Непрерывное образование и ТРИЗ

Владимир Петров

Аннотация

Статья посвящена созданию системы непрерывного образования ТРИЗ.

В статье описываются необходимые условия создания и поддержания системы непрерывного образования и ожидаемые результаты внедрения этой системы.

Ключевые слова:

ТРИЗ, непрерывное образование.

Введение

ТРИЗ уже получила распространение в мире, но значительно меньше по сравнению с другими методами, такими как 6 Sigma, Lean и т.п.

Безусловно, эти методы значительно проще и их несравненно легче изучать.

Одним из способов увеличения распространения ТРИЗ, на наш взгляд, может быть создание системы непрерывного образования ТРИЗ.

Непрерывное образование (НО) – это непрекращающийся процесс овладения знаниями, умениями и навыками, осуществляемый на протяжении всей жизни.

Истоками непрерывного образования можно считать Танах, Библию, философов Древней Греции. Платон и Аристотель считали, что процесс обучения должен осуществляться в течение всей жизни.

Принцип «образования через всю жизнь» был определен на 46 сессии Генеральной конференции Международной организации труда в 1962 году [1]: «Обучение является процессом, продолжающимся в течение всей трудовой жизни человека в соответствии с его потребностями как индивида и члена общества». Сам термин "непрерывное образование" впервые употребляется в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а после опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора в 1972 году принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, "руководящей конструкцией" для нововведений или реформ образования во всех странах мира.

Цели непрерывного образования: Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Ставит целью развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннего саморазвития

Содержание непрерывного образования: Содержание ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования — "личностный опыт" как компонент содержания образования.

Методы и формы образования: Учитель выполняет функции организатора учебы и призван на деле обеспечить индивидуальный подход в обучении. Доминируют продуктивные, активно-творческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера. Цель — дать не только знания, но и опыт их самостоятельного добывания. Обучение строится по индивидуальному принципу, при котором каждый учащийся имеет возможность продвигаться вперед в освоении материала своим темпом.

Что можно получить в результате: Развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели [2].

Этот вид образования прочно вошел в системы образования всех стран.

Непрерывное образование в ТРИЗ

Применительно к ТРИЗ непрерывное образование должно начитаться с раннего детства и продолжаться всю жизнь. Еще лучше образование должно начинаться до рождения ребенка, т.е. ТРИЗ должны обучаться будущие родители.

Широкое распространение ТРИЗ должно начинаться с подготовки комплекса учебных материалов, преподавателей и наставников для всех возрастов и всех направлений.

Г.С. Альтшуллер постоянно создавал учебные материалы (учебные программы и планы, учебники, задачники, раздаточные материалы, учебные плакаты и т.д.) и создал систему подготовки преподавателей и исследователей ТРИЗ. Одной из таких работ было разработка программы «Икар и Дедал» [3].

"Икар и Дедал" содержал большую пояснительную записку. В ней излагалось обоснование, зачем нужны две программы ("Икар" – первый курс: освоение ТРИЗ и "Дедал" – второй курс: подготовка преподавателей ТРИЗ). Кроме того, в пояснительной записке описывалось: что такое ТРИЗ, эффективность обучения, особенности комплекса и каждой из программ в отдельности, особенности системы обучения и учебных материалов, список литературы, собственно программы и поурочные планы занятий. Особое внимание уделяется подготовке исследователей ТРИЗ. Во многом этот комплекс актуален и сегодня.

С этой же целью Э. Злотиной и В. Петровым была разработана «Универсальная система построения учебных программ» [4].

Универсальная система имеет блочную структуру и систему построения конкретных учебных программ. Кроме того, система включает методику преподавания и перечень учебно-методических материалов.

Система включает три основных и три специализированных блоков.

Основные блоки предназначены для подготовки пользователей и преподавателей ТРИЗ. Специализированные блоки предназначены для людей, решающих специфические задачи (управление организацией и разрешение жизненных ситуаций) и развития творческого мышления у детей младшего возраста.

К основным блокам относятся:

  • блок предварительной подготовки,

  • блок процесса изобретательства,

  • блок психолого-педагогической подготовки преподавателей.

    К специализированным блокам относятся:

  • блок социально-психологического тренинга,

  • блок организации и управления,

  • блок формирования творческого мышления детей.

    Используя материалы, каждого из блоков и учитывая рекомендации по составлению учебных программ можно легко составить учебную программу, отвечающую требованиям конкретной аудитории, отдельного слушателя, их особенностей, целям обучения и опыту преподавателя.

    Каждый блок содержит разделы, в которых описаны конкретные темы, перечни практических занятий, деловых игр, учебно-методических материалов и списка литературы.

    На наш взгляд, представленная универсальная система, может быть использована еще и сегодня, но ее, безусловно, необходимо адаптировать под современные условия, так как появились новые теоретические и методические материалы, появились принципиально новые технологии обучения, использующие компьютер и Интернет, изменилось патентное право России.

Непрерывное образование, на наш взгляд, должно основываться на послойном обучении. Один и тот же блок или его часть могут обучаться с разной степенью глубины. Обучение должно начинаться с поверхностного слоя. Далее изучается следующий более глубинный слой. Это подобно тому, как изучается математика в школе от класса к классу и далее послойно изучается высшая математика.

Обучение ТРИЗ может начинаться с простейших элементов и в дальнейшем постепенно углубляться расширяться и усложняться.

Для начального обучения, очень важно, излагать материалы в наиболее простом и доступном виде с примерами и задачами, не требующими дополнительных знаний и разъяснений.

Сегодня уже разработаны и опробованы учебные программы и материалы для дошкольников, школьников, студентов техникумов, колледжей и университетов, специалистов разных областей. Необходимо только эти разрозненные программы привести к единой системе непрерывного образования.

Особо хотелось бы отметить важность и роль наставничества на всех этапах непрерывного обучения. Наставничество – это доводка подготовленных специалистов на «рабочем месте». Наставниками могут быть родители на ранних этапах обучения детей, специально подготовленные учителя в школе и преподаватели в университетах или инструкторы в компаниях. Задача наставников не обучение (это делают учителя и преподаватели), а отработка полученных знаний и умений, добиваясь выработки навыков. Чаще всего наставники – это самые квалифицированные и опытные преподаватели.

Система непрерывного образования должна включать «институт» исследователей и методистов ТРИЗ, которые будут создавать новые теоретические и методические материалы.

Выводы

Для создания системы непрерывного образования ТРИЗ необходимо:

  1. Согласовать имеющиеся учебные материалы по обучению всех возрастов и всех направлений. При этом материалы должны быть преемственными, углубляющими, расширяющие и дополняющие, изученные на предыдущих этапах.

  2. Создать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей и наставников.

  3. Создать систему аттестации преподавателей, наставников и исследователей ТРИЗ.

  4. Создать условия для самостоятельного обучения и повышения квалификации.

  5. Создать «институт» исследователей, разработчиков и методистов ТРИЗ.

  6. Создать систему анализа и отбора наилучших методических и теоретических материалов для рекомендации их в качестве повышения квалификации и переподготовки специалистов.

    Создание и поддержание системы непрерывного образования ТРИЗ позволит:

  7. Выработать, поддерживать и развивать навыки использования ТРИЗ на протяжении всей жизни.

  8. Расширить распространение ТРИЗ в мире.

  9. Повысить квалификации специалистов и преподавателей ТРИЗ.

Литература

  1. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда: 1957 – 1990. Рекомендация № 117 МОТ: О профессиональном обучении//Женева: Международное бюро труда, 1991. – с. 1344-1366.

  2. Сергеева М.Г., Буденко Н.Н. Система оценка качества непрерывного экономического образования. Монография. Курск, 2012.

  3. Альтшуллер Г. «Икар и Дедал» комплекс учебных программ для школ НТТМ и подготовки преподавателей. Баку, 1985, 34 с.

  4. Злотина Э., Петров В. Универсальная система построения учебных программ. Л.: ЛПИ, 1985, 91 с. http://www.trizminsk.org/e/prs/23305.htm#001.

              Непрерывное образование и ТРИЗ