Скачать полный текст работы в PDF
Диссертационная работа на звание Мастера ТРИЗ
«ТРИЗ вне техники. Стратагемы, как аналог приемов для решения нетехнических задач в сфере выборов, рекламы и PR»
Автор: Фаер Сергей Алексеевич
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Актуальность темы исследования 4
Цели исследования 4
Обзор известных подходов по данной проблеме 5
Методы решения поставленной проблемы 6
Как рождаются приемы 6
Принципы и правила для поиска сильных решений 6
Критерии сильного тактического приема 8
Метод стратагем 9
Ранжирование приемов 9
Как представлены приемы в методике 9
Краткий перечень приемов и стратагем 9
Приемы и стратагемы с формулами 12
Варианты систематизации приемов и стратагем 23
Методика создания ресурсно-идеальной стратегии 27
Принятые подходы к стратегии выборной кампании 27
Функциональное определение стратегии 28
Тризовский подход к созданию стратегии 29
Ресурсно-идеальная стратегия 30
Анализ результатов проведенного исследования и личный вклад соискателя 41
Практика применения 42
Выводы и рекомендации по применению 43
Список работ, опубликованных по теме диссертации 44
Литература 45
Введение
С 1991 года я начал применять ТРИЗ для решения нетехнических задач. Сначала это были отдельные задачи из области рекламы, ПР, выборов. Постепенно у меня начал сформировываться собственный подход, отличный от всего того, что до сих пор применялось на выборах. То есть с помощью ТРИЗ я мог от начала и до конца разработать весь креатив выборной кампании (одна выборная кампания – это большой проект, который включает несколько десятков нетехнических задач разной степени сложности).
В это же время происходила отработка инструментов из арсенала ТРИЗ, которые эффективно работают и вне техники. Так отлично себя зарекомендовали: понятие «противоречие» и способы его разрешения во времени, в пространстве, в системных уровнях и в отношениях; понятие ИКР, а также два приема «Обратить вред в пользу» и «Сделать наоборот». Накопился опыт решений нетехнических задач и большая картотека красивых собственных решений. Это количество, в какой-то момент, переросло в качество. Стали появляться шаблоны или стандартные креативные ходы, которые можно было повторять в схожих ситуациях, чтобы еще быстрее решить какую-либо задачу. То есть, это были не вербализированные приемы, аналогичные приемам разрешения технических противоречий Г.С. Альтшуллера. Главное отличие новых приемов было в том, что они стали учитывать/задействовать как бы дополнительное измерение, связанное с человеком. Это измерение включает такие понятия, как мотивация, стереотипы, менталитет, страхи, настроение, различные психологические эффекты и т.п. В 1996 году эта масса полезных знаний переросла в критическую и мне пришлось сесть за создание новых приемов уже целенаправленно. Итогом работы стала, вышедшая в 1998 году книга-методика «Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы». На тот момент моя методика показала совершенно новое направление для тех, кто занимается выборными кампаниями (сегодня слово «стратагема» уже вошло в обиход у политиков, создано много книг о стратагемах). Первый тираж книги-методики тиражом 5 тысяч экземпляров разошелся в течение года (в основном в Москве). А в 2001 году книга вышла таким же тиражом в Украине.
Об успехе методики говорит и тот факт, что ее преподают в вузах на кафедрах политологии, социологии, общественных отношений (PR) (например, в МГИМО МИД РФ http://ivanow.narod.ru/CurriculumMGIMO.html).
Одной из целей моей книги была пропаганда ТРИЗ и тризовского мышления в новой среде, далекой от техники и изобретательства, а именно в среде политиков, менеджеров, чиновников… Эта задача решена – книга затронула все эшелоны власти – с первых же дней выхода из типографии она продавалась в Государственной Думе РФ и в Доме Правительства.
Вашему вниманию представляется не только методика приемов и стратагем, но и методика создания ресурсно-идеальной стратегии. Это подход к пониманию стратегии и ее разработке с точки зрения ТРИЗ. К защищаемой работе она имеет отношение, поскольку ресурсно-идеальная стратегия – это еще один из вариантов системного использования всего комплекса приемов и стратагем.