Приложение 21. Система 60 стандартов
В.М.Петров
Система 60 стандартов на решение изобретательских задач
Справка для слушателей
Общие соображения
В 1983 Г.С.Альтшуллер разработал систему 59 стандартов[1] и 60 стандартов. Это вариант незначительного усовершенствования системы 59 стандартов.
Стандарты состоят их трех классов:
1. Стандарты на изменение систем.
2. Стандарты на обнаружение и измерение систем.
3. Стандарты на применение стандартов.
Каждый из классов включал подклассы и сами стандарты.
1. Стандарты на изменение систем
1.1. Синтез вепольных систем - (5 стандартов - 1.1.1-1.1.5).
1.2. Преобразование вепольных систем - (6 стандартов - 1.2.1-1.2.6).
1.3. Синтез сложных вепольных систем - (3 стандарта - 1.3.1-1.3.3).
1.4. Переход к фепольным системам - (6 стандартов - 1.4.1-1.4.6).
1.5. Устранение вредных связей в веполях - (4 стандарта 1.5.1-1.5.4).
1.6. Переход к принципиально новым системам - (5 стандартов - 1.6.1-1.6.5).
2. Стандарты на обнаружение и измерение
2.1. Обходные пути - (3 стандарта - 2.1.1-2.1.3).
2.2. Синтез вепольных систем - (4 стандарта 2.2.1-2.2.4).
2.3. Синтез сложных вепольных систем - (3 стандарта - 2.3.1-2.3.3).
2.4. Переход к фепольным системам - (4 стандарта - 2.4.1-2.4.4).
2.5. Направление развития системам - (1 стандарт - 2.5.1).
3. Стандарты на применение стандартов
3.1. Добавка веществ - (4 стандарта - 3.1.1-3.1.4).
3.2. Введение полей - (4 стандарта - 3.2.1-3.2.4).
3.3. Фазовые переходы - (5 стандартов - 3.3.1-3.3.5).
3.4. Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему - (1 стандарт 3.4.1).
3.5. Применение физэффектов - (2 стандарта - 3.5.1-3.5.2).
Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень стандартов.
Перечень системы 60 стандартов
1. СТАНДАРТЫ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМ
1.1. Синтез вепольных систем
1.1.1. Веполь.
1.1.2. Комплексный веполь.
Подстандарт: Операция с тонкими, хрупкими и легкодеформируемыми объектами – объединение на время с другим веществом.
1.1.3. Веполь на внешней среде.
Подстандарт: Форма крыла.
1.1.4. Оптимальный режим.
1.1.5. Максимальный режим.
1.2. Преобразование вепольных систем
1.2.1. Дробление.
1.2.2. Использование магнитного поля.
1.2.3. Физэффекты.
1.2.4. Динамизация.
Подстандарт: Использование фазовых переходов (первого и второго рода).
1.2.5. Структура полей.
Подстандарт: Поле имеет структуру, соответствующую требуемой структуре вещества.
1.2.6. Структура веществ.
1.3. Синтез сложных вепольных систем
1.3.1. Полисистемы.
1.3.2. Цепной веполь.
Подстандарты: Движение под действием силы тяжести. Введение управляемого вещества.
1.3.3. Двойной веполь
Подстандарт: Два сопряженных действия (хорошее и плохое) – одно действие передают другому полю.
1.4. Переход к фепольным системам
1.4.1. Феполь.
1.4.2. Комплексный феполь.
1.4.3. Феполь на внешней среде.
Подстандарт: Поплавки + феррочастицы и управление плотностью жидкости. Электрологические жидкости + электрические поля.
1.4.4. Физэффекты.
1.4.5. Динамизация.
1.4.6. Структура полей.
Подстандарт: Поле имеет структуру, соответствующую требуемой структуре вещества.
1.5. Устранение вредных связей в веполях
1.5.1. Введение В3=В1, В2.
1.5.2. Силовое разрушение. Введение П2 и В2 – второй веполь действующий против первого.
1.5.3. «Оттягивание» вредного действия.
1.5.4. «Отключение» магнитных связей.
1.6. Переход к принципиально новым системам
1.6.1. Системный переход-1 (СП-1): Объединение системы и антисистемы.
1.6.2. СП-2: Противоположные свойства целого и частей.
1.6.3. СП-3: Переход на микроуровень.
1.6.4. СП-4:. Переход в надсистему.
1.6.5. Применение физэффектов после системных переходов.
2. СТАНДАРТЫ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ
2.1. Обходные пути
2.1.1. Вместо обнаружения или измерения – изменение.
2.1.2. Применение копий.
Подстандарт: Оптическое совмещение изображения объекта с эталоном. Изображения объекта и эталона противоположны по окраске.
2.1.3. Измерение – последовательность обнаружений.
2.2. Синтез вепольных систем
2.2.1. «Измерительный» веполь.
2.2.2. Комплексный «измерительный» веполь.
2.2.3. «Измерительный» веполь на внешней среде.
2.2.4. Физэффекты.
2.3. Синтез сложных вепольных систем
2.3.1. Полисистемы.
2.3.2. Сквозное поле.
2.3.3. Резонанс.
2.4. Переход к фепольным системам
2.4.1. «Измерительный» феполь.
2.4.2. Комплексный «измерительный» феполь.
2.4.3. «Измерительный» феполь на внешней среде.
2.4.4. Физэффекты.
2.5. Направление развития измерительных систем
2.5.1. Измерение функции – первой производной – второй производной.
3. СТАНДАРТЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ
3.1. Добавка вещества
3.1.1. Обходные пути.
1. Вместо вещества – «пустоту».
2. Вместо вещества – поле.
3. Вместо внутренней – наружную добавку.
4. Вводят в очень малых дозах особо активную добавку.
5. Вводят в очень малых дозах обычную добавку, располагают ее концентрировано – в отдельных частях объекта.
6. Добавку вводят на время.
7. Вместо объекта – копию (модель), в которую допустимо введение добавок.
8. Добавка – химическое соединение, из которого добавка выделяется.
3.1.2. «Раздвоение» вещества.
Подстандарт: Если в систему входит поток мелкодисперсных частиц и нужно увеличить степень управления этими частицам, поток следует разделить на части, заряженные разноименно. Если весь поток заряжен одноименным электричеством, то противоположный заряд должна нести одна из частей системы.
3.1.3. Самоустранение отработанных веществ.
3.1.4. Введение больших количеств вещества – «пустота» и пена.
3.2. Введение полей
3.2.1. Использование полей по совместительству.
3.2.2. Введение полей из внешней среды.
3.2.3. Использование веществ, могущих стать источником полей.
3.2.4. Совмещение несовместимых полей.
3.3. Фазовые переходы.
3.3.1. Фазовый переход 1 (ФП 1): замена фаз.
3.2.2. ФП 2: двойное фазовое состояние.
3.3.3. ФП 3: использование сопутствующих явлений.
3.4.4. ФП 4 переход к двухфазному веществу.
3.4.5. Взаимодействие фаз.
3.4. Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему
3.4.1. Согласование ритмики (согласование собственных частот).
3.5. Применение физэффектов
3.5.1. Самоуправляемые переходы.
3.5.2. Усиление поля на выходе
Технология применения системы 60 стандартов
Применение стандартов для решения задач
Систему стандартов следует использовать по следующему алгоритму (см. рис. 1):
1. Определить относится ли исследуемая система к задачам на изменение или измерение (обнаружение).
1.1. Если задача на изменение – переходим к классу 1.
1.2. Если задача на измерение (обнаружение) – переходим к классу 2.
2. После решения задачи по классам 1 или 2. Переходят к классу 3.
Подробный алгоритм применения стандартов показан на рис. 2. Таблица применения системы 60 стандартов на решение изобретательских задач приведена на рис. 3-6.
Алгоритм применения стандартов на решения изобретательских задач
Таблица применения системы 60 стандартов на решение изобретательских задач
Применение стандартов для прогнозирования
Последовательность, в которой изложены стандарты, может являться основой для прогнозирования развития технических систем.
Последовательность использования 60 стандартов следующая:
Изменение: 1.1→1.2→1.3→1.4→1.6→3.1→3.2→3.3→3.4→3.5.
Измерение, обнаружение: 2.1→2.2→2.3→2.4→2.5→3.1→3.2→3.3→3.4→3.5.
Более детально последовательность прогнозирования показана на рис. 7 - 9.
Последовательность прогнозирования систем на «изменение» показана на рис. 7 и 9. Последовательность прогнозирования измерительных систем показана на рис. 8 и 9.
1983 г.
В.М.Петров
Сравнительный анализ систем стандартов 60 и 59
Материалы для преподавателей и разработчиков
В 1983 была разработана система 59 стандартов[2] и позже 60 стандартов. Система стала более стройной и логичной.
Отличия системе 59 и 60 стандартов
1. Введен стандарт «1.6.5. Применение физэффектов после системных переходов», который существовал в системе 54 стандартов и был убран из системы 59 стандартов.
2. В подстандарте стандарта 1.4.3 дополнительно введено использование электрологической жидкости и электрического поля.
Замечания и предложения по улучшению системы 60 стандартов полностью совпадают с замечаниями и предложениями к системе 59 стандартов.
1983 г.
Приложение 22. Система 69 стандартов
В.М.Петров
Система 69 стандартов на решение изобретательских задач
Справка для слушателей
Общие соображения
В 1984 Г.С.Альтшуллер разработал систему 69 стандартов[3]. Это следующий шаг в усовершенствовании системы 60 стандартов.
Система стандартов состоит из трех классов:
1. Стандарты на изменение систем.
2. Стандарты на обнаружение и измерение.
3. Стандарты на применение стандартов.
Каждый из классов включает подклассы и сами стандарты. Рассмотрим структуру стандартов.
1. Стандарты на изменение систем
1.1. Синтез веполей - (7 стандартов - 1.1.1-1.1.7).
1.2. Синтез сложных веполей - (2 стандарта - 1.2.1-1.2.2).
1.3. Устранение вредных связей в веполях - (4 стандарта - 1.3.1-1.3.4).
1.4. Форсирование веполей - (6 стандартов - 1.4.1-1.4.6).
1.5. Форсирование веполей системам согласованием ритмики - (3 стандарта - 1.5.1-1.5.3).
1.6. Феполи (комплексно форсированные веполи) - (8 стандартов - 1.6.1-1.6.8).
1.7. Переход системам в надсистему и на микроуровень - (5 стандартов - 1.7.1-1.7.5).
2. Стандарты на обнаружение и измерение
2.1. Обходные пути - (3 стандарта - 2.1.1-2.1.3).
2.2. Синтез вепольных систем - (5 стандартов - 2.2.1-2.2.5).
2.3. Синтез сложных вепольных систем - (2 стандарта - 2.3.1-2.3.2).
2.4. Переход к фепольным системам - (4 стандарта - 2.4.1-2.4.4).
2.5. Использование резонанса - (2 стандарта - 2.5.1-2.5.2).
2.6. Развитие способа измерения - (1 стандарт - 2.6.1)
3. Стандарты на применение стандартов
3.1. Введение вещества - (4 стандарта - 3.1.1-3.1.4).
3.2. Введение поля - (3 стандарта - 3.2.1-3.2.3).
3.3. Фазовые переходы - (5 стандартов - 3.3.1-3.3.5).
3.4. Применение физэффектов - (2 стандарта - 3.4.1-3.4.2).
3.5. Экспериментальные стандарты - (3 стандарта 3.5.1-3.5.3).
Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень стандартов.
Перечень системы 69 стандартов
1. СТАНДАРТЫ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМ
1.1. Синтез веполей
1.1.1. Постройка веполя.
1.1.2. Внутренний комплексный веполь.
1.1.3. Внешний комплексный веполь.
1.1.4. Веполь на внешней среде.
Подстандарт: Форма крыла.
1.1.5. Веполь на внешней среде с добавками.
1.1.6. Оптимальный режим.
1.1.7. Максимальный режим.
1.2. Синтез сложных веполей
1.2.1. Цепной веполь.
Подстандарты: Движение под действием силы тяжести. Введение управляемого вещества.
1.2.2. Двойной веполь.
1.3. Устранение вредных связей в веполях
1.3.1. Устранение вредных связей ведением В3=В1, В2.
1.3.2. Нейтрализация вредной связи введением П2. Введение П2 и В2 – второй веполь действующий против первого.
1.3.3. «Оттягивание» вредного действия.
1.3.4. «Отключение» магнитных связей.
1.4. Форсирование веполей
1.4.1. Дробление В2.
1.4.2. Переход к капиллярно-пористым веществам.
1.4.3. Магнитное поле.
1.4.4. Динамизация.
Подстандарт: Использование фазовых переходов (первого и второго рода).
1.4.5. Структуризация полей.
Подстандарт: Поле имеет структуру, соответствующую требуемой структуре вещества.
1.4.6. Структуризация веществ.
1.5. Форсирование веполей согласованием ритмики
1.5.1. Согласование ритмики П и В1.
1.5.2. Согласование ритмики П1 и П2.
1.5.3. Согласование несовместимых действий.
1.6. Феполи (комплексно форсированные веполи)
1.6.1. Феполь.
1.6.2. Использование капиллярно-пористых структур в феполях.
1.6.3. Комплексные феполи.
1.6.4. Феполь на внешней среде.
Подстандарт: Поплавки + феррочастицы и управление плотностью жидкости. Электрологические жидкости + электрические поля.
1.6.5. Использование физэффектов.
1.6.6. Динамизация.
1.6.7. Структуризация.
Подстандарт: Поле имеет структуру, соответствующую требуемой структуре вещества.
1.6.8. Эполи.
1.7. Переход систем в надсистему и на микроуровень
1.7.1. Системный переход 1: Образование бисистем и полисистем.
1.7.2. Развитие бисистем и полисистем.
1.7.3. Свертывание бисистем и полисистем.
1.7.4. Системный переход 2: Противоположные свойства целого и частей.
1.7.5. Системный переход 3: Переход на микроуровень.
2. СТАНДАРТЫ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ
2.1. Обходные пути
2.1.1. Вместо обнаружения или измерения – изменение.
2.1.2. Применение копий.
Подстандарт: Оптическое совмещение изображения объекта с эталоном. Изображения объекта и эталона противоположны по окраске.
2.1.3. Измерение – два последовательных обнаружения.
2.2. Синтез вепольных систем
2.2.1. «Измерительный» веполь.
2.2.2. Комплексный «измерительный» веполь.
2.2.3. «Измерительный» веполь на внешней среде.
2.2.4. Получение добавок во внешней среде.
2.2.5. Использование физэффектов.
2.3. Синтез сложных вепольных систем
2.3.1. Полисистемы.
2.3.2. Сквозное поле.
2.4. Переход к фепольным системам
2.4.1. «Измерительный» феполь.
2.4.2. Комплексный «измерительный» феполь.
2.4.3. «Измерительный» феполь на внешней среде.
2.4.4. Физэффекты.
2.5. Использование резонанса
2.5.1. Использование резонанса контролируемого объекта.
2.5.2. Использование резонанса присоединенного объекта.
2.6. Развитие способов измерения.
2.6.1. Направление развития.
3. СТАНДАРТЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ
3.1. Введение вещества
3.1.1. Обходные пути.
1. Вместо вещества – «пустоту».
2. Вместо вещества – поле.
3. Вместо внутренней – наружную добавку.
4. Вводят в очень малых дозах особо активную добавку.
5. Вводят в очень малых дозах обычную добавку, располагают ее концентрировано – в отдельных частях объекта.
6. Добавку вводят на время.
7. Вместо объекта – копию (модель), в которую допустимо введение добавок.
8. Добавка – химическое соединение, из которого добавка выделяется.
9. Добавка – разложением внешней среды.
3.1.2. «Раздвоение» вещества.
Подстандарт: Если в систему входит поток мелкодисперсных частиц и нужно увеличить степень управления этими частицам, поток следует разделить на части, заряженные разноименно. Если весь поток заряжен одноименным электричеством, то противоположный заряд должна нести одна из частей системы.
3.1.3. Самоустранение отработанных веществ.
3.1.4. Введение больших количеств вещества – «пустота» и пена.
3.2. Введение поля
3.2.1. Использование полей по совместительству.
3.2.2. Введение полей из внешней среды.
3.2.3. Использование веществ, могущих стать источником полей.
3.3. Фазовые переходы
3.3.1. Фазовый переход 1 (ФП 1): замена фаз.
3.2.2. ФП 2: двойственное фазовое состояние.
3.3.3. ФП 3: использование сопутствующих явлений.
3.4.4. ФП 4 переход к двухфазному веществу.
3.4.5. Взаимодействие фаз.
3.4. Применение физэффектов
3.4.1. Самоуправляемые переходы.
3.4.2. Усиление поля на выходе.
3.5. Экспериментальные стандарты
3.5.1. Получение частиц вещества разложением.
3.5.2. Получение частиц вещества соединением.
3.5.3. Применение стандартов 3.5.1 и 3.5.2.
Технология применения системы 69 стандартов
Применение стандартов для решения задач
Систему стандартов следует использовать по следующему алгоритму (см. рис. 1):
1. Определить относится ли исследуемая система к задачам на изменение или измерение (обнаружение).
1.1. Если задача на изменение – переходим к классу 1.
1.2. Если задача на измерение (обнаружение) – переходим к классу 2.
2. После решения задачи по классам 1 или 2. Переходят к классу 3.
Подробный алгоритм применения стандартов показан на рис. 2. Таблица применения системы 69 стандартов на решение изобретательских задач приведена на рис. 3-6.
Алгоритм применения стандартов на решения изобретательских задач
Таблица применения 69 стандартов на решение изобретательских задач
Применение стандартов для прогнозирования
Последовательность, в которой изложены стандарты, может являться основой для прогнозирования развития технических систем.
Последовательность использования 69 стандартов следующая:
Изменение: 1.1→1.2→1.4→1.5→1.6→3.1→3.2→3.3→3.4→3.5.
Измерение, обнаружение: 2.1→2.2→2.3→2.4→2.5→2.6→3.1→3.2→3.3→3.4→3.5.
Более детально последовательность прогнозирования показана на рис. 7 - 9.
Последовательность прогнозирования систем на «изменение» показана на рис. 7 и 9. Последовательность прогнозирования измерительных систем показана на рис. 8 и 9.
21 сентября 1984 г.
Сравнительный анализ систем стандартов 69 и 60
Материалы для преподавателей и разработчиков
В 1984 была разработана система 69 стандартов[4].
Система стала более стройной и логичной. Внесены следующие изменения.
Отличия системе 60 и 69 стандартов
1. Введены новые подклассы:
1.1. 1.4. Форсирование веполей.
1.2. 2.5. Использование резонанса (развернут из стандарта 2.3.3. «Резонанс»).
1.3. 3.5. Экспериментальные стандарты.
2. Введено 14 новых стандартов:
2.1. 1.1.3. Внешний комплексный веполь.
2.2. 1.1.5. Веполь на внешней среде с добавками.
2.3. 1.4.2. Переход к капиллярно-пористым веществам.
2.4. 1.6.2. Использование капиллярно-пористых структур в феполях.
2.5. 1.6.8. Эполи.
2.6. 1.7.1. СП-1: Образование бисистем и полисистем.
2.7. 1.7.2. СП-2: Развитие бисистем и полисистем. В стандарте частично использован стандарт 1.6.1. «СП-1: Объединение системы и антисистемы»
2.8. 1.7.3. Свертывание бисистем и полисистем.
2.9. 2.2.4. Получение добавок во внешней среде.
2.10. 2.5.1. Использование резонанса контролируемого объекта (развернут из стандарта 2.3.3. «Резонанс»).
2.11. 2.5.2. Использование резонанса присоединенного объекта (развернут из стандарта 2.3.3. «Резонанс»).
2.12. 3.5.1. Получение частиц вещества разложением.
2.13. 3.5.2. Получение частиц вещества соединением.
2.14. 3.5.3. Применение стандартов 3.5.1 и 3.5.2.
3. Введен новый подстандарт
3.1. В стандарте 3.1.1. «Обходные пути» введен новый подстандарт «9. Добавка – разложением внешней среды».
4. Убраны
4.1. 1 подкласс.
4.1.1. «3.4. Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему».
4.2. 6 стандартов:
4.2.1. «1.3.1. Полисистемы».
4.2.2. «1.6.1. СП-1: Объединение системы и антисистемы». Он внесен как часть в стандарт 1.7.2.
4.2.3. «1.6.4. СП-4:. Переход в надсистему» (он развернут в стандарты 1.7.1-1.7.3 – би- и полисистемы).
4.2.4. «1.6.5. Применение физэффектов после системных переходов».
4.2.5. «2.3.3. Резонанс» (он развернут в подкласс 2.5. Использование резонанса и стандарты 2.5.1-2.5.2).
4.2.6. «3.2.4. Совмещение несовместимых полей».
4.3. 2 подстандарта
4.3.1. Стандарта 1.3.3 (сейчас 1.2.2. Два сопряженных действия – одно действие передают другому полю).
4.3.2. Стандарта 3.4.1. «Согласование ритмики (согласование собственных частот)».
5. Изменены названия.
5.1. Подклассов:
5.1.1. «1.1. Синтез веполей». Было «Синтез вепольных систем».
5.1.2. «1.4. Форсирование веполей». Было «1.2. Преобразование вепольных систем».
5.1.3. «1.6. Феполи (комплексно форсированные веполи)». Было «Переход к фепольным системам».
5.1.4. «1.7. Переход систем в надсистему и на микроуровень». Было «1.6. Переход к принципиально новым системам».
Мне кажется, следовало бы оставить старое название – оно более общее.
5.1.5. «2.6. Развитие способов измерения». Было «2.5. Направление развития измерительных систем».
5.1.6. «3.1. Введение вещества» Было «3.1. Добавка вещества».
5.1.7. «3.2. Введение поля» Было «3.2. Введение полей».
5.2. Стандартов:
5.2.1. «1.1.1. Постройка веполя» Было «Веполь».
5.2.2. «1.1.2. Внутренний комплексный веполь» Было «Комплексный веполь».
5.2.3. «1.4.3. Магнитное поле». Было «1.2.2. Использование магнитного поля».
5.2.4. «1.6.3. Комплексные феполи». Было «1.4.2. Комплексный феполь».
5.2.5. «1.6.5. Использование физэффектов». Было «1.4.4. Физэффекты».
5.2.6. «1.6.7.Структуризация». Было «1.4.6. Структура полей».
5.2.7. «2.2.5. Использование физэффектов». Было «2.2.4. Физэффекты».
5.2.8. «2.6.1. Направление развития». Было «Измерение функции – первой производной – второй производной». Суть осталась той же.
6. Изменено место расположение:
6.1. Синтез сложных вепольных систем (было 1.3 стало 1.2)
6.2. Устранение вредных связей в веполях (было 1.5 стало 1.3)
6.3. Феполи (было 1.4 стало 1.6)
Замечания и предложения по улучшению системы 69 стандартов
1. В системе 69 стандартов осталось некоторые недостатки, которые были раньше:
1.1. Стандарт 1.4.1 представляет собой тенденцию увеличения степени дробления. Эта тенденция была описана В.М.Петровым[5]. Она представляет собой переход от твердой монолитной системы к полностью гибкому (эластичному) объекту, объект делится на отдельные части, не связанные между собой или связанные с помощью какого-либо поля (например, магнитного), измельчения каждой части вплоть до получения мелкодисперсного порошка (объект порошкообразный), гель, жидкость, аэрозоль, газ, поле. На новом витке развития система вновь становится монолитной. Промежуточное состояние в каждом из указанных переходов может занимать "пена" в твердом, жидком, газообразном и прочих видах. Кроме того, возможна комбинация из указанных состояний в любом сочетании.
Рекомендация: Внести эту цепочку в стандарт 1.4.1.
1.2. В стандарте 1.4.3 вводится магнитное поле. Имеется специальная подкласс 1.6 использующая феполи.
Рекомендация: Внести стандарт 1.4.3 в подкласс 1.6.
1.3. В системе стандартов используется в основном магнитное поле как в стандартах на изменение, так и в стандартах на измерение и обнаружение. Частично используются электрическое поле (стандарт 1.6.8. «Эполи») и резонанс.
Рекомендации:
1.3.1. Должны быть использованы все поля (гравитационное, механическое, температурное, акустическое, магнитное, электрическое, электромагнитное, оптическое, химическое, биологическое).
1.3.2. Видимо, стоит ввести подкласс «Переход к более управляемым полям». На мой взгляд, тенденция увеличения степени управляемости полей следующая: Переход от гравитационного к механическому, температурному, акустическому, магнитному, электрическому, электромагнитному (весь сектор частот), оптическому, химическому, биологическому. Каждое из полей имеет свою тенденцию увеличения степени управляемости. Приведем примеры. Гравитационное поле может или увеличить или уменьшить силу тяжести (для увеличения силы тяжести могут использоваться дополнительный объект, набегающий поток и обратное крыло, вакуум, магнитное поле и т.д.; для уменьшения силы тяжести могут использоваться Архимедова сила, например, воздушный шар, поток и крыло, реактивная сила, например, воздушная подушка, магнитное поле и т.д.). Механическое поле представляет собой цепочку: инерция, трение (покоя, сухое, качения, жидкое, воздушная подушка, магнитная подушка), давление (повышенное: пневматическое, гидравлическое, сжатие; пониженное: разряжение, кавитация, растяжение), перемещение (линейное, вращение - центробежные силы), колебание (вибрация, акустические колебания: инфразвук, слышимый звук, ультразвук), удар. Температурное поле: тепломассообмен, тепловое расширение, фазовые переходы, тепловые трубы. Электромагнитное поле: магнитное (постоянное, переменное – линейное, вращающее, импульсное), рентгеновское и гамма- излучения, радио диапазон, электрическое (постоянное, переменное, импульсное), взаимодействие электрического и магнитного полей (сила Лоренца), оптическое.
1.3.3. Указанная в предыдущем пункте последовательность полей должна использоваться в классе 2 (стандарты на измерение и обнаружение). Использование всех, а не только ферромагнитных полей и резонанса. Ввести подкласс «Переход к более управляемым измерительным полям». При этом необходимо использовать «поле и отзывчивое вещество».
1.4. Подкласс 1.3. «Устранение вредных связей в веполях» передвинут еще ближе и стал еще больше нарушать логическую линию развития вепольных систем 1.1-1.2-1.4.-1.6-1.7.
Рекомендация: Этот подкласс стандартов необходимо или поместить вконец класса 1 или сделать для стандартов на разрушение отдельный класс.
1.5. Класс стандартов на измерение и обнаружение системы должен относиться и к стандартам на управление, так как чаще всего изменение необходимо для управления системой.
1.5.1. Для управления системой необходимо получать данные не только об управляемом параметре, его первой, второй, иногда и третьей производной, но и об интеграле управляемой величины.
1.5.2. Должны использоваться алгоритмы адаптации (самонастройки, самоорганизации, самообучения, саморазвития и самовоспроизводства).
1.5.3. Направления развития измерительных систем и систем управления:
1.5.3.1. переход от аналоговых сигналов к цифровым сигналам,
1.5.3.2. переход от развития вещественных систем к развитию полевых систем (программ управления).
Рекомендация: Это следует отразить как в названии, так и специфике таких стандартов.
1.6. В подклассе 1.5 говорится о согласовании ритмики.
Рекомендация: Должны согласовываться все параметры системы, надсистемы и окружающей среды.
1.7. В подклассе 1.7 «Переход систем в надсистему и на микроуровень» осуществляются необходимые системные переходы по переходу в надсистему и на микроуровень, но не производится последующее согласование всех параметров в системе и надсистеме и окружающей среды.
Рекомендация: В подкласс 1.7 ввести стандарт на согласование параметров.
1.8. Общие предложения по структуре будущей системы стандартов.
1.8.1. Стандарты на изменение системы. Система должна строиться по нескольким линиям.
1.8.1.1. Линия изменения структуры веполя: невеполь, веполь, комплексный веполь, сложный веполь (цепной, двойной, смешанный), управляемый веполь. Управляемый веполь использует более управляемые вещества и поля. Динамически управляемый веполь (адаптивный или самонастраивающийся веполь). Могут быть и более сложные комбинации структуры веполей, например, сложный комплексный веполь (цепной комплексный веполь, двойной комплексный веполь, смешанный комплексный веполь), управляемый комплексный веполь (со всеми его подвидами) и динамически управляемый комплексный веполь со всеми видами и подвидами.
1.8.1.1.1. Более управляемые вещества подчиняются закономерностям:
1.8.1.1.1.1. увеличения степени дробления
1.8.1.1.1.2. использование прогрессивных («умных») веществ, отзывчивых на поля.
1.8.1.1.2. Увеличение степени управляемости полей определяется цепочкой, описанной в п. 1.3.2 (от гравитационного до биологического).
1.8.1.1.3. Согласованием веществ и полей.
1.8.1.1.4. В динамически управляемом веполе изменение полей, веществ и структуры, осуществляется в пространстве и времени, так, что бы обеспечить оптимальные условия и процессы для достижения конечной цели.
1.8.1.2. Линия изменение структуры системы: переход на микроуровень и в надсистему.
1.8.2. Стандарты на измерение и обнаружение системы
1.8.2.1. Структура стандартов на измерение должна быть аналогична структуре стандартов на изменение.
1.8.3. Стандарты на применение стандартов
1.8.3.1. Этот класс стандартов должен максимально использовать ресурсы имеющейся системы и надсистемы, включая и системный эффект.
1.9. Переход в надсистему должен осуществляться в несколько этапов.
1.9.1. На функциональном уровне.
1.9.1.1. Выполнение системой функций надсистемы и/или включение дополнительных функций.
1.9.1.1.1. Определение функции надсистемы.
1.9.1.1.2. Обеспечение функциональной полноты (обеспечение всех дополнительных функций, обеспечивающих работоспособность системы).
1.9.1.1.3. Поиск путей осуществления функции надсистемы и дополнительных функций.
1.9.1.2. Выявить альтернативные способы осуществления функции надсистемы без использования существующей системы.
1.9.1.3. Придать системе дополнительные функции.
1.9.1.4. Согласование функций
1.9.1.4.1. в пространстве.
1.9.1.4.2. во времени.
1.9.1.4.3. по условиям.
1.9.2. На системном уровне.
1.10. Использование тенденций перехода к более управляемым полям – гипервеполи.
1.10.1. Гравиполи (гравитационное поле).
1.10.2. Мехполи (механические поля).
1.10.2.1. Трибополи (трение).
1.10.3. Теполи.
1.10.4. Феполи.
1.10.5. Эполи.
1.10.5.1. Элполи (электрические поля).
1.10.5.2. Элемполи (электромагнитные поля).
1.10.6. Ополи (оптические поля).
2. Подкласс 3.5 «экспериментальные стандарты» следует перевести в класс 1 или в виде подкласса или в подкласс 1.1.
3. Стандарты 3.1.1.9, 3.1.2 и 3.5.1 очень похожи. Их следует объединить.
4. Имеются повторения
4.1. Стандарты 1.2.1 и 1.4.1
1984 г.
Приложение 23. Система 76 стандартов
В.М.Петров
Система 77 стандартов на решение изобретательских задач
Справка для слушателей
Общие соображения
В 1985 Г.С.Альтшуллер разработал систему 77 стандартов[6]. Это следующий шаг в усовершенствовании системы 69 стандартов. Разработана новая структура системы стандартов.
Система стандартов состоит из 5 классов:
1. Построение и разрушение вепольных систем.
2. Развитие вепольных систем.
3. Переход к надсистеме и на микроуровень.
4. Стандарты на обнаружение и измерение.
5. Стандарты на применение стандартов.
Каждый из классов включает подклассы и сами стандарты. Рассмотрим структуру стандартов.
Класс 1. Построение и разрушение вепольных систем
1.1. Синтез веполей - (8 стандартов - 1.1.1-1.1.8).
1.2. Разрушение веполей - (5 стандарта - 1.2.1-1.2.5).
Класс 2. Развитие вепольных систем
2.1. Переход к сложным веполям - (2 стандарта - 2.1.1-2.1.2).
2.2. Форсированные веполей - (6 стандартов - 2.2.1-2.2.6).
2.3. Форсирование согласованием ритмики - (3 стандарта - 2.3.1-2.3.3).
2.4. Феполи (комплексно форсированные веполи) - (12 стандартов - 2.4.1-2.4.12).
Класс 3. Переход к надсистеме и на микроуровень
3.1. Переход к бисистемам и полисистемам - (5 стандартов - 3.1.1-3.1.5).
3.2. Переход на микроуровень- (1 стандарт - 3.2.1).
Класс 4. Стандарты на обнаружение и измерение
4.1. Обходные пути - (3 стандарта - 4.1.1 - 4.1.3).
4.2. Синтез вепольных систем - (4 стандарта - 4.2.1-4.2.4).
4.3. Форсирование измерительных веполей - (3 стандарта - 4.3.1-4.3.3).
4.4. Переход к фепольным системам - (5 стандартов - 4.4.1-4.4.5).
4.5. Направления развития измерительных систем - (2 стандарта - 4.5.1-4.5.2).
Класс 5. Стандарты на применение стандартов
5.1. Введение вещества - (4 стандарта - 5.1.1-5.1.4).
5.2. Введение поля - (3 стандарта - 5.2.1-5.2.3).
5.3. Фазовые переходы - (5 стандартов - 5.3.1-5.3.5).
5.4. Особенности применения физэффектов - (2 стандарта - 5.4.1-5.4.2).
5.5. Экспериментальные стандарты - (3 стандарта 5.5.1-5.5.3).
Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень стандартов.
Перечень системы 77 стандартов
Класс 1. Построение и разрушение вепольных систем
1.1. Синтез веполей
1.1.1. Постройка веполя.
1.1.1.1. Дозировка сыпучих или жидких веществ.
1.1.1.2. Операции с тонкими, хрупкими и легко деформирующимися объектами.
1.1.2. Внутренний комплексный веполь.
1.1.3. Внешний комплексный веполь.
1.1.4. Веполь на внешней среде.
1.1.4.1. Использовать форму крыла и набегающий поток.
1.1.5. Веполь на внешней среде с добавками.
1.1.6. Минимальный режим.
1.1.7. Максимальный режим.
1.1.8. Избирательно максимальный режим.
1.1.8.1. Введение защитного вещества.
1.1.8.2. Введение вещества, дающего локальное поле.
1.2. Разрушение веполей
1.2.1. Устранение вредной связи введением В3.
1.2.2. Устранение вредной связи введением видоизмененных В1 и/или В2.
1.2.3. "Оттягивание" вредного действия.
1.2.4. Противодействие вредным связям с помощью П2.
1.2.5. " Отключение" магнитных связей.
Класс 2. Развитие вепольных систем
2.1. Переход к сложным веполям
2.1.1. Цепные веполи.
2.1.1.1. Движение под действием силы тяжести.
2.1.2. Двойные веполи.
2.2. Форсирование веполей
2.2.1. Переход к более управляемым полям.
2.2.2. Дробление В2.
2.2.3. Переход к капиллярно-пористым веществам.
2.2.4. Динамизация.
2.2.4.1. Использования фазовых переходов.
2.2.5. Структуризация полей.
2.2.5.1. Пространственная структура поля.
2.2.5.2. Использование стоячих волн.
2.2.6. Структуризация веществ.
2.2.6.1. Введение экзотермических веществ.
2.3. Форсирование согласованием ритмики
2.3.1. Согласование ритмики П и В1 (или В2).
2.3.1.1. Резонанс.
2.3.1.2. Антирезонанс.
2.3.2. Согласование ритмики П1 и П2
2.3.3. Согласование несовместимых или ранее независимых действий.
2.4. Феполи (комплексные форсированные веполи)
2.4.1. "Протофеполи".
2.4.2. Феполи.
2.4.3. Магнитная жидкость.
2.4.4. Использование капиллярно-пористых структур в феполях.
2.4.5. Комплексные феполи.
2.4.6. Феполи на внешней среде.
2.4.6.1. Использование поплавков.
2.4.6.2. Использование реологической жидкости.
2.4.7. Использование физических эффектов.
2.4.8. Динамизация.
2.4.9. Структуризация.
2.4.9.1. Структуризация полем.
2.4.10. Согласование ритмики в феполях
2.4.11. Эполи
2.4.12. Рео-жидкость
Класс 3. Переход к надсистеме и на микроуровень
3.1. Переход к бисистемам и полисистемам
3.1.1. Системный переход 1-а: образование бисистем и полисистем.
3.1.2. Развитие связей в бисистемах и полисистемах.
3.1.3. Системный переход 1-б: увеличения различий между элементами.
3.1.4. Свертывание бисистем и полисистем.
3.1.5. Системный переход 1-в: противоположные свойства целого и частей.
3.2. Переход на микроуровень
3.2.1. Системный переход 2: переход на микроуровень.
Класс 4. Стандарты на обнаружение и измерение систем
4.1. Обходные пути
4.1.1. Вместо обнаружения и изменения - изменение систем.
4.1.2. Использование копий.
4.1.2.1. Сравнивание объектов с эталоном.
4.1.3. Измерение - два последовательных обнаружения.
4.2. Синтез измерительных систем
4.2.1. "Измерительный" веполь.
4.2.2. Комплексный "измерительный" веполь.
4.2.3. "Измерительный" веполь на внешней среде.
4.2.4. Получение добавок во внешней среде.
4.3. Форсирование измерительных веполей
4.3.1. Использование физэффектов.
4.3.2. Использование резонанса контролируемого объекта.
4.3.3. Использование резонанса присоединенного объекта.
4.4. Переход к фепольным системам
4.4.1. "Измерительный протофеполь".
4.4.2. "Измерительный" феполь.
4.4.3. Комплексный "измерительный" феполь.
4.4.4. "Измерительный" феполь на внешней среде.
4.4.5. Использование физэффектов.
4.5. Направления развития измерительных систем
4.5.1. Переход к бисистем и полисистем.
4.5.2. Направления развития.
Класс 5. Стандарты на применение стандартов
5.1. Введение веществ
5.1.1. Обходные пути.
1. Вместо вещества используют "пустоту".
2. Вместо вещества вводят поле.
3. Вместо внутренней добавки используют наружную.
4. Вводят в очень малых дозах особо активную добавку.
5. Вводят в очень малых дозах обычную добавку, но располагают ее концентрированно - в отдельных частях объекта.
6. Добавку вводят на время.
7. Вместо объекта используют его копию (модель), в которую допустимо введение добавки.
8. Добавку вводят в виде химического соединения, из которого она потом выделяется.
9. Добавку получают разложением внешней среды или самого объекта, например электролизом, или изменением агрегатного состояния части объекта или внешней среды.
5.1.2. "Раздвоение" вещества.
5.1.2.1. Увеличение степени управляемости частицами. Поток разделить на части, заряженные одноименно и разноименно.
5.1.3. Самоустранение отработанных веществ.
5.1.4. Введение больших количеств вещества – «пустота» и пена.
5.2. Введение полей
5.2.1. Использование полей по совместительству.
5.2.2. Введение полей из внешней среды.
5.2.3. Использование веществ, могущих стать источником полей.
5.3. Фазовые переходы
5.3.1. Фазовый переход 1: замена фаз.
5.3.2. Фазовый переход 2: двойственное фазовое состояние.
5.3.3. Фазовый переход 3: использование сопутствующих явлений.
5.3.4. Фазовый переход 4: переход к двухфазному состоянию.
5.3.5. Взаимодействие фаз.
5.4. Особенности применения физэффектов
5.4.1. Самоуправляемые переходы.
5.4.2. Усиление поля на выходе.
5.5. Экспериментальные стандарты
5.5.1. Получение частиц вещества разложением.
5.5.2. Получение частиц вещества соединением.
5.5.3. Применение стандартов 5.5.1 и 5.5.2.
Технология применения системы 77 стандартов
Применение стандартов для решения задач
Систему стандартов следует использовать по следующему алгоритму (см. рис. 1):
1. Определить относится ли исследуемая система к задачам на изменение или измерение (обнаружение).
1.1. Если задача на изменение – переходим к классам 1 - 3.
1.2. Если задача на измерение (обнаружение) – переходим к классу 4.
2. После решения задачи по классам 1-3 или 4. Переходят к классу 5.
Промежуточный алгоритм применения стандартов показан на рис. 2, а подробный на рис. 3. Таблица применения системы 77 стандартов на решение изобретательских задач приведена на рис. 4-8.
Алгоритм применения стандартов на решения изобретательских задач
Таблица применения системы 77 стандартов на решение изобретательских задач
Применение стандартов для прогнозирования
Последовательность, в которой изложены стандарты, может являться основой для прогнозирования развития технических систем.
Последовательность использования стандартов следующая:
Изменение: 1.1→2.1→2.2→2.3→2.4→3.1→3.2→5.1→5.2→5.3→5.4→5.5.
Измерение, обнаружение: 4.1→4.2→4.3→4.4→4.5→5.1→5.2→5.3→5.4→5.5.
1985 г.
В.М.Петров
Сравнительный анализ систем стандартов 77 и 69
Материалы для преподавателей и разработчиков
В 1985 Г.С.Альтшуллер разработал систему 77 стандартов[7]. Это следующий качественный шаг в усовершенствовании системы 69 стандартов. Разработана новая структура системы стандартов.
Отличия системе 69 и 77 стандартов
1. Разработана новая структура системы стандартов.
Система стандартов состоит из 5 классов:
1. Построение и разрушение вепольных систем.
2. Развитие вепольных систем.
3. Переход к надсистеме и на микроуровень.
4. Стандарты на обнаружение и измерение.
5. Стандарты на применение стандартов.
2. Введены новые подклассы:
2.1. «3.1. Переход к бисистемам и полисистемам».
2.2. «3.2. Переход на микроуровень».
3. Введено 10 новых стандартов:
3.1. «1.1.8. Избирательно максимальный режим».
3.2. «1.2.1. Устранение вредной связи введением В3».
3.3. «2.2.1. Переход к более управляемым полям».
3.4. «2.4.1. "Протофеполи"».
3.5. «2.4.3. Магнитная жидкость».
3.6. «2.4.10. Согласование ритмики в феполях».
3.7. «2.4.12. Рео-жидкость».
3.8. «3.1.3. Системный переход 1-б: увеличения различий между элементами».
3.9. «4.4.1. "Измерительный протофеполь"».
3.10. «4.5.1. Переход к бисистем и полисистем».
4. Введен 4 новых подстандарта.
4.1. В стандарте 1.1.1.
1.1.1.1. Дозировка сыпучих или жидких веществ.
1.1.1.2. Операции с тонкими, хрупкими и легко деформирующимися объектами (стандарт 2 из комплекса 9 стандартов).
4.2. В стандарте 1.1.8.
1.1.8.1. Введение защитного вещества.
1.1.8.2. Введение вещества, дающего локальное поле.
4.3. В стандарте 2.3.1.
2.3.1.1. Резонанс.
2.3.1.2. Антирезонанс.
5. Убраны:
5.1. Подкласс.
5.1.1. «2.3. Синтез сложных вепольных систем».
5.2. Стандарты:
5.2.1. «1.4.3. Магнитное поле».
5.2.2. «2.3.1. Полисистемы».
5.2.3. «2.3.2. Сквозное поле».
6. Изменены названия.
6.1. Класса.
6.1.1. Класс 4 «Переход к надсистеме и на микроуровень» было 1.7 «Переход к принципиально новым системам». Это название было еще в системах 59 и 60 стандартов.
6.2. Подклассов:
6.2.1. «1.2. Разрушение веполей» было «1.3. Устранение вредных связей в веполях».
Мне кажется, следовало бы оставить старое название – оно более общее.
6.2.2. «4.2. Синтез измерительных систем» было «2.2. Синтез вепольных систем».
6.2.3. «4.3. Форсирование измерительных веполей» было «2.5. Использование резонанса».
6.2.4. «4.5. Направления развития измерительных систем» было «2.6. Развитие способов измерения».
6.2.5. «5.4. Особенности применения физэффектов» было «3.4. Применение физэффектов».
6.3. Стандартов.
6.3.1. 1.1.6. «Минимальный режим» было «Оптимальный режим».
6.3.2. «1.2.4. Противодействие вредным связям с помощью П2» было «1.3.2.Нейтрализация вредной связи введением П2».
6.3.3. «2.3.3. Согласование несовместимых или ранее независимых действий» было «1.5.3. Согласование несовместимых действий».
6.3.4. «3.1.2. Развитие связей в бисистемах и полисистемах» было «1.7.2.Развитие бисистем и полисистем».
6.3.5. «3.1.1.Системный переход 1-а» было «Системный переход 1».
6.3.6. «3.1.5. Системный переход 1-в» было «Системный переход 2».
6.3.7. «3.2.1. Системный переход 2» было «Системный переход 3».
6.3.8. «4.1.2. Использование копий» было «2.1.2. Применение копий».
6.3.9. «4.4.5. Использование физэффектов» было «2.4.4. Физэффекты».
7. Изменено место расположение:
7.1. «1.2. Разрушение веполей» было «1.3. Устранение вредных связей в веполях».
7.2. «1.2.4. Противодействие вредным связям с помощью П2» было «1.3.2.Нейтрализация вредной связи введением П2». Со 2-й позиции сдвинулось на 4-ю.
7.3. «4.3.1. Использование физэффектов» было «2.2.5. Использование физэффектов» (из подкласса 2.2. Синтез вепольных систем перенесен в подкласс 4.3. Форсирование измерительных веполей, который заменил подкласс 2.5. Использование резонанса).
Замечания и предложения по улучшению системы 77 стандартов
1. Система 77 стандартов состоит из 76 стандартов.
2. На мой взгляд, новая структура стандартов усложняет пользования ей.
3. В системе 77 стандартов осталось некоторые недостатки, которые были раньше:
3.1. Стандарт 2.2.2 представляет собой тенденцию увеличения степени дробления. Эта тенденция была описана В.М.Петровым[8]. Она представляет собой переход от твердой монолитной системы к полностью гибкому (эластичному) объекту, объект делится на отдельные части, не связанные между собой или связанные с помощью какого-либо поля (например, магнитного), измельчения каждой части вплоть до получения мелкодисперсного порошка (объект порошкообразный), гель, жидкость, аэрозоль, газ, поле. На новом витке развития система вновь становится монолитной. Промежуточное состояние в каждом из указанных переходов может занимать "пена" в твердом, жидком, газообразном и прочих видах. Кроме того, возможна комбинация из указанных состояний в любом сочетании.
Рекомендация: Внести эту цепочку в стандарт 2.2.2.
3.2. В системе стандартов используется в основном магнитное поле как в стандартах на изменение, так и в стандартах на измерение и обнаружение. Частично используются электрическое поле (стандарт 2.4.11. «Эполи») и резонанс (стандарты 4.3.2 и 4.3.3).
Рекомендации:
3.2.1. Должны быть использованы все поля (гравитационное, механическое, температурное, акустическое, магнитное, электрическое, электромагнитное, оптическое, химическое, биологическое). Частично об этом говорится в стандарте «2.2.1. Переход к более управляемым полям». Этот стандарт должен быть расширен введением подкласса или класса «Переход к более управляемым полям». Тенденция увеличения степени управляемости полей следующая: Переход от гравитационного к механическому, температурному, акустическому, магнитному, электрическому, электромагнитному (весь сектор частот), оптическому, химическому, биологическому. Каждое из полей имеет свою тенденцию увеличения степени управляемости. Приведем примеры. Гравитационное поле может или увеличить или уменьшить силу тяжести (для увеличения силы тяжести могут использоваться дополнительный объект, набегающий поток и обратное крыло, вакуум, магнитное поле и т.д.; для уменьшения силы тяжести могут использоваться Архимедова сила, например, воздушный шар, поток и крыло, реактивная сила, например, воздушная подушка, магнитное поле и т.д.). Механическое поле представляет собой цепочку: инерция, трение (покоя, сухое, качения, жидкое, воздушная подушка, магнитная подушка), давление (повышенное: пневматическое, гидравлическое, сжатие; пониженное: разряжение, кавитация, растяжение), перемещение (линейное, вращение - центробежные силы), колебание (вибрация, акустические колебания: инфразвук, слышимый звук, ультразвук), удар. Температурное поле: тепломассообмен, тепловое расширение, фазовые переходы, тепловые трубы. Электромагнитное поле: магнитное (постоянное, переменное – линейное, вращающее, импульсное), рентгеновское и гамма- излучения, радио диапазон, электрическое (постоянное, переменное, импульсное), взаимодействие электрического и магнитного полей (сила Лоренца), оптическое.
3.2.2. Указанная в предыдущем пункте последовательность полей долена использоваться и в классе 4 (стандарты на измерение и обнаружение). Использование всех, а не только ферромагнитных полей и резонанса. Ввести подкласс «Переход к более управляемым измерительным полям». При этом необходимо использовать «поле и отзывчивое вещество».
3.3. Подкласс 1.2. «Разрушение веполей» передвинут еще ближе, и стал еще больше нарушать логическую линию развития вепольных систем 1.1-2-3-5.
Рекомендация: Этот подкласс стандартов необходимо выделить в отдельный класс.
3.4. Класс стандартов на измерение и обнаружение системы должен относиться и к стандартам на управление, так как чаще всего изменение необходимо для управления системой.
3.4.1. Для управления системой необходимо получать данные не только об управляемом параметре, его первой, второй, иногда третьей производной, но и об интеграле управляемой величины.
3.4.2. Должны использоваться алгоритмы адаптации (самонастройки, самоорганизации, самообучения, саморазвития и самовоспроизводства).
3.4.3. Направления развития измерительных систем и систем управления:
3.4.3.1. переход от аналоговых сигналов к цифровым сигналам,
3.4.3.2. переход от развития вещественных систем к развитию полевых систем (программ управления).
Рекомендация: Это следует отразить как в названии, так и специфики таких стандартов.
3.5. В подклассе 2.3. «Форсирование согласованием ритмики» говорится о согласовании только ритмики.
Рекомендация: Должны согласовываться все параметры системы, надсистемы и окружающей среды.
3.6. Название класса 4 «Переход к надсистеме и на микроуровень» сужает понятие перехода к принципиально новым системам.
Рекомендация: Следовало бы оставить старое название, которое было еще в системах 59 и 60 стандартов: «Переход к принципиально новым системам» – оно более общее.
3.7. В классе 4 «Переход к надсистеме и на микроуровень» осуществляются необходимые системные переходы по переходу в надсистему и на микроуровень, но не производится последующее согласование всех параметров в системе и надсистеме.
Рекомендация: В класс 4 ввести подкласс на согласование параметров.
Подкласс должен включать:
1. Согласование функций:
1.1. во времени,
1.2. в пространстве,
1.3. по условиям.
2. Согласование структуры:
2.1. Согласование элементов.
2.1.1. Введение дополнительных однородных и неоднородных элементов - созданием би- и полисистем.
2.1.2. Замена существующих элементов на более перспективные.
2.1.3. Объединением элементов системы - свертыванием элементов за счет устранения лишних и вредных элементов и возложением полезных функций на другие элементы.
2.1.4. Согласование материалов.
2.1.5. Согласование формы.
2.1.5.1. Снижение или повышение сопротивления.
2.1.5.2. Увеличения или уменьшения прочности.
2.1.5.3. Придание оптимальных форм.
2.1.5.4. Динамическое изменение формы.
2.1.5.5. Создание эстетического образа.
2.2. Согласование связей.
3. Согласование параметров
3.1. Общие аспекты согласования.
3.1.1. Согласование политических параметров.
3.1.2. Согласование экономических параметров.
3.1.3. Согласование социальных параметров.
3.1.4. Согласование эстетических параметров.
3.1.5. Согласование эргономических параметров
3.2. Согласование технических параметров.
3.2.1. Согласование габаритов и весов.
3.2.2. Согласование физико-химических параметров.
3.2.3. Согласование временных характеристик.
3.2.3.1. Сокращение процессов - за счет устранения лишних и вредных процессов и возложением полезных функций на другие процессы.
3.2.3.2. Задание строго определенной последовательности работы.
3.2.3.3. Динамичный график работы.
3.2.4. Согласование частоты работы системы.
3.2.4.1. Согласование работы, действий и с собственной частотой объекта
3.2.4.2. Динамическое согласование частот работы с собственной частотой объекта.
3.2.4.3. Согласование путем складывания противоположных сигналов или в противофазе.
3.8. Общие предложения по структуре будущей системы стандартов.
3.8.1. Стандарты на изменение системы. Система должна строиться по нескольким линиям.
3.8.1.1. Линия изменения структуры веполя: невеполь, веполь, комплексный веполь, сложный веполь (цепной, двойной, смешанный), управляемый веполь. Управляемый веполь использует более управляемые вещества и поля. Динамически управляемый веполь (адаптивный или самонастраивающийся веполь). Могут быть и более сложные комбинации структуры веполей, например, сложный комплексный веполь (цепной комплексный веполь, двойной комплексный веполь, смешанный комплексный веполь), управляемый комплексный веполь (со всеми его подвидами) и динамически управляемый комплексный веполь со всеми видами и подвидами.
3.8.1.1.1. Более управляемые вещества подчиняются закономерностям:
3.8.1.1.1.1. увеличения степени дробления,
3.8.1.1.1.2. использование прогрессивных («умных») веществ, отзывчивых на поля.
3.8.1.1.2. Увеличение степени управляемости полей определяется цепочкой, описанной в п. 3.2.1 (от гравитационного до биологического).
3.8.1.1.3. Согласованием веществ и полей.
3.8.1.1.4. В динамически управляемом веполе изменение полей, веществ и структуры, осуществляется в пространстве и времени, так, что бы обеспечить оптимальные условия и процессы для достижения конечной цели.
3.8.1.2. Линия изменение структуры системы: переход на микроуровень и в надсистему.
3.8.2. Стандарты на измерение и обнаружение системы.
3.8.2.1. Структура стандартов на измерение должна быть аналогична структуре стандартов на изменение.
3.8.3. Стандарты на применение стандартов.
3.8.3.1. Эта группа стандартов должна максимально использовать ресурсы имеющейся системы и надсистемы, включая и системный эффект.
3.9. Переход в надсистему, а вернее переход к принципиально новым системам, должен осуществляться в несколько этапов.
3.9.1. На функциональном уровне.
3.9.1.1. Выполнение системой функций надсистемы и/или включение дополнительных функций.
3.9.1.1.1. Определение функции надсистемы.
3.9.1.1.2. Обеспечение функциональной полноты (обеспечение всех дополнительных функций, обеспечивающих работоспособность системы).
3.9.1.1.3. Поиск путей осуществления функции надсистемы и дополнительных функций.
3.9.1.2. Выявить альтернативные способы осуществления функции надсистемы без использования существующей системы.
3.9.1.3. Придать системе дополнительные функции.
3.9.2. На системном уровне.
3.10. Использование тенденций перехода к более управляемым полям – гипервеполи.
3.10.1. Гравиполи (гравитационное поле).
3.10.2. Мехполи (механическое поле).
3.10.2.1. Трибополи (трение).
3.10.3. Теполи (температурное поле).
3.10.4. Феполи (магнитное поле).
3.10.5. Эполи.
3.10.5.1. Элполи (электрическое поле).
3.10.5.2. Элемполи(электромагнитное поле).
3.10.6. Ополи (оптическое поле).
4. Подкласс 5.5 «экспериментальные стандарты» следует перевести в класс 1 или в виде подкласса или в подкласс 1.1.
5. Стандарты 5.1.1.9, 5.1.2 и 5.5.1 очень похожи. Их следует объединить.
6. Имеются повторения.
6.1. Рео-жидкость имеется в стандарте 2.4.12 и в подстандарте 2.4.6.
1985 г.
[1] Альтшуллер Г.С. Система стандартов. 59 стандартов по решению изобретательских задач. - Баку, 1983. - 37 с. (рукопись).
[2] Альтшуллер Г.С. Система стандартов. 59 стандартов по решению изобретательских задач. - Баку, 1983. - 37 с. (рукопись).
[3] Альтшуллер Г. Стандартные решения изобретательских задач. 69 стандартов. - Баку, 1984 (август). – 38 с. (рукопись).
[4] Альтшуллер Г. Стандартные решения изобретательских задач. 69 стандартов. - Баку, 1984 (август). – 38 с. (рукопись).
[5] Петров В.М. Тенденция дробления объектов. – Л., 1973. (рукопись).
[6] Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В). - Стандартные решения изобретательских задач. 77 стандартов: Метод. разраб. для слушателей семинара “Методы решения научно-технических задач. - Л.: Ленингр. металлич. з-д. - 1985. - 123 с.
[7] Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В). - Стандартные решения изобретательских задач. 77 стандартов: Метод. разраб. для слушателей семинара “Методы решения научно-технических задач. - Л.: Ленингр. металлич. з-д. - 1985. - 123 с.
[8] Петров В.М. Тенденция дробления объектов. – Л., 1973. (рукопись).