Отзыв
официального оппонента на квалификационную работу
Фаера Сергея Алексеевича

"ТРИЗ вне техники. Стратагемы, как аналог приемов для решения нетехнических задач в сфере выборов, рекламы и PR"
Цель работы
В предложенной работе на соискание квалификации «Мастера ТРИЗ» выбрана цель адаптация инструментов ТРИЗ для разрешения противоречий в области PR и разработка специальных инструментов (приемов и стратагем).
Критерии оценки
Данная научная работа оценивалась по следующим основным критериям:
-     актуальность тематики;
-     новизна;
-     практическая ценность и достигнутые практические результаты.
Актуальность
Для решения изобретательских задач в сфере выборов, рекламы и PR  подходят далеко не все инструменты ТРИЗ.
Первая попытка разработки приемов для рекламы и PR  была сделана И. Викентьевым, но и после этой работы оставалось еще много «белых пятен». Приемов для решения задач в выборной компании вообще не существовало, хотя имелась явная потребность в этом.
Поэтому сама постановка задачи создания таких приемов весьма актуальна. Еще более актуально разработать приемы разрешения противоречий в сфере выборов.
Научная новизна
·        Создано новое направление в применении ТРИЗ (ТРИЗ в выборной компании).
·        Разработаны специальные приемы разрешения противоречий при проведении выборной компании.
·        Разработана новая классификации и систематизация приемов для выборной компании.
·        Разработаны механизмы применения приемов.
·        Разработан ресурсно-идеальный подход к разработке стратегии.
·        Разработаны стратегия и алгоритм выборной и PR-кампаний.
 
Практическая ценность
Разработанные методические материалы (приемы, механизмы стратегии и алгоритмы) доведены до уровня практического использования. Их достаточно легко применять на практике.  Автором разработаны критерии эффективной работы приемов:
·        Прием не должен терять актуальность с течением времени и работать всегда эффективно. По выражению автора «долгожительство» приема;
·        Простота реализации и невысокая стоимость.
Приемы должны использовать один или несколько из следующих механизмов:
  • Формулирование  и разрешение противоречий;
  • Маскировка совершаемых действий – противник добровольно переходит в худшую ситуацию из-за непонимания общей картины происходящего;
  • Создание ситуации, в которой от конкурента ничего не зависит. Он не может влиять на эти события;
  • Создание ситуации, при которой конкурент, выбирая предпочтительный для него путь, попадает в ловушку;
  • Использование ресурсов конкурентов для достижения своих целей, например, времени, имиджа, денег, власти, информации конкурента;
  • Выявление скрытых ресурсов или «оживление» потерянных.
Апробация работы
Методические материалы диссертационной работы прошли апробацию в процессе проведения 30 выборных и имиджевых кампаниях различного уровня.
Методика была использована при проведении PR-кампаний для многих фирм из области рекламы, здравоохранения, туризма, строительства, страхового, консультационного и издательского бизнеса.
По теме исследования была опубликована книга  и статья  по решению стратегических задач сельского хозяйства. Автор сделал доклады на международных конференциях.
Таким образом, квалификационная работа прошла апробацию.
Недостатки
К недостатку рецензируемой работы, на наш взгляд, можно отнести то, что не разработаны универсальные параметры, по которым можно было бы составить типовые противоречия и подобрать приемы, устраняющие эти противоречия.
Описанные недостатки, скорее можно отнести к дальнейшим направлениям развития данной работы.
Выводы
Данная работа является значительным вкладом в методический инструментарий ТРИЗ.
Автор уже давно стал классиком в данном направлении.
В целом работа выполнена на высоком профессиональном уровне и заслуживает присвоения Фаеру Сергею Алексеевичуквалификации «Мастер ТРИЗ».
 
Составитель
Владимир Петров, Мастер ТРИЗ
19.07.2012