Яковенко С. Программы Обученя ТРИЗ на General Electric, Hyundai Motor, Intel Corporation (USA, Europe), Siemens и других ведущих компаниях.

Программы Обученя ТРИЗ на General Electric, Hyundai Motor, Intel Corporation (USA, Europe), Siemens и других ведущих компаниях.

Сергей Яковенко

В основе програм обучения ТРИЗ в General Electric, Hyundai Motor, Intel, Siemens, etc. лежит Пложениe о Сертификации Международной Ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ), однако с существенными дополнениями. Дело в том, что обучение ТРИЗ в больших корпорациях напpямую связано с экономической эффективностью самого обучения, что зачастую ошибочно. Нельзя предполагать, что пилот,  только что обучившийся теории, сразу же возмется за штурвал настоящего самолета. Однако, нередко компании ожидают немедленных практических результатов даже от обучaющих программ. Поэтому стандартные требованя МАТРИЗ во многих компаниях дополнены подходами, которые, как правило, дают хорошие практические результаты,  например, применение ТРИЗ для обхода конкурирующих патентов и другие.

Приведенные ниже программы используются на Intel, Siemens, General Electric, Hyundai, Samsung, etc.  5-10 лет с неизменно высокими практическими результатами.

Базовый курс (3-5 дней)

Введение.

1. Аналитические инструменты ТРИЗ:

а. Функциональный анализ (компонентный, анализ взаимодействий, функциональное моделирование)

б. Причинно-следственные цепочки и выявление ключевых недостатков

в. Свертывание и правила свертывания.

г. Выбор и анализ ключевых задач.

2. Решательные инструменты ТРИЗ:

а. Моделирование ключевых задач как функции и Функционально-     Ориентированный Поиск

б. Моделирование ключевых задач как технических противоречий и матрица Альтшуллера

в. Моделирование ключевых задач как физических противоречий и методы разрешения физических противоречий.

3. Применение ТРИЗ для обхода патентов (несколько основных стратегий).

4. Введение в следующие темы:

а. Законы развития технических систем

б. Вепольные модели и Система стандартов.

Заключение.

Студенты приходят на обучение группами, которые уже работают над одним и тем же проектом и по мере обучения сразу же применяют вновь выученные инструменты к своему реальному проекту.

Продвинутый курс (5 дней).

Введение.

1. Повторение материала базового курса (распределено на 5 дней).

2. Законы развития технических систем (в полном объеме: законы, их механизмы, детальные алгоритмы).

3. Моделирование ключевых задач как вепольных моделей и система стандартов.

4. Введение в АРИЗ.

Заключение.

Профессиональный курс (10 дней; 5+5 с интервалом в 3 - 6 недель).

Введение.

1. Повторение материала Базового и Продвинутого курсов (распределено на 5-6 дней)

2. Функциональный анализ технологических процессов (компонентный анализ и функциональное моделирование).

3. Свертывание для технологических процессов.

4. Потоковый анализ и потоковые недостатки ("серые зоны", "бутылочные горлышки" и др.).

5. Задачи- аналоги и их применение как решательных инструментов.

6. АРИЗ (в полном объеме - каждый день упражнение по АРИЗ).

7. Альтернативные системы и перенос свойств (в полном объеме: простая гибридизация, "смеси", гибридизация с нейтральными системами, и т.д.).

8. Применение инструментов ТРИЗ в различных проектах и дорожные карты к проектам:

а. Диверсионный анализ.

б. Прогнозные проекты

в. Проекты по патентным стратегиям

г. Поиск новых рынков и применений продуктов и технологий. Обратный функционально-ориентированный поиск.

9. Анализ по S- кривым (в полном объеме- системы индикаторов и рекомендации по каждому этапу).

10. Инновационный бенчмаркинг.

11. ТРИЗ в нетехнических системах.

12. Новые разработки в ТРИЗ.

13. История ТРИЗ.

Заключение.

Во время перерыва между сессиями студенты работают над своими проектами. Если это сертификационные программы, то студенты ещё сдают тесты:

на  базовый курс (уровень 1 ) - 20 вопросов и задача

на продвинутый курс (уровень 2 ) - 20 вопросов и задача

на пpофессиональный (уровень 3) - 100 вопросов и задача (АРИЗ)

Каждый студент(ка) профессионального уровня получает тему, по которой он/она сделали ошибки в тесте. По этой теме они должны подготовить презентацию и доложить её всему классу. Это очень сильный приём: студенты выyчивают материал, а класс прослушивает практически каждую тему ещё раз.

General Electric практикует такую программу уже 8 лет - в результате получены сотни патентов, многие из них внедрены. Аналогичные результаты на Hyundai Motor Company.

Безусловно, программы буду совершенствоваться, оптимизироваться, а также кастомизироваться в будущем.

Яковенко С. Программы Обученя ТРИЗ на General Electric, Hyundai Motor, Intel Corporation (USA, Europe), Siemens и других ведущих компаниях.