Кубок ТРИЗ-Саммита – 2018/2019
Категория 8-10 лет
Номинация «Изобретательство»
Задание 1. «Транспорт для воробья». Для установки ворот были установлены две трубы высотой 2 метра диаметром 10 см. в одну из труб случайно упал птенец воробья. Вылететь оттуда он не мог и чирикал что есть силы, пока его не услышали проходившие мимо дети. Как им спасти пернатого?
Задание 2. «Свет есть, дороги нет. А должна быть». В ночное время во время дождя покрытие дороги отражает свет, и водитель не видит порой даже линии разметки, не говоря об обочинах. По этой причине часто автомобили оказываются на обочине или вообще съезжают с дороги. Предложите несколько способов решения этой проблемы.
Номинация «Фантазирование»
Задание первое. Современный транспорт (автомобиль, автобус и т. д.) – это нечто прочное и стабильное. Есть, правда, машины с откидывающимся верхом (кабриолеты), есть автобусы, состоящие из двух частей, соединенных «гармошкой». В остальном же автомобили – это изделия прочные и неизменные. Неужели и в будущем транспорт останется таким же? Попробуйте придумать динамичный автомобиль. Автомобиль, который будет меняться по желанию хозяина. Как он будет выглядеть? Будет ли меняться только форма (как, кстати, она будет меняться?) или другие параметры? Опишите динамичный автомобиль будущего и придумайте небольшой рассказ о приключениях с таким автомобилем.
Задание второе. В романе Жюля Верна «Паровой дом» описана огромная машина, которая не катится на колесах, а шагает на приспособлениях, имитирующих ноги. Шагающие машины на Земле не прижились – колесные надежнее. Есть проекты шагающих марсоходов, но и на Марсе пока работают колесные аппараты «Курьезити» и «Оппортьюнити». В каких условиях шагающие машины надежнее колесных? Опишите возможное устройство шагающего автомобиля – его достоинства и недостатки. Придумайте небольшой рассказ о ваших приключениях во время поездки на шагающем автомобиле.
Номинация «Инструменты ТРИЗ»
«Если бы фантазии потребовалась эмблема, такой эмблемой могло бы послужить колесо. Созданное силой воображения в незапамятные времена, колесо и по сей день является основой нашей цивилизации.
Кто был изобретатель колеса?
Никто не знает. Все о нем забыли…
Крыло в природе человек узрел
И рычагов машинных сочлененье,
А он на мир не так, как все, смотрел,
Без подражанья мыслил, без сравненья.
Он смастерил однажды колесо,
И покатилось колесо по свету,
А он свернул, должно быть, сигарету
И сам себе воскликнул: «Хорошо!»
Так поэтично пишет Г.С. Альтшуллер об интереснейшем изобретении в работе «Краски для фантазии».
Попробуйте разобраться, какие именно функции выполняет колесо в различных устройствах, какие дополнительные элементы в устройстве колеса необходимы для выполнения этих функций.
Номинация «Исследования».
Вероятно, самым ранним и наиболее простейшим типом якоря был камень, обвязанный канатом. Такой тип якоря, придуманный не меньше шести с половиной тысяч лет назад, применяется и в наше время. С тех пор было изобретено 97 разновидностей якорей. Соберите картотеку разных видов якорей, попробуйте определить какие именно изобретательские задачи при этом решались, какие приемы использовались для разрешения противоречий.
Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»
На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики по двум темам:
- об истории различного вида транспорта и изобретениях, которые были при этом сделаны;
- иллюстрирующие примеры применения приемов разрешения противоречий для изобретений в различных видах транспорта.
Ролики должны быть короткие (от 2-х до 5 минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.
Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ.
На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:
http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/
В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2018/2019 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Герасимов О.М., Привалихин С.А., Литвак Ю.Н. номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.
Кубок ТРИЗ-Саммита – 2018/2019
Категория 11-14 лет
Номинация «Изобретательство»
Задача 1. «Объем топлива гоночного автомобиля». Автоспорт – категория технических видов спорта – очень популярен у зрителей. Этот вид спорта отличается тем, что для победы в гонках необходимо все время совершенствовать технический уровень трасс, средств контроля, безопасности и самих автомобилей. Интересно, что многие изобретения, сделанные для спортивных автомобилей (особенно это касается маневренности, сцепления с дорогой, системы торможения) использовались затем в городских автомобилях, внедорожниках и т.д. Для победы в гонке могут стать решающими именно технические совершенствования и различные хитрости. Одним из лучших техников, сделавших свою карьеру в американских гонках серийных автомобилей NASCAR, был Генри Юник, которого все современники знали по прозвищу «Смоуки». Особенностью гонки NASCAR является то, что в ней принимают участие серийные автомобили (сток-кары), при беглом взгляде их легко спутать с обычными автомобилями, которые люди водят по городским дорогам. Технический регламент (т.е. технические характеристики автомобиля) очень жестко регулируются. Как же технически превзойти соперника? Рассмотрим некоторые характеристики, которые могут быть изменены. На каких этапах гонщик теряет время? Один из самых времяёмких моментов – дозаправка. Частота (а вернее редкость) дозаправок вообще считалась одним из принципиальных моментов гонок сток-каров, напрямую увеличивающим шансы на победу. Но объем топливного бака не может быть изменен – это жесткое требование. Предложите несколько способов увеличения объема количества топлива, без увеличения объема топливного бака.
Задача 2. «Вес гоночного автомобиля». Гоночные автомобили должны обеспечить защиту гонщика при аварии. Для этого в конструкцию вводятся «силовые элементы», например, стальной каркас безопасности, который не позволяет «сложится» крыше, даже если машина перевернется. Предложите способы облегчить гоночный автомобиль.
Задача 3. «Вид гоночного автомобиля». При взгляде на гоночный автомобиль сразу бросаются в глаза колеса. Они придают машине свирепый вид. А между тем они создают добавочное сопротивление воздуха, снижают максимальную скорость. Даже у обычных легковых автомобилей колеса закрыты обтекаемым капотом. Так почему же колеса гоночных машин не закрыты обтекателями?
Номинация «Фантазирование»
Задание первое. Корабли плавают в реках, морях, океанах, потому что корабль легче воды. Но на другой планете, куда когда-нибудь доберутся астронавты, океаны могут состоять не из воды, а, например, из серной кислоты. Придумайте и опишите корабль, способный плавать в самых разных жидкостях, в том числе таких «агрессивных», как кислота. Придумайте небольшой рассказ о том, что может случиться во время плавания на таком корабле.
Задание второе. В рассказе Генриха Альтова «Ослик и аксиома» описаны игрушки, состоящие из ферромагнитного порошка – порошка, который под действием магнитного поля способен принимать различные формы (например, игрушки). Представьте себе автомобиль, кузов которого сделан из ферромагнитного материала. Опишите свои приключения при поездке на таком автомобиле.
Номинация «Инструменты ТРИЗ»
Морской якорь давно превратился в символ надежности. Невозможно подсчитать, сколько тысяч судов спас он за всю историю мореплавания. Но для современных огромных судов, водоизмещением в десятки и сотни тысяч тонн, он не всегда надежен. Показатель надежности якоря – отношение удерживающей силу к весу якоря – не превышает 10-12 (так, у самых известных конструкций – адмиралтейского якоря и якоря Матросова – при собственном весе 1 т удерживающая сила составляет всего 10 т). Но и эти максимальные величины достигаются только на плотном донном грунте. А если дно илистое или скальное? – здесь заглубление лап якоря просто невозможно. Как значительно (в 10 раз!) увеличить удерживающую силу якоря на любом дне?
Воспользуйтесь для решения этой задачи оператором РВС (размер, время, стоимость). Оператор РВС включает шесть мысленных экспериментов, перестраивающих условия задачи: размер объекта увеличивается до бесконечности (Р →ꚙ), уменьшается до нуля (Р →0); время процесса (или скорость движения объекта) увеличивается до бесконечности (В →ꚙ), уменьшается до нуля (В→0); стоимость (допустимые затраты) объекта увеличивается до бесконечности (С→ꚙ), уменьшается до нуля (С→0). Общие рекомендации по работе с оператором РВС:
- каждый эксперимент надо вести до появления нового качества;
- каждый эксперимент, чтобы не пропустить появления нового качества, разбивается на шаги; шаг – это изменение параметра объекта на порядок (т.е. в 10 раз).
Номинация «Исследования»
На спецмашинах («скорой помощи», пожарных и т.д.) устанавливается дополнительная фара, испускающая инфракрасные лучи. Детектор (приемник) на светофоре, приняв сигнал от машины, включит зеленый свет или задержит его переключение, если он уже горит, пока машина не минует перекресток. Это позволяет сократить время прибытия на вызов. Мы можем сделать вывод о необходимости взаимодействия транспортных средств и ближайшей надсистемы. Соберите картотеку таких взаимодействий. Попробуйте спрогнозировать, как будет в дальнейшем развиваться система взаимодействия различных видов транспорта и надсистем, в которых они передвигаются.
Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»
На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики по двум темам:
- об истории различного вида транспорта и изобретениях, которые были при этом сделаны;
- иллюстрирующие примеры применения приемов разрешения противоречий для изобретений в различных видах транспорта.
Ролики должны быть короткие (от 2-х до 5-ти минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.
Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ. На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:
http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/
В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2018/2019 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Герасимов О.М., Привалихин С.А., Литвак Ю.Н. номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.
Кубок ТРИЗ-Саммита – 2018/2019
Категория 15-17 лет
Номинация «Изобретательство»
Задача 1. «Передача сигналов между военными кораблями». Корабли военно-морского флота должны быть как можно незаметнее, чтобы противник не мог их обнаружить. В тоже время, для передачи сигналов по радио требуется высокая антенна. Но если сделать антенны высокими, то корабль сразу станет виден с далекого расстояния. Сигналы передаются очень короткое время, и ставить высокую демаскирующую антенну нельзя. Как быть?
Задача 2. «Байдарка для рыбалки». Прогулка на байдарке доставляет большое удовольствие. Узкий корпус позволяет перемещаться по водной глади длительное время при минимальных затратах энергии. Однако, если мы хотим остановиться и порыбачить, то сразу возникают проблемы, байдарка старается перевернуться. Если ездить на рыбалку на обычной надувной лодке, то далеко не уплывешь, сильно устанешь, но зато можно спокойно рыбачить. Как обеспечить спокойную рыбалку на байдарке?
Номинация «Фантазирование»
Задание первое. В рассказе Валентины Журавлевой «Снежный мост над пропастью» описан корабль, который может плыть намного быстрее обычного за счет того, что специальные устройства разбивают «скопления» (агрегаты) молекул воды на отдельные молекулы. Сопротивление среды резко падает, и скорость корабля увеличивается. Придумайте корабль, который при движении способен воздействовать на ту среду, в которой плавает. Напишите небольшой рассказ о приключениях во время плавания на таком корабле.
Задание второе. В романе Жюля Верна «Плавучий остров» описан огромный корабль – размером с небольшой остров. Сейчас это уже почти не фантастика. Плавучих островов пока нет, но современные океанские лайнеры перевозят в комфортных условиях тысячи пассажиров. Придумайте и опишите настоящий плавучий остров, где живут сотни тысяч, а может, и миллионы жителей. Напишите небольшой рассказ о приключениях на плавучем острове.
Номинация «Инструменты ТРИЗ»
Одним из механизмов реализации закона перехода в надсистему является линия МОНО – БИ – ПОЛИ – СВЕРТЫВАНИЕ. Классический пример это линия развития парусных судов. Один ПАРУС – два ПАРУСА для корректировки направления – много ПАРУСОВ у парусной шхуны – переход к лопастному двигателю (т.е. к принципиально другому принципу действия). Соберите картотеку примеров, иллюстрирующих линию моно-би-поли-свертывание в разных видах транспорта. Попробуйте спрогнозировать дельнейшее развитие транспортных средств.
Номинация «Исследования»
Задание 1. Какое средство транспорта было изобретено первым: наземное, водное или воздушное? Обоснуйте свой ответ. Вы знаете, что изобретения 5-го уровня (такие как колесо) создают принципиально новую техническую систему. Созданная система постепенно обрастает изобретениями низших уровней (4-го–1-го). Соберите картотеку изобретений разного уровня, относящихся к различным видам транспортных средств. Попробуйте спрогнозировать, какой вид транспортных средств будет изобретен в ближайшем будущем.
Задание 2. Соберите картотеку (не мене 15-20 примеров) применения приемов и стандартов в развитии разного вида транспорта. Какие изобретательские задачи были решены, сформулируйте противоречие, опишите, какие инструменты ТРИЗ были использованы. Результат можно оформить в виде презентации.
Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»
На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики по двум темам:
- примеры применения стандартов на решение изобретательских задач в различных видах транспорта. Для работы можно использовать материалы по стандартам, размещенные в интернете: http://www.altshuller.ru/triz/standards.asp
http://triz-summit.ru/confer/TDS-2012/205266/205416/205422
- примеры, иллюстрирующие линии развития систем (моно-би-поли-свертывание, динамизация, коллективно-индивидуальное) в различных видах транспорта.
Ролики должны быть короткие (от 2-х до 5-ти минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.
Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ.
На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:
http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/
В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2018/2019 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Герасимов О.М., Привалихин С.А., Литвак Ю.Н. номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.
Кубок ТРИЗ-Саммита – 2018/2019
Категория студенты
Номинация «Изобретательство»
Задача 1. «Уменьшить сопротивление». При движении автомобиля возникает сильное аэродинамическое сопротивление, чем выше скорость, тем выше сопротивление. Как понизить сопротивление воздуха при высокой скорости автомобиля?
Задача 2. «Стоимость круиза». Путешествовать на круизном судне очень интересно. Но дорого. Одним из факторов определяющих стоимость круиза является большая мощность двигателей судна, потребляющих дорогое топливо. Как понизить мощность двигателей при сохранении скорости судна с использованием ВПР?
Номинация «Фантазирование»
Задание первое. Представьте себе, что вы – капитан звездолета и опустились на планету в другой звездной системе. Сила тяжести на планете впятеро больше земной. Дорог там, конечно, нет – горы и ущелья. Атмосфера бескислородная и очень плотная – плотность воздуха в сто раз больше, чем на Земле на уровне моря. Вам и экипажу нужно исследовать планету. Придумайте и опишите конструкцию транспортного средства, которое нормально функционировало бы в описанных условиях. Придумайте небольшой рассказ о приключениях с таким «автомобилем».
Задание второе. Цель существования любого транспортного средства – доставка пассажиров к месту назначения. Автомобиль, корабль, самолет, даже звездолет – транспортные средства для передвижения в той или иной среде. В «этажной схеме» фантазирования Генриха Альтова это – первый этаж: один автомобиль, один корабль и т. д. Второй этаж схемы: много автомобилей, кораблей, самолетов и т. д. Это наш современный мир. Третий этаж: ситуация, когда цель достигается без использования объекта. Поднимемся на четвертый: ситуация, когда нет необходимости в достижении данной цели. Придумайте и опишите мир, где не нужно куда бы то ни было добираться. Конечно, транспорта там нет. А что есть? Опишите жизнь людей в таком мире.
Номинация «Инструменты ТРИЗ».
Одним из механизмов реализации закона перехода в надсистему является линия МОНО – БИ – ПОЛИ. Дальнейшее развитие систем может реализовываться как по линии свертывания, так и по линии развертывания. И та и другая линия направлены на повышение степени идеальности (свертывание уменьшает затраты, развертывание повышает функциональность).
Пример: Система чистки зубов.
В развитии транспортных средств наблюдаются такие же линии. Соберите картотеку примеров развития различных видов транспортных средств, отражающих эти линии. Попробуйте спрогнозировать дальнейшее развитие этих систем.
Номинация «Исследования»
Задание 1. Какое средство транспорта было изобретено первым: наземное, водное или воздушное? Обоснуйте свой ответ. Вы знаете, что изобретения 5-го уровня (такие как колесо) создают принципиально новую техническую систему. Созданная система постепенно обрастает изобретениями низших уровней (4-го–1-го). Соберите картотеку изобретений разного уровня, относящихся к различным видам транспортных средств. Попробуйте спрогнозировать, какой вид транспортных средств будет изобретен в ближайшем будущем.
Задание 2. Соберите картотеку (не мене 15-20 примеров) применения приемов и стандартов в развитии разного вида транспорта. Какие изобретательское задачи были решены, сформулируйте противоречие, опишите, какие инструменты ТРИЗ были использованы. Результат можно оформить в виде презентации.
Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»
На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики по двум темам:
- примеры применения стандартов на решение изобретательских задач в различных видов транспорта. Для работы можно использовать материалы по стандартам, размещенные в интернет: http://www.altshuller.ru/triz/standards.asp
http://triz-summit.ru/confer/TDS-2012/205266/205416/205422
- примеры иллюстрирующие линии развития систем (моно-би-поли-свертывание, динамизация, коллективное-индивидуальное) в различных видах транспорта.
Ролики должны быть короткие (от 2-х до 5-ти минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.
Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ.
На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:
http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/
В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2018/2019 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Герасимов О.М., Привалихин С.А., Литвак Ю.Н. номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.