Определение
Модель ТРИЗ – это схематическое обозначение постепенного перехода от задачи к ТРИЗ-модели задачи, затем к ТРИЗ-модели решения и далее к самому решению; от системы к ТРИЗ-модели системы, затем к ТРИЗ-модели новой системы и далее к реальному изменению системы. Модель ТРИЗ включает основные компоненты изобретательского мышления: анализ, синтез, оценка.
Любая наука начинается с создания модели того или иного явления или процесса. В математике – это понятие числа, в геометрии – понятия точки, линии и других абстрактных фигур, в химии – понятие химического элемента и т.д. Без модельного подхода, учитывающего общие закономерности развития систем, найти решение задачи или способ улучшить систему можно только в очень простых случаях. В сложных ситуациях, с высоким уровнем неопределенности, большим количество факторов, с быстро изменяющимися условиями это сделать крайне сложно или невозможно. Это все равно, что попытаться перепрыгнуть 10-ти метровую пропасть без дополнительных приспособлений. В ТРИЗ такими «специальными приспособлениями», мостиками между проблемной ситуацией и ее разрешением является цепочка методов, моделей и способов их применения. В ТРИЗ были созданы различные инструменты для создания моделей исходной задачи и преобразованию ее в модель искомого решения.
В «Справке «ТРИЗ-88», например, Альтшуллер Г.С. писал о последовательном преобразовании моделей задачи: «Решение задач по АРИЗ идет без множества "пустых" проб. Планомерно, шаг за шагом, по четким правилам корректируют первоначальную формулировку задачи, строят модель задачи, определяют имеющиеся вещественно-полевые ресурсы (ВПР), составляют идеальный конечный результат (ИКР)»[1].
Можно выделить всего четыре основных направления применения ТРИЗ:
- решение изобретательских задач (повышение полезных и снижение вредных параметров системы)
- развитие систем на основе законов и линий развития, в том числе прогнозирование
- применение системы в новой областях
- развитие изобретательского мышления личности, направленного на эффективное продвижение по трем предыдущим направлениям.
Схематично модельный подход в ТРИЗ показана на схеме «Модель ТРИЗ» на рис. 3. Впервые эта схема была предложена автором в 1994 г.[2]
Последовательность действий в соответствии с Моделью ТРИЗ для решения изобретательских задач:
- переход от задачи к ТРИЗ-модели задачи, например противоречие требований, модель конфликта и др.
- переход от ТРИЗ-модели задачи к ТРИЗ-модели ее решения (идеи, концепции решения), например, идеальный конечный результат, таблица применения приемов преодоления противоречий, вепольные схемы решения задач и т.д.
- переход от ТРИЗ-модели решения к реальному и проверенному решению
- оценка полученного решения по исходным критериям, формулировка вторичных задач или переформулировка исходной задачи.
Этот же цикл в Модели ТРИЗ можно пройти и без постановки и решения задачи, а просто развивая систему в соответствии с известными тенденциями и законами:
- переход от системы к ее ТРИЗ-модели, например, компонентной, структурной, функциональной, параметрической и т.д.
- преобразование ТРИЗ-модели исходной системы в ТРИЗ-модель новой системы, например, динамизация, дробление-объединение, замена плохо управляемых полей на хорошо управляемые и т.д.
- переход от ТРИЗ-модели новой системы (концепции) к новой системе и определение ее достоинств или недостатков по сравнению с исходной системой
- оценка достоинств и недостатков новой системы, переход ко вторичным задачам или к исходной системе для ее замены на другую.
Для выполнения шагов всего цикла по Модели ТРИЗ человек должен владеть соответствующими компонентами изобретательского мышления:
- анализ
- синтез, в том числе преобразование системы
- оценка предлагаемых изменений.
Можно выделить следующие типы инструментов ТРИЗ:
– инструменты выбора метрик и критериев для оценки рассматриваемых систем (может быть и не нужно ничего развивать);
– инструменты постановки и выбора задач для решения (не все что кажется задачей, таковой является и не всякую задачу нужно решать);
– инструменты моделирования задач и систем (разные инструменты могут использовать разные модели перехода от реальной ситуации к их моделям, о них и пойдет речь дальше – например, противоречия, элеполь);
– инструменты перехода от модели задачи к модели решения (разные модели задачи используют и разные модели решения, например, ИКР, приемы и принципы разрешения противоречий, элепольный анализ и т.д.);
– инструменты развития систем (законы и тренды развития позволяют создавать образ прогноза развития систем);
– инструменты перехода от моделей решения к самим решениям.
[1] Альтшуллер Г.С., 1988 СПРАВКА "ТРИЗ-88". https://www.altshuller.ru/engineering/engineering16.asp
[2] Рубин М.С. Семинар "ТРИЗ и бизнес" в страховой компании, Петрозаводск, 1994 г.. Фактическое содержания занятий. Схематическая модель решения задач и развития систем. http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3620