Источник: https://triz-summit.ru/contest/2015/competition-2017-2018/task-2017-2018/

Задания Кубка ТРИЗ Саммита 2017-2018

Кубок ТРИЗ-Саммита – 2017/2018

Категория 8-10 лет

Номинация «Изобретательство»

Задание 1.

В системе «Умный дом» один из элементов - ОВК (Отопление, Вентиляция, Кондиционирование) - поддерживает оптимальные температуру и влажность воздуха в помещении. Термостат интернет-контроля позволяет домовладельцу удаленно управлять системами отопления и кондиционирования воздуха здания, система может автоматически открывать и закрывать окна, включать радиаторы и котлы, теплый пол. Одна из проблем, которая при этом возникает – это разные потребности жителей дома, у каждого человека индивидуальное восприятие оптимальной температуры, влажности  - кто-то всегда мерзнет, кто-то очень чувствителен к сухости воздуха, а кто-то не может заснуть, если душно. Предложите решения этих проблем.

Задание 2.

https://2.bp.blogspot.com/-gfFs8BhO7sU/WHQDwkGDqxI/AAAAAAAAThY/q7DaUrtdZfgVSvG4QR7ZWmFEYTa_ya1bACLcB/s1600/pugedon.jpghttp://www.perunica.ru/uploads/posts/2012-12/1356252761_ptitsy.jpgВ разных городах мира появились устройства позволяющие бездомным животным получить еду при нажатии на рычаг. В таком устройстве решены некоторые проблемы привычных кормушек: корм защищен от внешних воздействий (высокой или низкой температуры, дождя и снега); корм выдается небольшими порциями, не разбрасывается вокруг; кормушки распределены по высоте устройства, ими могут одновременно пользоваться животные разных размеров. Предложите усовершенствования этого устройства. Подумайте, какие еще устройства можно предложить для «живой части» города, для удобства животных и растений, обитающих в городе.

 

 

 

Номинация «Фантазирование»

Задание первое. В научно-фантастическом романе Аркадия и Бориса Стругацких «Возвращение. XXII век» (опубликован в 1962 году) описана жизнь в будущем, где в каждом доме будет робот-дворник и робот-повар. В наши дни это уже не фантастика: созданы автоматические пылесосы и мультиварки. Но в умном доме наверняка будут и другие умные приспособления, в том числе такие, какие сейчас кажутся фантастическими. Придумайте такие приспособления и напишите небольшую историю о том, как люди будут справляться с фантастическими способностями и причудами умного дома.

Задание второе. Генрих Саулович Альтшуллер разработал схему, пользуясь которой можно придумывать новые фантастические идеи. Схема называется этажной. Первый этаж – один предмет или объект. Мы говорим об умном доме – значит, первый этаж: один-единственный умный дом. Поднимемся на второй этаж: много умных домов. Здесь можно придумать немало фантастических сюжетов. Сочините, например, фантастический рассказ, где было бы много умных домов. Целый квартал или даже город из умных домов. И каждый дом умён по-своему. Как там будут жить люди?

Номинация «Инструменты ТРИЗ»

Выберите несколько простых бытовых приборов (фен, утюг, обогреватель, электророзжиг для газовой плиты, вентилятор и т.д.). Попробуйте разобраться, как устроены эти приборы: перечислите все компоненты, обозначьте взаимосвязи между ними; что происходит, когда вставляете вилку в розетку и нажимаете кнопку «включить».

Номинация «Исследования»

Совсем недавно словосочетание «Умный дом» встречалось в основном в фантастических фильмах или рассказах, в наши дни «Умный дом» - это система домашних устройств, которые помогают человеку выполнять определенные повседневные задачи без усилий и даже без участия человека. Проведите небольшое исследование: какие бытовые приборы уже есть в вашем доме (вентилятор, кондиционер, фен, холодильник и т.д.), какие функции они выполняют, как выглядели первые устройства, выполнявшие аналогичные функции, есть ли возможность управлять этими приборами на расстоянии, какие бытовые приборы вам еще необходимы.

Результаты исследования можно оформить в виде таблицы с развернутыми пояснениями, презентации или видеоролика.

Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»

На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики, объясняющие устройство простых бытовых приборов, их функции и влияние на жизнь человека.

Ролики должны быть короткие (до 2 минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.

Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ.

На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:

http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/

В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2016/2017 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Н.Б. Фейгенсон, номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.

 

Кубок ТРИЗ-Саммита – 2017/2018

Категория 11-14 лет

Номинация «Изобретательство»

Задание 1.

В системе «Умный дом» один из элементов - ОВК (Отопление, Вентиляция, Кондиционирование) - поддерживает оптимальные температуру и влажность воздуха в помещении. Термостат интернет-контроля позволяет домовладельцу удаленно управлять системами отопления и кондиционирования воздуха здания, система может автоматически открывать и закрывать окна, включать радиаторы и котлы, теплый пол. Одна из проблем, которая при этом возникает – это разные потребности жителей дома, у каждого человека индивидуальное восприятие оптимальной температуры, влажности  - кто-то всегда мерзнет, кто-то очень чувствителен к сухости воздуха, а кто-то не может заснуть, если душно. Предложите решения этих проблем.

Задание 2.

https://2.bp.blogspot.com/-gfFs8BhO7sU/WHQDwkGDqxI/AAAAAAAAThY/q7DaUrtdZfgVSvG4QR7ZWmFEYTa_ya1bACLcB/s1600/pugedon.jpghttp://www.perunica.ru/uploads/posts/2012-12/1356252761_ptitsy.jpgВ разных городах мира появились устройства позволяющие бездомным животным получить еду при нажатии на рычаг. В таком устройстве решены некоторые проблемы привычных кормушек: корм защищен от внешних воздействий (высокой или низкой температуры, дождя и снега); корм выдается небольшими порциями, не разбрасывается вокруг; кормушки распределены по высоте устройства, ими могут одновременно пользоваться животные разных размеров. Предложите усовершенствования этого устройства. Подумайте, какие еще устройства можно предложить для «живой части» города, для удобства животных и растений, обитающих в городе.

 

 

 

Номинация «Фантазирование»

Задание первое. У Жюля Верна есть юмористическая фантастическая повесть «Опыт доктора Окса» (опубликованная в 1872 году). Действие происходит в небольшом французском городе Кикандоне. Обычные люди живут в обычных домах. Но однажды в город приезжает доктор Окс и строит фабрику, где из воды добывают водород и кислород. Кислород по трубам подают в каждый дом, и люди, прежде очень степенные, становятся громкоголосыми, возбужденными, драчливыми. А виноват кислород, который поступал в дома по трубам. Дело происходило в девятнадцатом веке, когда дома не были умными. Придумайте фантастический рассказ о том, как поступил бы умный дом, если бы доктор Окс поставил свой опыт в наши дни. Как, и с помощью каких устройств, умный дом справлялся бы с конфликтными ситуациями?

Задание второе. Генрих Саулович Альтшуллер разработал схему, по которой можно придумывать новые фантастические идеи. Схема называется этажной. Первый этаж – один предмет или объект. Мы говорим об умном доме – значит, первый этаж: один умный дом. Второй этаж: много умных домов. Поднимемся на третий этаж: это такие ситуации, когда цели можно достигнуть и без объектов. Мы говорим об умном доме. Значит, нужно придумать и описать ситуацию, когда нужные вам цели достигаются без умных домов. Перед тем, как сочинять, ответьте на вопрос: с какой целью строят умные дома? Это первая часть задания. Вторая часть: как достичь этой цели без умных домов? Придумайте и опишите такую ситуацию. Это может быть размышление на тему или фантастический рассказ.

Номинация «Инструменты ТРИЗ»

Выберите несколько простых бытовых приборов (фен, утюг, обогреватель, электророзжиг для газовой плиты, вентилятор и т.д.). Попробуйте разобраться, как устроены эти приборы: перечислите все компоненты, обозначьте взаимосвязи между ними; попробуйте разобраться в принципе действия прибора (что происходит, когда вставляете вилку в розетку и нажимаете кнопку «включить»); какие противоречия в данном приборе мы можете сформулировать.

Номинация «Исследования»

Совсем недавно словосочетание «Умный дом» встречалось в основном в фантастических фильмах или рассказах, в наши дни «Умный дом» - это система домашних устройств, которые помогают человеку выполнять определенные повседневные задачи без усилий и даже без участия человека. Проведите небольшое исследование: какие бытовые приборы уже есть в вашем доме (вентилятор, кондиционер, фен, холодильник и т.д.), какие функции они выполняют, как выглядели первые устройства, выполнявшие аналогичные функции, есть ли возможность управлять этими приборами на расстоянии, какие приборы можно объединить для выполнения более сложных, комплексных функций, какие бытовые приборы вам еще необходимы.

Результаты исследования можно оформить в виде таблицы с развернутыми пояснениями, презентации или видеоролика.

Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»

На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики, объясняющие устройство простых бытовых приборов, их функции и влияние на жизнь человека.

Ролики должны быть короткие (до 2 минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.

Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ. На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:

http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/

В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2016/2017 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Н.Б. Фейгенсон, номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.

Кубок ТРИЗ-Саммита – 2017/2018

Категория 15-17 лет

Номинация «Изобретательство»

Задача о сушилке. 

Всем известная техническая система. Источник: http://www.o-vannoy.ru/dizajn/sushilka-dlya-belya/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеется предложение по улучшению: https://lifehacker.ru/2017/10/09/25-genius-life- hacks/?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=daily

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сэкономьте место на сушилке: Просто повесьте футболки или рубашки иначе.

Предложите усовершенствование этого предложения, не изменяя конструкцию сушилки.

Задача о резке. Имеется целый ряд простых устройств для облегчения нарезки продуктов питания – некоторые примеры см. рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Или https://ru.aliexpress.com/item/2016-New-Knife-Food-Knife-Cut-Fruits-Vegetable-Palm-Rest-Finger-Protector-Hand-Guard/32643699744.html

Или https://ru.aliexpress.com/item/Practical-Shallot-Knife-Onion-Garlic-Vegetable-Cutter-Cut-onions-garlic-tomato-device-shredders-slicers/32816023648.html?spm=a2g0v.search0301.4.80.Zht2O3

На основе анализа свойств нарезаемых продуктов, функций устройств для нарезки:

  • Выделите и опишите тренд(ы) в развитии этих технических систем
  • Предложите новое дополнительное устройство или – как вариант – универсальное устройство для нарезки большинства продуктов

Номинация «Фантазирование»

Задание первое. В рассказе Рэя Брэдбери «Вельд» (опубликован в 1962 году) описан умный дом, выполняющий за людей всю домашнюю работу. В доме есть детская комната, созданная по последнему слову техники. Огромные экраны воссоздают любое место на Земле, где только захотят побывать дети. Напишите фантастическую историю о приключениях детей, которые с помощью экранов умного дома оказываются там, где опасно. Рассказ Брэдбери заканчивается трагически, но вы, конечно, сочините историю со счастливым концом?

Задание второе. Умный дом можно построить не только на Земле. Умным домом для человека может стать орбитальная станция и космический корабль, и лунный модуль, и… Где еще может человек создать себе умный дом? Как будет выглядеть умный дом, построенный в самых странных и необычных местах, куда вы этот дом поместите? Придумайте самый фантастический умный дом. Сочините историю об одном дне из жизни людей в таком доме.

Номинация «Инструменты ТРИЗ»

Один из распространенных инструментов «Умного дома» - это включение и отключение освещения при появлении или отсутствии человека в комнате: человек заходит в комнату и свет включается; человек выходит из комнаты и свет выключается. Существует очень много ситуаций, которые приводят к конфликту требований и нарушению функциональности этих систем. Например, они могут не включиться или не выключиться в необходимое время, многие системы отключаются при отсутствии движения, когда человек просто читает. С другой стороны он может включиться ночью и разбудить других людей. Необходимо сформулировать максимально большое количество противоречий, связанных с этой системой и предложить их возможные решения.

Используйте при выполнении этого задания компьютерную программу COMPINO-TRIZ. Программа доступна по адресу: http://ariz-2010.appspot.com/

Номинация «Исследования»

Проведите исследование по теме «Эволюция строительных материалов для постройки зданий различного назначения и жилых домов». Как с применением новых материалов изменялись функции зданий и жилых домов? Как изменялись технологии возведения зданий и жилых домов? Какими могут быть материалы и технологии для создания «Умных домов». Соберите картотеку по этой теме, выделите тенденции в развитии стройматериалов, каким законам развития технических систем они соответствуют, подготовьте презентацию, рассказывающую об истории строительных материалов.

Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»

На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики по двум темам:

- примеры применения стандартов на решение изобретательских задач (примеры могут быть как для технических, так и для нетехнических систем). Для работы можно использовать материалы по стандартам, размещенные в интернет: http://www.altshuller.ru/triz/standards.asp

http://triz-summit.ru/confer/TDS-2012/205266/205416/205422

- примеры противоречий требований (технических противоречий), которые существуют в окружающих нас системах и пока не решены.

Ролики должны быть короткие (до 2 минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.

Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ.

На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:

http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/

В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2016/2017 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Н.Б. Фейгенсон, номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.

Кубок ТРИЗ-Саммита – 2017/2018

Категория студенты

Номинация «Изобретательство»

Задача о сушилке. Всем известная техническая система. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напольная складная сушка для белья

Источник: http://www.o-vannoy.ru/dizajn/sushilka-dlya-belya/ 

Имеется предложение по улучшению: https://lifehacker.ru/2017/10/09/25-genius-life- hacks/?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=daily

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сэкономьте место на сушилке: Просто повесьте футболки или рубашки иначе. 

Предложите усовершенствование этого предложения, не изменяя конструкцию сушилки.

Задача о резке. Имеется целый ряд простых устройств для облегчения нарезки продуктов питания – некоторые примеры см. рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Или https://ru.aliexpress.com/item/2016-New-Knife-Food-Knife-Cut-Fruits-Vegetable-Palm-Rest-Finger-Protector-Hand-Guard/32643699744.html

Или https://ru.aliexpress.com/item/Practical-Shallot-Knife-Onion-Garlic-Vegetable-Cutter-Cut-onions-garlic-tomato-device-shredders-slicers/32816023648.html?spm=a2g0v.search0301.4.80.Zht2O3

На основе анализа свойств нарезаемых продуктов, функций устройств для нарезки:

  • Выделите и опишите тренд(ы) в развитии этих технических систем
  • Предложите новое дополнительное устройство или – как вариант – универсальное устройство для нарезки большинства продуктов

Номинация «Фантазирование»

Задание первое. В рассказе Бориса Штерна «Дом» (опубликован в 1980 году) умный дом – это не просто автоматизированный объект, выполняющий за людей всю домашнюю работу. Это живое и мыслящее существо, цель которого – сделать счастливыми людей, которые в таком доме живут. Дом старается сделать своих жителей счастливыми. Как по-вашему, это ему удаётся? Напишите фантастическую историю о человеке, живущем в таком разумном доме. Сумеет ли этот человек стать счастливым? Поймут ли дом и человек друг друга? Ведь представления о счастье у человека и дома могут быть разными.

Задание второе. Генрих Саулович Альтшуллер разработал схему, по которой можно придумывать новые фантастические идеи. Схема называется этажной. Первый этаж – один предмет или объект. Мы говорим об умном доме – значит, первый этаж: один умный дом. Второй этаж: много умных домов. Третий этаж: ситуация, когда цели можно достигнуть и без объекта (умного дома). Поднимемся на четвертый, самый высокий этаж: придумайте ситуацию, когда не нужно достигать той цели, ради которой существует объект (в нашем случае – умный дом). Перед тем, как сочинять, нужно, конечно, определить: с какой целью строят умные дома? Это первая часть задания. Определив цель, попробуйте пофантазировать: когда эта цель становится не нужной? Где и когда незачем строить умные дома? Как будут жить люди в таком мире? Опишите один день их жизни.

Номинация «Инструменты ТРИЗ».

Один из распространенных инструментов «Умного дома» - это включение и отключение освещения при появлении или отсутствии человека в комнате: человек заходит в комнату и свет включается; человек выходит из комнаты и свет выключается. Существует очень много ситуаций, которые приводят к конфликту требований и нарушению функциональности этих систем. Например, они могут не включиться или не выключиться в необходимое время, многие системы отключаются при отсутствии движения, когда человек просто читает. С другой стороны он может включиться ночью и разбудить других людей. Необходимо сформулировать максимально большое количество противоречий, связанных с этой системой и предложить их возможные решения.

Используйте при выполнении этого задания компьютерную программу COMPINO-TRIZ. Программа доступна по адресу: http://ariz-2010.appspot.com/

Номинация «Исследования»

Проведите исследование по теме «Эволюция строительных материалов для постройки зданий различного назначения и жилых домов». Как с применением новых материалов изменялись функции зданий и жилых домов? Как изменялись технологии возведения зданий и жилых домов? Какими могут быть материалы и технологии для создания «Умных домов». Соберите картотеку по этой теме, выделите тенденции в развитии стройматериалов, каким законам развития технических систем они соответствуют, подготовьте презентацию, рассказывающую об истории строительных материалов.

Номинация «Видеоролики по ТРИЗ»

На конкурс в номинации «Видеоролики по ТРИЗ» необходимо представить видеоролики по двум темам:

- примеры применения стандартов на решение изобретательских задач (примеры могут быть как для технических, так и для нетехнических систем). Для работы можно использовать материалы по стандартам, размещенные в интернет: http://www.altshuller.ru/triz/standards.asp

- примеры противоречий требований (технических противоречий), которые существуют в окружающих нас системах и пока не решены.

Ролики должны быть короткие (до 2 минут). Должны быть указаны все авторы этого сюжета: автор сценария, оператор, монтажер, актеры и т.д.

Данная работа направлена на формирование методического материала для обучения ТРИЗ.

На сайте ТРИЗ Саммита опубликованы видеоролики, представленные на прошлый Кубок ТРИЗ Саммита:

http://triz-summit.ru/ru/contest/competition/video/

В подготовке заданий Кубка ТРИЗ Саммита-2016/2017 принимали участие Рубин М.С., Рубина Н.В., Н.Б. Фейгенсон, номинация «фантазирование» подготовлена П.Р. Амнуэлем.

http://www.triz-summit.ru  2006-2019 © Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей.

При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны.