Источник: https://triz-summit.ru/triz/metod/204230/204231/204315/

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО АРИЗ-СМВА-91 (Э2) Зусман А.В., Злотин Б.Л.

Зусман А.В., Злотин Б.Л.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО АРИЗ-СМВА-91 (Э2)

Подготовка раздаточного материала.

1.Каждый слушатель должен быть обеспечен полным комплектом
АРИЗ-СМВА-91 (Э2), материалами по типовым приемам устранения ТП с
таблицей,текстом стандартов на решение изобретательских задач,ука-
зателями физических, химических и геометрических эффектов. Эти ма-
териалы, за исключением текста АРИЗ-СМВА-91 (Э2) и указателей гео-
мэффектов, имеются в книге Г.С.Альтшуллер и др. Поиск новых идей:
от озарения к технологии. Кишинев, Картя Молдовеняскэ, 1989.
2.Каждый раздел текста АРИЗ, предназначенный для раздачи слу-
шателям (за исключением раздела 4, о котором ниже), переплетается
или скрепляется ОТДЕЛЬНО (поскольку работать приходится одновремен-
но со всеми разделами).
3.Раздел 4 печатается НА ОДНОЙ СТОРОНЕ ЛИСТА и НЕ сшивается
(НЕ переплетается) и НЕ выдается слушателям вместе с остальными
разделами. Контрольные учебные разборы выдаются поэтапно по мере
необходимости в соответствии с программой занятий (см.ниже).
4.В первый день семинара слушателям раздают первые три раз-
дела АРИЗ и предлагают в качестве домашнего задания ознакомиться с
разделом 1 (пояснительной запиской).

Общие рекомендации.

1.Изучение АРИЗ начинается со второй половины второго дня се-
минара. За первые 10-12 часов семинара до начала изучения АРИЗ
слушателям должно быть рассказано о законах повышения степени иде-
альности (Понятие об идеальной машине, идеальном результате и
т.п.), а также о противоречиях (Основные типы противоречий: ТП и
ФП, упомянуть о типовых приемах устранения ТП и о принципах разре-
шения ФП, привести примеры).
2. Необходимо обеспечить регулярное выполнение домашних зада-
ний, указанных в программе (см.ниже). Домашние задания должны сда-
ваться в начале следующего дня занятий. Чрезвычайно важно обеспе-
чить проверку этих домашних заданий в день сдачи. Для этого нужно
чтобы семинар проводили как минимум два преподавателя, один из них
ведет занятия по АРИЗ, другой - остальную тематику. Занятия по
АРИЗ целесообразно проводить во второй половине дня (в первой по-
ловине, пока идут занятия по остальным разделам ТРИЗ, преподава-
тель по АРИЗ проверяет домашние задания).
3.При выдаче домашних заданий обращайте внимание на то, что в
учебных разборах некоторые шаги или части опущены (из методических
соображений). Для борьбы с невыполнением домашних заданий рекомен-
дуется ввести систему погашения долга. Так, если слушатель, напри-
мер, не выполнил задание N 1 с использованием типовых приемов, он,
в отличие от других, выполнивших задание, должен в обязательном
порядке выполнить разбор последующей учебной задачи по части 1
(для аккуратных слушателей эта часть может быть не включена в до-
машнее задание).
4.Перед началом разбора домашнего задания слушателям раздают
листы контрольного учебного разбора (страницы соответствующих лис-
тов указаны ниже в программе). Преподаватель отмечает ошибки и да-
ет необходимые пояснения по тем вопросам, которые вызвали затруд-
нения. Запись разбора учебной задачи на доске можно не проводить,
так как у всех слушателей контрольный разбор на руках.



- 2 -
5.АРИЗ-СМВА-91 (Э2) в основном ориентирован на самостоятель-
ное освоение. При добросовестном выполнении правил и рекомендаций
и внимании вероятность ошибок достаточно мала. Но в безмашинном
режиме практически невозможно предотвратить ошибки, допущенные
из-за невнимания, недостаточно точного выполнения правил и реко-
мендаций, просто халтуры. Поэтому целесообразно каждый новый кусок
материала предварять пояснениями (содержание пояснений приведено
ниже в программе).

Программа изучения АРИЗ.

Занятие 1 (4 часа)

1.Введение в АРИЗ. История и основные идеи (см. пояснительную
записку). Рассказ о пятишаговом алгоритме (из АРИЗ-59) на примере
решения задачи о сборе нефти в бакинской бухте. Рассказ о решении
задачи о ледоколе (см.Г.С.Альтшуллер.Найти идею. с.132).
2.Раздача:
а) структуры АРИЗ-СМВА-91 (Э2);
б) учебного разбора задачи 1 (раздел 4, с.3-6,);
в) учебного разбора задачи 8 (раздел 4. с.44-52, 91,92);
г) задачника и рисунков к нему (раздел 4, с.1,2,81,82,85,93,95).
3.Характеристика части 1 (понятие о типовых недостатках, из-
вестных средствах устранения недостатка. Обратить внимание на пер-
вичный недостаток и новый, вторичный, возникающий в результате
применения известных средств устранения).
4. Рассказ о типовых приемах устранения ТП. Показать, как
пользоваться таблицей выбора приемов устранения ТП на примере за-
дачи 1. (При наличии ИМ-приемы можно эту часть занятия показать на
машине).
5.Задание на дом N 1. Задача 7. Разбор по шагам 1.1-1.7.
(Шаги 1.8, 1.9 исключаются, так как необходимы в первую очередь
при решении практических задач). Обратить внимание на то, чтобы
слушатели работали только с формулировкой Ф2 (формулировки, для
которых рекомендуется использование стандартов, в учебных целях
опускаются).

Занятие 2 (4 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 7 (раздел 4, с.42).
2.Разбор домашнего задания.
3.Рассказ о стандартах:
а) история;
б) вепольный анализ; основные понятия, обозначения, преоб-
разования;
в) характеристика классов стандартов.
Примечание. Примеры преподаватель подбирает сам.
4.Задание на дом N 2. Задачи 5 (разбор по шагам 1.1-1.7) и 7
(продолжение разбора на шаге 1.7 по формулировке Ф1-5).

Занятие 3 (2 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 5 и второго листка за-
дачи 7 (раздел 4, с.31,32,43).
2.Разбор домашнего задания.
3.Характеристика частей 2,3. Показать пример построения дере-
ва на задаче 1. Обратить внимание слушателей на основные понятия
части 3: ключевой узел, сопряженная пара функций, причинно-следс-
твенная связь в звеньях цепочек и дерева, основные типы задач.


- 3 -
4.Задание на дом N 3. Задача 2, части 2,3. (Слушатели, по ка-
кой-либо причине не выполнившие задания NN 1 или 2, должны разоб-
рать задачу 2 и по части 1 ( с приемами и (или) стандартами, в за-
висимости от того, что не было сделано).

Занятие 4 (2 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 2, части 1-3 (раздел 4,
с.7-9).
2.Разбор домашнего задания.
3.Характеристика частей 4,6,7,8 (часть 5 в методических целях
временно пропускается) на примере задачи 8. Остановиться на поня-
тии обратного ключевого узла, определении дополнительного ключево-
го условия. Обратить внимание на то, что два конфликта - это две
задачи.
4.Задание на дом N 4. Задача 2, части 4,6,7,8.

Занятие 5 (2 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 2, части 4,6,7,8 (раз-
дел 4, с.10-12).
2.Разбор домашнего задания.
3.Характеристика частей 9,10. Рассказ о методе ММЧ. Понятие о
ресурсах.
4.Задание на дом N 5. Задача 2, части 9,10.


Занятие 6 (2 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 2, части 9,10 (раз-
дел 4, с.13-16,83,84).
2.Разбор домашнего задания.
3.Характеристика частей 5,11,12 на примере задачи 8. Понятие
о физическом противоречии. Блок ФП. Физическое противоречие для
параметра. Перечни типовых макро-, микросостояний, процессов и па-
раметров (раздел 3, приложение 12).
4.Задание на дом N 6. Задача 9, части 1-5.

Занятие 7 (2 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 9 (раздел 4, с.53-56).
2.Разбор домашнего задания.
3.Характеристика частей 13,14 на примере задачи 8. ИКР-2, но-
вые физические задачи на базе ИКР-2.
4. Задание на дом N 7. Задача 6, части 2-14.

Занятие 8 (2 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 6 (раздел 4,
с.33-41,89,90).
2.Разбор домашнего задания.
3.Шаги 1.8,1.9. Разбор на занятии задачи 3.
Особенности решения измерительных задач. Слово "измерение" -
термин. Необходимо конкретно указывать физическое действие, обес-
печивающее измерение (см. Терминологический словарь, Раздел 1,с.8
"задача на измерение и обнаружение"). Стандарты на измерение и об-
наружение. Обходные пути.
4.Задание на дом N 8. Задача 10, части 2-4.
5.Раздача контрольного разбора задачи 3 (раздел 4, с.17-20,86).


- 4 -

Занятие 9 (2 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 10 (раздел 4,
с.57-64,94).
2.Разбор домашнего задания и до конца.


Занятие 10 (8 часов)

1.Разбор по АРИЗ практической задачи.
2.Заключительное обсуждение.
3.Раздача контрольных разборов задач 4 и 11 (раздел 4,
с. 21-30,65-80,87,88,96-98).

Примечание. Полный курс занятий по АРИЗ-СМВА-91(Э) объемом 30
часа рекомендуется при общем объеме обучения более 100 часов. При
общем объеме обучения от 90 до 100 часов программа занятий 7- 11
может быть скорректирована до 26 часов следующим образом:

Занятие 7 (4 часа)

1.Раздача контрольного разбора задачи 9 (раздел 4, с.53-56).
2.Разбор домашнего задания.
3.Характеристика частей 13,14 на примере задачи 8. ИКР-2, но-
вые физические задачи на базе ИКР-2.
Шаги 1.8,1.9. Разбор на занятии задачи 3.
Особенности решения измерительных задач. Слово "измерение" -
термин. Необходимо конкретно указывать физическое действие, обес-
печивающее измерение (см. Терминологический словарь, Раздел 1,с.8
"задача на измерение и обнаружение") на примере задачи 10. Стан-
дарты на измерение и обнаружение. Обходные пути.
5.Раздача контрольного разбора задач 3,10 (раздел 4,
с.17-20,86).

Занятие 8 (6 часов)

1.Разбор по АРИЗ практической задачи.
2.Заключительное обсуждение.
3.Раздача оставшихся контрольных разборов.




Дополнения по преподаванию АРИЗ

1. До занятия 1 по АРИЗ должно быть дано по законам:
Противоречия (ТП,ФП)
Идеальность (ресурсы)
2. Вводное занятие:
Понятие изобретательской задачи, отличие от технической.
Многоэкранная схема в линию.
Три идеи в основе АРИЗ:
Программа выявления и разрешения противоречия
Информационный фонд
Учет психологических факторов : термины. Задача с мер-
злым грунтом.
Первый АРИЗ - 5 шагов:
Формулировка задачи
Идеальное решение
Что мешает реализации?
Почему мешает?
Что нужно изменить, чтобы не мешало?
(Задача о сборе гнфти в бакинской бухте.)
Развитие АРИЗ. Возмлжные ошибки на каждом щаге.
Рассказ о ледоколе. Drott. 120 т - 50 т, 60 мм - 2х10 мм
АРИЗ и правила. Дорога, конвейер.
История.
Современный АРИЗ - краткая характеристика
3.Характеристика части 1 (понятие о типовых недостатках,
известных средствах устранения недостатка. Обратить внимание
на первичный недостаток и новый, вторичный, возникающий в ре-
зультате применения известных средств устранения).
4. Рассказ о типовых приемах устранения ТП. Показать, как
пользоваться таблицей выбора приемов устранения ТП на примере
задачи 1. (При наличии ИМ-приемы можно эту часть занятия пока-
зать на машине).

5. До занятия 2 желательно дать закон перехода на микроу-
ровень (МаТХЭМ).
6.ВА и стандарты.
Понятие о модели.
Правило достройки веполя
Задачи:
Шлифовка внутренней поверхности
Столик микроскопа
Микроэлементы
Ворсистая ткань
Ядохимикаты
Сверление слюды
Уборка облепихи
Влажное зерно
Живая рыба
Уплотнение сельди в банке
Тепловой вентиль
Зеркало телескопа
Парогенератор
Разделение топлива
Сверление трубки
Сортировка мелких деталей
Задача Капицы
Перебор полей (МаТХЭМ), а не вещества.
Пары вещество- поле. Феполи
Измерительные задачи:
Бур в скважине
Реактив Штиффа
Шабрение
Куда течет жидкость
Задача Журавского
Эвенк
Нагрев прессформы
Правило получения ФЭ
Задачи:
Метки для нефти
Неплотности в холодильнике
Вещества: лед, ЭПФ, биметалл, взрывчатка, термиты
Феполи и магнитные жидкости, реожидкости.

Разрушение вредных веполей:
Задачи:
Подводные крылья
Золоуловители
Мокрый уголь
Шлак
Нефть в резервуаре
Прыжки в воду
Арахис
Сушка шкурок
Падение никеля
Прямолинейная нить
Защита от шума труб
Дробеструйка
Подъеи корабля
Закалка в масло
Защита электролита от испарения
Гелий в сосуде
Подача слипшихся заготовок
Бомба
Закатка дорнов
Поливода
Очитска решетка катализатора
Ковш эскаватора
Сложные веполи
Задачи:
Распыление ядохимикатов
Хонингование

7.До занятия 3 - закон развертывания-свертывания. АлТС.
Примеры: Диффузионная сварка - аргон. 0,000001 мм рт.ст.
Характеристика частей 2,3. Показать пример построения де-
рева на задаче 1. Обратить внимание слушателей на основные по-
нятия части 3: ключевой узел, сопряженная пара функций, при-
чинно-следственная связь в звеньях цепочек и дерева, основные
типы задач:
Исправительная (анекдот). Очистка продукта. Мытье меди.
Альтернативная. Получение ворса.
Отказная. Свеча Яблочкова.
8.Основные понятия: сопряженная пара функций, обратный
ключевой узел, типовые формулировки функций, конфликт - У меня
жена накрасивая, зато злая.
Усиление конфликта - РВС. Турбинная лопатка.Распределение
удобрений.
2 конфликта в мини-задаче. 2 плюса.

9.К занятию 5
ОЗ - ледокол.
Ресурсы:
Олигомер
Серебрение контактов
Задача Колицова
Клапан Данилюка
Диск с наждачной бумагой (Герасимов)
Анекдоты
РВ - кража спирта.
ММЧ. Задача о замыкалке.
Шаг назад от ИКР. Задача Робин Гуда.
Компромисс. Ил-2 - шасси.
Компромисс.

10.К занятию 7.
Особенности решения измерительных задач. Слово "измерение" -
термин. Необходимо конкретно указывать физическое действие, обес-
печивающее измерение (см. Терминологический словарь, Раздел 1,с.8
"задача на измерение и обнаружение") на примере задачи 10. Стан-
дарты на измерение и обнаружение. Обходные пути.

http://www.triz-summit.ru  2006-2019 © Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей.

При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны.