Программа вебинара по формированию и развитию Талантливого Мышления.
Вебинары организованы Школой Талантливого Мышления http://schooltalented.com/. Первый вебинар прошел в 2014-2015 годах, второй идет сейчас.
Программа рассчитана на 90 часов. Курс делится на два семестра, занятия проводятся по 2 часа два раза в неделю. После каждой темы даются домашние задания. Первый семестр заканчивается курсовой работой.
После первого вебинара программа откорректирована, в нее добавлена новая тема, изменен ряд примеров, задач и упражнений.
Занятия сопровождаются подробными презентациями по 50-80 слайдов в каждой. Примеры слайдов которых даны в приложении.
Представленная программа может служить основой для подготовки исследователей, но целый ряд тем для этого должен быть адаптирован к этой задаче.
Ю.С. Мурашковский
Программа 1 курса.
-
Что такое талантливое мышление? Как его в себе воспитать и поддерживать?
-
В чем проявляется талантливое мышление? Как измерять результаты талантливого мышления?
-
Тренировка: измерение результатов талантливого мышления.
-
Границы нашего мышления. Как их определять и выходить за них? Тренинг по определению границ и выходу за них.
-
Какие качества составляют талантливое мышление? Как их исследуют?
-
Принципы системного мышления. Принцип иерархичности.
-
Многомерность иерархии систем.
-
Тренировка иерархического мышления.
-
Принцип эволюционности. Два времени развития. Тренировка эволюционного мышления. Принцип эмерджентности. Ранговость мышления. Тренировка ранговости мышления.
-
Причины возникновения сложных проблем. Структура сложных проблем. Отличие простых и сложных проблем.Тренировка: определение причин и структур сложных проблем.
-
Анализ сложных проблем. Общая последовательность анализа. Тренировка: анализ сложных проблем.
-
Основные принципы решения сложных проблем.
-
Тренировка: решение сложных проблем.
-
Умение оперировать большими массивами информации. Исследовательская картотека – структура, формирование, использование.
-
Картотека: работа с информацией.
-
Единица информации. Тренировка работы с картотекой.
-
Ассоциативное воображение. Необходимость его для талантливого мышления. Механизм ассоциативного воображения.
-
Тренировка ассоциативного воображения.
-
Аналогическое мышление. Аналогия – первый этап развития талантливых идей. Структурирование аналогического мышления. Тренировка аналогического мышления.
-
Обобщения. Иерархическая структура обобщений. Тренировка иерархических обобщений.
-
Линия развития представлений. Прогнозирование будущих открытий с использованием этой линии. Тренировка: прогнозирование будущих открытий.
-
Суть мышления – мысленное моделирование. Плюсы и минусы моделирования. Иерархическая структура мысленных моделей. Протогипотеза. Тренировка: определение моделей и их границ.
-
Минимальная система и минимальное представление. Выявление минимальных систем. Тренировка: выявление минимальных систем.
-
Концепция исследований.
Программа 2 курса.
-
Надмодели и их виды. Абсолюты и их виды.
-
Возможности преодоления надмоделей и абсолютов.
-
Тренировка: формирование и преодоление надмоделей и абсолютов.
-
Переход в надсистему представлений. Принцип идеальности.
-
Тренировка: нахождение идеальных решений.
-
Переход от представлений об одиночных объектах к представлениям о группах и множествах. Особенности групп и множеств.
-
Тренировка: переходы к группам и множествам.
-
Переход от однофакторных представлений к многофакторным. Умение видеть происходящие процессы во всей полноте.
-
Тренировка: развитие многофакторных представлений.
-
Умение неограниченно увеличивать и уменьшать параметры рассматриваемых объектов и явлений. Тренировка: развитие параметров в наших представлениях.
-
Представление о времени. Растяжение и сплющивание времени. Переход от состояний к процессам.
-
Тренировка: полное использование времени внутри наших представлений.
-
Двойное время. Умение видеть одновременно онтогенез и филогенез явлений.
-
Тренировка: переходы от онто-времени к фило-времени и обратно, умение видеть новые возможности.
-
Умение менять и создавать терминологию. Польза и вред терминов.
-
Тренировка: создание и отброс терминов.
-
Максимальное использование языка. Естественные и искусственные ограничения для языка. Умение расширять язык.
-
Тренировка: создание новых слов и выражений.
-
Смелость мышления. Умение «не оглядываться». Характер общественных ограничений на смелое мышление.
-
Масштаб и особенности Творческой Личности. Некоторые подходы к воспитанию Творческой Личности с раннего детства.
-
Максимальная творческая стратегия. Обсуждение курса.
Приложение: типичные слайды презентаций.
Мурашковский Юлий.Программа вебинара по формированию и развитию Талантливого Мышления.