Секция "ТРИЗ в образовании и творческая личность"

Аннотации к докладам

 

Гафитулин М.С. Развитие новых способностей

Динамика изменений в мире возрастает, что приводит к увеличению встреч с нестандартными ситуациями. Знания и опыт предыдущего периода часто не дают верного ответа для решения возникшей проблемы. Необходимо находить новые способы поиска решения сложных задач. Материал раскрывает авторский подход к организации образовательных условий для формирования и развития способностей человека.

 

Рубина Н.В. Формирование исследовательских тем для школьников и студентов в рамках исследовательского проекта "Биологические эффекты"

В докладе представлена классификация биологических эффектов на основе общих признаков живого и уровней организации живой материи. Разобраны примеры выявления биоэффектов, исследуются линии развития и эволюции живых организмов. Такой подход к выявлению и описанию биоэффектов требует ислледований разного уровня сложности: описание биоэффектов, сбора и анализ картотеки, выявление и описание линий развития и эволюции живых организмов, выявление закономерностей эволюции живой материи. В докладе будут предложены направления исследовательских работ по теме "Биологические эффекты".

 

Алиев Н. ВЕКТОР РАЗВИТИЯ: ЧЕРНЯЕВСКИЙ - АЛЬТШУЛЛЕР

Учитывая значимость заданной темы, доклад является логическим продолжением развития представленных в предыдущем выступлении (“TRİZ SUMMİT 2022”) предложений по совершенствованию образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне (метод: S-образная развития системы, Системный оператор). Презентация, в отличие от прежней работы, отражает некоторые теоретические аспекты педагогических трудов выпускников Горийской Семинарии с целью интеграции, наряду с педагогическими методиками ТРИЗ-Педагогики, в образовательную среду на региональном уровне. В первой части работы вниманию читателей (метод: Морфологический анализ, Структурно-компонентный анализ, Компаративный анализ) будут предложены выводы, составленные на основе методических разработок педагогов вышеназванной семинарии. Во второй части презентации вниманию участников TRİZ SUMMİT 2023 будет предложен уникальный опыт известного просветителя Алексея Осиповича Черняевского по выбору одаренных учащихся для обучения в Горийской семинарии, из стен которой впоследствии выйдут известные просвещенцы, педагоги, писатели, композиторы. Предназначение рекомендаций заключается в формировании достойных целей (метод-Жизненная Стратегия Развития Творческой Личности, ЖСРТЛ), с учетом регионального опыта, среди мотивированных участников в процессе набора и подготовки к ежегодному Международному Конкурсу «Кубок TRIZ Developers Summit» и другим аналогичным состязаниям ТРИЗ-сообщества. Следует отметить, что, как и в предыдущей презентации, социальная значимость статьи для ТРИЗ сообщества заключается в проведении предварительных исследований со стороны представителей Комитета Образования на родине автора теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера в Азербайджанской Республике.

 

Рубин М.С. ТРИЗ-цивилизация как миссия развития ТРИЗ

Миссия ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) состоит не только в решении задач и развитии изобретательского мышления людей, но и в создании системы ценностей, соответствующей целям объединения цивилизаций на Земле на основе доминирования в обществе творческих и любящих взаимоотношений, а не эксплуататорских, стяжательских и авторитарных. Сформированная на таких принципах цивилисфера (объединение земных цивилизаций в единую систему) является геосферой нового типа наравне с литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.
ТРИЗ-цивилизация – это модель цивилизации, в которой ТРИЗ, как общественный инструмент развития, является важной составляющей государства и науки, широко распространенной областью человеческой деятельности. Формирование ТРИЗ-цивилизации является одним из инструментов компенсации когнитивных искажений, которые способны привести цивилизацию к катастрофическим последствиям. В докладе рассмотрены различные аспекты формирования концепции ТРИЗ-цивилизации, цели, задачи и структура ТРИЗ-цивилизации, ключевые задачи развития теории и практики ТРИЗ и ТРТЛ. Предлагаемая в работе структура ТРИЗ-цивилизации определяет к середине 22 века потребность в более чем 20 млн. ученых, специалистов, консультантов, преподавателей по ТРИЗ.

 

Рубина Н.В. Кубок ТРИЗ Саммита-2023

Кубок ТРИЗ Саммита – это конкурс по ТРИЗ, отличающийся тем, что разнообразные формы заданий в нескольких номинациях конкурса дают возможность участникам продемонстрировать владение разными инструментами ТРИЗ в процессе изобретательской деятельности. Тема конкурса 2023 года "Авиация". В докладе будут рассмотрены наиболее интересные решения изобретательских задач, исследования и фантастические рассказы участников.

 

Гафитулин Т.М. Противоречие между гуманизацией и дегуманизацией образования с точки зрения ТРИЗ-педагогики

Педагогический процесс, как и остальные технологии, подвержен тенденции дегуманизации, то есть автоматизации и вытеснению человека. Это позволяет решить такие важные задачи, как индивидуализация образования, его ускорение, выявление и распространение лучших практик. С другой стороны, эта тенденция приводит к механизации процесса обучения, снижает роль личности рядового учителя, увеличивает до непреодолимой дистанцию между учителем и учеником, препятствует человекоцентричности образования. Сложно согласиться с тем, что обучение и воспитание людей будет управляться искусственным разумом. ТРИЗ-педагогика включает обучение как технологическим (АРИЗы), так и творческим (РТВ) практикам и поэтому могла быть дать интересное решение в вечном споре между «физиками» и «лириками». Цель доклада – показать, как разрешается противоречие между гуманизацией и дегуманизацией образования с точки зрения ТРИЗ-педагогики.

 

Амнуэль П. Научно-техническое прогнозирование в футурологии и научно-фантастической литературе. P. Amnuel. 

В современной футурологии используют обычно методы экстраполяций, тенденций, сценариев и экспертных опросов. Более или менее успешные прогнозы удается делать на коротких промежутках времени (краткосрочные прогнозы, до одного года). Среднесрочные прогнозы (1-5 лет) имеют гораздо меньше шансов осуществиться, а для дальнесрочных (более 5 лет) вероятность осуществления в большинстве случаев приближается к нулю. Основная причина: футурологические прогнозы не могут учитывать неизбежных качественных скачков в развитии науки и техники. Поэтому, как ни парадоксально, для прогнозирования будущего необходимо привлекать и научно-фантастическую литературу, поскольку авторы-фантасты не боятся предлагать качественно новые идеи в области науки и техники. Поэтому научно-фантастические идеи имеют более высокую степень выживаемости, чем идеи футурологов. Фантасты ошибаются чаще, когда пользуются идеями современной науки, не изменяя их качественно с помощью приемов РТВ. В статье приводятся примеры таких научно-фантастических идей, а также научно-фантастические идеи, полученные с помощью приемов РТВ и впоследствии подтвержденные наукой и техникой. Приведенные примеры и анализ научно-фантастических идей могут быть использованы при обучении развитию творческого воображения.

 

Dr. Farber. Комплексная синергия математики, науки и ТРИЗ в педагогике и исследованиях. A complex synergy of math, science, and TRIZ in pedagogy and research

Решение научно-технических задач условно можно предствить в виде двух частей: на качественном уровне, с применением ТРИЗ, и на количественном, с применением математических методов и компьютерного моделирования. Без второй части не представляется возможным  на должном уровне имплементоровать решения, полученные в первой части. В докладе, на основе 48-летнего опыта обучения индивидуально и в наших корпорациях, рассматривается взаимосвязь между ТРИЗ, фундаментальным образованием и их взаимное дополнение. С одной стороны, обучение ТРИЗ предполагает глубокую фундаментальную подготовку по точным наукам и языкам, а с другой стороны, фундаментальная подготовка учащихся находится не на должном уровне и нуждается в значительном улучшении. В этой связи, с применением ТРИЗ, мы разработали Методы обучения точным наукам, что в свою очередь повышает эффективность обучения ТРИЗ. Такой "кольцевой" подход обучения ТРИЗ и базовым знаниям, взаимно дополняет друг друга. В докладе рассматриваются различные аспекты применения ТРИЗ для развития мышления, и повышения уровня фундаментальных знаний, с привлечением примеров-"мостиков" из преподавательской деятельности онлайн и в аудитории, в Европе и Америке. Такой многоплановый подход применения ТРИЗ, дает школьникам, студентам и специалистам, неоспоримые преимущества в различных аспектах учебы, творчества, научной карьеры, и в жизни.