Диагностика изобретательского мышления на основе методов ТРИЗ. Рубина Н.В.
 
8.01.2013
 
Структура и содержание диссертационной работы.
 
Общая характеристика исследования.
Формирование изобретательского мышления (ИМ) является основной целью обучения ТРИЗ. Для достижения высоких результатов необходимо построить обучение таким образом, чтобы постепенно повышался уровень развития всех качеств ИМ, с учетом индивидуальных особенностей слушателей, с учетом возраста, профессионального опыта и т.д. Для решения этой задачи создана методика диагностики развития ИМ.
В нашем исследовании эталоном ИМ является АРИЗ. На основе анализа нескольких модификаций АРИЗ (включая, АРИЗ-Универсал-2010) нами разработана Система Качеств Изобретательского Мышления. СКИМ позволяет раскрыть структуру ИМ и выявить этапы развития ИМ. Можно выделить три важнейших этапа решения изобретательских задач: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ОЦЕНКА. Для каждого этапа необходимы определенные качества мышления.
Предлагаемая методика применяется для диагностики ИМ у детей от 6,5 лет до выпускников школы, у студентов разных специальностей, у слушателей семинаров по ТРИЗ, педагогов, инженеров, программистов, менеджеров и т.д. Исследования по теме диагностики развития ИМ ведутся с 2000 года.
Изобретательство, в широком значении этого термина – это создание неочевидного в любой области деятельности. Об уровне развития ИМ можно судить по результатам творческой деятельности, иначе говоря, по уровню выделенных и решенных изобретательских задач. Нами поставлена задача изучить этапы развития ИМ в эволюции человека и выделить основные типы ИМ.
 
Актуальность темы исследования.
Основой программ обучения ТРИЗ должны быть такие эффективные инструменты, как АРИЗ, стандарты, ЗРТС. Практика использования таких инструментов ТРИЗ позволяет достигать высоких уровней развития ИМ. В настоящее время обучение и практика применения эффективных инструментов ТРИЗ все чаще подменяется общим развитием творческих способностей, что не дает высоких результатов и становится причиной снижения качества подготовки специалистов. Проблема эффективности и качества обучения делает актуальной создание надежной методики диагностики ИМ.
 
Цели и задачи исследования.
Главная цель исследования – изучить особенности применения методов ТРИЗ для диагностики изобретательского мышления. Такая методика должна включать в себя качества изобретательского мышления, как основные параметры для отслеживания процесса формирования изобретательского мышления в онтогенезе.
Диагностика – это сравнение с эталоном. В нашем исследовании эталоном ИМ является АРИЗ. На основе анализа разных модификаций АРИЗ разработана Система Качеств Изобретательского Мышления. Задачей данного исследования является изучение этапов формирования разных качеств ИМ в филогенезе.
Необходимо также сравнить полученные результаты с тем, что уже имеется в педагогике и психологии, а также с тем, что предлагается специалистами по ТРИЗ для диагностики развития творческого (изобретательского, креативного) мышления.
На основе изучения способов решения изобретательских задач от древнейших времен до опыта известных творческих личностей, используя предложенную систему качеств ИМ, можно выделить основные типы ИМ. При диагностике ИМ такая типология позволит прогнозировать, на какой уровень изобретательских задач ориентирована деятельность того или иного человека и дать рекомендации по совершенствованию изобретательского мышления.
 
Научная новизна исследования.
В нашем исследовании предлагается диагностировать развитие ИМ и строить обучение, исходя из логики решения изобретательских задач, заложенной в АРИЗ. Этот подход позволил нам выделить основные этапы решения изобретательской задачи – АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ОЦЕНКА, разработать Систему Качеств Изобретательского Мышления, создать методику диагностики развития ИМ. Нами предложено выделить формирование ИМ как этапа в филогенезе мышления в живой материи. Новым этапом исследования является описание типов ИМ на основе изучения филогенеза ИМ.
 
Практическая значимость исследования.
Методика диагностики развития ИМ – это надежный инструмент для изучения особенностей ИМ у слушателей семинаров по ТРИЗ, для корректировки программ обучения, для оценки уровня подготовки специалистов по ТРИЗ, для изучения филогенеза ИМ.
 
Основные положения, выносимые на защиту.
Обучение и практика применения АРИЗ – основа формирования Изобретательского Мышления.
На основе анализа АРИЗ создана Система Качеств Изобретательского Мышления.
СКИМ – структура ИМ.
СКИМ – основа методики диагностики развития ИМ.
СКИМ – основа системы формирования ИМ.
СКИМ – основа изучения филогенеза ИМ.
 
Личный вклад соискателя.
Исследования по теме диагностика развития ИМ ведутся под руководством Мастера ТРИЗ Рубина М.С. с 2000 года. Разработка методики диагностики развития ИМ начата для отслеживания результатов обучения младших школьников. Соискателем была выдвинута идея выявить качества мышления, необходимые для выполнения последовательных шагов АРИЗ. Затем, используя структурную схему изобретательского творчества, были выделены уровни развития качеств изобретательского мышления. Система Качеств Изобретательского Мышления позволила создать методику диагностики, с помощью которой можно изучать особенности ИМ слушателей семинаров, корректировать программы обучения, оценивать уровень ИМ специалистов по ТРИЗ. С учетом СКИМ разработаны программы обучения для разных возрастов и специализации слушателей. Начата работа по типологии ИМ.
 
Апробация работы.
Методика диагностики развития ИМ была создана для отслеживания результатов обучения ТРИЗ младших школьников в гимназии № 17 г. Петрозаводска. Затем методика диагностики использовалась для оценки работ, присланных на конкурс МА ТРИЗ по решению творческих задач для школьников и студентов. Первые результаты использования методики были опубликованы в материалах конференции МА ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни», Великий Новгород, 2001 г.
При дальнейшей работе были сформулированы требования к двум типам методик диагностики: стандартизированные тесты для оценки общего уровня ИМ у целой группы слушателей и методика для экспертной оценки уровня развития ИМ у конкретного человека. С 2002 года методикой диагностики развития ИМ успешно пользуются учителя начальных классов. В 2004 году проведена диагностика у учеников 5-х и 6-х классов, далее методику использует преподаватель биологии; а также у выпускников гимназии – доклад на педагогических чтениях гимназии.
В 2009 году была проведена диагностика у группы слушателей IT компании. Появилась идея разработки компьютерной программы для автоматического подсчета результатов. Для этого разработаны стандартизированные тесты; разработаны формы подведения итогов в виде резюме диагностики развития ИМ.
В 2009 и 2010 годах проводилась диагностика на семинарах инженеров, менеджеров, педагогов. При сравнении всех полученных результатов получена диаграмма распределения оценок стадий ИМ. Возникла идея изучения филогенеза ИМ.
Очень интересные результаты получены при проведении диагностики у студентов Зимней и Летней школы СПбГУ в 2010-2011 учебном году. Проведена вводная диагностика и диагностика по итогам обучения на семинаре: качественный семинар по ТРИЗ повышает уровень ИМ в среднем на 0,5 балла.
Продолжается работа со школьниками. Разработан примерный план мониторинга развития ИМ в течение учебного года у постоянной группы детей. В СПб Центре Детского (Юношеского) Технического творчества проведены занятия с педагогами по обучению использованию методики диагностики ИМ. Педагоги Центра используют эту методику в своей работе.
 
Публикации.
1. Рубина Н.В. Использование методов ТРИЗ для диагностики творческого мышления. Петрозаводск, 2001 г.  http://temm.ru/redirect.php?id=204478
2. Рубина Н.В. Использование методов ТРИЗ для диагностики творческого мышления. Конференция МА ТРИЗ «Творчество во имя достойной жизни», Великий Новгород, 2001 г. http://triz.natm.ru/articles/rubina/rubina01.htm
3. Рубина Н.В. Использование методов ТРИЗ для диагностики развития творческого мышления в гимназии № 17 г. Петрозаводска. Тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ. Челябинск, 25-27 июня 2001 г. http://www.trizminsk.org/e/2350002_41.htm
4. N.V. Rubina, M.S. Rubin. TRIZ-education – experience of the Future. ETRIA World Conference, TRIZ FUTURE 2002, Strasbourg, France.
5. Рубина Н.В. Шкала для талантов. Диагностика развития творческого мышления. Тезисы докладов «ТРИЗ-Фест-2009», Санкт-Петербург, 2009 г.
6. Рубина Н.В. Система качеств изобретательского мышления (СКИМ). Методика диагностики изобретательского мышления. Санкт-Петербург, 2009 г. http://temm.ru/redirect.php?id=204554
7. Rubina N.V.Inventive thinking: Formation and Diagnostics. International research conference “TRIZfest-2012”, Lappeenranta, Finland. August, 2-4, 2012.
 
 
 
Структура и объем работы.
1. Постановка задачи, актуальность проблемы. Что такое изобретательское мышление.
5. Практика диагностики изобретательского мышления. Области применения методики диагностики изобретательского мышления.
6. Филогенез изобретательского мышления. Типология изобретательского мышления.
7. Заключение. СКИМ – основа для формирования изобретательского мышления.
 
 
ФИО научного руководителя: Федосов Юрий Игоревич
Контактная информация: Электронная почта: yury.fedosov@algo-spb.com