1 Задание. Сказки бывают разные смешные и поучительные, короткие и длинные, старинные и современные… Сказки могут начинаться по-разному, например: «Давным-давно, кажется в прошлую пятницу, я остался дома совсем один…»; «Однажды, гуляя в парке, я нашел красивое, разноцветное перо. Как оно сюда попало? Вот бы узнать…». Придумайте сказку, используя методики «Сказки от слова «Почему?» или «Салат из сказок».
Сказка
«Почему про очень довольного человека говорят, что он на седьмом небе»
Был обычный зимний серый день. И солнце не светило, и пушистый снежок не шел, и мороз все сильнее кусал за щеки. Но когда закончились уроки, и Алина вышла на крыльцо родной школы, погода показалась ей прекрасной, воздух – особенно чистым и свежим, лица прохожих – красивыми и веселыми. Еще бы! Трудно не радоваться, если в твоем дневнике красным цветком расцвела на страничке пятерка за контрольную по математике. А она, эта математика, ну очень трудная для Алинки. Вообще-то она больше русский любит. Как говорит мама, дружит с ним.
С порога Алина радостно крикнула: «Мама, за контрольную – пять!». Мама выглянула из кухни и трижды, как маленькая, прокричала «Ура!». Поцеловала дочку, усадила обедать и задумчиво произнесла: «Ты, наверное, на седьмом небе от счастья!». Алинка покосилась в окно: небо как небо, серое немножко. И совершенно обычное.
– А как это – на седьмом небе? А где первое, второе? А почему я про эти неба ничего не знала? – засыпала она маму вопросами.
Мама улыбнулась.
– Секрет. Жди до вечера, а ответ получишь ночью. Если повезет!
С мамой – с ней всегда так. Она иногда кажется Алинке волшебницей. И чтобы это волшебство не спугнуть, девочка стала с нетерпением ждать вечера.
Сумерки за окном опустились незаметно. Зимой и оглянуться не успеешь, уже в кровать пора. Но сегодня Алина была даже рада, что пришло время спать. Она лежала под одеялом, накрывшись им до подбородка, и ждала маму.
Мама пришла в комнату к дочке в компании толстой старой книжки. Ни слова не говоря, она положила ее Алинке под подушку, поцеловала ее, улыбнулась и вышла. И Алинка в предвкушении чуда закрыла глаза и уснула.
Снится ей, будто выходит она из дома и видит: небо перестало быть обычным. Точнее, стало совсем, совершенно, немыслимо необычным! Алинка смотрела на него, открыв от восторга рот: небо напоминало ей кремовый торт в разрезе. Прозрачные разноцветные слои плавно переходили один в другой, как будто радугу распрямили и растянули. И их было ровно семь.
На лужайке перед домом на земле сидел какой-то старичок и жевал травинку. На нем было странное платье с поясом, а на ногах – сандалии. Голову украшал зеленый венок. У старичка была аккуратно подстриженная полукругом борода.
– Кто вы? – с любопытством спросила Алина.
– Имя мое – Аристотель.
Сказав это, старичок отвернулся от Алины и принялся озабоченно изучать разноцветное небо.
– Скажите, уважаемый Аристотель, это вы сделали небо таким?
– Гм. Ну да, было дело. Очень давно. Ну да, может, слегка недоработал. Охохонюшки!
Сказав это, старичок, кряхтя, поднялся на ноги и как по волшебству вытащил откуда-то деревянную дощечку и какую-то палочку. Бормоча себе под нос непонятную абракадабру, он стал водить по дощечке палочкой. Вид у Аристотеля был такой важный, что Алина долго не решалась снова заговорить с ним. Потом девочка набралась смелости и спросила: «А почему небо так выглядит? Необычно, но мне нравится!»
– Гм, гм, – ответил старичок и снова углубился в свои записи.
Алина стала разглядывать небо и вдруг увидела крохотные таблички на каждом из слоев. Первый из них был голубым и назывался «Первое небо». Девочка догадалась, что это их обычное, привычное небо, которое люди видят каждый день. Второе небо было темно-синим и каким-то переливающимся. Алинка долго смотрела на него, прежде чем поняла: на втором небе живет дождь. Она даже почувствовала его запах – свежий, бодрящий. На третьем небе жила радуга. Казалось, она весело подмигивает девочке. По четвертому небу важно плыло ослепительно-прекрасное солнце. Пятое небо было серым и холодным: здесь рождался снег. Шестое небо было почти черным, и на нем серебрились яркие звезды. Седьмое небо почему-то было один в один похоже на кусочек обычного закатного. Алина зачарованно наблюдала за переливами красок. И на вид седьмое небо казалось каким-то теплым, добрым. Девочка вспомнила про забавного старичка за спиной и решилась обратиться к нему.
– Уважаемый Аристотель, а что там, на седьмом небе? Все остальные неба я вроде разгадала…
Аристотель почему-то спохватился, перестал писать, зашагал к слоистому небу, не переставая что-то бормотать на ходу. Алина с изумлением увидела, как он, подобрав платье, ловко вскарабкался на первое небо, затем на второе. С третьего неба он прокричал растерявшейся девочке:
– Я как раз спустился с седьмого неба. Да вот, задержался. Пора и домой, а то искать будут.
– А что там, на нем? – прокричала в ответ девочка.
– Как точно называется, не знаю! Может быть, рай, но я не уверен! Скажу только: здесь все молоды и счастливы, окружены родными и друзьями! Но и вы, люди, тоже иногда сюда заглядываете – как ты вчера, например. До встречи на седьмом небе!
Алина глядела ему вслед очень долго, так долго, пока…
Пока ее не разбудила мама. Алина, торопясь, рассказала ей про свой сон и Аристотеля, про семь небес и их обитателей. Мама, загадочно улыбаясь, достала из-под подушки книгу. Это был фразеологический словарь.
Алина с интересом прочитала статью в словаре о греческом мыслителе Аристотеле и его трактате «О небе». Оказывается, ученый действительно полагал, что на седьмом небе располагается царство Бога, и там живут ангелы и цветут райские кущи. Вот откуда пошло выражение «быть на седьмом небе!». Раздумывая над всем этим, Алинка вышла во двор. Она долго смотрела в зимнее голубое небо, и мысль о седьмом – небе счастья и радости, небе сбывшихся надежд – грела ей душу.
2. Задание. Прочитайте 1 часть рассказа Г. Альтова «10% приключений» («И тогда она бахнет…» http://www.altshuller.ru/stories/story2.asp ).
- Сформулируйте фантастическую идею, на которой основан этот рассказ;
- Определите прием фантазирования;
- Что изменилось после осуществления этой идеи?
- Сформулируйте актуальную для вас проблему (далеко добираться до школы; много домашних заданий; зимой, когда холодно и сыро, люди часто простужаются и т.д.);
- Какой прибор может помочь в решении этой проблемы?
- Что произойдет, если будет изобретен и внедрен такой прибор? Напишите небольшой рассказ (иллюстрации приветствуются).
- Фантастическая идея: в мире возможно существование кибернетической машины, которая умеет анализировать, справедливые или несправедливые решения принимаются тем или иным человеком.
- Прием фантазирования – вынесение, то есть создание пустоты, недосказанности, пространства в художественном образе. В данном случае никто из изобретателей не был уверен, что собой представляет анализатор речи на самом деле и есть ли в нем мина. Тем не менее, эта «пустота» заставила Ковалева быть более внимательным и принимать более взвешенные решения.
- Актуальная проблема: далеко добираться до школы.
- Прибор, который мог бы помочь решить эту проблему: волшебный бинокль. Он способен приближать нужный объект. Например, чтобы добраться до школы, нужно выйти из дома, посмотреть в волшебный бинокль, и школа окажется прямо у твоей двери дома. Чтобы попасть из школы домой, нужно проделать обратную процедуру.
- Рассказ «Волшебный бинокль».
Ирина, как всегда, опаздывала в школу. Выходить из дома нужно было минимум за 30 минут: школа была далековато. В то утро за ней зашла подруга Аня. Только почему-то сегодня она не торопила подружку, не подгоняла, а сидела с очень таинственным, загадочным видом.
– Ты что? – не выдержала Иринка. У тебя секрет есть, да? Говори, я же по глазам вижу!
Аня порылась в портфеле и вытащила какую-то блестящую узкую трубку, суживающуюся к одному концу. Трубка сияла и переливалась.
– Что это? – с любопытством спросила Иринка.
– Это волшебный бинокль, – торжественно объявила Аня. – Папин знакомый изобретатель дал попользоваться. Только – тсс! Тайна и секрет!
– А что он делает?
– Ты сначала оденься. Выйдем из дома, все увидишь.
У подъезда Аня прошептала:
– Смотри в бинокль в ту сторону, где находится наша школа.
Ирина старательно зажмурила один глаз, к другому поднесла волшебную трубку. Вот это да! В один миг школьное крыльцо само уперлось ей в ноги. Сквозь стекла на первом этаже, она увидела своих одноклассников.
– Здорово!!! Настоящее волшебство!!! А как в школу попасть?
– Просто иди и продолжай смотреть в бинокль!
Ирина так и сделала. И очутилась на первом этаже школы.
Домой девочки возвращались вместе. Иринка попросила у Ани бинокль на несколько дней – все равно Аня с мамой уезжали в другой город. Когда Анютка вернулась, то первым делом пошла к Иринке в гости. После обмена новостями та протянула ей бинокль.
– Ты что? – удивилась Иринка. Не хочешь им пользоваться? Почему?
– Видишь ли, – понурилась Ирина, – когда я попадала в школу обычным путем, я успевала замечать столько интересного по дороге! И первый снежок, и яркую бабочку, и приход весны… К тому же за эти полчаса до школы я иногда повторяла правила или сама себе таблицу умножения рассказывала… А теперь… раз – и готово. Как-то неинтересно, что ли. Нет, одно дело, когда в больницу срочно нужно, или, например, пожар потушить. Взрослые, наверное, ему полезное применение найдут. А мы с тобой прекрасно и без волшебного бинокля обойдемся!