Кубок ТРИЗ-САММИТА 2018-2019

Категория 15-17лет

Выполнила: ученица 10 «А» класса МБОУ СОШ № 18 г. Пензы Евстифеева        Дарья  Владимировна, 16 лет

Руководитель: Евстифеева Ольга Александровна, учитель начальных классов, 89063996840,

НОМИНАЦИЯ « Фантазирование»

Задание первое. В рассказе Валентины Журавлевой «Снежный мост над пропастью» описан корабль, который может плыть намного быстрее обычного за счет того, что специальные устройства разбивают «скопления» (агрегаты) молекул воды на отдельные молекулы. Сопротивление среды резко падает, и скорость корабля увеличивается. Придумайте корабль, который при движении способен  воздействовать на  ту среду, в которой плавает. Напишите небольшой рассказ о приключениях во время плавания на таком корабле.

Все гениальное - просто!

     «Гром» медленно плыл, рассекая бескрайние просторы космоса. Команда во главе с капитаном Скворцовым отдыхала в спальном отсеке. Вчера они потрудились на славу. Весь день команда занималась сбором космического мусора, отходов. Недобросовестные владельцы предприятий выбрасывали ядовитые отходы с разных планет в космос. Ради наживы они не  перерабатывали их, а отдавали так называемым «пиратам», которые за символическое вознаграждение сбрасывали многотонные капсулы  с ядовитым содержимым в космос. Для борьбы с пиратами и была создана       «звездная полиция», которая на  космическом корабле «Гром» собирала весь мусор, преследовала и штрафовала нарушителей.

      Вот и сейчас капитан Скворцов и его команда- Сергей, Никита и Женька мирно спали. Они собрали весь мусор и летели на базу, чтобы его отдать на переработку.

      Вдруг их корабль резко отбросило в сторону. Все члены экипажа тут же проснулись и побежали в главный отсек. На пульте управления горела красная лампа.

-Что случилось?- спросил Никита.

- Пробит бак с горючим,- ответил капитан, -мы не дотянем до базы, надо садиться на ближайшую планету.

- И какая это планета?- спросил Сергей.

- Планета «Аскона» в системе Белой медузы,- ответил Женька. Он хорошо разбирался в космической карте.

- Бортовой компьютер, покажи планету!

Все четверо замерли, увидев малоутешающую картинку.

- На планете давно нет жизни!- воскликнул Никита.

-Раньше это была планета воспоминаний. Сюда прилетали люди, которым нужно было побыть одним, разобраться в трудной жизненной ситуации. Планета воспроизводила в реальности их воспоминания, и  люди видели и осознавали свои ошибки, находили пути решения проблемы. Корыстные предприниматели стали организовывать многочисленные туры на Аскону, и вскоре планета утратила свои способности. Сейчас она похожа на раскаленную сковородку.

- Пристегнитесь, через несколько минут мы сядем,- сказал командир.

     Выйдя из корабля и осмотрев бак, все застыли в ужасе. Огромная дыра зияла в самой  его середине.

-Что делать будем, пошлем сигнал бедствия?- спросил Сергей.

- А давайте попробуем попросить планету, может быть  у нее получится нам помочь!- подал идею капитан. Все, взявшись за руки, закрыли глаза и сосредоточились на проблеме. Вдруг пропали вулканы, и перед глазами команды появился чертеж двигателя.

- Точно!- воскликнул Никита. Это ионный двигатель!

- Верно,- одобрил капитан,- как мы сразу не догадались сделать двигатель без топлива!

- Я попробую сделать такой,- сказал Никита. Нам нужен инертный газ. Берем газ, помещаем в специальную колбу и «стреляем» в него электронами. Когда электроны сталкиваются с атомами газа получаются ионы. Ионы пролетают через ускоритель и разгоняются до нескольких десятков километров в секунду! В качестве газа нам подойдет аргон. Его много в космосе.  Ну а на планете он есть в лаве вулкана. У нас на корабле он содержится в газовых установках пожаротушения. Поэтому пока воспользуемся ими, а когда выйдем на орбиту планеты, будем собирать аргон в космосе с помощью специального насоса. Так долетим до космической станции техобслуживания. Там починим бак или пересядем на другой корабль.

Никита быстро справился со своей задачей, и вся команда отправилась в путь.

- А ведь аргон, как побочный продукт можно получить, если разделить воздух на кислород и азот,- заметил Сергей.

- А если сделать такие установки не только на космических кораблях, но и в машинах на Земле, то это будет намного экологичнее, - сказал Женька.

     Вдруг на мониторе замаячила маленькая точка. Это была станция техобслуживания. Экипаж был спасен, а значит, собранные многотонные капсулы с ядовитыми отходами не разлетятся по космосу. Многодневная работа экипажа по сбору вредного мусора  не была бесполезной.

- Вы -не «звездная полиция», вы- конструкторы- изобретатели!- говорили на станции.

Экипаж «Грома» улыбался. Ведь недаром говорят: «Все гениальное –просто!»

 

Задание второе. В романе Жюля Верна «Плавучий остров» описан огромный корабль - размером с небольшой остров. Сейчас это уже почти не фантастика. Плавучих островов пока нет, но современные океанские лайнеры перевозят в комфортных условиях тысячи пассажиров. Придумайте и опишите настоящий плавучий остров, где живут сотни тысяч, а может, и миллионы жителей. Напишите небольшой рассказ о приключениях на плавучем острове.

Остров Жизни

      2200 год. Странствующий остров медленно раскачивался на волнах бескрайнего океана. Белокурый мальчишка лет семи, сидя на берегу, бросал камни в воду, делая «блинчики». Вскоре к нему присоединился  другой смуглый  мальчик  постарше.

- Ну, что, Санек, не видно?- спросил подошедший.

-Нет, Колька, не видно!- ответил белокурый мальчуган.

Санька и Колька знали друг друга очень  давно. Они  никогда не ссорились и всегда ходили вместе.

- И долго нам еще так плавать? Может, и нет вовсе Большой Земли?- возмущался Санька. И какая она - Большая Земля?

      Мальчишки жили на плавучем острове, который можно было обойти за день. Санька и Колька были совсем малышами, когда с родителями попали на этот остров. Они не помнили, где жили раньше, и не знали, почему им пришлось уехать. А уехали не только они, но и многие семьи, которые тоже обосновались на этом острове. Как ни старались мальчики узнать правду, ничего у них не получалось. Взрослые всегда уходили от ответа.

         Вообще-то остров очень подходил для беспечного существования. На нем росли фруктовые деревья, овощи, ягоды. За холмами было озеро с пресной чистой водой, пригодной для питья.  Около него рос лес, в котором водились лисы, лоси, белки. Поговаривали, что видели и медведя, но это были слухи, чтобы дети не заходили далеко в глушь.

У каждой семьи был свой дом и земельный участок. В целом это был райский уголок, где все друг друга знали и ни в чем не нуждались.

     На горизонте виднелись горы. Они были очень красивы, особенно, когда садилось солнце. А вот что было за горами, дети не знали. Взрослые никогда об этом не рассказывали. В будние дни все дети ходили в школу, а в выходные - наблюдали за небом. На нем иногда появлялась радуга. Хорошо, если радуга была яркая и разноцветная. Но, бывало, видели и серо- черную. Вот тогда взрослые уходили в горы и возвращались только к утру сильно уставшие. Дети оставались дома с нянями. Их укладывали спать, и многое для них было непонятным.

      Однажды Саньку разбудил непонятный шорох за окном. Подойдя к балконной двери, он увидел Кольку, который карабкался по водосточной трубе к его окну.

- Колька, ты что задумал?- прошептал Санька.

- Помоги!- ответил Колька и протянул другу руку.  Через минуту он уже стоял рядом с Санькой на балконе.

- Пойдем, посмотрим, что там за горами. Наши опять туда ушли,- предложил Колька.

-А если нас заметят?- неуверенно пробормотал Санька.

Но Колька не услышал этих слов. Он, зацепившись за трубу, вмиг очутился на земле.

-Давай, теперь ты,- скомандовал он.

Саньке ничего не оставалось, как последовать примеру друга. Он дрожащими руками схватился за трубу и съехал вниз, больно уколовшись о шипы роз, росших под окном.

-Быстрее идем, до утра надо вернуться,- зашептал Колька.

          Мальчишки сели на велосипеды и помчались по пыльной дороге. Вот и горы. Узкая тропинка вела вверх и скрывалась в кустах. Дети тихо пробирались к вершине. Добравшись до цели, мальчики раздвинули ветки кустов и замерли от увиденного. Их взору открылась небольшая долина, окруженная горами. В самом ее центре росло огромное дерево. Казалось, что оно светилось розоватыми огоньками. Вокруг дерева, взявшись за руки, сидели люди. Дерево раскачивало ветвями, словно разговаривая с  ними. В какой-то момент мальчики заметили, что с дерева вспорхнули маленькие существа. Они летали по долине, освещая ее своим светом. Потом подлетели к дереву и зависли в воздухе над ним. Дерево раскачивало ветвями, словно указывая им дорогу. Через мгновение эти существа образовали светящееся облако, которое медленно полетело в ту сторону, куда указало дерево.

-Вы что тут делаете?- услышали мальчики чей-то голос и вздрогнули. Они оглянулись и увидели старого школьного сторожа деда Ивана.

-Мы, мы…это…хотели узнать,- заикаясь начал Колька.

Дед строго посмотрел на детей и, махнув рукой, велел идти за ним. Все трое тихо спустились с горы. Мальчики взяли велосипеды и молча побрели за сторожем. Вдруг дед Иван начал свой рассказ:

   - Любой стране нужна армия с послушными, отважными воинами. Поэтому было решено при рождении малышам вживлять ген «бесстрашия». Но что-то пошло не так. Люди стали превращаться в злых, беспощадных, жадных «роботов». Миром стала править жестокость, зависть, ложь, предательство. У людей не было любви, жалости, сострадания, понимания. Их черная аура сливалась в одну большую пелену и убивало все живое и чистое на планете. В том месте, где была эта аура, появлялась серо-черная радуга. Там, где были люди не лишенные человеческих качеств, ауры образовывали цветную радугу. Но таких радуг все меньше и меньше становится. Ученые, предвидя конец человеческой цивилизации, далеко в океане в секретной лаборатории создали наш плавучий остров. Он - надежда на спасение. Остров  заселен людьми с чистой душой. Таких осталось единицы на Большой Земле. Чистые души этих людей  образуют ауру, которая  рождает «семена жизни». Это те светящиеся существа, которые вы видели на Дереве Жизни. Это не обычное дерево. Оно, как разумное существо, нейтрализует негативную, разрушающую энергию, превращая ее в созидательную. Своими ветвями дерево улавливает негатив, т.е. «черную» радугу, которая проявляется днем. Ведь люди в основном ведут дневной образ жизни. Ночью наш остров тихо подплывает к Большой Земле и посылает «семена жизни», чтобы возродить жизнь на Земле. Эти семена ночью опускаются на «темных» людей и меняют их мышление и мировоззрение, как бы перекодируют. Корнями же дерево общается с растительным и животным миром Большой Земли, посылая им импульсы для возрождения.

         Иногда люди с Большой Земли тайком пробираются к нам на остров, чтобы уничтожить остров и Дерево Жизни. Это и опасно для вас! Ведь они могут вас перекодировать и сделать себе подобными. А вы, дети- наша надежда и наше светлое будущее.

-А что случается с теми, кто проник на остров?- спросил Колька.

- Они становятся одними из нас,- ответил дед Иван.

Заметив недоуменный взгляд мальчиков, старый сторож продолжил рассказ.

-Чтобы пробраться к дереву, надо пройти через Чистый водопад и переплыть реку Забвения. Поэтому люди сами того не замечая, очищаются от негатива. Когда они попадают в Райскую долину, где растет дерево, то уже не помнят, зачем пришли  туда. Мы находим их там и возвращаем на Большую Землю.

Вы еще малы и многое вам непонятно. Дед улыбнулся.

-А как вы нашли нас?- спросил Санька.

- Я случайно увидел вас, когда возвращался с рыбалки. У меня сегодня выходной был. Вы как-то подозрительно себя вели, и я решил проследить за вами.

-А мы когда- нибудь переселимся на Большую Землю?- спросил Колька.

- Да, возможно! Но разве тебе тут плохо?- поинтересовался сторож.

-Нет, хорошо! Но у меня есть мечта. Я хочу попутешествовать! Я мечтаю уехать из дома и посмотреть мир. А что наш остров…Здесь каждый уголок известен,- уныло сказал Колька.

- Да было бы на что смотреть,- воскликнул дед и продолжал,- люди уничтожили все ради наживы. Земля изменила свой первоначальный вид. Часть суши ушла под воду из-за безмерной добычи полезных ископаемых. Многие животные и растения исчезли с лица Земли. Большая Земля- это отравленные и безжизненные участки суши!

Мальчишки грустно вздохнули.

Санька загадочно посмотрел на небо и спросил:

- Интересно, а в космосе есть такие летающие острова? Они бы могли защищать планеты от инопланетного вторжения, космического мусора и прочего хлама.

Дед лукаво улыбнулся и сказал:

- Вот подрастешь немного и изобретешь  такой остров.

-А у меня получится?- не унимался Санька.

- Не попробуешь, не узнаешь,- ответил дед Иван.

        Мальчишки замолчали и медленно побрели по тропинке, залитой лунным светом. Они чувствовали себя уставшими, но счастливыми. Ведь не каждый день выпадает возможность узнавать тайны. Мальчишки пообещали деду, что ночное путешествие останется в тайне, но они точно знали, что тайное всегда становится явным.