение задач с помощью СО. | | Итого: | 3 | | | ЗРТС | | Линии жизни ТС. | 1 | Полнота частей ТС. | 1 | Вытеснение человека из ТС. | 1 | Стремление ТС к идеальности. ИКР. | 1 | Сквозной проход энергии, вещества. | 1 | Неравномерность развития ПС. | 1 | Согласование ритмики. материала, формы. | 1 | Увеличение степени вепольности (управляе- | 1 | мости) ТС и ПС. Динамизация ПС и ТС в целом.| | Переход рабочего органа (РО) на микроуро- | 1 | вень (а также и других ПС). | | Переход в НС и развитие в ней. | 1 | Итого: | 10 | | | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД (ИФ) ТРИЗ. | | Физические эффекты (ФЭ). | 1 | Химические эффекты (ХЭ). | | Геометрические эффекты (ГЭ). | 1 | Биологические эффекты (БЭ). | | Социальные эффекты (СЭ). | | Итого: | 2 | | | ФСА: | | Отсутствие надежных источников сильных | 1 | задач для ТРИЗ. Функционально-стоимостной | | анализ (ФСА), его история. | | Резервы совершенствования объектов. | | Основные постулаты, термины и определения | | ФСА. | | Этапы ФСА. | | Системный анализ ТС. | | Структурный анализ ТС. | | Функциональный анализ ТС. Свертывание. | 1 | Параметрический анализ и отслеживание | 1 | главных параметров по S-обр. кривой. Оп- | | ределение ресурсов повышения главных па- | | раметров. | | Анализ на соответствие ЗРТС. | 1 | Стоимостной анализ. | | Формулирование задач и ТП, выявление клю- | 1 | чевых задач. | | Решение ключевых задач с помощью АРИЗ. | 1 | Прогноз развития ТС. | 1 | Варианты прогноза. | | Прогноз с помощью ЗРТС. | | Формулирование пакета предложений. | | Тренировка в проведении ФСА ТС и техноло- | 2 | гий: "игла", "мясорубка", "ТЭН", | | "метательное оружие". | | ФСА ТС "робот". | 1 | Итого: | 10 | | | ЖСТЛ. | | Взаимодействие ТРИЗ и личности. Понятие о | 1 | творческой личности (ТЛ). | | Критерии (признаки) ТЛ. Достойная цель жизни| | Итого: | 1 | | | Контрольные занятия | 3 |
|
И Т О Г О: 33 часа. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ЗАНЯТИЙ: |
==== № |
=========================================================== | Наименование разделов и тем |Кол-во часов |
1 |
| 2 | 3 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
| ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: | | Обсуждение работы кружка, режима занятий, | 2 | введение в ТРИЗ. | | | | РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ): | | Определения, необходимость в РТВ, основ- | 2 | ные направления и методы РТВ, ПИ. | | "Да-нетки", "хорошо-плохо", тренировка в | 2 | решении их. | | 12 приемов фантазирования, работа с ними. | 2 | Чтение и анализ НФЛ. Шкала "Фантазия-2". | 2 | Метод фокальных объектов. | 2 | Оператор РВС. | 2 | Фантограммы. | 2 | Эвроритм. | 2 | Метод Робинзона (выявление скрытых | 2 | свойств объекта). | | Планета ГСА (черный ящик). | 2 | Итого: | 20 | | | СИСТЕМЫ: | | Определение системы. (С). Системный эф- | 2 | фект. | | Системность окружающего мира. Верхняя и | 2 | нижняя границы систем. | | Функция систем. | 2 | Альтернативные системы (АлС) и антисисте- | 2 | мы (АС). | | Системный оператор (СО) и работа с ним. | 2 | Решение задач с помощью СО. | | Итого: | 10 | | | МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ: | | МПиО, его достоинства и недостатки. | 2 | Классификация методов активизации. | | Мозговой штурм, синектика. | 2 | Морфологический анализ. | | ТРИЗ. | | Итого: | 4 | | | Структура ТРИЗ: | 2 |
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 |
| ЗРТС | | Линии жизни ТС. | 2 | Полнота частей ТС. | 2 | Вытеснение человека из ТС. | 2 | Стремление ТС к идеальности. ИКР. | 2 | Сквозной проход энергии, вещества. | 2 | Неравномерность развития ПС. | 2 | Согласование ритмики. материала, формы. | 2 | Увеличение степени вепольности (управляе- | 2 | мости) ТС и ПС. Динамизация ПС и ТС в целом.| | Переход рабочего органа (РО) на микроуро- | 2 | вень (а также и других ПС). | | Переход в НС и развитие в ней. | 2 | Итого: | 20 | | | СТАНДАРТЫ | | Вепольный анализ. Технические поля. | 2 | Система стандартов на решение изобрета- | | тельских задач - воплощение ЗРТС. | | 1-й класс: построение и разрушение вепо- | 2 | лей, структуризация воздействий. | | 2-й класс: развитие вепольных систем. | | 3-й класс: переход к НС и на микроуро- | | вень. | | 4-й класс: стандарты на обнаружение и из- | 2 | мерение систем. | | 5-й класс: стандарты на применение стан- | | дартов. | | Решение задач по стандартам. | | Итого: | 6 | | | | | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД (ИФ) ТРИЗ. | | Физические эффекты (ФЭ). | 2 | Химические эффекты (ХЭ). | | Геометрические эффекты (ГЭ). | 2 | Биологические эффекты (БЭ). | | Социальные эффекты (СЭ). | | Портрет эффекта. | 2 | Решение задач с помощью эффектов. | | Итого: | 6 | | | АРИЗ: | | Алгоритм решения изобретательских задач | 2 | (АРИЗ). Структура АРИЗ. | | 1. Анализ задачи. Понятие об изделии и | 2 | инструменте. | | 2. Анализ модели задачи. Ресурсы прост- | 2 | ранства (ОЗ): времени (ОВ), веществен- | | но-полевые (ВПР). Метод Робинзона. | | 3. Определение ИКР и ФП. | 2 | 4. Мобилизация и применение ВПР. | 2 | 5. Применение информфонда. | 2 | 6. Изменение или замена задачи. Кольцо | 2 | самозащиты АРИЗ. | | 7. Анализ способа устранения ФП. | 2 | 8. Применение полученного ответа. | 2 | 9. Анализ хода решения. | | Решение задач по АРИЗ. | 2 | Итого: | 20 | | | ФСА: | | Отсутствие надежных источников сильных | 2 | задач для ТРИЗ. Функционально-стоимостной | | анализ (ФСА), его история. | | Резервы совершенствования объектов. | | Основные постулаты, термины и определения | 2 | ФСА. | | Этапы ФСА. | | Системный анализ ТС. | 2 | Структурный анализ ТС. | | Функциональный анализ ТС. Свертывание. | 2 | Параметрический анализ и отслеживание | 2 | главных параметров по S-обр. кривой. Оп- | | ределение ресурсов повышения главных па- | | раметров. | | Анализ на соответствие ЗРТС. | 2 | Стоимостной анализ. | 2 | Формулирование задач и ТП, выявление клю- | 2 | чевых задач. | | Решение ключевых задач с помощью АРИЗ. | 2 | Прогноз развития ТС. | 2 | Варианты прогноза. | 2 | Прогноз с помощью ЗРТС. | 2 | Формулирование пакета предложений. | 2 | Тренировка в проведении ФСА ТС и техноло- | 2 | гий: "игла", "мясорубка", "ТЭН", | | "метательное оружие". | | ФСА ТС "робот". | 2 | ФСА ТС "ДБГУ". | 2 | ФСА ТС "авиация". | 2 | ТРИЗ в нетехнических областях. ТРИЗ в ис- | 2 | кусстве. ТРИЗ в банковском деле. | | Применение ТРИЗ для решения исследова- | 2 | тельских задач. | | Применение ТРИЗ для решения "диверсион- | 2 | ных" задач. | | Итого: | 30 | | | ЖСТЛ. | | Взаимодействие ТРИЗ и личности. Понятие о | 2 | творческой личности (ТЛ). | | Критерии (признаки) ТЛ. Достойная цель жизни| 2 |
68 69 70 71 72 |
| Биографии ТЛ. | 2 | Жизненная стратегия ТЛ. | | Итого: | 6 | | | ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВОВ (ТРК). | | Признаки упадка коллективов (3-й этап). | 2 | Приемы восстановления коллективов. | 2 | Итого: | 4 | | | АЗБУКА ПАТЕНТОВЕДЕНИЯ. | | Основные патентные понятия. | 2 | Патентный закон России. | 2 | Итого: | 4 | | |
|
И Т О Г О: 144 часа. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го ГОДА ЗАНЯТИЙ: |
==== № |
=========================================================== | Наименование разделов и тем |Кол-во часов |
1 |
| 2 | 3 |
1 2 |
| ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: | | Обсуждение работы кружка, режима занятий. | 3 | | | РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ): | | | | "Да-нетки", "хорошо-плохо", тренировка в | 3 |
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 |
| решении их. | | 12 приемов фантазирования, работа с ними. | 3 | Чтение и анализ НФЛ. Шкала "Фантазия-2". | 3 | Метод фокальных объектов. | 3 | Оператор РВС. | 3 | Фантограммы. | 3 | Эвроритм. | 3 | Метод Робинзона (выявление скрытых | 3 | свойств объекта). | | Планета ГСА (черный ящик). | 3 | Итого: | 27 | | | | | СИСТЕМЫ: | | Определение системы. (С). Системный эф- | 3 | фект. Тренировки в определении. | | Системность окружающего мира. Верхняя и | 3 | нижняя границы систем. | | Функция систем. Тренировки в определении. | 3 | Альтернативные системы (АлС) и антисисте- | 3 | мы (АС). Объединение с С. | | Системный оператор (СО) и работа с ним. | 3 | Решение задач с помощью СО. | 3 | Итого: | 18 | | | ЗРТС | | Линии жизни ТС. Прогноз пределов развития. | 3 | Задачи | 3 | Полнота частей ТС. | 3 | Задачи | 3 | Вытеснение человека из ТС. | 3 | Задачи | 3 | Стремление ТС к идеальности. ИКР. | 3 | Задачи | 3 | Сквозной проход энергии, вещества. | 3 | Задачи | 3 | Неравномерность развития ПС. | 3 | Согласование ритмики. материала, формы. | 3 |
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 |
| Задачи | 3 | Увеличение степени вепольности (управляе- | 3 | мости) ТС и ПС. | | Динамизация ПС и ТС в целом. | 3 | Переход рабочего органа (РО) на микроуро- | 3 | вень (а также и других ПС). | | Переход в НС и развитие в ней. | 3 | Итого: | 51 | | | СТАНДАРТЫ | | 1-й класс: построение и разрушение вепо- | 3 | лей, структуризация воздействий. | | 2-й класс: развитие вепольных систем. | | 3-й класс: переход к НС и на микроуро- | | вень. | | 4-й класс: стандарты на обнаружение и из- | 3 | мерение систем. | | 5-й класс: стандарты на применение стан- | | дартов. | | Решение задач по стандартам. | | Итого: | 6 | | | ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД (ИФ) ТРИЗ. | | Физические эффекты (ФЭ). | 3 | Химические эффекты (ХЭ). | | Геометрические эффекты (ГЭ). | 3 | Биологические эффекты (БЭ). | | Социальные эффекты (СЭ). | | Портрет эффекта. | 3 | Решение задач с помощью эффектов. | | Итого: | 9 | | | АРИЗ: | | 1. Анализ задачи. Понятие об изделии и | 3 | инструменте. | | 2. Анализ модели задачи. Ресурсы прост- | 3 | ранства (ОЗ): времени (ОВ), веществен- | | но-полевые (ВПР). Метод Робинзона. | |
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 |
| 3. Определение ИКР и ФП. | 3 | 4. Мобилизация и применение ВПР. | 3 | 5. Применение информфонда. | 3 | 6. Изменение или замена задачи. Кольцо | 3 | самозащиты АРИЗ. | | 7. Анализ способа устранения ФП. | 3 | 8. Применение полученного ответа. | 3 | 9. Анализ хода решения. | | Решение задач по АРИЗ. | 3 | Итого: | 27 | | | ФСА: | | Системный анализ ТС. | 3 | Структурный анализ ТС. | | Функциональный анализ ТС. Свертывание. | 3 | Параметрический анализ и отслеживание | 3 | главных параметров по S-обр. кривой. Оп- | | ределение ресурсов повышения главных па- | | раметров. | | Анализ на соответствие ЗРТС. | 3 | Стоимостной анализ. | 3 | Формулирование задач и ТП, выявление клю- | 3 | чевых задач. | | Решение ключевых задач с помощью АРИЗ. | 3 | Прогноз развития ТС. | 3 | Варианты прогноза. | 3 | Прогноз с помощью ЗРТС. | 3 | Формулирование пакета предложений. | 3 | Тренировка в проведении ФСА ТС и техноло- | 3 | гий: "игла", "мясорубка", "ТЭН", | | "метательное оружие". | | ФСА ТС "робот". | 3 | ФСА ТС "ДБГУ". | 3 | ФСА ТС "авиация". | 3 | ТРИЗ в нетехнических областях. ТРИЗ в ис- | 3 | кусстве. ТРИЗ в банковском деле. | | Применение ТРИЗ для решения исследова- | 3 | тельских задач. | |
65 66 67 68 69 70 71 72 |
| Применение ТРИЗ для решения "диверсион- | 3 | ных" задач. | | Итого: | 54 | | | ЖСТЛ. | | Критерии (признаки) ТЛ. | 3 | Достойная цель жизни, поиск и определение | 3 | для себя и ее построение. | | Биографии ТЛ. Уровни ТЛ и выбор уровня. | 3 | Жизненная стратегия ТЛ. | 3 | Итого: | 12 | | | АЗБУКА ПАТЕНТОВЕДЕНИЯ. | | Основные патентные понятия. | 3 | Патентный закон России. | 3 | Патентный закон России. | 3 | Итого: | 9 | | |
|
И Т О Г О: 216 часов. Литература: |
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск, из-во "Наука" Сиб. отд., 1991.
2. Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: "Детская литература", 1984.
3. Иванов Г.И. И начинайте изобретать. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. из-во, 1987.
4. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. - Новосибирский институт усовер-
шенствования учителей, 1992.
5. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. Книга для учителя. - М.: "Просвещение", 1990.
6. Дерзкие формулы творчества / Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: "Карелия", 1987.
7. Нить в лабиринте / Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: "Карелия", 1988.
8. Правила игры без правил / Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: "Карелия", 1989.
9. Как стать еретиком / Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: "Карелия", 1991.
10. Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: "Карелия", 1991.
11. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Ижевск: Удмуртия, 1981.
12. Патентный закон России.
13. Применение методов технического творчества при проведении функционально-стоимостного анализа. Методические рекомендации. М. "Информэлектро", 1990.
Селюцкий А.Б.
Тригуб А.В.