Внимание! Организаторы ТРИЗ Саммита 2013 попросили Александра Тимофеевича уточнить эту заявку, так как она не в настоящий момент не содержит новые предложения по развитию вепольного анализа.
СТАДИЙНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ ВЕЩЕСТВЕННО-ПОЛЕВОГО АНАЛИЗА
А. Кынин
Вещественно-полевой (вепольный) анализа (ВПА) был позиционирован, как наиболее простой метод решения стандартных задач, когда в них не видно явного противоречия. Однако существующая система решения таких задач с использованием системы стандартов является недостаточно логичной и понятной начинающим пользователям ТРИЗ. Это привело к тому, что по существующим стандартам образования МАТРИЗ изучение ВПА предусмотрено только на 2 уровне.
Попытки усовершенствовать ВПА производились уже неоднократно. Наиболее удачными можно считать предложения В. Петрова [Обобщенные модели решения изобретательских задач. В.Петров http://www.triz-summit.ru/redirect.php?id=203996 ] и Ю. Бельского [«Систематизация Вепольного Анализа и его использование за пределами технических систем».].
На базе этих разработок и личного опыта автора, полученного при преподавании в Корее, Китае и России предлагается следующие изменения:
- Уже на 1 уровне давать слушателям общие понятия о Вепольных системах и обучать их решению задач для изменительных систем по методу Бельского, который включает 5 шагов и рассмтривает все воздействия, как вредные. Однако сам метод должен быть дополнен трендами развития систем.
- На втором уровне слушатели получают понимание об отличии измерительных систем от изменительных и изучают эти методы более подробно. Кроме того, для изменительных систем вводится понятие о различных видах функций, причем их система полностью стандартизирована с терминологией Функционально-Стоимостного Анализа (избыточное, недостаточное).
Такое разделение позволит уже на начальной стадии обучения дать слушателям инструменты для решения практических задач.