Положение о сертификации специалистов по ТРИЗ до 4-го уровня (включительно) в Ассоциации «Международный Совет Мастеров ТРИЗ».

Ассоциации «Международный Совет Мастеров ТРИЗ».

Принято на заседании Президиума МСМ-ТРИЗ (протокол №   от 27.11.2019)

Вступает в силу с 25.01.2020

 

1. Общие положения.

1.1. Цели создания системы оценки уровня знаний и сертификации по ТРИЗ:

- предоставить объективную информацию об уровне знаний и опыте применения инструментов ТРИЗ конкретного специалиста.

- обнаружить проблемы в знаниях и навыках ТРИЗ специалиста с целью дальнейшего их устранения и повышения его квалификации в области ТРИЗ.

1.2. Общие принципы сертификации.

Каждый уровень сертификации показывает, в какой деятельности по ТРИЗ может быть занят специалист, помогает сориентироваться в возможностях специалиста по ТРИЗ при реализации проектов по ТРИЗ.

1.3. Для сертификации вводятся следующие уровни:

- ассистент специалиста по ТРИЗ: обладает только отдельными навыками применения инструментов ТРИЗ, может участвовать в ТРИЗ-проектах, но не может самостоятельно решать изобретательские задачи; может проводить занятия по отдельным темам (по готовым материалам).

- специалист 1-го уровня: имеет навыки решения изобретательских задач; имеет навыки разработки отдельных тем курса ТРИЗ, и/или тестов для проверки знаний и навыков, и/или учебных материалов по отдельным темам;

- специалист 2-го уровня: умеет анализировать систему (процесс) КАК ЕСТЬ, находить и решать множество изобретательских задач; имеет навыки организации обучения, разработки методических и дидактических материалов для 1-го уровня;

- специалист 3-го уровня: умеет анализировать систему (процесс) КАК ЕСТЬ, прогнозировать эволюцию КАК БУДЕТ, находить пределы принципа действия системы (процесса) и ее элементов, находить и решать множество изобретательских задач; имеет навыки организации обучения, разработки методических и дидактических материалов, имеет навыки обобщения педагогического опыта;

- специалист 4-го уровня: имеет практические навыки руководства, координации и успешного выполнения проектов ТРИЗ, имеет навыки описания и анализа принципа действия систем, имеет опыт подготовки дорожной карты (roadmap) проектов по ТРИЗ и адаптации инструментов ТРИЗ к конкретной практической деятельности; имеет навыки организации обучения, разработки методических и дидактических материалов, имеет навыки обобщения педагогического опыта и адаптации инструментов ТРИЗ для решения педагогических задач.

1.4. Проект ТРИЗ – это проект, в реализации которого применяются инструменты ТРИЗ. Примерами проектов ТРИЗ являются проекты, направленные на:

- снижение себестоимости или повышение функциональности изделий и процессов;

- анализ компаний, организаций, производственных предприятий, технологических процессов, конструкций, выявление и решение задач, содержащих противоречия;

- разработку стратегий развития предприятий, организаций, компаний;

- создание изобретений и получение патентов на эти изобретения;

- создание и внедрение инноваций в продукты, технологические процессы, бизнес-процессы, организационную структуру, бизнес-модель предприятия;

- разработку программ обучения, методик преподавания отдельных инструментов ТРИЗ, разработка дидактических (учебных) материалов для преподавания ТРИЗ (учебников, учебных пособий и т. д.).

1.5. Применение инструментов ТРИЗ в проекте означает, что с помощью инструментов ТРИЗ в проекте получены существенные промежуточные и/или окончательные результаты проекта, которые не могли бы быть получены без инструментов ТРИЗ. Существенными являются результаты, без которых проект не может считаться успешным.

1.6. Проектная и изобретательская деятельность с применением ТРИЗ может выполняться в различных сферах деятельности: производство и технологии, информационные системы, бизнес, образование и т. д.

1.7. Уровень сертификации определяется аккредитованным экспертом Международного Совета Мастеров ТРИЗ с применением системы подсчета набранных баллов «Икар и Дедал». Аккредитованный эксперт может привлекать к оценке отдельных позиций в перечне знаний и навыков другого аккредитованного эксперта.

1.8. Система самооценки уровня знаний по ТРИЗ «Икар и Дедал» (система «Icarus and Daedalus» или система «I&D») строится на основе следующих элементов и подходов:

- используется утвержденный список инструментов и навыков, необходимых для усвоения ТРИЗ, и система начисления баллов и оценки уровня знаний «Икар и Дедал»;

- каждый инструмент ТРИЗ оценивается по 6-ти бальной системе: 1) может объяснить, что это означает; 2) может привести примеры использования; 3) Есть опыт применения в учебных заданиях с подсказками (справками); 4) Есть опыт применения в учебных заданиях без подсказок; 5) Есть опыт применения в практической деятельности; 6) Имеет опыт модификации и развития инструмента;

- оценка общего уровня усвоения инструментов ТРИЗ;

- оценка уровня развития изобретательского мышления на основе комплекса освоенных инструментов ТРИЗ;

- оценка уровня усвоения обязательных для данного уровня сертификации инструментов ТРИЗ.

1.9. На каждом уровне сертификации от 1-го до 4-го должна быть представлена соответствующая курсовая или зачетная работа. В заявке соискателя должны быть контактные данные, фотография и материалы, подтверждающие соответствующий уровень квалификации в соответствии с требованиями настоящего Положения.

1.10. Выдаются сертификаты по следующим направлениям применения ТРИЗ: техника, бизнес, IT, ТРИЗ-образование, юниоры. Уникальный номер сертификата имеет следующий формат: «I&D-II-000001-18-T», где I&D – «Icarus and Daedalus», II – уровень сертификации, 000001 – порядковый номер для этого уровня, 18 – год, T – код специализации (B – Business, D - Didactics (teachers), IT – Information technology, T – Technique, J – Juniors. Для ассистента специалиста по ТРИЗ вместо номера (уровня) сертификации используется сокращение «Ass», например, «I&D-Ass-000001-19-T».

1.11. При принятии решения о выдаче сертификата того или иного уровня вносится соответствующая запись в реестр выданных сертификатов. При этом выдается сертификат и по просьбе специалиста вкладыш с оценками по всем инструментам ТРИЗ. Реестр является официальным подтверждением уровня знаний внесенных в него специалистов по ТРИЗ.

1.12. Настоящее положение и изменения к нему принимаются Президиумом Международного Совета Мастеров ТРИЗ большинством голосов от принявших участии в голосовании.

 

2. Ассистент специалиста по ТРИЗ.

2.1. Ассистент специалиста по ТРИЗ обладает отдельными навыками применения инструментов ТРИЗ, может участвовать в ТРИЗ-проектах в отдельных процедурах анализа систем и поиска решений изобретательских задач.

2.2. Ассистент специалиста по ТРИЗ готов к групповой работе в проекте для выполнения отдельных заданий по специализации: техника, информационные технологии или бизнес.

2.3. Ассистент специалиста по ТРИЗ образованию готов принимать участие в учебных семинарах в качестве стажера (проводит занятия по отдельным темам курса, может проверять выполненные слушателями задания).

2.3. Для получения этого уровня оценки знаний по ТРИЗ необходимо набрать баллы по системе «Икар и Дедал» более половинных показателей для 1-го уровня, но по 4-м ключевым инструментам ТРИЗ или более уровень освоения должен быть «4) Есть опыт применения в учебных заданиях без подсказок» или выше.

2.4. На основе результатов определения уровня знаний по ТРИЗ по системе «Икар и Дедал» и собеседования решение по присвоению данного уровня принимает аккредитованный по данной специализации эксперт МСМ-ТРИЗ с уровнем сертификации 1 и выше.

2.5. На бланке сертификата делается запись: владеет знаниями и навыками применения инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уровне ассистента специалиста по ТРИЗ по системе оценки «ИКАР и ДЕДАЛ»: умеет использовать отдельные инструменты анализа систем и решения изобретательских задач.

 

3. Специалист по ТРИЗ 1-го уровня.

3.1. Специалист 1-го уровня имеет навыки решения изобретательских задач с применением инструментов ТРИЗ.

3.2. Специалист по ТРИЗ образованию 1-го уровня имеет навыки проведения занятий по отдельным темам курса ТРИЗ, готовит учебные задачи и/или упражнения.

3.2. Для получения 1-го уровня оценки знаний по ТРИЗ необходимо набрать баллы по системе «Икар и Дедал», необходимые для 1-го уровня сертификации по выбранной специализации и с подтверждением аккредитованного в МСМ-ТРИЗ эксперта с уровнем сертификации 2 и выше.

3.3. В качестве курсовой работы должен быть предоставлен разбор учебной или практической задачи, выполненный претендентом. Возможно использование различных модификаций АРИЗ, компьютерных шаблонов и программ, например, Compinno-TRIZ.

3.4. На бланке сертификата делается запись: владеет знаниями и навыками применения инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) 1-го уровня по системе оценки «ИКАР и ДЕДАЛ»: умеет решать изобретательские задачи.

 

4. Специалист по ТРИЗ 2-го уровня.

4.1. Специалист 2-го уровня должен уметь анализировать систему (процесс) КАК ЕСТЬ, находить и решать множество изобретательских задач.

4.2. Специалист по ТРИЗ образованию 2-го уровня имеет навыки организации обучения, разработки методических и дидактических материалов для 1-го уровня;

4.2. Для получения 2-го уровня оценки знаний по ТРИЗ необходимо набрать баллы по системе «Икар и Дедал», необходимые для 2-го уровня сертификации по выбранной специализации и с подтверждением аккредитованного в МСМ-ТРИЗ эксперта с уровнем сертификации 3 и выше.

4.3. В курсовой работе должно быть: выбор системы, описание объекта, функционально-структурная схема и ее анализ различными инструментами для выявления противоречий и нежелательных эффектов. Перечень ключевых элементов и противоречий, дерево проблем, разбор одной из выделенных задач.

В курсовой работе специалиста по ТРИЗ-образованию должно быть: выбор темы, описание объекта, анализ методов преподавания и/или решения педагогических задач, выявление противоречий и нежелательных эффектов при использовании традиционных методов и/или решении педагогических задач. Описание предлагаемой методики и/или разбор одной из решенных педагогических задач.

4.4. На бланке сертификата делается запись: владеет знаниями и навыками применения инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) 2-го уровня по системе оценки «ИКАР и ДЕДАЛ»: умеет анализировать систему или процесс, выделять и решать изобретательские задачи.

 

5. Специалист по ТРИЗ 3-го уровня.

5.1. Специалист 3-го уровня: умение анализировать систему (процесс) КАК ЕСТЬ, прогнозировать эволюцию КАК БУДЕТ, находить пределы принципа действия системы (процесса) и ее элементов, находить и решать множество изобретательских задач.

5.2. Специалист по ТРИЗ образованию 3-го уровня: имеет навыки организации обучения, разработки методических и дидактических материалов, имеет навыки обобщения педагогического опыта.

5.3. Для получения 3-го уровня оценки знаний по ТРИЗ необходимо набрать баллы по системе «Икар и Дедал», необходимые для 3-го уровня сертификации по выбранной специализации и с подтверждением аккредитованного в МСМ-ТРИЗ эксперта с уровнем сертификации 4 и выше.

5.4. В курсовой работе должно быть: выбор системы, описание объекта, функционально-структурная схема и ее анализ различными инструментами для выявления противоречий и нежелательных эффектов. Перечень ключевых элементов и противоречий, дерево проблем, разбор одной из выделенных задач. План исследовательских работ по прогнозированию (объект прогнозирования может отличать от объекта функционально-структурного анализа), цели и глубина прогноза, границы функционирования объекта. Должны быть кратко описаны выбранные методические подходы к прогнозированию. Описание результатов прогнозирования по выбранным методикам, включая описание применения инструментов ТРИЗ. Описание системы противоречий будущего спрогнозированного объекта.

В курсовой работе специалиста по ТРИЗ-образованию должно быть: выбор темы, описание объекта, анализ методов преподавания и/или решения педагогических задач, выявление противоречий и нежелательных эффектов при использовании традиционных методов и/или решении педагогических задач. Описание предлагаемой методики и/или разбор одной из решенных педагогических задач. План исследовательских работ по разработке нового направления для преподавания (новая возрастная категория, новая специализация и т. д.) или разработка нового подхода к преподаванию ТРИЗ (дистанционные курсы, компьютерные программы, разработка материалов конкурсов, соревнований и других форм популяризации ТРИЗ). Описание проблем, которые необходимо решить для внедрения новых подходов в образование и воспитание.

5.5. На бланке сертификата делается запись: владеет знаниями и навыками применения инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) 3-го уровня по системе оценки «ИКАР и ДЕДАЛ»: умеет прогнозировать эволюцию комплекса систем или процессов, анализировать принцип их действия, формулировать и решать комплексы изобретательских задач.

 

6. Специалист по ТРИЗ 4-го уровня.

6.1. Основные требования к специалистам по ТРИЗ 4-го уровня базируются на подтверждении их способности успешно работать со сложными задачами (проектами), требующими междисциплинарного (транс-дисциплинарного) подхода. Если для реализации проекта требуется применение знаний из разных областей (дисциплин) знаний, то проект относится к разряду сложных.

6.2. Для получения сертификата 4-го уровня требуется, кроме выполнения нижеописанных требований, еще два условия:

- подтверждение наличия у заявителя сертификата 3-го уровня по системе «I&D»;

- рекомендация не менее одного Мастера ТРИЗ.

Специалист 4-го уровня должен также иметь навыки описания и анализа принципа действия систем, иметь опыт подготовки дорожных карт (roadmap) выполнения проектов по ТРИЗ, применения инструментов ТРИЗ к конкретной практической деятельности.

6.3. Рассматриваются следующие направления при рассмотрении заявок на получение сертификата 4-го уровня:

- руководство сложным ТРИЗ-проектом (техническим, информационным или бизнес-проектом)

- самостоятельное выполнение не менее трех сложных (междисциплинарных) ТРИЗ-проектов

- направление научно-исследовательской деятельности в ТРИЗ

- направление ТРИЗ-образования.

6.4. Рассмотрение заявок по направлению руководства ТРИЗ-проектом.

6.4.1. Для подтверждения данного уровня квалификации в предоставленных документах должен быть показан выбор достаточно сложного объекта и задачи для него, которые крайне сложно сделать в одиночку, требуется участие команды проекта. Должен быть предоставлен список участников проекта, их роли, какие задачи и какими инструментами ТРИЗ они решались.

6.4.2. В описании предоставленных документов должны быть указаны:

- цели анализа объекта, форма управления работой команды, декомпозиция задач и распределение работ в команде;

- дорожная карта (roadmap) проекта (до начала проекта и фактический roadmap проекта;

- план и расписание проекта с указанием задач проекта, для выполнения которых применяются инструменты ТРИЗ;

- краткий отчет по проекту, описание задач проекта, при выполнении которых применялись инструменты ТРИЗ, описание особенностей применения инструментов ТРИЗ при выполнении таких задач;

- достижения в данном проекте каждого из участников проекта.

6.5. Рассмотрение заявок по направлению самостоятельного выполнения ТРИЗ-проектов.

6.5.1. Для подтверждения данного уровня и направления квалификации в предоставленных документах должна быть информация о трех или более ТРИЗ-проектах, выполненных заявителем. В кратком отчете о проектах должны быть изложены описание объектов, суть решаемых проблем, этапы выполнения проектов, применяемые инструменты ТРИЗ, комплекс решенных задач и подтверждение успешности предложенных решений.

6.5.2. Необходимо предоставить дорожную карту проектов, отзывы заинтересованных лиц об успешности проектов, список привлеченных экспертов и партнеров (не обязательно их идентификация, важно изложить их компетенции и роль в проекте).

6.5.3. Желательно предоставление информации об опубликованной статье по ТРИЗ на научных конференциях и/или информация о патенте на изобретение.

6.6. Рассмотрение заявок по направлению научно-исследовательской деятельности в ТРИЗ.

6.6.1. Необходимо подготовить и представить аналитические обзоры научно-исследовательских работ по двум или более темам по ТРИЗ.

6.6.2. Научно-исследовательские аналитические обзоры по ТРИЗ оцениваются по следующим критериям:

- отношение тематики обзора к области ТРИЗ;

- полнота и корректность обзора;

- наличие классификаций и исторического аспекта в обзоре;

- новизна обзора для выбранной области;

- наличие рекомендаций по развитию рассматриваемой темы и формулировок тем для дальнейшей исследовательской работы.

6.6.3. Необходимо предоставить информацию о трех или более опубликованных научных статьях по ТРИЗ на конференциях по ТРИЗ, соответствующих критериям научных исследований или научных обзоров в соответствии с п. 6.6.2.

6.7. Рассмотрение заявок по направлению ТРИЗ-образование.

6.7.1. Для подтверждения данного уровня квалификации в области ТРИЗ образования в предоставленных документах должен быть показан вклад соискателя:

- в решение методических и дидактических задач с использованием методов ТРИЗ (с учетом особенностей применения методов ТРИЗ для работы в дошкольных, младших школьных, средних и высших учебных заведениях, организациях, учреждениях);

- в обобщение педагогического опыта и опыта применения методов ТРИЗ для обучения и воспитания (участие в профессиональных конференциях с докладами о применении методов ТРИЗ для обучения и воспитания, участие в конференциях по ТРИЗ, не менее 3-х публикаций);

- в популяризацию и распространение опыта преподавания ТРИЗ (участие в конкурсах, соревнованиях по ТРИЗ в качестве руководителя работ);

-объем преподавания не менее 400 часов и не менее 10 самостоятельных учебных семинаров).

6.7.2. Специалист по ТРИЗ образованию 4-го уровня должен иметь навыки организации обучения, разработки методических и дидактических материалов, навыки обобщения педагогического опыта и адаптации инструментов ТРИЗ для решения педагогических задач.

6.4. Для рассмотрения заявок на получение сертификата 4-го уровня в Президиум МСМ-ТРИЗ формирует квалификационные комиссии по соответствующим специализациям и с необходимым уровнем квалификации.

6.6. Для преодоления проблем конфиденциальности проекта может быть использован внутренний эксперт организации, аккредитованный в МСМ-ТРИЗ или подготовка материала без использования конфиденциальной информации.

6.7. На бланке сертификата делается запись: владеет знаниями и навыками применения инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) 4-го уровня по системе оценки «ИКАР и ДЕДАЛ»: умеет формировать, руководить и реализовывать проекты по устранению недостатков, развитию и прогнозированию систем с применением ТРИЗ.

 

 

Приложение.

Справка. Краткое описание использованных терминов.

 

ТРИЗ-проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта/услуги или решение поставленной задачи в условиях временных и ресурсных ограничений, разработанный и выполненный с применением подходов и инструментов ТРИЗ.

На основе определение проекта по PRINCE2 http://pm-notes.ru/project_definition/

 

Дорожная карта (roadmap) ТРИЗ-проекта – это визуализация последовательности применения комплекса инструментов ТРИЗ для решения поставленной задачи или комплекса поставленных задач. Дорожная карта содержит краткое объяснение задачи, применяемые инструменты ТРИЗ и полученные промежуточные и окончательные результаты. Предварительная дорожная карта проекта может содержать разветвления в зависимости от результатов тех или иных этапов выполнения проекта. Типовые дорожные карты выполнения ТРИЗ-проекта должны адаптироваться для каждого конкретного проекта.

Определения из статей теме «Дорожная карта (roadmap) проекта» https://upravlenie-proektami.ru/dorozhnaya-karta-proekta-ili-roadmap-proekta , https://www.easyproject.com/ru/18-easy-project-2019/funkcii-easy-project-2019/project-management/528-project-roadmap и др.

 

Подход ТРИЗ – это комплекс, совокупность взглядов, методов и способов анализа, синтеза и прогнозирования развития систем, основанных на применении сформулированных в ТРИЗ законов и тенденций развития систем, выявлении и формулировки противоречий развития систем, применении инструментов ТРИЗ для разрешения этих противоречий

На основе статьи «Подход» (подход в науке это система, совокупность взглядов, методов и способов) https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4

 

Междисциплинарный (interdisciplinary) подход «широко определен в литературе как подход, практикующий исследования, которые используют две или более дисциплин и который ведет к объединению понимания дисциплин». В ТРИЗ это ключевой подход, так как основан на модельном (обобщающем) и системном подходе, не разделяющий между собой разные аспекты одного явления или объекта.

На основе статьи «Физические модели в управленческом консультировании: междисциплинарный и транс-дисциплинарный подходы», Крючков В.Н., журнал Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2002 https://www.klerk.ru/boss/articles/5949/ 

 

Сложный проект. Сложные проекты — это проекты, в которых присутствует наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. При изучении сложного явления междисциплинарный подход необходим и наиболее эффективен. Обобщенные модели, применяемые в ТРИЗ, облегчают использование междисциплинарного подхода при реализации сложных проектов.

Менеджмент ТРИЗ-проекта является частным случаем междисциплинарности, так как предполагает применение, как минимум, знаний из предметной области и из области менеджмента проектов.

На основе статей:

- ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. http://bibook.ru/books/34064/default.htm

- «Междисциплинарный формат: плюсы и вызовы – 2», Ксения Кочкурова. https://okna.hse.ru/news/207027502.html

 

Система «I&D». Система оценки и повышения уровня усвоения инструментов ТРИЗ «I&D». Фундаментом системы «I&D» являются подходы к подготовке специалистов по ТРИЗ, заложенные Г.С. Альтшуллером в программе обучения по ТРИЗ «Икар и Дедал». Может расшифровываться двояко: «Icarus and Daedalus» или «Innovation and Development». На древнегреческом языке Δαίδαλος – искусный мастер. Система «I&D» использует автоматический подсчет баллов на основе уровня знаний и навыков применения инструментов ТРИЗ.

На основе публикаций на сайте по адресу https://triz-summit.ru/certif/ .

 

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности. Выделяют три основных подхода к сущности педагогической задачи:

— это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся;

— это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные проблемы;

– это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса.

Педагогическая задача может эффективно решаться с применением подходов и инструментов ТРИЗ.

На основе статьи «Педагогическая задача: пример и решение»,

https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskaya_zadacha_primer_i_reshenie/#algoritm-resheniya-pedagogicheskoy-zadachi

______________________________

КОММЕНТАРИЙ. Положение вступит в силу только с 25 января 2020 года. К принятому тексту Положения продолжают поступать предложения по его уточнению. Все поступившие в декабре 2019 года предложения будут рассмотрены в Президиуме МСМ-ТРИЗ в январе 2020 года.