TDS-2014, September 3, Prague
Simon S. Litvin, PhD, Chief Scientific Officer, GEN3 Partners, Boston, USA, simon.litvin@gen3.com
Исходная проблема в современной ТРИЗ и постановка темы
В практике ТРИЗ-консалтинга существуют разные виды инновационных проектов, которые существенно отличаются друг от друга своими целями, ограничениями, длительностью и ожидаемыми результатами. Существующая типовая Дорожная Карта (Roadmap) инновационного проекта достаточно эффективно работает для некоего среднего типового случая. Однако для каждого вида проекта, а также для некоторых типовых особенностей проекта имеет смысл исключить из работы (свернуть) ряд инструментов ТРИЗ, а в других случаях наоборот добавить в Дорожную Карту инструменты ТРИЗ, редко употребляемые в типовых проектах. На сегодняшний день выбор применяемых аналитических и решательных инструментов ТРИЗ производится консультантами произвольно, главным образом на базе личного опыта и персональных предпочтений.
Попытки применять в рамках одного инновационного проекта все известные на сегодня инструменты ТРИЗ приводят к недопустимым затратам времени и ресурсов участников проета. Кроме того результаты применения разных видов анализа и разных решательных инструментов часто сильно пересекаются.
Обобщенная Дорожная Карта не позволяет эффективно планировать консультационный проект.
Если мы действительно хотим сдвинуть техническое творчество в сторону более или менее точной науки, необходимо разработать перечень типовых видов проектов и условий их проведения, а также сформулировать рекоммендации по выбору наиболее эффективных инструментов ТРИЗ для каждого типового случая.
Предлагаемый подход
Для эффективного выбора инструментов ТРИЗ предлагается:
- Составить список типовых видов инновационных проектов, наиболее часто встречающихся в практике ТРИЗ-консалтинга. Например, в практике GEN3 Partners типовыми можно считать следующие виды проектов (в докладе на Саммите они будут описаны более подробно):
- Product/Process Improvement
- New Product Development
- Technology Forecast
- Cost Reduction
- Technology Scouting
- IP Evaluation and Circumvention
- Technology Due Diligence
- Prototyping/Verification (with secondary problems identification and addressing)
- Developing Products for Emerging Markets
- Technology Landscaping
- Sustainability Improvement
- Feasibility Study
- Adjacent Markets Identification
- Составить список типовых особенностей, условий и ограничений проекта:
- Длительность проекта (короткий – менее месяца, средний – 2-4 месяца, длительная программа – от 4 месяцев до нескольких лет)
- Ожидаемые клиентом результаты на выходе проекта (идеи, обоснованные концепции, прототипы, демонстрирующие принцип действия, рабочие прототипы, готовый продукт или технология).
- Вид объекта инновации – продукт, технологический просесс, сервис, интеллектуальная собственность, организационная система, и.т.п.
- Наличие ресурсов (количество и квалификация участников проекта, бюджет проекта, возможность привлечения партнеров и соисполнителей)
- На каком структурном уровне находятся заказчики проекта (топ менеджеры, R&D, Marketing, Manufacturing, etc.)
- Доступность информации об объекте инновации (наличие подробной информации от клиента, доступность экспертов, наличие опытных образцов, возможность оперативного доступа к дополнительной информации, и.т.п.)
- Составить список инструментов современной ТРИЗ (как канонических инструментов классической ТРИЗ, так и разработок ведущих ТРИЗовских исследователей и практиков):
- Аналитические инструменты, предназначенные для анализа и моделирования объекта инновации и формулирования ключевых задач
- Решательные инструменты, предназначенные для решения выявленных задач
- Прогнозные фундаментальные инструменты (например, Законы Развития ТС)
- Вспомогательные иструменты (например инструменты РТВ, Global Knowledge Network, computer simulation tools, FEA, SolidWork, etc.).
- TRIZ-based software tools.
- Разработать рекоммендации по выбору инструментов ТРИЗ для различных типов и особенностей проектов
Ожидаемые результаты работы
В работе будет представлена систематизация инновационных проектов в соответствии с вышеуказанными критериями, рекоммендации по выбору инструментов ТРИЗ, а также алгоритм выбора и формирования Дорожной Карты.
Будет приведен ряд примеров для разных типов проектов.