"Не решать проблему, а создавать условия, при которых она не возникает. (Геннадий Иванович Иванов)".

Презентацию скачать в PDF.

Annotation to the article “Do not solve a problem, but create conditions at which it does not appear” (Gennady Ivanovich Ivanov)

This article is dedicated to the teaching activity of Gennady Ivanovich Ivanov. There are some important episodes of Gennady Ivanov’s life described in the article which influenced his destiny and his formation as TRIZ Master, Teacher, and Methodologist.

There are references about his seminars, his personal reminiscences and examples of training programs from different years of teaching: starting from 1980s and finishing by the modern 2010s years. All this programs have in common the same goal, which is a development of creative thinking.

The education from Gennady Ivanovich Ivanov was organized in such a way that every education step broughtinstrumentality and maximal practical value. In his lectures the deepest philosophy of basic concepts and sophisticated practicality of TRIZ tools were combined, which was naturally joined with Lows of Technical System Evolution and finally the unified logical system for practical application was formed.

Below are a few quotations from the opinions of his TRIZ colleagues:

“Who knew Ivanov has a right notion of what MASTER means”, KAA, http://www.metodolog.ru/node/1884

"... if transform to a “slogan” the words of those of his trainees whit whom we discussed different TRIZ seminars, we can see the following (hopefully, Boris will not be offended): 
“If you want to be “amazed” with workmanship of applying TRIZ – go to Zlotin’s seminar, but if you really want to learn workmanship of applying TRIZ – to Ivanov”, Gregory Frenklach, http://www.metodolog.ru/node/1884

Аннотация к статье: "Не решать проблему, а создавать условия, при которых она не возникает. (Геннадий Иванович Иванов)".

Данная статья посвящена преподавательской деятельности Иванова Геннадия Ивановича. В статье даются некоторые эпизоды из жизни Геннадия Ивановича, которые коренным образом повлияли на его судьбу и его становление как ТРИЗ-мастера, Учителя, и Методиста.

Приводятся отзывы о его семинарах, его личные воспоминания и примеры учебных программ из разных лет преподавания, начиная с 1980-х годов и заканчивая современными 2010-ми годами. Все его программы объединяет общая цель - воспитание творческого начала.

Всё его обучение строилось так, чтобы каждый элемент обучения нес инструментальность и максимальную прикладную полезность. В его лекциях всегда были неразрывно связаны глубочайшая философия базовых понятий и изысканная практичность инструментов ТРИЗ, все это органично состыковывалось с Законами Развития Технических Систем и объединялось в единую стройную систему для практического применения.

Из высказываний его коллег по ТРИЗ:

"Кто знал Иванова, тот имеет правильное представление, что значит - МАСТЕР",  KAA , http://www.metodolog.ru/node/1884.

"...если превратить в "слоган" слова тех его учеников, с которыми мы обсуждали различные курсы по ТРИЗ - получится следующее (надеюсь, что Борис не обидится):

"Если хочешь "восхититься" мастерством использования ТРИЗ - поезжай на семинар к Злотину, но если хочешь действительно научиться мастерству использования ТРИЗ - к Иванову", Gregory Frenklach, http://www.metodolog.ru/node/1884.

Не решать проблему, а создавать условия,

при которых она не возникает.

(Геннадий Иванович Иванов)

Вступление.

Иванов Геннадий Иванович Мастер ТРИЗ, профессионал высочайшего класса в решении производственно-технологических проблем, всю свою тризовскую жизнь передавал знания и навыки коллегам и ученикам. Среди них были и маленькие дети и подростки и молодые люди и студенты и матерые специалисты своего дела - люди совершенно разных специальностей и слоев общества (инженеры, профессоры директоры предприятий, бизнесмены, учителя, рабочие)  Он провел сотни семинаров по ТРИЗ для различных предприятий, учебных заведений, бизнес центров. Его всегда волновало воспитание творческого начала у детей, развитие творческих способностей у молодых людей (школьников и студентов) и творческая мотивация взрослых состоявшихся специалистов. 

Я постараюсь рассказать о Геннадии Ивановиче, как о преподавателе, целью которого была не просто передача своих знаний слушателям и ученикам, его целью было воспитание навыков творческого отношения к жизни. Он всегда продвигал мысли о том , что человек создан творцом, так как убери из жизни любого из нас возможность хоть что то создавать и самопроявляться в творчестве - жизнь становится тусклой бесцельной и деградирующей. Эта статья не предусматривает полного рассказа о профессиональной работе Геннадия Ивановича как разработчика, решателя, консультанта, писателя. Тем не менее отделять все это ровным срезом от обучающей деятельности Геннадия Ивановича мне не представляется правильным, поэтому , конечно будут в статье появляться и эти его черты.

В короткой статье рассказать о всех семинарах не реально, поэтому я постараюсь рассказать о самых запомнившихся и значимых для меня (может и не только для меня) особенностях, вехах и эпизодах в преподавательской практике Иванова Геннадия Ивановича.

В этой статье я опираюсь на работы и материалы созданные самим Геннадием Ивановичем, на работы его друзей и коллег и на свои личные воспоминания.

С чего началось.

(из интервью с Ивановым Г.И. ,г. Сувон, Южная Корея. 01 января 2010г.)

http://www.metodolog.ru/node/713

http://narod.ru/disk/15486944000/G.Ivanov_1.MP3.html

«-... Это было в 1973-м году. Помог случай. Но как говорят умные люди, случай подходит к людям подготовленным. До встречи с т.н. теорией ТРИЗ я был вроде бы неплохим изобретателем на своей службе, где работал. И конечно, меня интересовало все, что относилось к изобретательству. И конечно, у меня случилось то же самое, что и у многих специалистов ТРИЗ - я встретил книгу «Алгоритм изобретений». В 1973-м году она вышла.  Это была моя командировка в Москву. В одном из московских киосков я купил эту книгу. А дальше уже были такие дни, что я только лишь занимался чтением этой книги, "забросил" всю свою работу, я не забросил – я выполнил, но только очень быстро. И в основное время было – изучение этой книги...»

«...Поразила возможность управляемого творчества, то есть. возможность не гадать, как лучше сделать, а иметь какую-то технологию работать в какой-то системе. Тем более, что книга эта, конечно, написана так, что ее текст был эмоционально насыщенный. И сейчас ее читать можно с удовольствием. Для меня это было открытием. Это все равно, что открылась какая-то новая область жизни...»

«.....Я уже после нескольких лет, когда уже занимался и преподаванием ТРИЗ, и развитием, рассказывал слушателям легенду, которые говорят охотники наши сибирские: кабан никогда не видит неба. Он всегда смотрит в землю и ищет корни. Если кабана перевернуть и он увидел небо, он цепенеет. Он цепенеет и теряет сознание. Потому что такого простора он никогда не видел. Со мной случилось, примерно, то же, когда я увидел вот эту книгу. Меня перевернули....»

«...Зрелый человек. знающий цену творчеству. У меня уже было 10 – 15 изобретений, которые я сделал на своей работе в Ангарске. Вот меня перевернули. Я увидел этот простор. Дальше я на работе стал пропагандировать. Мне даже выделяли несколько часов, чтобы я рассказывал моим коллегам – конструкторам. Я работал начальником группы конструкторов. И конечно, все те мысли, которые собирались в этой книге, я пытался передать.»

«...  Второй случай меня заставил более внимательно изучать эту область. Мой сын учился в 4-м классе. И однажды он привел домой целый класс ребят. Я спрашиваю: зачем? – «А они попросили меня показать живого изобретателя. Вот, папка, ты изобретатель. Я привел, чтобы посмотрели на тебя». Я увидел в глазах ребят желание быть такими же – изобретать и прочее. Этот возраст, когда перед человеком открывается мир и он сам хочет участвовать в его построении. Мы договорились с ребятами, что я буду заниматься с ними, если они пожелают, 2 – 3 раза в неделю, в подвальном помещении нашего дома – там комната была. Вначале я с ними предполагал где-то месяц-два. А вот это собеседование с ними затянулось на несколько лет.»

«... Прошло уже лет 15. и судьбы этих людей маленьких сейчас уже можем просмотреть..... Все они состоялись в жизни как личности. Никто из них, даже в трудные времена перестроечные, никто не жаловался на судьбу. Все были инициативными потому, что понимали, что главное в человеке – это творчество. Это подойти к любой проблеме зная, что ее можно решить. И дальше уже искать средства для решения.

С Альтшуллером я познакомился благодаря тому, что он, как сейчас можно оценить, великий подвиг совершал. Публиковал в течение многих лет в «Пионерской правде» конкурсы. И мы участвовали в этих конкурсах. И в большинстве своем мои ребята были победителями...

«.... Да, это 76-й, 77-й года. И благодаря тому, что ребята хорошо работали, фантазировали, он и заинтересовался. А дальше возникла переписка, затем он даже приезжал к нам в Ангарск. Но это отдельная история. Потом расскажу. Я понял то, что ТРИЗ – это болезнь, от которой нет лекарства. Если человек действительно этот микроб принял, то дальше защитные силы организма не работают. Он полностью перестраивается на творческий этап.

Я не сомневаюсь в том, что человеческий организм, его образ мышления и вся жизнедеятельность предназначены для сотворения, для изменения мира. Вот интересный факт. Я верующий человек. Православный. Я обратил внимание на то, что в Библии наиболее распространенное слово – это "творец" ....»

«... Мне кажется, я так подразумеваю, у каждого здорового человека есть мотив к творчеству. Но реализовать его – он ищет способы, как реализовать. Это у него в душе потребность, как потребность в пище. Если нет этой пищи, он ее ищет. У человека тоже потребность в каком-то проявлении себя, в становлении себя. Он растет, он хочет реализовать то, что природа требует....»

"Ангарский Центр Методологии"

В 1985 году. Геннадий Иванович увольняется со своей основной работы - из НИИ и организовывает в г. Ангарске с Шуняевой Ольгой и группой единомышленников хозрасчетный центр обучения изобретательству, который в последствии превратился в Ангарский Центр Методологии Научно Технического Творчества (АЦМНТТ)

(из интервью с Ивановым Г.И. ,г. Сувон, Южная Корея. 01 января 2010г.)

«-... Ольга Шуняева – организатор от бога – она сумела наладить все связи, взаимоотношения. Она тем более входила в почетный когда-то круг ведущих комсомольских вожаков в городе, ей уже было под тридцать. И она наладила поставку слушателей. Каждый месяц предприятия выделяли нам своих слушателей.

И вот это, конечно, была та область, в которую я полностью погрузился и очень благодарю судьбу за то, что я познакомился с Альтшуллером, познакомился с его трудами, стал несколько разбираться в ТРИЗ. и появилась возможность передать это другим. Наша школа просуществовала практически 8 лет. За это время прошло 2 – 3 тысячи человек. Это хозрасчетная школа.

«… в первые годы особенно было интересно тем, что наш областной ВОИР делал несколько многократных попыток, чтобы закрыть нас. На фоне областного совета ВОИР эта школа ежемесячно давала 10, 20, 30 заявок на патент. У нас были требования, что каждый должен решить задачу и оформить ее заявкой на изобретение. И по сути дела мы выдавали больше изобретений, эта группа, чем весь областной ВОИР. Вот поэтому не понравилось. И приходило руководство мэрии, требовали закрыть и т.д...."»

***

АЦМНТТ существовал, с 1985 по 1994г.г. Обучение было только платное. Платили предприятия за обучение своих специалистов. Некоторые слушатели приезжали и учились за свои деньги. Слушатели проходили месячные курсы методом полного погружения с 8 утра и до 8-10 вечера. Несколько групп проходили трехмесячное обучение с выездом в глухие таежные турбазы. Слушатели абсолютно все и всегда получали опыт решений не только учебных задач, но и решали свои реальные "боевые" задачи. Одними из условий приема любого слушателя на обучение были обязательное наличие у слушателя минимум 3-х не решенных задач с его производства.

(из интервью с Ивановым Г.И. ,г. Сувон, Южная Корея. 02 января 2010г.)

http://www.metodolog.ru/taxonomy/term/23?page=1

«....Мы завлекали чем? Что направленный к нам человек должен иметь не менее трех задач, взятых с производства. Если эти задачи не будут решены, то деньги возвращаются.

Таких случаев возврата не было. Ученики всегда уезжали с решенными проблемами. Кроме того "Центр" гарантировал предприятиям, что ученик вернется с оформленными документами для подачи заявок на изобретение по решениям этих учеников.

Иркутский ВОИР несколько раз пытался повлиять на городские и областные власти, чтобы "Центр" закрыли, запретили. Причина проста - "Центр" делал по 30-35 заявок в месяц, а это больше, чем весь областной ВОИР.»

(из интервью с Ивановым Г.И. ,г. Сувон, Южная Корея. 02 января 2010г.)

http://www.metodolog.ru/taxonomy/term/23?page=1

«....в первые годы особенно было интересно тем, что наш областной ВОИР делал несколько многократных попыток, чтобы закрыть нас. На фоне областного совета ВОИР эта школа ежемесячно давала 10, 20, 30 заявок на патент. У нас были требования, что каждый должен решить задачу и оформить ее заявкой на изобретение. И по сути дела мы выдавали больше изобретений, эта группа, чем весь областной ВОИР. Вот поэтому не понравилось. И приходило руководство мэрии, требовали закрыть и т.д....»

Именно тогда отрабатывались принципиальные особенности обучения "Ангарского Центра". Кратко одну из них можно обозначить так: Практическая полезность - слушатель уже в течении первого дня обучения должен  получить практический инструмент для работы с задачей и элементарный навык его использования. Понятно что такая заинтересованность далее на занятиях развивалась, вводились новые инструменты и понятия. В какойто момент все понятия и инструменты связывались стройной логикой рассуждений и каждый этап подкреплялся примерами и закреплялся персональной работой слушателей со своими задачами. Понятие идеальности работало на 100%. Слушатель сам себя учил и решал свои задачи.

Кроме учебы в аудитории ученики, в общей сложности, на протяжении недели работали в Иркутском патентном фонде. Выполняли патентные поиски с 1924 года и по настоящее время. Они работали как над своими задачами, так и выполняли патентные поиски с целью выявить цепочки развития той или иной технической системы. Это было также и практикой по ЗРТС.

Например г-н Яковенко, кроме других школ обучающих ТРИЗ, учился в своё время в "Ангарском Центре" и выполнял работу "Развитие систем очистки воздуха" (эволюция развития циклонов).

Вот отрывок из отзыва другого слушателя семинаров Иванова Геннадия Ивановича в 1988г. К сожалению, я из координат этого человека имею только это: Submitted by KAA 

http://www.metodolog.ru/node/1884

«... Я познакомился с Геннадием Ивановичем осенью 1988 года , когда  приехал на семинар в  «школу изобретателей» - Центр «НТТМ Байкал».  (далее, АЦМНТТ - прим. Иванова И.Г.) С тех пор  (на сегодня (март 2015г. прим. Иванова И.Г.) это ровно половина моей биографии)  не расстаюсь с Теорией.»

«....Ангарская школа ТРИЗ это его детище. Он был её мозгом, сердцем и главной движущей силой.

На всех семинарах, которые проводились в Ангарске, чувствовался системный подход: в чёткости организации, в расписании занятий, в преподаваемых предметах. Всё было продумано и обоснованно, вплоть до домашних заданий и информационной поддержки после окончания курсов.

По правилам (заведенным Альтшуллером) после каждого семинара, или в процессе оного (соответственно его продолжительности ) предполагалось выдавать слушателям определенный набор печатных раздаточных материалов :  «Справку о ТРИЗ-88», Стандарты 77, Приемы,  АРИЗ- 85В и т.п..  В  Ангарске  строго придерживались этих установок и  кроме того, каждому слушателю  после семинара  обязательно выдавалась  специально размноженная  повесть  Ричарда Баха  «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».  Как «искра божья»  впридачу.  Мелочей не было.  На  семинарах  преподавались все составные разделы  Теории.  Всё было важно и существенно.    От и до.  Начиная с  РТВ и классических методов поиска   до ФСА.   Даже некоторое количество часов отводилось на  изучение организации  интеллектуальной деятельности.    В Ангарске я впервые испытал,  что такое « обучение с погружением».  8 часов  занятий + домашние задания + круглые столы  и  культурная программа (экскурсии в музеи, театр)+ плюс общение «в кулуарах» (обмен мнениями) по вечерам.  Два дня  работа в  патентном фонде (чтобы знали дорогу). Оформление решений собственных задач. Круглые сутки за вычетом времени на сон мы были  в обстановке  изобретательства.

  И даже, когда нам вручали  свидетельства  о окончании  курсов  второго уровня,  свидетельствующие , что мы сами можем преподавать.( Все дипломы в Ангарской школе ТРИЗ были красного цвета . Это понималось нами как БОЛЬШОЙ АВАНС , который мы должны отработать ).     В дипломе  было написано: Такой-то, такой..   прослушал курс объемом.., выполнил необходимые…    и получил квалификацию «Преподаватель современных методов поиска  и принятия решений».  «А почему не «Преподаватель ТРИЗ?»», -  спрашивали мы. 

-  Потому что когда-нибудь потом  аббревиатура  «ТРИЗ»  может смениться на какую-то  другую или вообще уйдет из названия,  а  понятие «современные методы» всегда будет современным, -  провидчески  объяснил нам Иванов.

« ВАША ЗАДАЧА,- улыбался он, -  БУДЕТ,  ДЕЛАТЬ  ВСЁ  ТАК, ЧТОБЫ  ТРИЗ  ВСЕГДА ОСТАВАЛАСЬ СОВРЕМЕННОЙ». Устанавливая  тем самым  «планку» для нас.

 Навсегда засели в голове притчи, которыми  Геннадий Иванович приправлял объяснения.  

   Он очень тонко чувствовал юмор и сам мастерски рассказывал анекдоты. Всегда очень артистично и  к месту.  «В точку», что называется.  Анекдотами и притчами он иллюстрировал свой рассказ,  делая образы незабываемыми.  Это , как я потом убедился  на собственном  опыте , очень высокое педагогическое мастерство.  Он им владел.

- Представьте себе высокое дерево, -  он рисовал на доске это дерево.,- Что будет,  если это дерево одно  такое высокое  среди остальных  деревьев  в лесу? - и он рисовал лес, - Это дерево .. что с ним будет,  если случится ураган?  Его сломает , - сам же отвечал он  на поставленный  вопрос.

- Вот вы, теперь, обладаете такими знаниями  и таким потенциалом..Вам надо быть готовыми к тому, что вас будут не понимать.  Вы как это  дерево, - он постукал мелком по доске, -  И вы, чтобы вас не сломало ,должны подтягивать, выращивать деревья , которые вокруг вас, - и он изображал это графически , - Тогда можно быть уверенными, что  порывом ветра во время бури  вас не сломает. 

Он сам жил по такому принципу  и  «подтягивал»  вверх всех с кем ему приходилось работать. Не скупился на похвалы, даже за какие-то небольшие подвижки.  Учитель должен быть великодушным, щедрым  и снисходительным.

  Геннадий Иванович   поддерживал, опекал  и всячески помогал 12-ой школе Ангарска ,  директор которой  взяла Теорию  на вооружение и стала работать по авторской программе. Проводил семинары, писал отзывы и рецензии,  дарил книги. ...»

***

В результате обучения, каждый должен был решить свои задачи, оформить заявку на изобретение и пройти защиту своих решений перед комиссией в которую входили и представители с его производства. Затем им вручали дипломы подписанные Альтшуллером

Все это продолжалось до 1993 года, когда остановилась вся промышленность и значительная часть страны обнищала в результате упорной заботе о народе перестроечного правительства и радикальных реформ народных депутатов и президента Ельцина.

Но работа по обучению ТРИЗ не остановилась, хотя и значительно изменилась.

Семинары стали проводить прямо на производствах, в учебных центрах повышения квалификации. Выездные семинары стали нормой и позволяли продолжать роботать. Конечно пришлось отказаться от месячных семинаров. Максимум на что приходилось расчитывать это на двух-трех недельные семинары. Программу обучения основательно переработали. Не смотря на это в программе всегда основное место занимали основополагающие понятия  ТРИЗ - Системность, Идеальность, Ресурсы, Противоречие, Способы разрешения противоречий Все это давалось на фоне Законов Развития Технических Систем и всегда подкреплялись примерами и только затем давались все остальные понятия и профессиональные материалы. Так формировалось философское восприятие ТРИЗ как системы размышлений, а не просто как набора решательных инструментов.

Рождение АВИЗ и развитие его в АРИП-2009(п.т.)

Из практики обучения сформировавшихся специалистов Теории Решения Изобретательских Задач стало все яснее и четче проступать, что инструменты решения уже выявленной задачи ( АРИЗ, Противоречия, Приемы, Стандарты) прекрасно работают на сформулированых, "очищенных" задачах. Быстро стала ясна и необходимость аналитического определения того какую именно задачу необходимо решать. Как выбрать эту самую задачу из целого клубка проблемных производственных процессов.  Обычный производственник никогда не занимался вычленением ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ и уж точно никто из руководителей не собирался определять их своим рационализаторам-изобретателям.

(из интервью с Ивановым Г.И. ,г. Сувон, Южная Корея. 02 января 2010г.)

 http://narod.ru/disk/16784415000/G.Ivanov_2.MP3.html

« ... Генрих Саулович не отрицал это. «Да, я работал 25 лет, и самое трудное – это входная часть. Анализ проблемной ситуации, выбор задач». Алгоритм хорошо работает, когда задача сформирована. Готовая. Но как показала практика, действительно первая часть является определяющей на производствах, где человеку не дается никаких задач, а дается просто проблема. Здесь он был согласен.  И сейчас появились какие-то модификации, основанные на опыте, в т.ч. и моя модификация в первой части, затем последующих частей. Но остались во всех этих вариантах главные вещи, которые были и будут всегда в этих алгоритмах. Какие это главные вещи? Системность (системный взгляд), Идеальность , понятие Ресурсов (надо привлекать то, что имеется), затем понятие о противоречиях и их разрешениях. Вот это основные реперные точки, которые создал Генрих Саулович, которые, быть может, останутся на века.»

Геннадий Иванович со своей командой и другими коллегами с 1995 года стал вплотную занимался проработкой именно первой части АРИЗа. Выбор задачи из производственной ситуации. При обучении слушателей и решении реальных , как говориться, "боевых " задач по крупицам собирались материалы для постоения логически верного проведения входа в ситуацию, постоение взаимосвязей в проблемной ситуации и выявление первопричины возникновения конфликта с выходом на формулирование именно ФИЗИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ и формулированием собственно текста задачи, в котором должен был быть заложен и ответ на неё.

Каждый шаг опробовался на реальных задачах при проведении консалтинговых работ, при разборе производственных задач слушателей обучающих семинаров. Каждый такой анализ задач на семинарах был для преподавателей как экзамен с пристрастием.

Эта работа вылилась в написание алгоритма действий решателя,  который позволяет сформировать  ясный взгляд на ситуацию, снимает предвзятое и порой ошибочное восприятие ситуации и проявляет причины корневой проблемы. Вся последовательность получила название Алгоритм Выбора Изобретательской Задачи (АВИЗ-2000) и была доложена на съезде МАТРИЗ. Сам АВИЗ-2000 опробовался на десятках различных семинаров  по решению задач и консалтинговых работах. Выявились его неожиданные дополнительные возможности. По отзывам учеников, которые работали в последствии со своими ситуациями по этому алгоритму, он выводил их не только на формулировку задачи, но и на решения.

(из интервью с Ивановым Г.И. ,г. Сувон, Южная Корея. 02 января 2010г.)

«... Алгоритм нужен для практического применения, чтобы человек получил какой-то результат анализируя проблему. Алгоритм великая вещ, формирует диалектическое мышление. Ни одной методики нет которая формировалась бы именно на диалектике системности мышления. Не зря ГСА говорил, "... плоха та теория, которая не имеет возможности развиваться...»

Преподавание АРИПа на русском языке проходило довольно успешно. Логика построения размышлений сразу воспринималась слушателями.

В 2006-м году Геннадий Иванович приезжает по контракту на работу в Южную Корею (Samsung Electronics). Здесь его попросили рассказать АВИЗ для ТРИЗ специалистов компании.

Оказалось, что логика, в переводе с русской речи очень тяжело воспринимается. Понадобилось срочно ужесточить логические пути рассуждений по АВИЗ, что бы каждый последующий шаг вытекал из результатов предыдущих действий, кроме того Слушатели не понимали что делать со сформулированной задачей, если алгоритм заканчивался на этом.... Было решено переработать АВИЗ в вид приближенный к, например, компьютерному алгоритму. Кроме того вошли в этот алгоритм и решательные инструменты и рекомендации по их применению. Так в алгоритме появилась более четкая и жесткая последовательность выполняемых операций, логических  рассуждений и  формулировок. Кроме того появились рекомендации в применении 40 приемов скомпонованных по типу применения к каждому виду диалектических способов  разрешения  ФИЗИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ (ранее у Альтшуллера они рекомендовались только к работе с Техническими Противоречиями).

Алгоритм получился, что называется сквозной, от первого знакомства с проблемной ситуацией, через определение первопричин её возникновения, с выявлением ложных задач и определением коренной задачи, формулированием изобретательских задач и их физических противоречий с последующим инструментарием по разрешению этих противоречий, и до анализа последствий принимаемых решений. В итоге пришлось дать новое имя "родившемуся ребенку" - Алгоритм Решения Инженерных Проблем производственно-технологический (АРИП п.т.-2009)

Входная часть алгоритма теперь позволяет формировать понимание проблемной ситуации и в процессе её анализа вычленять причины, место и время её появления, а также определять ложные задачи, проводить формулирование реальных задач и выявлять ресурсы для их решения, которые оцениваются на эффективность применения и затем органично встраиваются в формулировку Задачи. И теперь, когда на физическом уровне задача сформулирована, вводятся в действие решательные инструменты ТРИЗ. 

На каждом шаге этого алгоритма используются  базовые понятия ТРИЗ. Системность, Идеальность, Противоречия, Ресурсы все это пронизано и связано вместе Законами Развития Технических Систем. В алгоритме очень органично  задействованы и более специальные инструменты ТРИЗ, например, инструменты для генерации решений - диалектические способы решения физических противоречий, 40 приемов разрешения технических противоречий, Вепольный Анализ, Стандарты, Информационный фонд и Эффекты, операторы снятия Инерции Мышления и т.д.

Весь этот материал теперь дается на лекциях и семинарах, которые проводят ученики и соратники Иванова Геннадия Ивановича.

Основные этапы для изложения материала слушателям на лекциях

 

Базовая структура построения лекций для инженеров и технологов.

  1. Зачем человеку творчество.
    1. Поисковая активность - творческий подход - повышение качества жизни
    2. Неалгоритмические Методы активации творческого мышления.
    3. Что такое Теория Решения Изобретательских Задач.
  2. Понятие системности.
    1. Основы системного мышления.
    2. Системный анализ и многоэкранная схема мышления.
    3. Развитие системного взгляда ("Да-Нетки", Логические образные ряды, и т.д.)
    4. Понятие о технической системе
  3. ЗРТС
    1. Понятие о Законах Развития Технических Систем.
    2. Полнота частей системы,
    3. Примат развития рабочего органа
    4. Линия жизни ТС
  4. Понятие идеальности.
    1. Понятие Идеального Конечного Результата.
    2. Идеальность в природном мире
    3. Формулирование задачи с применением "идеальности"
    4. Формулирование ИКР
  5. ЗРТС
    1. Повышение степени идеальности ТС
    2. Повышение степени динамизации ТС
    3. Закон перехода от моно к би и полисистемам.
    4. Закон перехода от макро на микроуровень.
  6. Понятие противоречий.
    1. Единство противоположностей
    2. Разрешение противоречий.
  7. Понятие ресурсов.
    1. Классификация ресурсов
    2. Приемы работы с ресурсами
    3. Формулирование ИКР с применением ресурсов
  8. ЗРТС
    1. Закон сквозного прохода энергии.
  9. Развитие Творческого Воображения.
    1. Инструменты снижения Инерции Мышления.
  10. 9.2 Практика использования инструментов для РТВ.
  1. Веполи
    1. Понятие о Веполе,
    2. Вепольный анализ.
  2. Стандарты
    1. Понятие о стандартах. Система стандартов. Практика работы со стандартами.
    2. Алгоритм использования стандартов
  3. Информационные фонды
    1. Профессиональные знания, научные знания.
    2. Патентные фонды
    3. Эффекты: Физические, Химические, Геометрические, Биологические и др.
    4. Правила пользования сборниками эффектов
  4. Алгоритмы
    1. АРИЗ 85 В
      1. История возникновения
      2. Шаги работы по АРИЗ 85 В
      3. Решение задачи по АРИЗ 85 В
    2. Достоинства и недостатки АРИЗ 85 В
    3. АРИП-2009(п.т.).
      1. Шаги работы по АРИП 2009п.т.
      2. Решение задач по АРИП 2009п.т.
  5. Понятие о Функционально-Стоимостном Анализе.
  6. Понятие о Диверсионном анализе.
  7. ТРИЗ в нетехнических сферах.
    1. Применение ТРИЗ в науке.
    2. Применение ТРИЗ в медицине.
    3. Применение ТРИЗ в бизнесе и управлении.
  8. Жизненная стратегия творческой личности.
    1. Основные качества творческой личности.
    2. Основные качества творческого коллектива.
  9. Общий обзор пройденных  тем.
  10. Защита выпускных работ
  11. Подведение итогов семинара.
    1. Оценка применимости результатов обучения
  12. 20.2      Составление отзывов замечаний и пожеланий

 

Базовая структура построения лекций для инженеров и технологов

  1. Зачем человеку творчество.
    1. Поисковая активность - творческий подход - повышение качества жизни
    2. Неалгоритмические Методы активации творческого мышления.
    3. Что такое Теория Решения Изобретательских Задач.
  2. Понятие системности.
    1. Основы системного мышления.
    2. Системный анализ и многоэкранная схема мышления.
    3. Развитие системного взгляда ("Да-Нетки", Логические образные ряды, и т.д.)
    4. Понятие о технической системе
  3. ЗРТС
    1. Понятие о Законах Развития Технических Систем.
    2. Полнота частей системы,
    3. Примат развития рабочего органа
    4. Линия жизни ТС
  4. Понятие идеальности.
    1. Понятие Идеального Конечного Результата.
    2. Идеальность в природном мире
    3. Формулирование задачи с применением "идеальности"
    4. Формулирование ИКР
  5. ЗРТС
    1. Повышение степени идеальности ТС
    2. Повышение степени динамизации ТС
    3. Закон перехода от моно к би и полисистемам.
    4. Закон перехода от макро на микроуровень.
  6. Понятие противоречий.
    1. Единство противоположностей
    2. Разрешение противоречий.
  7. Понятие ресурсов.
    1. Классификация ресурсов
    2. Приемы работы с ресурсами
    3. Формулирование ИКР с применением ресурсов
  8. ЗРТС
    1. Закон сквозного прохода энергии.
  9. Развитие Творческого Воображения.
    1. Инструменты снижения Инерции Мышления.
    2. Практика использования инструментов для РТВ.

 

  1. Веполи
    1. Понятие о Веполе,
    2. Вепольный анализ.
  2. Стандарты
    1. Понятие о стандартах. Система стандартов. Практика работы со стандартами.
    2. Алгоритм использования стандартов
  3. Информационные фонды
    1. Профессиональные знания, научные знания.
    2. Патентные фонды
    3. Эффекты: Физические, Химические, Геометрические, Биологические и др.
    4. Правила пользования сборниками эффектов
  4. Алгоритмы
    1. АРИЗ 85 В
      1. История возникновения
      2. Шаги работы по АРИЗ 85 В
      3. Решение задачи по АРИЗ 85 В
    2. Достоинства и недостатки АРИЗ 85 В
    3. АРИП-2009(п.т.).
      1. Шаги работы по АРИП 2009п.т.
      2. Решение задач по АРИП 2009п.т.
  5. Понятие о Функционально-Стоимостном Анализе.
  6. Понятие о Деверсионном анализе.
  7. ТРИЗ в нетехнических сферах.
    1. Применение ТРИЗ в науке.
    2. Применение ТРИЗ в медицине.
    3. Применение ТРИЗ в бизнесе и управлении.
  8. Жизненная стратегия творческой личности.
    1. Основные качества творческой личности.
    2. Основные качества творческого коллектива.
  9. Общий обзор пройденных  тем.
  10. Защита выпускных работ
  11. Подведение итогов семинара.
    1. Оценка применимости результатов обучения
    2. Составление отзывов замечаний и пожеланий.

 

 

Некоторые примеры программ обучения ТРИЗ разработанные Ивановым Г.И.

Программа семинара ТРИЗ для специалистов производственных компаний Южной Кореи

ПОЯСНИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Данная программа предназначена для обучения специалистов производств и студентов Теории Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ.

Программа содержит  в себе основные, классические и проверенные временем понятия и инструменты пригодные для решения  многих технических проблем.

Основная цель программы – выработать у слушателя алгоритмический способ мышления при анализе и решении технических проблем.

Учитывая, что любой учебный процесс имеет три этапа – знакомство, изучение, усвоение , программа так же разделена на части по которым готовятся специалисты ТРИЗ различных уровней - первого, второго и третьего.

Первый уровень предусматривает знакомство с основными понятиями, которые необходимы для  формирования и развития творческого мышления  -  системность и системный анализ проблемной ситуации,  идеальность и составление Идеального Конечного Результата, противоречия и диалектические способы их разрешения, ресурсы и правила их использования.  Так же даются операторы развития воображения, фантазии и снижения инерции мышления. (Количество учебных часов – 48)

Второй уровень  предусматривает  углубленное изучение диалектических понятий о системности, единстве противоположностей, видах противоречий в технике и принципах их разрешений,  использование вещественно- полевых ресурсов, а так же изучение и усвоение  решательных инструментов ТРИЗ  –  приемы, вепольный анализ, стандарты и алгоритмы (АРИЗ и АРИП. Они предназначены для решения особо сложных задач, а для большинства задач (не менее 80%) не требуется их применение, достаточно иметь хорошо усвоенные понятия системности, идеальности, противоречия и использование ресурсов). (Количество учебных часов – 72)

Третий уровень предусматривает  изучение и усвоение Законов Развития Технических Систем – ЗРТС и их практическое применение совместно с уже известными инструментами ТРИЗ, изученных на первом и втором уровнях.

Программой третьего уровня в основном предусматривается повышение профессионального  уровня владения инструментами ТРИЗ при решении реальных производственных проблем. Основное время уделяется отработке навыков самостоятельной работы слушателя с технической проблемой. (Количество учебных часов – 136)

Общее лекционное время подготовки специалиста ТРИЗ, способного самостоятельно решать изобретательские задачи, составляет (48 + 72 + 136) = 256 часовъ

Каждое занятие, на всех уровнях, включает в себя 30% теории и 70% практики, - тоесть на конкретных примерах и задачах закрепляются рассматриваемые темы