Филогенез изобретательского мышления.
©Рубин М.С., Рубина Н.В.
2013 г.
Цель статьи: показать филогенез формирования и развития изобретательского мышления, его особенности и отличия от близких к нему понятий (мышление, творчество, креативность и др.), связь формирования изобретательского мышления с инструментами ТРИЗ.
1. Модель изобретательского мышления.
Изобретательское мышление мы будем описывать в виде трех взаимодействующих между собой составляющих: анализ существующей системы, синтез новой системы и оценка предлагаемого решения. Ключевым для изобретательского мышления является выявление и разрешение противоречия требований.
2. Филогенез развития изобретательского мышления.
Можно выделить четыре стадии формирования и развития изобретательского мышления в процессе эволюции:
- животный мир, в котором адаптационные и поведенческие механизмы строятся на основе рефлексов и инстинктов;
- первобытные люди, у которых имеется мышление, основанное на второй сигнальной системе, но еще только формируются зачатки культуры и цивилизации;
- формирование культурных цивилизаций и изобретательского мышления как ее составляющей;
- развитие изобретательского мышления, повышение уровня качеств изобретательского мышления.
Развитие изобретательского мышления непосредственно связано с формированием плодотворного типа личности в соответствии с классификацией Э.Фромма.
В процессе развития для формирования изобретательского мышления потребовалось:
- формирование у людей модельного, абстрактного мышления (вторая сигнальная система);
- умение удерживать в едином образе разные, противоречащие в чем-то друг другу, модели;
- умение изменять модели представлений таким образом, чтобы эти противоречия разрешались.
Возникновение противоречащих друг другу моделей приводит к психологическому напряжению. При его разрешении напряженность исчезает и человек получает удовлетворение от решенной задачи.
Этап | Свойство | Форма проявления | Примеры |
1 этап | Раздражимость | Тропизмы, кинезы | Простейшие |
2 этап | Чувствительность | Сенсорная реакция таксисы | Кишечно-полостные, моллюски |
3 этап | Безусловные рефлексы | Инстинктивное поведение Сенсорные способности | Круглые черви, низшие насекомые |
4 этап | Условные рефлексы | Обучаемость, Манипулирование | Кольчатые черви, общественные насекомые |
5 этап | Высшая нервная деятельность | Восприятие, первая сигнальная система, память | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся |
6 этап | Рассудочная деятельность | Общение, социальное поведение | Птицы, млекопитающие |
7 этап | Наглядно-действенное мышление | Ассимиляция и аккомодация | Высшие приматы, |
8 этап | Образное мышление | Целостность восприятия, воображение, вторая сигнальная система | Питекантропы, неандертальцы |
9 этап | Индуктивное мышление | Построение аналогий, моделирование, игра | Первобытные племена |
10 этап | Дедуктивное мышление | Выявление закономерностей | Ранние общества земледельцев |
11 этап | Абстрактно-логическое, конвергентное мышление | Абстрагирование, построение схем процессов | Шумеры, Вавилоняне, |
12 этап | Дивергентное мышление | Творчество, диалектичность мышления | Древний Египет |
13 этап | Изобретательское мышление | Системность, модельность, критичность прогностичность, мышления | Древний Китай, Античность. Новое время |
3. Социальная природа изобретательского мышления.
Изобретательское мышление, как и мышление в целом, имеет социальную природу. Оно формируется и развивается, как, в частности, и вторая сигнальная система человека, исключительно как часть общества, как инструмент взаимодействия людей друг с другом. Таким образом, изобретательское мышление формируется под воздействием тех социальных полей взаимодействия (культурной среды), которые имеются в данном месте и в данный момент. И наоборот: изобретательское мышление личности влияет на культуру в целом. Таким образом, изобретательское мышление является формой взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
4. Оценки в изобретательском мышлении и их свойства.
Особенностью мышления человека является его способность к оценке любого материального или нематериального объекта. Условно (без учета уровня) можно считать, что оценка может быть трех типов: положительная, нейтральная или отрицательная. Оценки формируются под влиянием социальной среды. Оценки выстраиваются на основе причинно-следственных цепочек или на основе индукции (перенос оценки одного субъекта на оценку другого субъекта). Оценки имеют составляющие элементы, имеют свойство интегрироваться, свойство инерции, могут приводить к возникновению противоречий и конфликтов. В статье будут сформулированы рекомендации к формированию оценок при развитии изобретательского мышления.
5. Изобретательское мышление и творчество.
В литературе встречается много понятий, близких к понятию изобретательское мышление: творчество, креативность, талант, гениальность. Будет предпринята попытка показать, что общего и чем отличаются эти понятия.
6. Изобретательское мышление и инструменты ТРИЗ.
Будет показано, насколько полно применение инструментов ТРИЗ формируют изобретательское мышление, и какие направления эволюции этого процесса возможны.
Литература.
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии, Санкт-Петербург, «Речь», 2001 г.
Рубин М.С. Семинар "ТРИЗ и бизнес" в страховой компании, Петрозаводск, 1994. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203720
Рубин М.С., Рубина Н.В., Введение в ТРИЗ-РТВ, Петрозаводск, 1997 г. http://www.temm.ru/redirect.php?id=204565
Рубин М.С. Принципы модельного мышления в ТРИЗ. Петрозаводск, 2002. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203707
Рубин М.С. Принцип захвата и многообразия в развитии систем. Санкт-Петербург, 2006. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203533
Рубина Н.В. Система качеств изобретательского мышления, Санкт-Петербург, 2009 http://www.temm.ru/redirect.php?id=204554
Рубин М.С. Филогенез социокультурных систем. Секреты развития цивилизаций. Санкт-Петербург, 2010. http://www.temm.ru/redirect.php?id=204572