«ТРИЗ вне техники. Стратагемы, как аналог приемов для решения нетехнических задач в сфере выборов, рекламы и PR»
 
Общая характеристика исследования
 
С 1991 года я начал применять ТРИЗ для решения нетехнических задач. В итоге накопился опыт и большая картотека красивых собственных решений в области выборных кампаний. Эта картотека позволила сделать обобщения и выявить приемы нахождения сильных решений, аналогичные приемам разрешения технических противоречий Г.С. Альтшуллера. Главное отличие новых приемов в том, что они учитывают/задействуют как бы дополнительное измерение, связанное с человеком. Это измерение включает такие понятия, как мотивация, стереотипы, менталитет, страхи, настроение, различные психологические эффекты и т.п. Такие «очеловеченные» приемы в работе я стал называть «стратагемы» – воспользовавшись термином из древнего китайского трактата.
Итогом моей научной работы стала вышедшая в 1998 году книга-методика «Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы» – это квинтэссенция опыта применения ТРИЗ на выборных и в PR-кампаниях, где есть идеальное нападение, идеальная защита, идеальная маскировка, есть «интеллектуальное айкидо», когда вред превращается в пользу или когда энергия врагов обращается против них же...
В книге описаны: 21 стратагема, 52 приема, 31 подприем. Это своеобразные лидеры, которые прошли проверку по критериям эффективности.
Эффективные стратагемы/приемы используют один или сразу несколько из следующих механизмов:
  • конструируют или разрешают противоречие;
  • маскируют совершаемые действия – противник не сопротивляясь переходит в худшую ситуацию из-за непонимания общей картины происходящего;
  • реализуют план, в котором от конкурента ничего не зависит, – происходит его «выключение» из управления событиями;
  • создают ситуацию, при которой конкурент, выбирающий казалось бы более предпочтительный путь, попадает в ловушку;
  • позволяют использовать чужие (конкурентов, знаменитостей, населения, государства) ресурсы (времени, имиджа, денег, власти, информации);
  • выявляют скрытые, незамеченные ресурсы или «оживляют» потерянные.
Кроме того, они должны отвечать следующим требованиям:
  • «долгожительство», ибо существует «замыливание» приемов, когда они перестают действовать, если становятся банальными;
  • простота реализации, невысокая стоимость.
Методика показала новое направление для тех, кто занимается выборами. Ее начали преподавать в некоторых вузах на кафедрах политологии, социологии, общественных отношений (PR).
В диссертации представлена не только методика приемов и стратагем, но и методика создания ресурсно-идеальной стратегии. Это подход к пониманию стратегии и ее разработке с точки зрения ТРИЗ. К защищаемой работе она имеет отношение, поскольку ресурсно-идеальная стратегия – это один из вариантов системного использования всего комплекса приемов и стратагем.
 
 
Решение проблем между людьми и группами людей, где есть задачи социальные, управленческие, маркетинговые… – очень важное направление для развития всего человечества. И тут, в помощь решателям, необходимы инструменты.
Практика показала, что ТРИЗ помогает решать такие задачи. Но не все инструменты классической ТРИЗ годятся, а некоторые инструменты требуют творческой переработки. Методика, описанная в данной диссертации, является одним из шагов в этом направлении.
Она применима в широком проблемном поле: от выборных и PR-кампаний до задач управления людьми и коллективами в бизнесе.
 
Разработать ряд приёмов (стратагем) для решения PR-задач и провести их апробацию на практике.
Обосновать и доказать на практике интуитивно понимаемую специалистами по ТРИЗ применимость некоторых традиционных тризовских инструментов для решения PR–задач.
 
Научная новизна исследования
 
Новая область применения ТРИЗ
Новые приемы
Новое ранжирование и систематизация всего комплекса приемов и стратагем
Новые элементы в способе подачи приема/стратагемы – «механизмы работы приема», «аспект противоречий», «мини-притчи»
Новый подход к разработке стратегии с точки зрения ТРИЗ – «ресурсно-идеальная стратегия».
Новое – создание стратегии выборной и PR-кампании по алгоритму
 
Практическая значимость исследования
 
Методика позволяет значительно повысить эффективность решения тактических и стратегических задач в области выборных и PR-кампаний.
 
Основные положения, выносимые на защиту
 
  1. Правила в виде приемов и стратагем для получения сильных решений PR-задач (21 стратагема, 52 приема, 31 подприем).
  2. Варианты систематизации приемов и стратагем
    1. Группировка по решаемой задаче
    2. Группировка по функции
    3. Систематизация по принципу взаимоусиливающих цепочек.
  3. Методика создания ресурсно-идеальной стратегии.
 
Апробация работы
Самые первые стратагемы появились уже в 1993 году. До 1996 года шло накопление материала на методику. И уже после 1998 года, когда методика была опубликована, можно считать, что началось ее активное применение.
С тех пор методика прошла успешную апробацию мной и коллегами под моим руководством более чем в 30 выборных и имиджевых кампаниях различного уровня. Об успешности самостоятельного применения методики рассказывают мои коллеги, ученики и совершенно сторонние пользователи.
Кроме того, методика была использована при проведении PR-кампаний для многих фирм из области рекламы, здравоохранения, туризма, строительства, страхового, консультационного и издательского бизнеса.
 
 
1. Методика описана в книге и издана в России тиражом 5000 экз.:
Фаер С.А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. «Ловушки» в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры. – СПб: Издательство «Стольный град», 1998. – 136 с. ISBN 5-89910-003-6
 
2. Повторное издание в Украине тиражом 5000 экз.:
Фаер С.А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. "Ловушки" в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры. - К.: Видавничий Дім "Ін Юре", 2001. - 136с. - ISBN 966-7752-62-3.
 
3. Опубликован опыт применения понятие «стратагема» в области решения стратегических задач сельского хозяйства
Статья-исследование «Стратагемы идеального земледелия (статья-исследование)»
С. Фаер, П. Чуксин.
Стратагемы представляют собой неортодоксальные пути достижения цели. Это своеобразный метод преломления ТРИЗ для задач на стыке техника-технология-бизнес-маркетинг. В статье впервые представлены стратагемы для достижения идеального земледелия – это те базовые положения, которые будут присутствовать в любой системе эффективного земледелия будущего. Они, как «бритва Оккама», должны отсечь все лишнее и указать направление развития будущих технологий. Представлено девять стратагем о выращивании, сборе урожая, хранении и переработке продуктов. А также описаны критерии идеального земледелия, идеальной биржи и идеального склада.
 
4. Защита на 4 уровень по ТРИЗ – пример комплексного применения ТРИЗ на конкретной выборной кампании.
Отчет о проекте «Выборная кампания Ирины Хакамады в Государственную Думу РФ в 1999 году» - «Невероятная победа благодаря ТРИЗ». Автор проекта и всех описанных решений: Сергей Фаер. (Отчет можно посмотреть в файле «Фаер_Отчет о проекте.doc» в папке приложений)
 
 
Структура и объем работы
 
Диссертация изложена на 45 страницах в файле:
  • Диссертация_Фаер.doc
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Кроме того, прилагаются необязательные дополнительные материалы для более подробного ознакомления:
  • BookFaer.rar – это книга, изданная в 1998 году, в которой подробно изложена методика, защищаемая в данной работе;
  • Фаер_Отчет о проекте.doc – это отчет о практической работе при защите на 4-ый уровень, в которой проиллюстрировано применение ТРИЗ в выборных кампаниях.
  • 36 китайских стратагем.doc – это краткий перечень китайских стратагем – самый близкий аналог к методике, описанной в данной диссертации;
  • Стратагемы идеального земледелия.pdf – это пример применения понятия «стратагема» в иных областях, несвязанных с выборами и PR – иллюстрация того, как стратагемы могут работать на стыке науки-техники-бизнеса-социума.