УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                

Методсоветом РЦДО                                                                                                                                                         Директор РЦДО

Протокол №                                                                                                                                                                         А.Ю. Брызгалов

От “___”___________ 1998 г.                                                                                                                                             “___”___________ 1998 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ    

      РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Республиканский Центр дополнительного образования

ПРОГРАММА

Подготовки  учителей по курсу ТРИЗ-РТМ

(Теория решения изобретательских задач – развитие творческого мышления)

Составитель:  Фотин А.Н.

 

г. Сыктывкар,

1999

Пояснительная записка

 

Программа предусматривает обучение учителей новым приемам педагогической техники, обзор новейших педагогических методик, переход от методик обучения к педагогическим технологиям. Учителя приобретают практические навыки и приемы в конструировании урока, управления классом, в развитии творческого потенциала коллектива школьников и каждого учащегося в отдельности.

В программе заложена возможность работы учителей с новейшей методической литературой по ТРИЗ-педагогике и внедрение новейших разработок в практическую деятельность каждого слушателя.

Курс обучения учителей по ТРИЗ-педагогике состоит из отдельных предметных блоков:

  1. Проблемы развития творческого мышления в современной психологии.

  2. Курс эйдетики.

  3. Основы современной ТРИЗ.

  4. Практикум решения сложных задач.

  5. Методология составления и проведения уроков с применением ТРИЗ-технологии.

  6. Педагогический практикум.

    В процессе обучения слушатели получают групповые и индивидуальные консультации у специалистов. В ходе курса слушатели подготавливают личные программы преподавания, которые проходят лицензирование в установленном порядке. В конце курса слушатели защищают зачетную работу, которая готовится на протяжении всего обучения, после чего получают удостоверение об окончании прослушанного курса с правом обучения школьников в школах Республики Коми.

    Обучаемые по данной программе обеспечиваются полной информацией деятельности Международной Ассоциации ТРИЗ, методической литературой в области ТРИЗ-педагогики.

    Объем курса рассчитан на 216 часов. Из них  89 часов теории.

Структура курса

 

Тема

Теор.

Прак.

Всего

1

Проблемы творчества и развития в современной психологии.

10

10

20

2.

Курс эйдетики

16

18

34

3.

Основы современной ТРИЗ

34

0

34

4.

Практикум решения сложных задач

0

28

28

5.

Методология составления и проведения уроков с применением ТРИЗ–педагогики

16

14

30

6.

Педагогический практикум

13

32

45

7.

Индивидуальные консультации

0

14

14

8.

Зачетная работа.

0

8

8

9.

Лицензирование программ слушателей

0

3

3

                                                              ИТОГО:

89

127

216

 

Проблемы творчества и развития в современной психологии

 

Учебно-тематический план

Тема

теор

практ

всего

1

Вводное занятие. Проблема творческого воображения и его развития в современной психологии.

2

20

2

2

Представление о личности в психологии.

3

1

4

3

Роль воображения в жизни личности.

1

1

2

4

Развитие воображения у детей.

1

1

2

5

Эмпирическое исследование влияния занятий по ТРИЗ на развитие творческого воображения. Методика и ход исследования. Результаты.

1

2

3

6

Анализ и обсуждение результатов исследований.

1

2

3

7

Психологический тренинг.

1

3

4

                                                             ИТОГО:

10

10

20

 

 

Содержание программы

 

  1. Вводное занятие. Проблема творческого воображения и его развития в современной психологии.

Вопросы возрастной психологии. Этапы развития психических процессов у ребенка (отставание, опережение, норма).

Влияние занятий по ТРИЗ на развитие творческого воображения.

Воображение как психический процесс. Воображение – импульс к творчеству.

  1. Представление о личности в психологии.

Что формирует личность, почему существуют индивидуальные различия, как происходит ее развитие и изменение на протяжении жизни человека.

  1. Роль воображения в жизни личности.

Воображение как реальная сила, определяющая нашу неудачу или успех. Воображение – часть сознания личности. Формирование личности основывается на творческом воображении.

  1. Развитие воображения у детей.

Творческие способности ребенка. Совокупность способностей, позволяющих решать нестандартные задачи и находить необычное решение в обычных: зоркость в поисках проблем, легкость генерирования идей, умение управлять своим воображением. Выявление творческого потенциала.

  1. Эмпирическое исследование влияния занятий по ТРИЗ на развитие творческого воображения. Методика и ход исследования. Результаты.

Исследование уровня творческого мышления детей, обучающихся по программам ТРИЗ.

Диагностическая методика выявления творческих способностей П. Торенса (ТТСТ). Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (ШПМР).

Оценка выполнения тестов включает следующие показатели:

а) Количество (беглость) – показатель способности к порождению большого числа идей;

б) Пластичность, гибкость – показатель способности выдвигать разнообразные идеи;

в) Оригинальность (неповторяемость) – показатель способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, банальных;

г) Тщательность разработки идей – показатель способности к изобретательной и конструктивной деятельности.

Обработка результатов.

  1. Анализ и обсуждение результатов.

  2. Психологические тренинги.

 

Курс эйдетики

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество

Часов

1.

Введение

2

2.

Метод Свободных ассоциаций

2

3.

Метод Отстраненности

2

4.

Метод Тактильных образов

2

5.

Метод Цицерона

2

6.

Метод Вхождения

2

7.

Метод Регрессии

2

8.

Саморегуляция на основе эйдетических образов

3

9.

Методы запоминания

5

10.

Метод Полных соощущений

2

11.

Метод Динамического соответствия. Метод Забывания

2

12.

Психокоррекция

3

13.

Фотографическая память. Двигательная память

3

14.

Экзамен. Подведение итогов.

2

ИТОГО:  

34

 

Содержание программы

1. Введение.

Метод Ассоциаций основа мнемотехники. Метод Оживления основа эйдотехники.

2. Метод Свободных ассоциаций.

Метод Свободных ассоциаций. Мнемотехнические таблицы. Метод Оживления на примере мнемотехнических таблиц.

3. Метод Отстраненности.

Метод Отстраненности. Два дела одновременно. Три дела одновременно.

4. Метод Тактильных образов.

Метод Тактильных образов. Развитие тактильной памяти. Метод Соощущений.

5. Метод Цицерона.

Метод Цицерона. Закрепление информации в образах.

6. Метод Вхождения.

Метод. Вхождения. Слайдфильм “Вхождение”

7. Метод Регрессии.

Метод Регрессии. Введение коэффициента регрессии. Метод Избыточности. Развитие гибкости мышления.

8. Саморегуляция на основе эйдетических образов.

Упражнение на одеревенение. Упражнение на восковость. Упражнение на обезболивание.

9. Методы запоминания.

Метод Образных крючков. Метод Аткинсона. Упражнения на запоминание цифр, иностранных слов, фамилий, имен, отчеств, адресов, профессий. Упражнения на интерференцию.

10. Метод Полных соощущений.

Метод Полных соощущений. Упражнения на запоминание обонятельных, тактильных, зрительных и слуховых ощущений в комплексе.

11. Метод Динамических соответствий.

Метод Динамических соответствий. Запоминание зрительных ощущений с запаздыванием. Метод Забывания. Шкала забывания.

12. Психокоррекция.

Психокоррекция с использованием методов Трансформации, Регрессии, Отстраненности, Измененных модальностей.

13. Фотографическая память. Двигательная память.

Упражнения на развитие фотографической памяти, двигательной памяти.

Метод Измененных модальностей.

14. Экзамен. Подведение итогов.

 

Основы современной ТРИЗ  Г. С. Альтшуллера.
 Практикум решения сложных задач

 

Учебно-тематический план

 

Тема

теория

практ

всего

1

Вводное занятие.

2

2

4

2

Метод проб и ошибок.

2

2

4

3

Методы активизации мышления.

2

2

4

4

Законы развития технических систем.

4

2

6

5

Ресурсы.

4

4

8

6

Противоречия.

4

4

8

7

Системный анализ.

4

2

6

8

Вепольный анализ.

4

4

8

9

Стандарты на решение изобретательских задач.

2

2

4

10

Алгоритм решения изобретательских задач.

2

2

4

11

Теория развития творческой личности.

4

2

6

 

 

34

28

62

 

 

Содержание занятий

 

  1. Вводное занятие.

  2. Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок – катастрофически плохая технология творчества. Решение задач.

  1. Методы активизации мышления.

Метод фокальных объектов. Морфологический анализ. Мозговой штурм. Синектика. Метод контрольных вопросов. Решение задач.

  1. Законы развития технических систем.

Законы статики. Законы кинематики. Принцип соответствия. Идеальный конечный результат. Решение задач.

  1. < >.

    Противоречия.

    Знакомство с понятием “противоречие”. Способы нахождения противоречия в задачах. Административное противоречие. Техническое противоречие. Физическое противоречие. Решение задач.

  2. Основные приемы разрешения технических противоречий.

    Разделение противоречивых свойств в пространстве. Разделение противоречивых свойств во времени. Системные переходы. Фазовые переходы. Решение задач.

  3. Системный анализ.

    Система, надсистема, подсистема. Системный оператор. Девятиэкранное мышление. Решение задач.

  4. Вепольный анализ.

    Вещество + поле = веполь. Магический треугольник. Правила построения веполей. Х-элемент (нахождение требуемого воздействия). Решение задач.

  5. Стандарты на решение изобретательских задач.

    Знакомство со стандартами. Правила решения задач по стандартам. Решение задач.

  6. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

    Знакомство с АРИЗ. Решение задач.

  7. Теория развития творческой личности (ТРТЛ).

    Стратегия развития творческой личности. Как стать еретиком? Наличие и поиск достойной цели. Составление программы достижения цели. Умение решать задачи и преодолевать проблемы. Умение “держать удар”. Примеры исторических личностей (жизнь замечательных людей ЖЗЛ). Решение задач.

Методология составления и проведения

уроков с применением ТРИЗ-технологии.

 

Учебно-тематический план

Тема

теор

практ

всего

1

Обзор современных педагогических подходов

4

 

4

2.

ТРИЗ-педагогика (требования, подходы, новации)

12

2

14

3.

Решение проблем детской коммуникативности

 

6

6

4.

Развитие творческого воображения младших школьников

 

6

6

                                                  ИТОГО:

16

14

30

 

 

Содержание занятий

 

  1. Обзор современных педагогических подходов.

 Вальдорфская педагогика,  система Никитиных, Дж.Родари, из опыта работы передовых педагогов современности.

  1. ТРИЗ-педагогика (требования, подходы, новации)

Игровые формы обучения, положительная мотивация в обучении, проблемность постановки задач, самостоятельность в получении знаний, помощь в самооценке уровня способностей, учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

  1. Решение проблем детской коммуникативности

    Моделирование и анализ заданных ситуаций. Игры с правилами, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, творческие игры, игры-драматизации.

4. Развитие творческого воображения младших школьников

Игры по развитию творческого воображения (Дж. Родари “Грамматика фантазии”): бином фантазии, полином фантазии, фантастическая гипотеза. Приемы фантазирования.

Сочинение сказок с использованием приемов фантазирования. Решение сказочных проблем с помощью приемов фантазирования.

 

Педагогический  практикум

(стажерская площадка)

Учебно-тематический план

Тема

теор

практ

всего

1

Посещение уроков ведущих преподавателей РЦДО на базе школ №№44, 43, 25, 29, 37.

-

10

10

2

Просмотр видеоматериалов.

-

2

2

3

Анализ и обсуждение.

3

 

3

4

Подготовка стажерами открытых уроков. Консультации.

-

10

10

5

Проведение стажерами открытых уроков.

-

10

10

6

Подведение итогов.

10

-

10

                                                         ИТОГО:

13

32

45

 

Литература

 

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: "Детская литература", 1984.

  2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. С-П., “ТРИЗ-ШАНС”, 1996г.

  3. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М., 1983.

  4. Вайнцвайт П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.

  5. Викентьев И.Л., Кайков И.К.Лестница идей. -Новосибирск, 1992.

  6. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992.

  7. Злотин Б.Л., Зусман А.В.Изобретатель пришел на урок. - Кишинев: "Лумина", 1990.

  8. Злотин Б.Л., Зусман А.В. К творческой педагогике. - Кишинев: ТРИЗ-педагогика 2, 2, 1991.

  9. < >

    Меерович М.И. Формулы теории невероятности. Одесса, “Полис”, 1993.

  10. Рубинштейн. Воображение. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т1.

  11. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. - М.: "Просвещение", 1990.

  12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., “Новая школа”, 1995.

  13. Симановский А.Э. Развитие творческого интеллекта детей. Ярославль, “Гринго”, 1996 г.

  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.

  15. Трифонов Д.Сборник задач по НФЛ.- С-П.: ТОО "ТРИЗ - шанс", 1995.

  16. Фрейд З. Психология бессознательного.

  17. Шрагина Л.И. Логика воображения. Одесса, “Полис”, 1995.

Приложение

Примерная программа занятий для школьников по ТРИЗ-РТМ

(первый год обучения)

Рассчитана на 72 часа в год, 2 часа в неделю

“Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать… Однако их творческие способности в большинстве разбиваются о стену общепринятых норм, взглядов, догм, выдаваемых за знания и опыт.” Поль Вайнцвайг.

Цели и задачи программы по ТРИЗ:

  1. Развивать творческий стиль мышления: систематичность мышления; диалектичность мышления; нешаблонность мышления; управляемость мышлением (целенаправленность, координированность, динамичность, смелость решения, творческая интуиция).

  2. Формировать навыки коллективного труда: коммуникабельность; объективность в оценке своих и чужих решений; навыки общения в коллективе.

  3. Учить использовать при решении задач: закономерности развития технических систем; стандартные приемы решения противоречий; управляемое воображение.

  4. Воспитывать качества, необходимые для творческой личности.

    УРОК 1. Система, надсистема, подсистема цели.

    УРОК 2. Главные и второстепенные подсистемы.

    УРОК 3. Системное мышление.

    УРОКИ 4-6. Противоречия.

    УРОК 7. Метод фокальных объектов.

    УРОК 8. Идеально конечный результат.

    УРОК 9. Метод числовой оси.

    УРОК 10-12. Игра. “На что это похоже?”.

    УРОК 13. Метод маленьких человечков.

    УРОК 14. Твердое, жидкое, газообразное.

    УРОК 15. Метод “Робинзона Крузо”.

    УРОК 16-18. Ресурсы.

    УРОК 19. Ресурсы “Если бы я мог изменять свой рост…”.

    УРОК 20. Метод снежного кома.

    УРОК 21. Метод “Гамлета”.

    УРОК 22. Путешествие.

    УРОК 23. Рисунок фантастического зверя.

    УРОК 24. Метод контрольных вопросов. Игра “Да - Нетка”.

    УРОК 25. Бином фантазии.

    УРОК 26. Фантастическое вычитание.

    УРОК 27. Геометрическая мозаика. Моделирование.

    УРОК 28. Изменение и сочинение сказок. Фантограмма.

    УРОК 29. Решение задач по сказкам А. Волкова.

    УРОК 30-31. История жизни изобретателей и их изобретений.

    УРОК 32-33. Творческая личность.

Из опыта работы или некоторые правила себе на заметку.

Предлагаемая программа подготовки педагогических кадров по развитию творческого мышления была апробирована впервые в  1998-99 г.г. в некотором роде  в экстремальных условиях, т.к. контингент  слушателей в основном состоял из безработных учителей, состоящих на учете в городском центре занятости. Одним из условий договора с центром занятости было обязательное дальнейшее трудоустройство педагогов…..

Сначала мы провели тестирование на уровень развития

Творческих способностей

 и желания к обучению, т.к. количество желающих обучиться превышало наши возможности. В дальнейшем элементы тестирования стали правилом в нашей работе. Это позволяет  контролировать процесс и иметь сравнительные результаты, а так же  помогает поддерживать хорошую форму преподавателям.

Исходя из предыдущего опыта обучения и ориентируясь на средний уровень подготовленности слушателей, мы посчитали необходимым:

  1. Дать основы психологии творчества, чтобыопределить основные апеллируемые понятия, используемые в дальнейшем. Надо сказать, что данную задачу успешно выполнила кандидат педагогических наук, психолог, преподаватель ВУЗа Гаврилина Л.К.

  2. Исходя из того, что уровень развития творческого воображения у всех людей разный, учитываякривую Рибо, а так же не имея право на ошибку (и отсев слушателей), мы решили ввести специальный курс – тренинг на развитие воображения , используя (из некоторого ряда) методику Московского центра «Эйдос» – развитие памяти, образного мышления, воображения.

    Этим занялся  сертифицированный специалист Тимошенко А.Г.

    (Надо отметить, что некоторые приемы данной методики пересекаются с приемами ТРИЗ, вероятно, как и многое другое в современной научной мысли).

    Как показала практика, предложенный тренинг  сэкономил нам время на раскачку слушателей, подтянул и  подровнял их, частично снял психологическую  инерцию и стал очередным удачным правилом в работе.

  3. Исходя из предыдущего опыта работы на семинарах, заключающихся в том, что основная масса слушателей, несмотря на практическое решение задач, привнесение собственных задач и проблем к обсуждению и решению, все-таки является потребителями готовой продукции (методик, программ, разработок, приемов и т.д.).Нам же хотелось не столько передать информацию, сколько научить слушателей самихразрабатывать творческие продукты,т.е. подготовить исследователей, созидателей, генераторов идей.

     Исходя из известной истины, что человек  запоминает немногое из того, что слышит, немного больше из того, что видит, и усваивает большую часть из того, что делает сам была введена методология составления и проведения занятий.

    Как показала практика, данная задача была выполнена наполовину (моя субъективная оценка). Более того, наверняка, эта задача не первого семинара, но тем не менее, считаю, что основа этой работы должна закладываться на первых же ознакомительных семинарах, если мы не хотим получить «иждивенцев» и «механических исполнителей» чужих программ. (очередное правило для себя)

  4. Следующий существенный момент, который пришлось осознать в процессе работы, то что обучение должно быть поэтапным, т.е. нельзя заваливать потоком информации, часть из которой все - равно останется не переработанной и не усвоенной и уйдет вхолостую.Необходимо давать какое-то время, на осознание полученного, пропускание через себя, свои ощущения, переживания и т.д. Это время перерывов в обучении (хотя бы и небольших), должны быть заполненысложной внутренней работой усвоения может быть и на бессознательном уровне. (принцип «выплывешь – дальше пойдешь, утонешь –так и надо», пропагандируемый одним из нашихбывших коллег-ТРИЗовцев из г.Сыктывкараработающий с выходом «продукции» менее 10 %так и не прижился в нашем коллективе).

  5. Как показала реальная жизнь, если вы продумываетевсе на 100 %, то все равно ждете неожиданностей на 10% (правило перестраховщика). «Неожиданности» на этом семинаре возникли сразу, «невидимые невооруженным глазом», странные и действительно непредвиденные. Они заключались в том, что большая частьслушателей (безработных учителей) пребывали в депрессивном психологическом состоянии и им, скорее всего, требовалась квалифицированнаяпомощь психотерапевта по снятию угнетенного состояния, ощущений ненужности, никчемности и т.д. Но мы этого, к сожалению или к счастью, сразу не поняли, и продолжали заряжать энтузиазмом будущих открытий…, воспитаниятворческих личностей и т.д.

    В общем, не вдаваясь в дальнейшие детали, надо сказать, что ТРИЗ и здесь справился с задачей успешно. Через  некоторое время (не сразу у всех, а  по очередности), глаза слушателей начали загораться странным блеском (коллеги меня поймут), появился здоровый азарт, деловая конкуренция, стали появляться «перлы»…..

    ( До сих пор помню на слух загадку: Стекло, упало и разбилось?......... – водопад)

    Миша – учитель труда- грузчик, т.е. Михаил Николаевич.

    Через некоторое время все безработные нашли себе работу сами (вспомните, каким трудным был 1999 год). Но, тот опыт работы, который мы получили при работе с безработными учителями оказался очень ценным, полезным , интересным и многому научил нас самих…

    А правила остались мне благодатными дивидентами.

    Фотин А.Н.  22.05.2003.