Филичев Сергей Александрович. Дидактчиеское обеспечение развития изобретательского мышления.

 

Филичев Сергей Александрович, Специалист по ТРИЗ второго уровня.
 
Дидактчиеское обеспечение развития изобретательского мышления.
 
Автору не удалось найти ни в отечественных, ни в переводных работах по теории личности понятие «изобретательское мышление» . Наиболее близкими оказались термины «творческий потенциал» и «творческое воображение» [1]. Однако структура творческого потенциала и методы развития творческого воображения отличаются в разных источниках. Например, профессор Н.В. Попкова рассматривает техническое сознание как понятие, используемое для анализа способов взаимодействия технической рациональности (в данном случае выступающей в форме технического мышления, познающего законы технической реальности) и технической деятельности (выступающей в форме технического поведения, регулирующего поступки включенных в создание и функционирование технической реальности индивидов)» [3, с 64]. Кроме того, развитие изобретательского мышления кажется автору не самоцелью, а задачей, вторичной (вспомогательной) по отношению к формированию полноценной творческой личности.
            К настоящему моменту автором подготовлены методические указания для молодежи (старшеклассники, студенты младших курсов вузов) «Раскрой свой творческий потенциал», в котором предложены авторские задания из курса ТРИЗ. В основе - структура творческого потенциала по Н.И. Наумкину [2].
            На основе достижений теории личности автором разработано место изобретательского мышления в структуре личности и предложен задачник, развивающий его компоненты.
 
Литература.
  1. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2004. - 283 с.
  2. Наумкин Н.И. Инновационные методы обучения в техническом вузе. - Саранск, 2007. - 120 с.
  3. Попкова Н.В. Антропология техники. Проблемы, подходы, перспективы. - М.: Либроком, 2012. - 349 с.

__________________________________________________________________________

Вопросы и комментарии к заявке от организатора ТРИЗ Саммита 2013.

1. Термин "изобретательское мышление" не сильно распространен, но его используют некоторые специалисты по ТРИЗ, например, Н.Рубина, А.Сокол, И.Мурашковска, В.Петров, в моих работах. Поиск по Яндексу дает около 500 откликов (http://www.temm.ru/redirect.php?id=204554 http://www.altshuller.ru/triz/triz2.asp http://www.selfcreation.ru/chelovek/klyuch-k-resheniyu-problemy-nedaleko-ot-samoj-problemy.html и др.

2. Я бы не стал утверждать, что существует теория личности вообще, как физика или химия. Есть разные теории личности разных авторов. На какую теорию личности опираетесь Вы из Вашего материала пока не понятно. Наумкин, например, о теории личности ничего не говорит, как мне показалось. Он предлагает использовать ПО "Изобретательская машина". Новизна, прямо скажем, не очень высокая.

3. Вы используете самые разные термины, которые мне трудно понять однозначно и свести в единую систему: теория личности, творческий потенциал, техническая рациональность, техническое мышление, техническая реальность индивида, творческая личность и т.д. Не понятно, что имеется ввиду под этим терминами и как они взаимосвязаны.

4. Понятен последний абзац:
"На основе достижений теории личности автором разработано место изобретательского мышления в структуре личности и предложен задачник, развивающий его компоненты"
Большая просьба раскрыть этот тезис максимально подробно:
- о какой теории личности идет речь и о каких достижениях конкретно?
- что имеется ввиду под изобретательским мышлением?
- о какой структуре личности идет речь?
- какое собственно место изобретательское мышление занимает в этой структуре личности
- как со всем этим связан предложенный Вами задачник.

Просьба прислать уточняющий материал в январе 2013 года, чтобы у нас была возможность получить более ясное представление о заявленном материале.
Всего доброго!
Михаил Рубин