Источник: https://triz-summit.ru/triz/history/300029/matriz-2003/300329/300445/

Т.А.Сидорчук,

к.п.н.,

 Ульяновск. 2003 г.

Программа по развитию мышления,

воображения и речи детей дошкольного возраста

 

Пояснительная записка

Данная программа создавалась в период с 1996 по 2002 г.г. и проходила апробацию в дошкольных образовательных:

НМЦ № 242 "Садко" г. Ульяновск,

МДОУ № 277 "Золотой ключик" г. Самара,

МДОУ № 4 "Светлячок" г. Трехгорный, Челябинская область,

МДОУ № 4 "Улыбка" г. Череповец,

МДОУ № 178 "Облачко" г. Ульяновск,

МДОУ № 147 "Сосенка" г. Тольятти,

МДОУ № 167 "Долинка" г. Тольятти,

МДОУ № 7 « Журавлик» г. Нягань, Ханты-Мансийский округ,

МДОУ № 141 "Искорка" г. Ульяновск,

Школа - сад № 1 г. Севастополь,

МДОУ № 75 " Алиса" г. Димитровград, Ульяновская обл.

МДОУ № 23 " Аленушка" г. Жигулевск, Самарская обл.

 

Глубокая благодарность администрации, преподавателям и студентам социально - педагогического колледжа № 1 г. Ульяновска и особенно Душенькиной Т.В., Ашлаповой Т.В., Кузнецовой А.Б. за многолетнюю помощь в создании курса по ТРИЗ-РТВ для студентов и учащихся колледжа.

 

Программа и методики, разработанные на базе этих дошкольных учреждений, входят в образовательный проект "Джонатан Ливингстон" (автор и координатор проекта Н.Н. Хоменко, Мастер ТРИЗ, профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий Страсбурга, Франция).

 

Автор выражает глубокую признательность коллегам Гафитулину М.С.            (г. Жуковский), Гину А. А., Гин С. А. (г. Гомель), Григорович Л. А. (г. Москва), Ефремову С.В. (г. Рязань), Журавлевой Н.М. (г. Тольятти), Корзун А. В. (г. Минск), Нестеренко А. А. (г. Петрозаводск), Мурашковска И.Н. (г. Елгава), которые много лет консультируют, вдохновляют и поощряют нашу экспериментальную деятельность.

Уважаемым коллегам В.Г. Березиной, Л.А. Кожевниковой и В.И. Авдевич (г. Челябинск) - искренняя благодарность за пользование фондом литературы по ТРИЗ и содействие в организации издательской деятельности.

Программа состоит из параграфов:

§ 1. Задачи обучения составлению сравнений.

§ 2. Задачи обучение созданию  рифмованных текстов.

§ 3. Задачи обучения  приемам фантазирования.

§ 4. Задачи обучения умению сужать поле поиска.

§5. Задачи формирование мыслительных операций  диалектического характе 

       ра.

§ 6. Задачи обучения установлению системных связей объектов окружающего

        мира.

§ 7. Задачи обучения составлению рассказов по серии картинок.

§ 8. Задачи обучения составлению рассказов по картине.

§ 9. Задачи обучения детей созданию связных текстов сказочного содержания.

 

 

Мышление, воображение и речь в реальном процессе развития ребенка неразделимы. Педагог может судить об уровне развития мышления, воображения и речи по речевому продукту, который создает ребенок.

Основной формой работы с детьми является система тренингов, которая организуется в большей степени в совместной деятельности воспитателя и детей.

 

Рекомендуются занятия по развитию речи планировать  по предполагаемому детскому речевому продукту. В нашем понимании детским речевым продуктом можно назвать некий текст, созданный ребенком самостоятельно или с помощью воспитателя: загадки, метафоры, рифмованные тексты, рассказы по картине или серии картинок, созданные сказки  и т.д.

 

 

Предлагается проведение следующих видов занятий:

  • Занятия по составлению рифмовок;

  • Пересказывание текста с помощью схем;

  • Анализ и кодировка литературных произведений;

  • Составление текстов сказочного содержания;

  • Занятия по обучению детей составлению сравнений, загадок, метафор;

  • Работа с серией картинок.

Целесообразно планировать занятия следующим образом.

 

Примерная сетка занятий на месяц по развитию речи в группе детей

5 - 6 лет (старшая группа)

 

 

 

1 неделя

 

2 неделя

 

3 неделя

 

4 неделя

 

Вид занятия

 

 

 

Детский речевой продукт

Составление сказок

 

 

Текст сказки

Составление сравнений, загадок, метафор

 

Текст загадки или метафоры

Работа с серией картинок

 

 

Рассказ по серии картинок

Игры с картиной

 

 

Рассказы - фантазии по мотивам содержания картины

Вид занятия

 

 

 

 

Детский речевой продукт

Составление рифмованных текстов

 

 

Рифмованный текст

Пересказ текста с помощью схем

 

 

 

Пересказ текста

Анализ и кодировка литературных произведений

 

Загадки по литературным текстам

Составление творческих рассказов по картине

 

Разные модификации рассказов по картине

 

 

 

 На каждом занятии, согласно ситуации, развиваются все стороны речи ребенка: монологическая, диалогическая, фонематическая и др.

 

Такие виды речевой деятельности, как чтение детям литературных произведений или заучивание стихотворений, рекомендуется проводить в свободной деятельности.

 

§  1   Задачи обучения  составлению сравнений

Младший возраст

Учить детей   выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов (полуактивный этап). Учить детей понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков. Ввести в активную речь словесный оборот «такой же … (по признакам цвета, формы и т.д.), как …». Учить повторять за педагогом сравнения. Учить составлять сравнения по двум – трем значениям признака.

Средний возраст

Продолжать учить детей   выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап). Продолжать учить детей понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении по признакам, значениям признаков.

Продолжать учить составлять сравнения по двум – трем признакам. Побуждать детей к созданию двух – трехстрочных загадок по разным моделям.

Учить детей оценивать сравнения и выбирать лучшие.

Старший возраст

Учить детей самостоятельно   выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Продолжать учить детей понимать сравнения, встречающиеся в художественной литературе и употребляемые педагогом. Побуждать детей объяснять смысл данного сравнения. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам.

Учить детей самостоятельно составлять двух – трехстрочные загадки по разным моделям.

Продолжать учить  детей оценивать сравнения (загадки) и выбирать лучшие.

Учить детей понимать и объяснять смысл метафор. Побуждать к созданию метафоры (полуактивный этап) по разным моделям.

Учить детей оценивать уровень составленных метафор, выбирать лучшие.

§ 2  Задачи обучения   созданию рифмованных текстов

Младший возраст

Учить детей  находить рифмующиеся между собой слова. Побуждать к созданию двух - трех рифмованных строчек об объектах из ближайшего окружения, изображенных на картине или описанных в сказках (полуактивный этап).

Средний возраст

Продолжать учить детей  находить рифмующиеся между собой слова и создавать  две - три рифмованные строчки об объектах, изображенных на картине, описанных в сказках или из реальной жизни (активный этап).

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой пары слов, выраженные разными частями речи (существительными, глаголами,  прилагательными, наречиями). Побуждать детей к созданию четырехстрочных стихов.

Старший возраст

Учить детей самостоятельно  находить рифмующиеся между собой пары слов и создавать  четыре рифмованные строчки об объектах, изображенных на картине, описанных в сказках или из реальной жизни.

Учить детей создавать смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

Учить создавать варианты рифмованных текстов, начинающихся со слов «Если это кто – то…, то они чего – то…», «Кто – то был такой – то …, и совершал он то - то …», «Кто – то был такой – то …, и совершал он то – то…, потому что был такой – то…», «Что было бы, если..».

Учить детей оценивать созданные рифмовки, выбирать лучшие, обосновывать выбор.

Учить детей создавать рифмованные тексты по мотивам пережитых событий и  знакомых  литературных произведений.

§ 3 Задачи обучения приемам фантазирования

Младший возраст

Познакомить детей с приемом увеличения – уменьшения какого - либо объекта.

Упражнять в преобразовании объекта по признаку увеличения – уменьшения объектов, формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять их назначение.

Познакомить детей с приемом оживления объектов окружающего мира.

Упражнять в оживлении объектов рукотворного мира из ближайшего окружения, формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять их назначение.

Познакомить детей с приемом окаменения (оледенения).

Упражнять в преобразовании живых объектов с помощью приема окаменения, формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять назначение новых.

Познакомить детей с приемом Деления - объединения на примере соединения частей разных игрушек в одно целое.

Упражнять в создании новых объектов из разных частей (объемные и плоскостные формы); формировать положительное отношение к вновь созданным объектам, уточнять назначение новых.

Познакомить с действием «Зеркала времени», уточнить знания о прошлом и будущее объектов живой природы. Учить представлять себя в прошлом и будущем, выстраивая "паровозик времени".

Воспитывать положительное отношение к самому себе в связи с изменением во времени.

Закрепить способы работы с типовыми приемами фантазирования: увеличение – уменьшение, оживление – окаменение, дробление – объединение, «зеркало времени» с помощью художественной литературы и преобразования объектов окружающего мира.

Средний возраст

Закрепить способы работы с ТПФ (увеличение – уменьшение, оживление – окаменение, дробление – объединение, «зеркало времени») через художественную литературу и преобразование объектов окружающего мира.

Познакомить с Волшебником Преобразования размера объекта и его частей. Упражнять в преобразовании объектов ближайшего окружения на основе изменения размера объекта и его частей. Развивать умение детей  оценивать преобразование с  точки зрения «хорошо – плохо».

Познакомить с Волшебником Объединения. Учить создавать новый объект на основе использования простых геометрических форм. Побуждать рассказывать о фантастическом животном (месте обитания, характере, способах питания и защиты от врагов).

Учить детей преобразовывать статичные объекты в еще более неподвижные.

Учить детей преобразовывать динамичные объекты в еще более подвижные.

Учить детей преобразовывать часть объекта с помощью Волшебников Оживления и Окаменения. Придумывать юмористические истории о новом объекте. Развивать умение оценивать преобразование на уровне «хорошо – плохо».

Учить детей преобразовывать объект с помощью Волшебника Универсализации (расширение функции объекта).

Познакомить детей с Волшебником Специалом (ограничение функции объекта).

Познакомить детей с Волшебниками Преобразования времени: машиной времени (перенесение в разные временные отрезки жизни Земли), зеркалом времени (перенесение в будущее и прошлое любых объектов).

Учить детей менять функции или свойства объектов на противоположные.

Упражнять детей в преобразовании объектов и их частей с помощью приемов ТПФ (увеличения – уменьшения части, оживления – окаменения части, дробления – объединения, специализации – универсализации, наоборот, и преобразований некоторых свойств времени).  

Побуждать к анализу волшебных сказок и нахождению известных фантастических преобразований в них.

Учить составлять небольшие истории или сказки с помощью ТПФ. По мотивам созданных текстов рисовать, лепить или схематизировать сюжет сказок.

Старший возраст

Упражнять детей в преобразовании объектов и их частей с помощью приемов ТПФ: увеличения – уменьшения части, оживления – окаменения части, деления – объединения, специализации – универсализации, наоборот, и некоторых преобразований свойств времени.   Анализировать волшебные сказки и находить данные преобразования в них.

Познакомить детей с преобразованием свойств объекта с помощью волшебника увеличения – уменьшения. Побуждать детей к формулированию проблемных ситуаций и решению творческих задач.

Познакомить с приемом дробления – объединения признаков объекта и перепутывания их. Побуждать детей к оценке данного фантастического преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Познакомить детей с приемом оживления – окаменения как двойственного преобразования. Учить создавать  истории или сказки на основе использования данного приема, создавать описательные рассказы об оживших объектах. Побуждать к созданию фантастических объектов с человеческими чертами характера.

Учить детей использовать прием специализации – универсализации для создания волшебных предметов или героев. Учить детей ограничивать универсальность объекта, изменять его по количеству или качеству свойств. 

Учить детей решать проблемы, возникающие с появлением Волшебника Наоборот.

Учить детей преобразовывать свойства времени:  убыстрение времени; замедление времени; перепутывание; остановка во времени; путешествие во времени. Учить детей находить преобразования во времени в разных литературных произведениях.

Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок или историй на основе использования типовых приемов фантазирования.

§ 4  Задачи обучения умению сужать поле поиска (дихотомия)

Младший возраст

Сужение поля поиска в одномерном пространстве

Учить детей находить серединный предмет в линейно выстроенном ряду предметов (ряд от 5 до 9 предметов). Побуждать задавать вопрос про центральный объект. Учить находить правую и левую стороны  в линейно выстроенном ряду.

Сужение поля поиска в двухмерном пространстве

Учить детей делить поверхность стола на две части вертикально или горизонтально с помощью фиксатора. Побуждать задавать вопросы типа: «Это в правой части стола?» или «Это в ближней части стола?». Ввести в активный словарь понятия «правее», «левее», «ближе», «дальше».

Сужение поля поиска в трехмерном пространстве

Учить детей мысленно делить комнату на правую - левую, на переднюю -   заднюю части. Побуждать задавать вопросы по поиску объекта в объемном пространстве.

Обучение детей классификационным умениям

Учить детей разделять объекты материального мира по признакам принадлежности к природному или рукотворному миру.

В разделе живая природа выделять следующие классификационные группы: "Насекомые", "Звери", "Птицы",  "Человек", "Растения", "Грибы". Побуждать детей к составлению рассказов об отличительных признаках  объектов, сравнению их между собой, используя слова обобщения по месту, действиям и др.

Объекты рукотворного мира делить на группы: "Одежда", "Мебель", "Посуда", "Транспорт". Побуждать детей к обобщению объектов на основе их функционирования.

Средний возраст

Сужение поля поиска в одномерном пространстве

Продолжать учить детей находить центральный предмет в линейно выстроенном ряду (ряд от 9 до 15 предметов). Продолжать учить находить правую и левую части линейного ряда.

Учить сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 11.  Учить находить серединное число  и задавать вопросы: «Больше (или меньше) серединного числа?». Ввести в словарь слова «до», «после», «между», «перед».   

Сужение поля поиска в двухмерном пространстве

Продолжать учить детей делить поверхность стола по горизонтали и вертикали с помощью мысленно представляемого фиксатора.

Учить мысленно делить поверхность доски (вертикальная плоскость)  горизонтально и вертикально. Ввести в активный словарь словесные обороты: «правая», «левая», «нижняя правая», «нижняя левая» части доски; «центральная часть», «угол» и «сторона». 

Сужение поля поиска в трехмерном пространстве

Продолжать учить детей мысленно делить комнату (трехмерное пространство) на правую - левую части, на переднюю - заднюю части. Побуждать задавать вопросы по поиску объекта в объемном пространстве. Учить детей   определять нижнюю - верхнюю части комнаты, руководствуясь уровнем глаз. Ввести в активный словарь словесные обороты: "верхний правый угол комнаты", "задний нижний угол комнаты", "центральная часть комнаты", "боковая сторона комнаты".

Обучение детей классификационным умениям

Учить детей  классифицировать объекты материального мира.  Побуждать к объяснению оснований для деления объектов. Рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению, по месту нахождения, по наличию общих частей, по материалу, по цвету, по форме, по времени создания и т.д.

Учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.

Учить детей классифицировать объекты живой природы на растительный и животный мир. Растительный мир делить по признакам и значениям признаков. Животный мир делить по группам (насекомые, птицы, рыбы, звери, человек, и некоторые другие классификационные группы).

Учить детей сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления признака и значения признаков загаданного объекта.

Старший  возраст

Сужение поля поиска в одномерном пространстве

Учить детей самостоятельно находить центральный предмет в линейно выстроенном ряде (ряд от 15 до 25 предметов). Отработать умение сужать поле поиска объекта в одномерном пространстве.

Учить детей задавать вопросы по сужению поля поиска в одномерном пространстве в зеркальном варианте. Отрабатывать умение задавать вопросы по определению правой и левой стороны с точки зрения человека, стоящего напротив.

Продолжать учить сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 11 на память. Учить сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 100 (десятками). Учить детей сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 20 (единицами). Ввести в активный словарь словесные обороты: «предыдущий», «последующий», «десяток», «единица».

Сужение поля поиска в двухмерном пространстве

Учить детей самостоятельно делить горизонтальную и вертикальную  поверхности на части с помощью мысленно представляемого фиксатора.

Учить задавать вопросы по поиску объекта на плоскости в зеркальном и боковом вариантах. Учить формулировать вопрос по поиску объекта с точки зрения ведущего.

Сужение поля поиска в трехмерном пространстве

Учить детей самостоятельно производить деление трехмерного пространства на необходимое количество частей. Продолжать учить детей   определять нижнюю часть, верхнюю часть комнаты с точки зрения уровня глаз.

Учить детей задавать вопросы по сужению поля поиска в трехмерном пространстве с точки зрения разного расположения ведущего. 

Обучение детей классификационным умениям

Продолжать учить детей  классифицировать объекты материального мира.  Побуждать к объяснению основания для деления объектов на природный и рукотворный мир. Природный мир определять по признакам живая - неживая природа. Рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению, месту нахождения, наличию общих частей, материалу, цвету, форме, времени создания, и т.д.

Продолжать учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества. Учить детей находить объекты разного агрегатного состояния.

Продолжать учить детей классифицировать объекты живой природы на растительный, животный мир, грибы, мхи, микробы. Растительный мир делить по разнообразным признакам. Животный мир делить на группы:  насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные, эемноводные, моллюски, черви, пресмыкающиеся, человек  и некоторые другие классификационные группы.

Продолжать учить детей сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления его признаков или их значений

Обучение детей анализу ситуаций

Учить детей анализировать ситуации. Выделять признаки реальной и фантастической (литературной) ситуации.

Учить детей определять  ситуации по признакам:

  • Наличие героев (главных и второстепенных), у которых есть специфические характеристики (свойства или черты характера).

  • Наличие предметов, которые имеют значение в происходящем.

  • Наличие места происходящего.

  • Временная характеристика (части суток, времена года и т.д.).

  • Наличие связей между героями или другими составляющими ситуации.

Формировать у детей навыки  сужения  поля поиска при анализе неизвестной ситуации. Создавать педагогические условия для решения задач с недостатком данных. Побуждать детей  к формулированию жизненного правила (морали) по результатам выясненной ситуации.

Учить детей кодировать (моделировать) реальную и фантастическую ситуации.

§ 5  Задачи обучения детей основным мыслительным действиям диалектического характера

Младший возраст

Учить детей объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах (полуактивный уровень).

Создавать условия для генерации идей по решению изобретательских задач, связанных с проблемами ближайшего окружения детей. Побуждать к выбору лучшего решения из предложенных. Учить детей слушать друг друга.

Средний возраст

Продолжать учить детей объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в объектах (активный уровень). Учить детей оценивать противоположное значение одного признака.

Учить детей оценивать зависимость признаков количества – качества объектов. Устанавливать связь количественно – качественной характеристики в определенном месте.

Учить заменять какой – либо рукотворный объект другим объектом, выполняющим функцию более качественно.

Продолжать создавать условия для генерации идей при решении изобретательских задач. Учить выбирать лучшее решение с помощью оценки по стоимости изобретения и длительности его изготовления. Продолжать учить слушать друг друга. Учить детей из текста решенной задачи делать новую проблемную ситуацию. Побуждать к созданию творческого продукта по итогам решения изобретательской задачи.

Старший возраст

Учить детей самостоятельно объяснять наличие отрицательного и положительного значения  признака в каком - либо объекте (активный уровень). Учить детей находить противоположные значения одного признака в объекте.

Продолжать учить детей оценивать количество – качество  каких – либо объектов. Устанавливать связь между количественно – качественной характеристикой и местонахождением.

Продолжать учить заменять какой – либо рукотворный объект другим объектом, выполняющим функцию более качественно. Учить детей сворачивать функцию объекта за ненадобностью.

Учить детей самостоятельно решать изобретательские задачи. Учить детей формулировать противоречия. Учить поиску ресурсов объекта. Побуждать детей к представлению идеального объекта (ИКР). Учить применять   некоторые приемы решения противоречий и объяснять словами способы решения. Продолжать учить выбирать лучшее решение по показателям РВС (размер, время, стоимость).

Продолжать учить детей из текста решенной задачи делать цепочку проблемных ситуаций.

Побуждать по итогам решения изобретательской задачи создавать творческий продукт: историю, рисунок, лепку и др.

§ 6 Задачи обучения установлению системных связей

Младший возраст

Выявление свойств и функций объектов

Учить детей выделять основные признаки объекта: цвет, размер, форму, материал, назначение и др..

Познакомить  с некоторыми значениями признаков объекта.

Учить определять наличие признака цвета у объекта и обозначать словом «цветной» или «бесцветный». Учить различать черно – белые объекты и разноцветные.  Учить различать основные цвета (красный, синий, желтый) и некоторые смешанные (зеленый, коричневый  и др.) Учить детей обозначать признак цвета с помощью сравнительного описания. Уточнить знания детей об изменчивости объекта по цвету.

Учить различать и обозначать словом значение признака «размер». Ввести в активный словарь слова «большой», «маленький», «такой по размеру, как». Побуждать детей к обозначению признака размера в сравнении с другим объектом. Уточнить знания детей об изменчивости объекта по размеру. 

Учить различать объекты по форме.  Учить различать плоскую и объемную форму объекта. Побуждать детей к различению  плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник и некоторые другие). Побуждать детей к различать объемных фигур (кубик, кирпичик, шарик, крыша и некоторые другие). Формировать понятие, что каждый объект может менять форму.

Учить детей различать твердые и мягкие предметы по материалу.

Учить детей обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения словами (полуактивный этап). 

Учить детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие с ним или по отношению к нему. Различать объекты живой природы по многофункциональному признаку. Дать знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.

Выявление подсистемных связей

Сформировать у детей понятие о том, что каждый объект состоит из частей. Учить называть основные части знакомых объектов и рассказывать об их назначении. Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить дополнять объект какой – либо частью и объяснять ее значение.

Выявление надсистемных связей

Сформировать у детей понятие о том, что каждый предмет имеет свое местоположение. Учить называть основные места  обитания или функционирования объекта. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и рассказывать о значении этого перемещения (полуактивный этап).

Определение линии развития объекта

Учить детей выстраивать линию развития какого - либо  объекта живой природы. Побуждать детей к установлению элементарных причинно – следственных связей  между разными этапами развития объекта.

Выявление ресурсов объектов

Учить детей выделять неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать к обсуждению резервных возможностей объекта.

Сравнение систем

Учить детей сравнивать два объекта между собой по цвету, форме, размеру и назначению и др. признакам. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

Средний возраст

Выявление свойств и функций объектов

Продолжать знакомить  детей с некоторыми признаками объектов: цветом, формой, размером, материалом, функциями и др..

Продолжать учить определять наличие признака цвета у объекта и обозначать его словом.  Формировать умение каждый объект мысленно изменять по цвету.

Продолжать учить различать и обозначать словом значение признака «размер». Продолжать учить детей обозначать признак размера в сравнении с другим объектом. Формировать умение мысленно каждый объект  изменять по размеру. 

Продолжать учить различать объекты по форме. Учить различать объемные и плоскостные объекты. Формировать умение мысленно изменять каждый объект по форме.

Учить детей различать объекты по материалу. Учить мысленно преобразовывать объект по признаку материала.  Учить различать живую (природную) ткань и искусственную (рукотворную).

Учить детей обследовать объект с помощью разных органов чувств и описывать ощущения. 

Учить выделять у рукотворных объектов их главное назначение - функцию. Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.

Выявление подсистемных связей

Продолжать формировать понятие о том, что каждый объект имеет части. Учить детей находить общие части у разных объектов. Дополнять объект какой – либо частью и объяснять ее значение. Учить сравнивать объекты по наличию общих частей. Учить заменять одну часть другой с целью улучшения функционирования рукотворного объекта.

Выявление надсистемных связей

Продолжать знакомить детей с наличием у каждого объекта своего места нахождения. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и рассказывать о значении этого перемещения.

Учить детей определять основную классификационную группу объекта.

Определение линии развития объекта

Продолжать учить детей выстраивать линию развития объектов природы во времени. Побуждать к рассказу о линии развития живого объекта. Уточнять представления детей о зависимости развития живого организма от окружающего мира.

Учить детей устанавливать связи между показателями

  • современный объект -определенная функция;

  • старинный объект - выполнение функции в худшем варианте;

  • объект будущего - выполнение функции в лучшем варианте.

    Учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью фантастических преобразований. 

Выявление ресурсов объектов

Продолжать учить детей выявлять неиспользованные возможности у конкретного объекта (ресурсы). Учить рассказывать о ресурсных возможностях объекта.

Учить детей приспосабливать рукотворный объект к использованию не по прямому назначению и рассказывать об этом. 

Сравнение систем

Продолжать учить детей сравнивать два объекта между собой по разным признакам (цвету, форме, размеру, материалу, частям, месту нахождения, назначению и др.).

Побуждать детей по итогам сравнения составлять рассказы.

Старший возраст

Выявление свойств и функций объектов

Расширять представления детей о  признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции и др..

Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики. Ввести в активный словарь специфические характеристики, связанные с изменением цвета (блестящий, тусклый, переливающийся, изменяющийся по цвету и т.д.).

Отработать умение описывать объект по размеру. Учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами размера.

Отработать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слово «бесформенный» (тот объект, который динамично меняет форму).

Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов.

Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения. 

Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира.

Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.

Выявление подсистемных связей

Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть, и сам он является частью более сложного объекта.

Учить детей заменять части у рукотворного  объекта и объяснять практическую значимость такой замены.

Выявление надсистемных связей

Упражнять в  обозначении основных мест  обитания и функционирования объекта. Продолжать учить детей перемещать объект из одного места в другое и объяснять значение этого перемещения. 

Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта

Определение линии развития объекта

Учить детей самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы. Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Продолжать учить детей замечать изменение рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный - современный - более совершенный). Учить детей замечать в природном мире свойства объектов, которые позволили человеку  сделать рукотворное изобретение (элементы бионики).

Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий.

Решение прогнозных задач

Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов. При решении использовать  три  уровня изменения объекта.

Выявление ресурсов объектов

Учить детей самостоятельно рассказывать о  неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах).

Продолжать учить детей приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению.

Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.

Сравнение систем

Учить детей самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам (цвету, форме, размеру, материалу, частям, месту нахождения, возрасту, назначению, ресурсам и т.д.). Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

§ 7  Задачи обучения  составлению  рассказов по серии картинок

Младший возраст

Учить детей замечать и обозначать словами последовательность действий в ближайшем окружении.

Побуждать детей обозначать одной фразой какой - либо знакомый  процесс.

Учить детей находить на  2-3 картинках одного и того же героя, обозначать словом его действия и делать гипотезы по установлению причин этого действия.

Учить детей определять место  и время происходящего  на  2-3 картинках.

С помощью воспитателя  учить детей раскладывать 2-3 картинки в логической последовательности и обозначать одной - двумя фразами цепочку действий.

Средний возраст

Учить детей находить  в реальной жизни цепочку взаимосвязанных действий  и обозначать их одной фразой.

Учить детей восстанавливать события до и после  определенного факта.

Продолжать учить делать гипотезы по отношению к цели какого –либо действия.

Учить детей находить на  3-4  картинках одного и того же героя, обозначать словом его действия и делать гипотезы по установлению причин этого действия.

Учить детей определять место  и время происходящего  на  3-4  картинках.

Учить детей раскладывать 3-4 картинки в логической последовательности и обозначать  одной фразой цепочку действий. Побуждать детей составлять рассказ  по серии  картинок.

Старший возраст

Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, производимых или наблюдаемых в реальной жизни.

Уточнять  последовательность каких – либо событий во времени.

Упражнять детей в  умении находить общие объекты на 4-8 картинках. Обозначать действия и цель этих действий. Определять время и место происходящего.

Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы.

Учить детей придумывать название серии картинок.

§ 8 Задачи обучения составлению рассказов по картине

Младший возраст

Учить детей  выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Учить понимать схематическое изображение объектов, выявленных на картине. Активизировать  речь словами "схема –объект".

 Учить детей сравнивать объекты по цвету, форме, размеру и действию. Учить детей находить выделенные признаки в объектах окружающего.

Учить детей понимать образные сравнения, составленные воспитателем. Побуждать детей самостоятельно производить простые сравнения.

 Учить детей устанавливать некоторые связи между объектами. Побуждать детей объяснять некоторые эмоциональные связи между объектами (любит, жалеет, обижает и т.д.). Устанавливать связи, основанные на совместной деятельности (играет, помогает и т.д.). Учить устанавливать связи, основанные на физическом взаимодействии (держит, бросает, трогает и т.д.). Побуждать детей оценивать выявленные связи на уровне « хорошо – плохо».

Учить детей ориентироваться на плоскости картины. Побуждать детей находить объект на основе  ориентационной характеристики, произведенной воспитателем.

Учить детей представлять возможные звуки и запахи, издаваемые объектом картины. Побуждать детей передавать свои представления с помощью речи. Учить детей показывать несложные действия объекта (элементы пантомимики).

 Учить детей определять время происходящего на картине (времена года, части суток). Побуждать детей домысливать то, что происходит за изображением на картине, учитывая время происходящего.

Учить детей  очеловечивать какой – либо  объект картины, и от его имени составлять небольшой рассказ. Побуждать детей сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя.

Средний возраст

Продолжать учить детей  выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Продолжать учить детей понимать схематическое изображение объектов, выявленных на картине. Побуждать детей к самостоятельной схематизации объектов, выявленных на картине.

 Продолжать учить детей сравнивать объекты по цвету, форме, размеру, действию, материалу, частям и другим признакам. Учить детей составлять двух - трех строчные загадки по признакам объектов.

Учить детей составлять небольшие рифмованные тексты.

  Продолжать учить детей устанавливать и объяснять связи между объектами (эмоциональные, действенные, родственные, классификационные и т. д.). Продолжать учить детей  оценивать связи на уровне «хорошо – плохо».

Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины. Побуждать детей самостоятельно  находить объект на основе  ориентационной характеристики, произведенной воспитателем. Учить детей переносить ориентиры плоскостного характера в объемные (ожившая картинка).

Продолжать учить детей описывать словом возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов картины. Учить производить оценку возможных ощущений на уровне « хорошо – плохо».

Продолжать учить детей определять время происходящего на картине.

Учить детей составлять рассказы из прошлого или будущего объектов картины.

Продолжать учить детей  очеловечивать какой – либо  объект картины и от его имени составлять рассказ. Побуждать детей сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя, используя междометия. Учить детей  производить оценку эмоционального состояния героя и с помощью воспитателя формулировать жизненные правила (мораль). 

Старший возраст

Учить детей самостоятельно и достаточно полно выделять конкретные объекты картины и обозначать их словом. Учить детей самостоятельно обозначать схемами объекты, выявленные на картине. Продолжать учить обобщать объекты, изображенные на картине, в одну классификационную группу.

Учить детей самостоятельно сравнивать объекты по различным признакам. Продолжать учить детей составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели. Учить понимать сравнения метафорического плана. Побуждать к самостоятельному составлению метафор.

Учить детей  составлять небылицы и лимерики по содержанию картины.

Продолжать учить устанавливать связи между объектами картины и объяснять их с оценочной стороны (формирование рассуждений).  Учить детей объяснять взаимодействия между объектами на уровне физических связей, эмоциональных, морально – этических и др.. Уточнить знания детей о том, что все объекты на картине взаимосвязаны и взаимозависимы.

Учить детей самостоятельно  ориентироваться на плоскости картины, находить объект на основе  ориентационных характеристик. Учить переносить ориентиры плоскостного характера в объемные  (ожившая картинка). Продолжать учить принимать на себя образ объекта и  описывать собственное место нахождения в "ожившей" картине.

Учить детей описывать возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов картины.

Продолжать учить самостоятельно определять время происходящего на картине и составлять связные рассказы про прошлое или будущее выбранного объекта.

 Учить детей наделять какой – либо  объект  человеческими свойствами или эмоциональными состояниями. От имени этого объекта  учить составлять рассказ, используя элементы драматизации. Продолжать учить детей  производить оценку эмоционального состояния героя и формулировать жизненные правила (мораль).

Учить детей с помощью алгоритма составлять сказки нравственно – этического характера.

§ 9 Задачи обучения детей созданию текстов сказочного содержания

Младший возраст

После прочтения какой – либо сказки побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию.

Учить заканчивать текст недочитанной сказки и пересказывать на доступном возрасту уровне.

Учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики и интонаций. Побуждать детей самостоятельно придумывать  монологи  изображаемого героя.

Учить детей составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3 – 5   слов, с последующим его пересказом.

Учить детей составлять  новый текст сказки на основе  ранее известных. Учить обогащать содержание придуманными сквозными героями. Побуждать детей к пересказу полученного текста сказки с помощью речи и движений.

Учить детей понимать схематические изображения героев сказки и их действия. Побуждать рассказывать сказку (часть сказки) с помощью сделанных воспитателем схем.

Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Учить детей понимать смешные ситуации, полученные в результате изменения героев и действий в известной сказке. Учить переделывать измененную сказку в традиционную.

 Учить называть основные действия героев сказки. Учить заменять действия героя знакомой сказки. С помощью воспитателя обсуждать, какая получится сказка, если изменить действие героя.

Средний возраст

Продолжать учить детей понимать схематические изображения героев сказки и их действий. Побуждать рассказывать сказку (часть сказки) с помощью сделанных воспитателем схем.

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя после прочтения какой – либо сказки.

Учить детей самостоятельно давать несколько вариантов окончаний недочитанной сказки. Побуждать детей к оценке получившегося текста на уровне «хорошо – плохо». Учить детей схематизировать новый вариант сказки и по схемам рассказывать ее.

Учить детей составлять связный текст с помощью 8 – 10 наугад выбранных слов с последующим рассказыванием. Побуждать детей к  созданию творческого продукта средствами изобразительной деятельности.

Учить составлять новый текст на основе известных сказок. Уточнить знания детей о главном герое, который получает жизненный опыт в результате путешествий и встреч с другими героями. Продолжать учить воспроизводить полученный текст средствами драматизации и изобразительной деятельности.

Побуждать детей придумывать необычные места действий и разворота событий с известными героями. Учить детей на этой основе придумывать новый текст сказки.

Учить самостоятельно подбирать героя сказки, описывать его свойства. Побуждать к созданию и схематизации текста новой сказки на основе старой.

Учить понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и действий знакомой сказки. Побуждать самостоятельно «перевирать» знакомую сказку.

Продолжать учить детей называть действия героев знакомых сказок. Учить заменять действия знакомой сказки и на этой основе составлять новый текст. Схематизация по итогам сочинения.

Учить детей на доступном возрасту уровне составлять сказки по различным моделям и воспроизводить текст с элементами драматизации. 

Старший возраст

Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи в какой – либо сказе. Учить замечать и объяснять динамику изменения свойств героя в зависимости от производимых им действий.

Учить детей домысливать начало сказки по прочитанному окончанию. Продолжать учить давать несколько вариантов окончаний недочитанного текста, производить схематизацию по итогам сочинений.

Учить детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, самостоятельно строить диалоги, домысливать и дорабатывать сюжет.

Продолжать учить детей составлять связный текст с помощью наугад выбранных слов или фраз. Учить детей давать несколько вариантов названий сказки.

Продолжать учить детей составлять новый текст сказки на основе известных  , меняя по собственному выбору свойства героев, место разворота событий и другие показатели. Побуждать детей к воспроизведению текста новой сказки с помощью драматизации. Учить делать иллюстрации к придуманным текстам.

Продолжать учить понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и действий знакомой сказки. Побуждать самостоятельно «перевирать» знакомую сказку. Учить воспроизводить переделанный другим ребенком  текст.

Продолжать учить составлять сказки динамического, описательного, волшебного, морально - этического, конфликтного и других типов на основе известных алгоритмов. Побуждать детей по итогам сочинения разыгрывать сюжеты сказок.

Продолжать учить создавать изобразительные продукты на основе  придуманных текстов.

Учить детей с помощью воспитателя воспроизводить мыслительные действия, позволившие им составить сказки различных типов.

Список литературы.

 

  1. Альтшуллер Г.С.иШапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. Журнал "Вопросы психологии" №6, 1956г. с.37-49

  2. Альтшуллер Г.С. Алгоритмы изобретения. М., 1973.

  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. – Новосибирск: Наука, 1966. – 218с.

  4. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. – Воронеж: ИПК, 1964. – 114 с.

  5. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления. Творчество как точная наука. — М.: Сов. радио, 1979. С. 66-72.

  6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с.

  7. Ардашева Н. И., Сидорчук Т.А. Научно-методический центр развивающего образования “Садко”.// Сборник нормативно - правовых и научно - методических материалов из опыта работы Центра. - Ульяновск, 1999 г. - 64с.

  8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т.

  9. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества.// Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983.

  10. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. – М., 1977.

  11. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. - М.: изд-во “Прогресс”, 1976. - 143 с.

  12. Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познавательной деятельности . - М.: Педагогика, 1971.

  13. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.

  14. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. – М.: Просвещение, 1983. – 54 с.

  15. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. //Вопр. психологии. - 1983. - № 2.

  16. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольников. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 1997.

  17. Вертгеймер М. Продуктивное мышление (перевод с английского). - М.: изд-во “Прогресс”, 1987. - 336 с.

  18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.

  19. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.

  20. Гальперин П.Я. Развитие исследований поформированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР, т.1 - М.: изд-во АПН РСФСР, 1959.

  21. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности. / Ж. Адукация и выхование. -Минск, 1994. - № 7.

  22. Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе АТРИЗ. Автореферат дис. канд. педаг. наук. -Челябинск: ЧГПУ,1996.

  23. Гин А.А. О творческих учебных задачах. // в сб. «Педагогика + ТРИЗ: Выпуск 1. - Гомель: ИПП «Сож», 1996.

  24. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителей.– Гомель: ИПП «Сож», 1999г.- 88с.

  25. Гончарова Л.А. Технология освоения разных видов пространства детьми дошкольного возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно – практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ». – Челябинск, 2 – 3 июня, 2000. –С.18-19.

  26. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореферат канд. диссерт.М.,1996.

  27. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.

  28. Григорович Л.А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. «Школа» -М.,1997, №2., с.49-53

  29. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. – Ульяновск, 1996. -101с.

  30. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно – практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». – Челябинск, 5 – 6 июня, 1998. – С. 13-15.

  31. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск, 1999. -40с.

  32. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

  33. Данилова В.Л. Практическое обучение решению творческих задач в США //Вопр. психологии. 1976. № 4.

  34. Дж. К. Джонс. Методы проектирования. -М., Мир, 1996.

  35. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Докторская диссертация. М., 1990.

  36. Ермакова Е.С. Развитие гибкости мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Канд. дис. М. 1988.

  37. Ефремов С.В. ТРИЗ для решения проблем обучения. ?//в сб. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ:Материалы 5 межд.науч.-практ. конф. - Челябинск, ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2002.-с 53-59.

  38. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1988.

  39. Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 летработе с противоречием. – Ульяновск, «Симбирская книга». 2001, стр. 64.

  40. Журавлева Н.М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно – практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ». – Челябинск, 2 – 3 июня, 2000. –С.21-22.

  41. Журавлева Н.М. Составление детьми загадок по знакомым произведениям // Тезисы докладов Региональной научно – практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». – Челябинск, 5 – 6 июня, 1998. – С. 17-19.

  42. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999.

  43. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986.

  44. Злотин Б.Л. Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии: школа развития творческого воображения. – Кишинев: Лумина, 1998. – 198 с.

  45. Золотой ключик» творческого мышления: Сборник методических материалов ДОУ № 277 г.Самары.\ Под ред. Т.А.Сидорчук. – Челябинск, 2000 – 84 с.

  46. Иванов Г.И. Формулы творчества или как учиться изобретать. – М.: П., 1994. – 228 с.

  47. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др. – М.: Просвещение, 1989.

  48. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

  49. Искорка творчества: Сборник методических материалов ДОУ №141 / Под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001. – 80 с.

  50. Исследование проблем психологии творчества. Под. ред. Я.А. Пономарева. - М.: изд-во «Наука», 1983. - 336 с.

  51. Кайдановская И.А. Формирование внутреннего плана мышления у детей дошкольного возраста. Канд. дис. М., 1985.

  52. Капица П.Л. О творческом «непослушании». //Наука и жизнь. 1987. № 6.

  53. Картотека педагогических приемов для работы с детьми дошкольного возраста. \сост. А. А. Нестеренко;перераб. и дополн. Т. А. Сидорчук,- Ульяновск, 1992г.- 19с.

  54. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.

  55. Королева Н.И. Формирование понятийного аппарата учащихся младших классов на основе алгоритма проблемных ситуаций. // в сб. «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников», Челябинск. -1998.

  56. Кудрякова И.Г., Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. – Саров, 1997. - 148с.

  57. Ладыжинская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. – М., 1983.

  58. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск, 1992. - 56 с.

  59. Лелюх С.В.ТРИЗ в " Золотом ключике": становление или исчерпание системы?//в сб. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ:Материалы 5 межд.науч.-практ. конф. - Челябинск, ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2002.-с 66-69.

  60. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

  61. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников. //Воп-росы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

  62. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: Дидакт, 1993. - 183 с.

  63. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просве-щение, 1965.

  64. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы Психологии. - 1989. № 6.

  65. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.

  66. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником, - Рига, изд-во «Эксперимент», 1994.

  67. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С.-Пб.,«ТРИЗ – ШАНС», 1995. - 39с.

  68. Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995.

  69. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, Факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.

  70. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. Изд-во МГУ, 1972.

  71. Одаренные дети. Пер. с англ. Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слутского. М., 1991.

  72. Педагогика + ТРИЗ. Сборник. Выпуск 1, 2, 3 - Гомель. 1996-1997.

  73. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. М.: Педагогика, 1969.

  74. Поддъяков Н.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1989. 24 с.

  75. Поддъяков Н.Н. Проблемы развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста. //Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

  76. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1998.

  77. Пойа Д. Как решить задачу. -М., Учпедгиз, 1961.

  78. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., “Просвещение”, 1957.

  79. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1986.

  80. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: П., 1969.– 115 с.

  81. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986.

  82. Рибо Т. Творческое воображение. - 1901.

  83. Родари Д. Грамматика фантазии: введении в искусство придумывания истории. – М., 1978.

  84. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

  85. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.

  86. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Тула, 1993.

  87. Сборник методических материалов ДОУ № 167,147 г. Тольятти/ Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2002. – 72 с.

  88. Сидорчик Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО “Росток”, 1998.- 64 с.

           100. Сидорчук Т.А.  К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с

          детьми   дошкольного возраста, 2-е изд., перераб. - Ульяновск, 1991г.- 52с.

 1        103. Сидорчук Т.А. Система творческих заданий, как средство формировани креативности на начальном этапе

е становления личности./Автореферат. канд.дис. –  М.,1998.

         104. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи.- Ульяновск, 1996г. -152с.

    105. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997. - 74с.

    106. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ – инфо». 2000. – 44 с

     107. Сидорчук Т.А., Самойлова О.Н., Хоменко Н.Н. Признак с именем “Размер”. \ ж. “Пралеска” ( дашкольнае выханне). -Беларусь, Минск, №7, 1997 с. 9-12

     108. Сидорчук Т.А., Самойлова О.Н., Хоменко Н.Н. Технологическая карта метода фокальных объектов (МФО). \ ж. “Пралеска” (дашкольнае выхаванне). -Беларусь, Минск, № 6, 1997 с.5-8

     109. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетов сказок с помощью ситуативной игры «Да-Нет» /ж. «Пачатковая школа» №11. Беларусь, г. Минск, 2001.- стр 14 –16

     110. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Признак по имени “Время”. \ ж. “Пралеска” (дашкольнае выхаванне ). - Минск, № 9. 1997 стр. 9 - 14

     111. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-ое изд. М.: Педагогика. 1984.

     112. Смолярчук И.В. Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Канд. Дис. – М.:, 1993. – 113 с.

     113. Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников. – Обнинск, 1997. -в 3-х томах.

     114. Творческие задания «Золотого ключика». /Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева – Самара: ДОУ № 277, 2001. – 108 с

      115. Творческие задания в работе с дошкольниками: Сборник методических материалов НМЦ № 242 «Садко» /Под общ.ред. Т.А.Сидорчук. –        Челябинск, 2000. – 112с.

      116. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. – М.: П., 1975. – 95 с.

      117. Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Мосва-Прага, 1994

      118. Трифонов Д.Н. Сборник задач из научно – фантастической литературы. – Санкт-Петербург: "ТРИЗ – ШАНС", 1995. – 98с.

      119. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1989. – 86 с.

      120. Хоменко Н.Н. , Сокол А.Перечень навыков ОТСМ-ТРИЗ. 1997-1999 (www.trizminsk.org\e\215105.htm)

      121. Хоменко Н.Н. Использование игры “Да-Нет” при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995.

      122. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару по ТРИЗ. Минск. 1997.

     123. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно – практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ». – Челябинск, 4 – 5 июня, 1999. – С.19-21.

      124. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М.: Знание, 1990.

      125. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. - 156 с.

      126. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. -213 с.

      127. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. - 216с.

      128. Яковлева Н.А. Логические операции «эвроритма» как средство формирования у дошкольников диалектического мышления. // Тезисы докладов 2-й региональной научно – практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ». – Челябинск, 4 – 5 июня, 1999. – С.40-41.

1

 

 

 

http://www.triz-summit.ru  2006-2019 © Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей.

При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны.