Рубин М.С. "О выборе задач в социально-технических системах"

О выборе задач в социально-технических системах.


Рубин М.С., 15.05.2007 г.


Аннотация.
На конкретных примерах рассмотрены проблемы многоаспектного ТРИЗ-анализа социально-технических систем как инструмента выбора задач. Приведены методологические рекомендации проведения ТРИЗ-анализа, предлагаются изменения некоторых понятий ТРИЗ (техническое противоречие, оперативное зона и др.). Рассмотрены методы прогнозирования с позиций постановки задач. Система глобальных прогнозов социально-технических систем должна стать частью культуры инженеров и изобретателей.



1. Многоаспектный анализ социально-технических систем (СТС).

Технические и социальные системы обычно анализируются разными способами. Автомобиль, например, – система техническая, а народность или министерство – социальная. Методы описания и анализа к этим системам применяют, обычно, тоже разные.
Есть системы, которые одновременно можно отнести как к техническим, так и к социальным. Например, город, или завод, или электростанция. Такие системы могут быть описаны и рассматриваться с различных позиций: технических, организационно-социальных, юридически-правовых, финансово-экономических и других. Одной из особенностей таких систем является то, что проблемы (задачи) сформулированные в одном аспекте, на языке одних дисциплинарных понятий, могут быть решены совершенно в ином аспекте, с позиций другой дисциплины.

Пример 1. В одном портовом городе мэр решил пополнять казну за счет дополнительных сборов с пунктов быстрого питания на набережной – любимом месте отдыха горожан. Сборы эти не вполне законны, но бороться с властью сложно.
Проблема явно носит социально-экономический характер. Но в любой социальной системы есть и иные, в частности, технические аспекты. Смекалистый предприниматель обратил внимание именно на этот аспект проблемы. Вместо бесплотных споров с нечестным мэром (позже, через несколько лет мэр был таки осужден за превышение своих полномочий), предприниматель установил у набережной списанную баржу, на которой поместил ресторанчик и пункты быстрого питания. Со всей набережной люди стали приходить отдохнуть именно на этот «плавучий пункт быстрого питания».

Фактически любая техническая система имеет социальный аспект своего существования. И наоборот, – любая социальная система имеет технический аспект своей деятельности и развития. Таким образом, чисто технической или чисто социальной можно называть только такие системы, в которых мы осознано или неосознанно отказались от рассмотрения других ее составляющих. В каких-то случаях такое узкое рассмотрение оправдано, а в каких-то – нет.

Пример 2. На Апатитской ТЭЦ (Мурманская обл., Россия) в 1992 г. возникла проблема усовершенствовать технологию определения качества угля. Утвержденная государственным стандартом система контроля качества угля требовала для проведения контроля на тепловой станции около трех дней. За это время состав с углем уже успевают сжечь в топках, и при плохом качестве угля уже невозможно предъявить претензии поставщику. Необходимо было так усовершенствовать технологию, чтобы сократить эти сроки хотя бы до 2-х дней. Задача усложнялась тем, что на ее решение отводился всего один день – проблема была вынесена на Совет директоров компании.
Задача, сформулированная в начале как чисто техническая (технологическая), была переформулирована в организационно-юридическую.
В результате было предложено внести изменение в договор на поставку угля, и вписать в него пункт об использовании для оценки качества угля не государственный стандарт, а технологию экспресс-анализа, позволяющий получить оценку качества угля буквально за несколько часов. С поставщиками, которые не согласятся на такое изменение, контракт на поставку угля может быть расторгнут. Предложение было принято на Совете директоров ТЭС и сэкономило для тепловой станции огромные средства.

Под социально-техническими системами мы будем понимать систему, которая рассматривается многоаспектно. Причем не только с точки зрения технической или социальной. Виды аспектов рассмотрения системы многообразны: физический, химический, технический, биологический, социальный (личностно-психологический, организационный, юридически-правовой, лингвистический, эстетически-художественный, финансово-экономический, политический и пр.).
В ряде случаев многоаспектный подход дает более широкий спектр возможностей для выбора задач и ресурсов для их решения.

Пример 3. На Нижнетуломской ГЭС в начале 90-х годов ХХ века велись работы по демонтажу гидротурбин. Сделать это можно только взрывом – генераторы зацементированы в фундамент ГЭС. Для того чтобы не останавливать работу ГЭС, демонтаж делают по одной машине. На короткое время перед взрывом останавливают работу всех (включая действующие) гидротурбины, а потом их запускают вновь. Проблема в пыли, которая возникает во время взрыва. Она затягивается в работающие гидротурбины и выводит их из строя. Направлений поиска решения этой проблемной ситуации много. Можно попытаться найти способ разрушения фундамента без образования пыли. Можно направить образованную пыль в какое-то одно место подальше от других турбин и потом ее убрать или вывести за помещение ГЭС. Можно поставить какие-то фильтры на действующие турбины… Вариантов много, каждый имеет свои недостатки, а времени и средств для поиска решения мало.
Задачу эффектно решил директор Каскада Туломских ГЭС (КТ ГЭС) А.П. Ткаченко. Пожарная команда поселка, где располагалась ГЭС, должна проводить плановые учения на ГЭС. Договорились с руководством пожарной команды о том, чтобы учения будут проводиться непосредственно перед взрывом фундамента гидромашины. Помещение ГЭС вокруг фундамента гидромашины заполнили пеной. Пена не только «схватила» пыль после взрыва, но и смягчила ударную волну – стеклянные окна здания не пострадали. Пыль убрали вместе с пеной. Затрат нет никаких.

Примеров СТС очень много. Любая организация - это пример социально-технической системы. В Каскаде Туломских ГЭС, который мы уже упоминали, около двадцати подразделений, каждое из которых может рассматриваться как самостоятельная организация: две гидростанции, приливная станция, электрокотельные, гидроцех, жилищно-коммунальное хозяйство, гостиничный комплекс и даже дом культуры и детские сады. На КТ ГЭС в 1993 году работало около 400 сотрудников. Управлять или анализировать работу подобной организации исключительно как технической системы невозможно - возникает масса проблем нетехнического характера.
В 1992-1994 годах группе специалистов фирмы "Петро-ТРИЗ" (Рубин М.С., Селюцкий А.Б., Тригуб А.В., Кулаков К.Э.) были заказаны работы по анализу ряда крупных предприятий Мурманской области и Карелии. Использовать только методы ФСА в этом случае оказалось очень сложно, поэтому были использованы методы многоаспектного анализа. В отличие от ФСА эти работы были названы "ТРИЗ-анализ".

2. Особенности ТРИЗ-анализа социально-технических систем.
Понятие ТРИЗ-анализа было введено в 1991 году [1], а в 1992-1993 годах был проведен ТРИЗ-анализ Каскада Туломских ГЭС [2] (Мурманская область, Россия).
Какие проблемы возникают при попытке использовать ФСА для анализа столь сложных объектов, как КТ ГЭС?
Прежде всего, у таких сложных систем, как правило, не одна главная функция. Это делает невозможным выстроить единую цепочку связанных между собой функций. Можно попытаться построить независимые цепочки от каждой главной функции раздельно. Но как потом сравнивать между собой значимость носителей этих функций при выборе задач? Что важнее, например, подшипник гидротурбины или труба теплопровода для поселка? Кроме того, одни и те же подразделения могут работать на разные главные функции одновременно. Например, Нижнетуломская ГЭС не только преобразует энергию воды в электрическую энергию, но и снабжает электроэнергией поселок Мурмаши.
Еще одна проблема связана с большим количеством элементов в сложных системах. При попытке выстроить единую систему функций подавляющее большинство функций окажется на очень низком ранге, и должны будут рассматриваться как ненужные. Можно попытаться разбить очень сложную систему на ряд более простых и уже для них проводить ФСА. Например, гидротурбина вполне может быть достойным объектом для самостоятельного анализа. На КТ ГЭС подобных самостоятельных объектов для ФСА могло бы быть порядка ста. Выполнять ее даже при самых быстрых темпах придется лет десять – не меньше. Никто на подобный анализ не согласится, да и эффективность его будет не велика.
При анализе КТ ГЭС для отбора задач выделялись наиболее острые противоречия, которые возникли на момент анализа в организации. Как это делалось?
По всем подразделениям Каскада формулировались имеющиеся нежелательные эффекты (НЭ). На основе предварительного анализа этих НЭ формулировались противоречия, которые имеются на КТ ГЭС.
При формулировке противоречий выявляется их суть, механизмы, приводящие к этому противоречию. К выделенным таким образом объектам (материальные носители противоречий) можно применять и методы ФСА.
Источники выявления и возникновения противоречий могут быть разные. Об этом я постараюсь написать чуть ниже. При анализе КТ ГЭС была использована следующая форма выявления противоречий.
На предприятии была создана рабочая группа, в которую вошли директор и все начальники ключевых подразделений Каскада. Большинство участников рабочей группы прошли обучение по ТРИЗ. Вся работа была разделена на 7 этапов:
- предварительный этап;
- анализ по верхнему уровню (на уровне подразделений) - нежелательные эффекты и формулировки противоречия;
- анализ подразделений КТ ГЭС - нежелательные эффекты и формулировки противоречия;
- анализ выявленных нежелательных эффектов и противоречий, поиск их решений;
- анализ и классификация предлагаемых решений и предложений;
- прогноз развития КТ ГЭС;
- заключительный этап.
В процессе анализа мы старались максимально использовать опыт и знания специалистов КТ ГЭС, которые работали на предприятии по много лет. Не всегда это просто. Часто сотрудники стараются не говорить, тем более с «пришлыми» аналитиками о наболевших проблемах. Очень важной здесь была позиция директора Каскада Туломских ГЭС, который действительно хотел узнать независимый взгляд на проблемы Каскада. Не менее важным было выстроить доверительные отношения с работниками КТ ГЭС. Были приняты даже «Этические принципы проведения ТРИЗ-анализа предприятий и организаций» (см. приложение 1). Фактически они были частью договора на выполнение ТРИЗ-анализа. Но и этого не достаточно.
Для получения необходимой информации и выстраивания доверительных отношений с теми, кто этой информацией обладает необходимо проводить тщательную подготовку. Человек – главное звено в социально-технических системах. Самая умная машина, самое оригинальное изобретение ничто по сравнению с возможностями и бесконечной изобретательностью человека. Для получения адекватной информации для проведения анализа и успешной реализации выработанных рекомендаций очень важно уметь наладить положительные деловые отношения с ключевыми сотрудниками предприятия. Это очень не простая задача. Можно предложить несколько рекомендаций из нашего опыта (см. приложение 2).

Анализ выявленных нежелательных эффектов позволяет провести их классификацию и сформулировать противоречия. Нежелательный эффект далеко не всегда связан с противоречием. Например, в качестве нежелательного эффекта могут назвать недостаточное количество малой механизации или инструментов – это организационные вопросы, которые, скорее всего не связаны с какими-либо серьезными противоречиями.
Сформулированные в ходе анализа гипотезы о наличии противоречия требуют, как правило, дополнительной (уточняющей) информации.

Пример 4. Во время анализа предприятия все, с кем ни проходилось беседовать, старательно избегали говорить об одном из подразделений. Это было странно, так как речь шла о применении новых инновационных технологий, в подразделении работало около 20 человек, а стоимость основных средств превышала стоимость многих других подразделений предприятия. Постоянно возникали сложности с подготовкой пропуска в это подразделение. Все это как-то настораживало.
Анализ документов по подразделению дал неожиданный результат. Оказалось, что расходы на него превышают доходы. Объяснить деятельность убыточного подразделения функциональной необходимостью также было невозможно. При этом условия работы в подразделении были очень сложные, даже суровые.
Эту ситуацию, безусловно, не могли не понимать работники этого подразделения. Реальной Полезной Цели у коллектива подразделения не было. Это должно было приводить к конфликтам внутри коллектива, низкому качеству работы. Возникает социально-психологический конфликт внутри коллектива, который неизбежно приводит к конфликту производственно-функциональному. Не сложно представить себе как люди, не имеющие понятную общую цель, начинают конфликтовать между собой, как теряют психологический контроль над собственной личностью, что неизбежно приводит к конфликтам в семье, как происходят технологические нарушения и выходит из строя дорогостоящая техника. Никакая инновация не устоит перед человеком с расстроенными социально-психологическими установками.
Нам удалось все-таки встретиться с руководством этого инновационного подразделения. Встретили нас радушно. По их словам все у них очень хорошо. Никаких «нежелательных эффектов» у них нет. Когда мы сами начали рассказывать, какие проблемы, на наш взгляд, у них имеются, то сильно поразили воображение руководства. «Лед» растаял, мы всерьез стали обсуждать насущные проблемы подразделения. Со временем основные наши предложения были реализованы.


3. Методологические проблемы ТРИЗ-анализа.
Многоаспектный ТРИЗ-анализ социально-технических систем ставит ряд задач методологического характера. Попробуем обозначить некоторые из них.
3.1. Нужны методические рекомендации о том, в каких случаях (для каких систем) какие аспекты необходимо учитывать при проведении ТРИЗ-анализа.
3.2. Задача, сформулированная в одном аспекте, может иметь решение на уровне другой аспектной области. В какой именно? В АРИЗ сейчас имеются рекомендации (инструменты) по переформулировке задач (противоречий), сформулированных на языке технических требований на язык физических свойств (физических противоречий). Аналогичный инструментарий должен быть создан и для переформулировки социально-экономических задач в технические и наоборот. Необходимы методики по переходу формулировки задачи из одного аспектного уровня на другой. Возможно, такой механизм удастся создать универсальным – для любого типа аспекта.
3.3. Переход от рассмотрения задач в рамках технических требований к рассмотрению их в терминах физических свойств потребовал в свое время введения в ТРИЗ новых понятий и терминов: физическое противоречие, физический эффект и пр. Аналогичные изменения должны произойти и при многоаспектном рассмотрении задач. Например, вместо технического противоречия может использоваться термин «противоречие требований», вместо физического противоречия – «противоречие свойств». Наряду с этим уже входят в обиход такие термины, как бизнес-противоречия, художественные противоречия и т.д.
3.4. Многоаспектный подход к анализу систем позволяет выделить два типа противоречий:
- противоречия внутри одного аспектного слоя: выполнение одного требования известными методами приводит к ухудшению другого требования, выраженного в терминах того же аспектного слоя. Любое техническое, физическое, художественное, социальное или иное противоречие могут быть примером для данного типа противоречий. При этом противоречие одного аспектного слоя может быть связано с противоречием другого аспектного слоя. Например, переход от технического противоречия к физическому.
- межаспектные противоречия: требования или свойства одного аспектного слоя входят в противоречие с требованиями или свойствами другого аспектного слоя. Типичным является противоречие между формальным и неформальным лидером в коллективе, между техническими и эстетическими (художественными) требованиями. На межаспектных противоречиях построен, например, анализ в психодраме (Я.Л.Морено) [3]: противоречия между социоэмоциональными (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевыми качествами личности.

Пример 5. Нижнетуломская ГЭС была введена в строй в 1936 году. Это была вторя ГЭС на Кольском полуострове и поэтому одновременно была создана координирующая организация – Колэнерго. Первое время они даже располагались в одних помещениях.
В 1965 году дала энергию Верхнетуломская ГЭС, которая в более чем в 6 раз мощнее Нижнетуломской ГЭС [4]. Возникла новая организация – Каскад Туломских ГЭС. Руководство Каскада было размещено на месте своего производственно-функционального центра – в помещениях Верхнетуломской ГЭС.
Так возникло структурно-организационное межаспектное противоречие. С позиций эффективного взаимодействия с Колэнерго руководство Каскада Туломских ГЭС лучше разместить на Нижнетуломской ГЭС (в Мурмашах), а с производственно-функциональных позиций – руководство КТ ГЭС лучше разместить на Верхнетуломской ГЭС. Это противоречие «притягивает» к себе ряд нежелательных эффектов.
В настоящий момент управление КТ ГЭС находится в п. Мурмаши.

Сейчас в ТРИЗ приняты только противоречия внутри одного аспектного слоя: технического или физического. Многоаспектные противоречия приводят к смешиванию аспектов при формулировке противоречий требований, например, технические требования могут входить в противоречие с художественными требованиями [5].

Типизация противоречий возможна и на основе вида источника противоречий, например:
- противоречивые потребности, исходящие от одной и той же системы (например, выполнение нужной функции и снижение затрат одновременно);
- противоречия в иерархической системе выполняющихся функций;
- противоречивые требования к свойствам одной и той же системы.
Различный характер противоречий накладывает особенности и на типовую формулировку противоречий, и на способ их анализа. В частности, при анализе социально-технических систем после формулировки противоречия требований в одном из аспектов (ПТ1) может делаться переход не к противоречию свойств (физическому противоречию), а к противоречию требований, но в ином аспекте (ПТ1 - ПТ2 или ПТn). Выбор аспекта, в котором формулируется противоречие требований, может производиться на основе сравнения с уровнем «глобальности» задачи и ресурсов проблемной ситуации.

Выбор аспекта, в котором рассматриваются противоречия требований, влияют и используемые для решения ресурсы, и на выбор оперативной зоны конфликта, и на инструменты, которые используются для разрешения этого конфликта.
3.5. Ход выбора задач и решение задач состоят из одних и тех однотипных процессов. При выборе задач и их решении можно выделить 7 основных процессов:
- получение информации о требованиях к системе;
- получение информации о системе, ее элементах и структуре;
- получение и уточнение информации о связях внутри системы и о внешних связях;
- определение и уточнение противоречий в системе;
- определение ресурсов и возможных изменений;
- определение изменений, необходимых для системы, чтобы удовлетворить требования;
- определение последствий вносимых изменений для системы (надсистем, подсистем).
Для выбора задач больший акцент делается на получении новой информации, а при решении задач – на поиск возможных изменений. Например, в разные модификации АРИЗ Г.С. Альтшуллер включал и в выбор задач, и в решение задач одни и те же механизмы: анализ противоречия, идеальное решение, ресурсы и пр.
Это делает возможным разработку и использование однотипных механизмов как для анализа ситуации и выбора задач, так и для решения выбранных задач. При этом на этапе выбора задач может использоваться терминология одного аспектного слоя, а при переходе на решение задач – терминология другого (выбранного) аспектного слоя.
3.6. В ходе развития понятийного аппарата ТРИЗ уже возникала необходимость перехода от понятий чисто физических – к абстрактным. В первую очередь речь идет о понятии поля в вепольном анализе, в котором под полем понимается любое взаимодействие, включая такие, как механическое поле, запаховое поле, звуковое поле…
Многоаспектный анализ делает необходимым сделать аналогичный переход и по отношению к пространству. В ТРИЗ важное место занимает анализ оперативного пространства – пространства, где возникает и где должен быть устранен конфликт. Для технических задач чаще всего речь идет о физическом пространстве, в котором происходит конфликт. Но для задач в области электроники, в энергосистемах с распределенными параметрами физическое пространство конфликта выделить удается не всегда. Тем более часто не удается выделить физическое пространство конфликта в социальных, в юридических и многих других системах. В этом случае необходимо строить абстрактное (матричное) пространство взаимодействия элементов системы и в нем уже выделять зону конфликта.
Многоаспектный ТРИЗ-анализ затрагивает самые различные области знаний, в которых, как правило, уже имеется свой аналитический аппарат, например, в области финансов, экономики и бизнеса. Это позволяет с одной стороны переносить аналитические методы из одной области в другую через их обобщение, а с другой объединять между собой аналитические методы из разных областей. В качестве примера можно привести объединение аналитических методов ТРИЗ и бизнеса: SWOT-анализ, «Бостонская матрица» и другие [6].
Разработка методологических инструментов для ТРИЗ-анализа – самостоятельная исследовательская работа. Мы приведем только некоторые из рекомендаций, которые могут оказаться полезными при проведении ТРИЗ-анализа.

4. Определение «глобальности» задачи.
Любая проблемная ситуация может описываться 4 характеристиками:
- с чьих позиций (в интересах кого) должна быть разрешена проблемная ситуация;
- какой временной период в прошлом или на будущее охватывает проблемная ситуация (например, несколько веков, менее одного века, десятки лет, менее 10 лет, менее 1 года, менее месяца, менее дня, менее часа);
- какой пространственно-социальный масштаб имеет проблемная ситуация (например, весь мир, несколько государств, одно государство, регион одного государства, город, район города, цех, дом, офис);
- какой системный уровень имеет проблема: филогенез (историческое развитие) или онтогенез (индивидуальное развитие).
Необходимо придерживаться принципа: уровень «глобальности» решаемой проблемы (комплекса задач) не должен превышать уровень выбранной задачи и соответственно искомого решения.
Например, проблема в примере 2 была изначально поставлено как общеотраслевая – она имеется на любой ТЭЦ. Временные ресурсы (два дня) для ее решения не соответствовали уровню проблемы и сложности технологии. Поэтому ранг проблемы был понижен до уровня проблемы конкретной ТЭЦ и переформулирован с технической задачи на юридическую. Были использованы ресурсы ситуации – на Апатитской ТЭЦ имелся прибор для экспресс-анализа качества угля.
Речь не идет о том, чтобы делать выбор между мини-задачей и макси-задачей. Какая бы проблема не была выбрана, необходимо просто определиться с ее уровнем и ставить задачи исходя из этого уровня.
В примере 1 мы приводили задачу об организации точек быстрого питания на набережной портового города. В этой ситуации можно было выбрать задачу, связанную с борьбой с незаконными действиями мэра. Она не хуже и не лучше того пути, по которому пошел предприниматель, организовав плавучий ресторанчик. Просто нужно четко осознавать, какая задача выбрана: зарабатывать деньги или бороться за справедливость. Можно даже выбрать для решения обе эти задачи, но стратегия и ресурсы их решения будут различны, их нельзя путать. Иначе это неизбежно приведет к противоречиям и новым проблемам.


5. Многоаспектный поэлементный анализ.
В многоаспектном поэлементном анализе в рассматриваемой системе выделяются:
- элементы, из которых состоит система;
- аспекты, в которых она будет рассматриваться;
- параметры, с помощью которых будет проводиться сравнение.
Необходимо также выделить приоритет выделенных аспектов, - какой из них важнее в данном конкретном анализе.
В качестве примера рассмотрим многоаспектный поэлементный анализ КТ ГЭС на верхнем уровне (на уровне его подразделений).
Для простоты включим в рассмотрение только 4 элемента. Учитывая интересы заказчика реально проведенного анализа, мы назовем их просто:
- подразделение 1;
- подразделение 2;
- подразделение 3;
- подразделение 4.
Рассмотрим их с трех аспектов, которые перечислены в порядке их важности:
1. функциональный аспект;
2. экономический аспект ;
3. организационно-управляющий аспект.

В качестве параметра отражающего функциональный аспект будет взята производимая электроэнергия, приведенная для сравнения к 100%. Этот параметр стремятся увеличить. Функциональный аспект взят за базовый (ведущий), сравнения будут производиться с этим показателем.
В качестве параметра отражающего экономический аспект будет взята стоимость основных средств, приведенная для сравнения к 100%. Этот параметр стремятся уменьшить.
В качестве параметра отражающего организационно-управляющий аспект взята экспертная оценка информированности и влияния на управленческие решения, приведенная для сравнения к 100%. Этот параметр стремятся увеличить.

Аспект анализа

Функ.

Эконом.

Управл.

Показатель 1 = – (Экономический – Функциональный)**

Показатель 2 = (Управляющий – Функциональный)

Подразделение 1

75,00%

45,8%

17,9%

0,29

-0,57

Подразделение 2

25,00%

28,4%

71,4%

-0,03

0,46

Подразделение 3

0,00%

20,6%

0,0%

-0,21

0,00

Подразделение 4

0,00%

5,2%

10,7%

-0,05

0,11

Анализ таблицы показывает, что в подразделении 1 возможен конфликт, связанный с низким влиянием на принимаемые решения, а на подразделении 3 возможны проблемы, связанные ее низкой экономической эффективностью.
Возможны различные модификации этого анализа. Например, если бы за базовый аспект мы выбрали другой параметр, то выводы могли бы несколько отличаться от полученных выше.
Здание, можно рассматривать с позиции несущих возможностей, сейсмической устойчивости, удобства пользования (эргономики), эстетического восприятия, удобства для транспортных коммуникаций, стоимости и пр. При их сравнении относительно эстетического (базового) аспекта будут получены одни противоречия и задачи, а с точки зрения стоимостного аспекта будут выделены другие проблемы.
Выделенные на верхнем уровне проблемные элементы (подразделения) могут быть рассмотрены дополнительно более детально. Например, для анализа проблем подразделения 1 можно определить, из каких составляющих состоит понятие «информированность и влияние на управленческие решения» и провести аналогичный анализ для этих элементов. Видимо здесь имеется пересечение с факторным анализом – ведь необходимо понимать, какие параметры включать в рассмотрение, а какие нет. В качестве параметров можно использовать изменение (скорость, ускорение) параметра во времени и/или в пространстве.
В социально-технических системах элементами могут быть не только материальные объекты. Наличие социально-психологических и иных типов связей делает необходимым разделять системы с так называемыми «мягкими» связями (по аналогии с программным обеспечением) и «жесткими» связями (по аналогии с аппаратными компьютерными средствами). В системах с «мягкими» связями (технических, социальных, художественных) можно формулировать межаспектные противоречия – технически-художественные, социально-технические и пр. В системах с «жесткими» связями (физических, химических, биохимических, физиологических) противоречия могут формулироваться только на уровне одного аспектного слоя (физический подход не должен смешиваться с химическим и т.д.)
Более детальный анализ возможен, если использовать удельные параметры по отношению к каждому из элементов системы в отдельности или учитывать все существующие взаимодействия между элементами (матрица или поле взаимодействия элементов). Для этого может быть использована, например, такая форма таблицы:

 

Подразделение 1

Подразделение 2

Подразделение N

№ аспекта

1

2

3

1

2

3

 

 

 

1

2

3

Подразделение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подразделение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подразделение N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многоаспектный поэлементный анализ можно рассматривать как обобщение уже известных методов анализа различных типов систем. Например, если в качестве аспектов анализа взять функциональную значимость и стоимость, то мы получим аналог ФСА. Если рассматривать техническую систему с точки зрения ее реальных функциональных параметров и потребительских качеств покупательского спроса, то получится аналог MPV-анализа [8]. Если построить анализ системы на сравнении социоэмоционального аспекта и ролевых качеств личности, то мы получим аналог психодрамы (социограмма***).
Методы многоаспектного поэлементного анализа могут обобщить возможности уже известных методов анализа, создать единые механизмы анализа для самых различных типов социально-технических систем.

6. Методы прогнозирования и постановка задач в СТС.
Метод системного многоуровневого прогнозирования направлен на создание системы взаимосвязанных идеальных прогнозов развития социально-технических систем и описан в статье [7]. Система прогнозов разрабатывается на основе глобальных прогнозов (прогноза) и тенденций филогенетического развития социально-технических систем (города, транспорта, энергетики, жизнеобеспечения и пр.). Прогнозные образы затем используются при проведении ТРИЗ-анализа конкретной социально-технической системы.
Например, в 1988-1989 г.г. в рамках работ по развитию концепции БТМ – бесприродного технического мира [9] – был подготовлен прогноз «Вода без водопровода». Речь идет о том, чтобы жилые дома были обеспечены водой, но без помощи водопровода и канализации. Понятно, что это требует целого ряда технических решений. И не только технических. В некоторых Европейских странах, например, резко увеличены цены на канализационные сбросы. Они стали выше стоимости чистой воды. Это должно стимулировать развитие технологий с замкнутым циклом.
При проведении ТРИЗ-анализа Каскада Туломских ГЭС в 1992-1993 годах одной из проблем было названо функционирование Электрокотельных, которые обеспечивали теплом весь поселок Мурмаши – в нем проживают сотрудники Нижнетуломской ГЭС, Колэнерго и их семьи. Главная проблема: из-за электрокоррозии часто выходит из строя водопровод и сами электрокотлы. Уже в процессе изложения проблем Электрокотельных возник образ прогноза «Воды без водопровода». Только в данном случае вода доставляет тепло. Задача была переформулирована. Тепло в домах должно быть, а водопровода и электрокотлов со всеми их проблемами не должно быть. В данном конкретном случае решение очевидно: дома нужно обогревать электричеством, а не горячей водой. Это дает большую экономию. Исчезает необходимость целого подразделения. Выяснилось также, что электрокабель, подведенный к домам, имеет достаточный диаметр и может выдержать дополнительную нагрузку для установки электрообогревателей.
Еще один пример прогноза – работа «Спорт – Западня ХХ века» [10], опубликованная в 1988 году. В прогнозе речь идет о том, что спортивное движение будет вытесняться международным физкультурным движением. В те годы о фитнесе в СССР вообще не знали, а в США он только зарождался. Сейчас это мощная индустрия, в которую вовлечены несколько десятков миллионов людей. «В Лондоне фитнес-клубы регулярно посещают 20% населения, в Барселоне — 35%, в некоторых районах США этот показатель достигает 40%, в Германии — 60%. В этих странах фитнес-центры — неотъемлемая составляющая в цепочке повседневной жизни: дом—работа—фитнес-клуб». Оборот мирового рынка фитнеса достиг $77 млрд. в год и постоянно увеличивается. В России ежегодный рост объема фитнес-услуг составляет 30% [11]. Спортивная индустрия заметно сдает свои позиции по сравнению с фитнесом, как и было спрогнозировано уже в 1988 году.
Прогноз, сделанный 20 лет назад, мог быть использован не только для формулирования технических и исследовательских задач, но и для эффективного капиталовложения.
Прогнозирование – один из инструментов эффективного выбора и постановки задач развития социально-технических систем. Система прогнозов, необходимая для инженеров, изобретателей и предпринимателей может формироваться на основе глобального (надсистемного) прогноза развития цивилизации. Основой для подобных прогнозов могут стать такие разработки, как проектирование БТМ.
Идеальный образ будущего, обрисованный в системе взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга прогнозов, может быть ориентиром и для выбора задач, и для оценки предлагаемых решений. Система глобальных прогнозов социально-технических систем должна стать частью культуры, супермодели мира [12] инженера и изобретателя, как это произошло у архитекторов, например в творчестве Ле Корбюзье.

7. Выводы.
- Для анализа развития социально-технических систем необходимо использовать многоаспектный подход с учетом не только технических сторон системы.
- ТРИЗ-анализ социально-технических систем должен опираться не столько на анализ функций, сколько на выявление и анализ существующих конфликтов.
- Многоаспектный анализ социально-технических систем делает необходимым не только решение ряда задач методологического характера, но и пересмотреть некоторые уже сложившиеся в ТРИЗ представления. Например, от технических противоречий необходимо переходить к межаспектным противоречиям требований (ПТ), а от физических противоречий к противоречиям свойств (ПС) «жестких» форм материи (физических, химических, биохимических, физиологических). Вместо физического пространства при определении оперативной зоны конфликта необходимо использовать матрицу взаимодействий элементов конфликтующей пары социально-технической системы.
- При постановке задач необходимо придерживаться принципа: уровень «глобальности» решаемой проблемы (комплекса задач) не должен превышать уровень искомого решения. Принятое в ТРИЗ представление о мини-задаче не всегда приводит к минимальным изменениям, а макси-задача не всегда приводит к глобальным и сложным изменениям.
- Многоаспектный поэлементный анализ обобщает возможности уже известных методов анализа и создает единые механизмы анализа для самых различных типов социально-технических систем.
- Идеальное многоуровневое прогнозирование – действенный инструмент для выбора и постановки задач развития социально-технических систем. Система взаимосвязанных глобальных прогнозов должна стать частью культуры инженера и изобретателя.

8. Литература

1. "Проблемы развития ТРИЗ - ТРТЛ" М.С.Рубин, Петрозаводск, 1991 г. "Журнала ТРИЗ" 19.11.91 http://www.temm.ru/redirect.php?id=203708  
2. Рубин М.С, ТРИЗ-Анализ Каскада Туломских ГЭС (краткая справка), 1993, http://www.temm.ru/redirect.php?id=203743  
3. Морено Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. (а также http://www.sunhome.ru/psychology/11082  , http://www.erudition.ru/referat/printref/id.53060_1.html  )
4. Сайт ОАО «Колэнерго» http://www.kolenergo.ru/company/history/  
5. Ю. Мурашковский, «Биография искусств», «Скандинавия», Петрозаводск, 2006 год.
6. Рубин М.С., ТРИЗ в малом бизнесе – конкурентная фора, 2004 г., Флоренция. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203716  
7. М.С.Рубин, 1999 г., Петрозаводск. Методы прогнозирования на основе ТРИЗ http://www.temm.ru/redirect.php?id=203702  
8. S.Litvin "Business to Technology - New Stage of TRIZ Development". TRIZ Future 2005 ETRIA Conference, Graz, Austria, November 2005.
9. Г.С. Альтшуллер, М.С. Рубин, «Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике», 1987 г., http://www.temm.ru/redirect.php?id=203570  
10. Рубин М.С., «Спорт – Западня ХХ века» г. Баку, октябрь 1988 г., http://www.temm.ru/redirect.php?id=203519  
11. Фитнес и франчайзинг, http://www.beboss.ru/news/260207118/  26.02.07
12. Ю. Мурашковский, Исследования и исследователи, 21.11. 2005 г., http://www.temm.ru/redirect.php?id=203550  


Приложение 1.

Этические принципы проведения ТРИЗ-анализа предприятий и организаций.
1. Эксперты ТРИЗ руководствуются теми целями и задача¬ми, которые поставлены самим предприятием и его руководс¬твом. Эксперты могут совместно со специалистами развивать и уточнять их, но не подменять другими, более "выгодными" или "благородными".
2. Эксперты проводят анализ в тесном сотрудничестве с работниками предприятия всех уровней: от директора до непос¬редственных исполнителей.
3. Информация, полученная экспертом от консультанта, не может быть обращена против самого консультанта или его предприятия (фирмы).
4. Цель эксперта - помочь не только предприятию или уч¬реждению в целом, но, по-возможности, и каждому его работни¬ку в отдельности. Желательно придерживаться принципа: есть проблемы, но нет виновных, есть недостатки, но нет злоумыш¬ленников.
5. Эксперты стремятся не давать оценок отдельным лич¬ностям предприятия, не занимаются кадровой политикой - это исключительное право предприятия и его руководства. При ана¬лизе деятельности отдельных людей недопустимы оценки типа "плохой" и "хороший".
6. Эксперт не подменяет функции и обязанности отдельных работников предприятия. Деятельность эксперта можно сравнить с работой тренера. Естественно, что его задача не в том, чтобы, например, бегать быстрее других, а чтобы первыми к финишу приходили его подопечные.
7. Эксперты стремятся достичь наилучших результатов при минимальных изменениях на предприятии.

Приложение 2.

Некоторые рекомендации по организации ТРИЗ-анализа предприятий.
1. Очень важна поддержка руководителя организации, в которой проводится анализ. Эта поддержка должна быть не только формальной (приказы и пр.). Желательно его личное участие на ключевых этапах анализа и принятия решений по ходу анализа.
2. Анализ необходимо проводить совместно с рабочей группой из ключевых специалистов организации. У нас был опыт, когда в рабочую группу вошли не начальники подразделений, а их заместители. К концу работы это привело к конфликту, который пришлось устранять в считанные дни.
3. Беседа с ключевым специалистом организации является важной частью анализа. К ней необходимо тщательно готовиться, учитывая самые разные аспекты этой встречи: от делового до личного аспектов.
4. Необходимо максимально изучить и понимать то устройство или процесс, о котором идет речь даже в тех случаях, когда Вам кажется (и возможно так оно действительно и есть), что это Вам не нужно это знать. Убедить в этом специалиста, отдавшему своему делу большую часть жизни будет практически невозможно. Беседа не получится.
5. Очень важно знать и понимать характер взаимодействия и взаимоотношений между подразделениями. Не только функциональные, но и личностные, организационные. Необходимо иметь информацию об основных параметрах, по которым подразделения можно сравнивать между собой: стоимость основных средств, доля вклада в основной продукт, численный состав, подконтрольный объем ресурсов (финансовых, материальных и пр.). Например, кто-то не без основания может посчитать, что для тепловой электростанции ключевым звеном в технологии является теплоэлектрогенератор. Такая позиция может помешать в работе с начальником транспортного цеха ТЭЦ. Стоимость угля в конечной продукции ТЭЦ примерно 70%. Это, безусловно, придает «вес» мнению руководителя такого подразделения.
6. Кроме информации от специалистов самого предприятия необходимо иметь информацию от независимых источников и экспертов. Необходимо формировать собственное представление о ситуации в том или ином подразделении и перспективах на будущее: главные противоречия и тенденции развития.
7. Необходимо учитывать особенности личности специалистов, с которыми совместно ведется анализ. В некоторых случаях к работе по ТРИЗ-анализу можно рекомендовать привлекать психолога, знакомого с основами ТРИЗ.


* Аспект - (от лат. aspectus - вид), точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, изучаемого определенной наукой: философский А., экономический А. и пр.
** Знак минус стоит из-за того, что параметр «стоимость основных средств» необходимо снижать.
*** Социограмма - способ представления, межличностных и межгрупповых отношений (симпатий/антипатий) в виде системы связей (графа) между индивидами или социальными группами