Определение по Глоссарию терминов ТРИЗ Сушкова В.
Процесс совершенствования навыков творческого воображения личности поддерживается рядом методов и инструментов. Ряд методов и инструментов, которые включают в себя различные процессы и этапы развития навыков творческого воображения.
Изменения, дополнения или уточнения. Предложение нового определения.
Курс развития творческого воображения – система эффективных методов управления воображением в процессе решения изобретательских задач.
Альтшуллер Г.С. Магический кристалл фантазии. Журнал "Знание-сила", 1974, № 2. https://www.altshuller.ru/rtv/rtv9.asp
«Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническое творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».
Альтшуллер Г.С. Лунные паруса. Теория и практика развития творческого воображения. Рукопись, 19 апреля 1987. https://www.altshuller.ru/rtv/rtv21.asp
Основные отличия курса РТВ:
1. Развитие воображения опирается на сознательное использование законов развития систем. Так, метод моделирования маленькими человечками основан на одной из главных тенденций развития систем - увеличении степени дисперсности рабочих органов. В "Синектике" Гордона используется эмпатия, игнорирующая этот закон и потому намного более слабая.
2. Фантазия рассматривается как вектор ("прыгучесть мысли"): важна не только длина прыжка, но и его направление. Курс РТВ нацелен прежде всего на получение УПРАВЛЯЕМОЙ ФАНТАЗИИ.
3. Источниками сильных методов и приемов служат ТРИЗ и "Регистр НФ-идей".
4. Курс РТВ связан с обучением ТРИЗ: акцент сделан на те упражнения, которые развивают качества, необходимые для применения ТРИЗ. Вместе с тем курс РТВ связан с надсистемой - развитием сильного мышления: в курс включены и упражнения, выходящие за пределы техники.
5. Обучение - как и в ТРИЗ - ведется по принципу: требовать только то, чему научили (т.е. не рассчитывать, что слушатель сам по себе - без овладения законами, правилами, методами - сумеет генерировать сильные Ф-идеи).
https://www.altshuller.ru/rtv/rtv6.asp
При составлении программы по Курсу РТВ необходимо учесть две разнонаправленные линии: