Секция "ТРИЗ в технике и ИТ"
Шри Рамнадх, Мандалаи (Индия). Исследование (на основе инструментов и приложений ТРИЗ) системного уровня мышления для адаптации новых решений с использованием искусственного интеллекта.
Исследование (на основе инструментов и приложений ТРИЗ) для системного уровня мышления для адаптации новых решений с использованием искусственного интеллекта.
Сысоев Сергей (Санкт-Петербург, Россия), Кулаков Антон (Москва, Россия) Рубин Михаил (Москва, Россия). Генеративный ИИ в Compinno-TRIZ: результаты и перспективы развития
Комплекс из инструментов ТРИЗ и LLM с одной стороны на 80% увеличивает возможности искусственного интеллекта в решении изобретательских задач, а с другой стороны значительно упрощает корректное и эффективное применение инструментов ТРИЗ. Это делает необходимым внедрение LLM в программный комплекс Compinno-TRIZ, что принципиально изменяет саму технологию постановки и решения изобретательских задач. В настоящее время LLM используется при анализе и формулировке исходной проблемной ситуации, при актоматической формулировке противоречий и ИКР, в модюлях применения приемов разрешения противоречий, поиска физических эффектов, в модуле РТВ и других модулях. Дальнейшее развитие программного комплекса Compinno-TRIZ направлено не только на потановку и решение изобретательских задач, но и на обучение ТРИЗ и формирование изобретательского мышления.
Калайджи Татьяна (Анталья, Турция) Гуров Сергей (Санкт-Петербург, Россия). ТРИЗ в цифровом дизайне
В докладе исследуется практическое применение методологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в цифровом дизайне. Базовые инструменты ТРИЗ применимы в этой области и требуют осмысленной адаптации. Основное внимание уделяется:
— Адаптации принципов разрешения противоречий в ТРИЗ: предлагается подход к системному переходу через призму "структуры" и "действия" цифровых продуктов.
— Адаптации приемов: Рассмотрены и адаптированы изобретательские приемы разрешения противоречий (моноприемы и би-поли приемы) и их связь с принципами разрешения противоречий, проведена исследовательская работа по переосмыслению применения этих принципов и приемов для задач цифрового дизайна, с поиском соответствующих примеров их использования.
— Представлена модифицированная таблица применения би-поли приемов разрешения противоречий на основе таблицы Альтшуллера, проведена работа по адаптации характеристик этой таблицы к специфике дизайнерских задач и противоречий.
— Практическое применение и иллюстрации: разработанные теоретические положения подкрепляются конкретными примерами (задач или кейсов) применения адаптированных инструментов ТРИЗ в цифровом дизайне, подтверждая их эффективность для генерации идей и преодоления проектных противоречий.
Кулаков Антон (Москва, Россия). Анализ и оценка проблемных ситуаций с помощью ИИ.
Успешное выполнение проекта знаменуется достижением целей проекта в ограниченные сроки, что невозможно без планирования. Данный тезис был неоднократно подтвержден в ходе практической деятельности автора доклада по выполнению проектов алюминиевой промышленности и холодильного машиностроения. Более того, имеющиеся в открытом доступе исследования показывают, что уровень завершенности планирования положительно коррелирует с успехом и эффективностью проектов. Важность планирования отмечается также и в среде специалистов по ТРИЗ. Составлению подробного плана проекта предшествует не менее важный этап – формирование стратегии выполнения проекта, формирование которой напрямую зависит от понимания исходной проблемной ситуации, полноты и релевантности информации, которой владеет руководитель проекта. Но как определить полноту и релевантность информации для формирования полноценной стратегии проекта? И даже если удастся их определить, а они окажутся недостаточными, то что с этим знанием делать дальше – что именно нужно уточнить, дополнить, выяснить, чтобы можно было продвинуться в выстраивании стратегии проекта. Автором была выдвинута гипотеза о том, что в деле анализа полноты и оценки релевантности информации об исходной проблемной ситуации возможности генеративного искусственного интеллекта могут быть крайне полезны и практически применимы – с помощью больших языковых моделей возможно выявлять компоненты исходной проблемной ситуации, оценивать степень их информативности и предлагать направления для уточнения информации руководителем проекта. Кроме того, просматривается формирование некоего диалога ИИ и пользователя, направленного на уточнение проблемной ситуации и приводящего к самообучению пользователя наиболее полно и точно формулировать проблемные ситуации, что является ключевым навыком специалиста по ТРИЗ. В ходе проведенного автором исследования гипотеза была подтверждена на выборке из 286 исходных проблемных ситуаций. В докладе будут освещены методика проведенного исследования, результаты и выводы.
Данный доклад является продолжением работы автора по автоматизации построения дорожных карт ТРИЗ-проектов.
Токарев Александр (Москва, Россия). Принцип построения системы работы с проблемой с применением инструментов ТРИЗ и Больших языковых моделей.
Большие языковые модели (LLM) с успехом применяются для решения большого круга задач. Алгоритмы ТРИЗ имеют свои преимущества при работе со сложными проблемами. Если соединить обе технологии, то можно сделать систему с широкими возможностями. В работе предлагается схема построения такой системы. В основу положен цикл общения с LLM: пользователь формулирует проблему – LLM выдаёт ряд решений. Пользователь оценивает их, если находит нужное, то цикл заканчивается. Если решения его не удовлетворяют, то он сообщает LLM дополнительную информацию. На основании дополнительной информации LLM предлагает новую серию решений. И так до тех пор, пока не будет найдено удовлетворительное решение. Инструменты ТРИЗ в данной схеме используются для того, чтобы сформулировать вопрос к пользователю от LLM. В зависимости от того, на каком этапе решения проблемы находится пользователь и подбираются соответствующие инструменты ТРИЗ. Так можно выстроить логичную траекторию решения проблемы (RoadMap).
Великов Владислав (Болгария). Увеличение производственной мощности линии по производству кабелей
Задача состояла в том, чтобы увеличить производительность двух линий по производству кабелей. Каждая линия имела:
1. Одну машину для резки кабелей.
2. Одну станцию для очистки кабелей.
3. Одну станцию для пайки.
4. 2 машины для литья под давлением для герметизации кабелей пластиком.
Обе линии были расположены очень близко друг к другу. Используя ТРИЗ, я придумал решение.
Решение: 1. Я решил пометить литьевые машины как узкие места.
2. Чтобы предотвратить голод в узких местах, я установил буферные зоны с элементами управления для запуска и прекращения подачи - принцип 23 (обратная связь) и 20 (Непрерывность полезного действия).
3. Я использовал принцип 5 (Mergine) для объединения двух производственных линий, потому что каждый день возникали ситуации, в которых использовалась только одна машина для литья под давлением. Менеджером было принято политическое решение разделить две производственные линии и не распределять ресурсы между собой. Я использовал с точностью до наоборот.
4. Принцип 19 (периодическое действие) Раньше я контролировал подачу материалов, потому что режущий станок, который является первым в технологическом процессе, был очень быстрым и создавал большой зазор перед станциями очистки. Из закона Литтла мы знаем, что большое количество НЗП в процессе приводит к замедлению темпов.
5. Принцип 32 - Я использовал разные цвета для управления буфером перед станцией очистки и перед инжекторными машинами.
Рубин Михаил (Москва, Россия). Комплексные стандарты на решение изобретательских задач
Комплексные стандарты на решение изобретательских задач являются частью ТРИЗ XXI века, сохраняющего ключевые принципы, заложенные Г.С. Альтшуллером и развивающие их в условиях новых вызовов и технологических возможностей. В основе комплексных стандарстов лежат разработки Г.С. Альтшуллера: приемы разрешения противоречий, стандарты на решение изобретальских задач, линии развития систем, схемы типовых конфликтов и др. Комплексные стандарты устанавливают связь между типами конфликтов с одной стороны и би-поли приемами, инструментами свертывания в системах, а также элепольными преобразованиями при решении изобретательских задач с другой стороны.
Др. Фарбер Борис (Нью-Йорк, США). Инновационные неиспользованные ниши для нефропротекторов с применением принципов ТРИЗ
Все тяжелые бактериальные инфекции лечатся антибиотиками. До 60% случаев заболеваний почек вызваны применением сильнодействующих антибиотиков. Все токсины от мощных антибиотиков проходят через почки. Антибиотик должен быть достаточно сильным, чтобы уничтожать микроорганизмы, но в то же время достаточно щадящим, чтобы не повредить почки. На защиту организма тратятся миллиарды долларов — рынок презервативов составляет 21 миллиард, — но ни один препарат прямо не защищает почки. Почки нельзя защитить так же просто, как руки, надев эластичные перчатки.
В данной работе рассматриваются новаторские стратегии создания нефропротективных препаратов с позиции ТРИЗ. Решение крайне значимых медицинских и рыночных задач может быть достигнуто минимальными средствами. Идентифицируя противоречия существующих терапевтических подходов и применяя изобретательские принципы, работа раскрывает огромные, до сих пор не освоенные ниши для инноваций в области защиты почек. Показано, что ТРИЗ способен ускорить решение многомиллиардных проблем с использованием минимальных ресурсов
Савранский Семен (Нью-Арк, США). LLM, PINN и KAN: проблемы ТРИЗ и некоторые решения
В настоящее время основное внимание уделяется интеграции ИИ и ТРИЗ. В этой статье рассматриваются некоторые проблемы ИИ (энергетика, галлюцинации, нейроморфные вычисления и «узкое место» фон Неймана), которые можно решить с помощью ТРИЗ. Креативная инженерия подсказок (PE) рассматривается как современный аналог классической эвристики ТРИЗ, которая способна облегчить взаимодействие больших языковых моделей (LLM) с ТРИЗ в рамках предлагаемой концептуальной платформы ТРИЗ + ИИ. В исследовании также представлены некоторые эвристики ТРИЗ в виде математических уравнений для использования в сетях Колмогорова-Арнольда (KAN). В работе также описываются некоторые фундаментальные проблемы интеграции ТРИЗ в современные системы искусственного интеллекта, такие как KAN или PINN (Physics-Informed Neural Network), и возможные пути их решения с помощью {ТРИЗ} технологии Информированная физикой нейронная сеть (TINN).
Секция "ТРИЗ в бизнесе"
Олег Ли (Пекин, КНР). Эволюционные линии и пространства развития систем
Ван Цзиян, Лу Хао, Хан Бин, Ши Сяохуа (Циньхуандао, КНР). Практика ТРИЗ в возрождении сельских районов
Реализация стратегии возрождения сельских районов имеет далеко идущее значение для разрешения основных противоречий в китайском обществе в новую эпоху и значительного омоложения китайцев. В этой статье на примере посадки батата в деревне обсуждается применение бизнес-ТРИЗ в возрождении сельских районов. ТРИЗ выявила ключевые проблемы, связанные с низким количеством сладкого картофеля, разработала множество решений и оценила их с помощью многокритериальной матрицы принятия решений и идеи озеленения, и, наконец, эта деревня увеличила доход от посадки сладкого картофеля и способствовала возрождению сельских районов.
Рубин Михаил (Москва, Россия), Кулаков Антон (Москва, Россия). РУСАЛ - флагман внедрения ТРИЗ на предприятиях
В группе компаний РУСАЛ с 2017 года активно развивается инфраструктура ТРИЗ для выявления и решения производственных задач на предприятиях. Создана и развивается методология управления портфелями ТРИЗ проектов и повышения квалификации специалиство по ТРИЗ. Реализован ролевой подход при обучении специалистов предприятий. При помощи программного комплекса Compinno-TRIZ проводится стандартизация применения ТРИЗ для постановки и решения производственных и инновационных задач. Деятельность инфраструктуры ТРИЗ в РУСАЛ позволила получить миллиардные экономические эффекты. Опыт внедрения ТРИЗ в РУСАЛ является уникальным не только для Российских компаний, но и с учетом опыта примения ТРИЗ зарубежных компаний.
Жаковка Александр (Нижний Новгород, Россия). Новый аналитический инструмент "Выбор ресурсов"
Инструмент выявления пределов и противоречий в организационных системах для решения бизнес-задач и упрощения последующего внедрения разработанных решений.
Трантин Александр (Москва, Россия). Опыт практического применения таблицы Би-поли приемов для разрешения противоречий в Бизнесе
Би-поли приемы являются эффективным инструментом для разрешения противоречий в бизнесе. Они представляют собой комбинацию стандартных приемов и новых идей, разработанных на основе анализа существующих методов и инструментов. Основой для создания би-поли приемов послужили труды Генриха Альтшуллера, основателя теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основная цель использования би-поли приемов заключается в повышении эффективности решений за счет комбинирования различных методов и подходов. Это позволяет находить оптимальные пути разрешения сложных проблем и улучшать качество принимаемых решений. Би-поли приемы нашли широкое применение в различных сферах бизнеса, включая производство, маркетинг, управление проектами и инновационные разработки. Их использование помогает компаниям сократить время на поиск решений, снизить затраты и повысить конкурентоспособность на рынке. Эффективность би-поли приемов зависит от правильного выбора комбинаций и адаптации их к конкретным условиям задачи. Поэтому необходимо тщательно анализировать ситуацию и выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для достижения наилучшего результата. Таким образом, би-поли приемы являются мощным инструментом для повышения эффективности бизнеса и улучшения качества принимаемых решений. Их использование позволяет компаниям успешно преодолевать возникающие противоречия и достигать поставленных целей. В настоящем докладе будут рассмотрены наглядные примеры применения Би-поли приемов для разрешения противоречий в Бизнесе.
Утробина Ирина (Санкт-Петербург, Россия). ТРИЗ для работы с потенциалом эффективности компании
Переход на амбициозное целеполагание от потенциала эффективности Газпром нефти в условиях турбулентности в противовес ранее принятого подхода целеполагания от достигнутого результата требует других методов и подходов в поиске и реализации потенциала бизнеса Компании. Для реализации этого подхода в 2023 году функционирует программа «Фабрика потенциала», в основе которой лежит методология ТРИЗ. Цель: формирование компетенций сотрудников Компании по выявлению, монетизации потенциала эффективности бизнеса путём применения инструментов и принципов ТРИЗ к сложным нетривиальным проблемам, нерешаемыми традиционными инструментами повышения эффективности, для получения конкретных мероприятий по монетизации потенциала бизнеса Газпром нефти.
Гафитулин Марат (Жуковский, Россия). ИКР – Маяк Альтшуллера (Особенности при формулировке ИКР
Проблемная (изобретательская) ситуация на начальном этапе её понимания представляет собой неструктурированную, неполную или избыточную информацию, что создаёт трудности для Решателя. Проблема может захватить сознание Решателя и подчинить его размышления в ложном направлении. Для точного ориентира мыслей Решателя в ТРИЗ имеется понятие ИКР (идеальный конечный результат). О месте, особенностях и проверке формулирования ИКР и посвящён материал. Информация предназначена для ТРИЗ-специалистов, занимающихся анализом и решением проблем, возникающих в разных областях человеческой деятельности.
Кожемяко Антон (Челябинск, Россия). Особенности работы с ресурсами в социотехнических системах. Факторный и объектный подход
Бизнес-системы (как частный случай и пример наиболее структурированных социотехнических систем), тем не менее, характеризуются многофакторностью и «мягкостью», что выражается в изменчивости компонентного состава, количества и характера взаимосвязей между элементами бизнес-системы в зависимости от ситуации. Этот, давно понятный исследователям ТРИЗ аспект, требует особого подхода в работе с ресурсами, причём необходимо иметь в арсенале как экспресс-метод, позволяющий быстро разбираться с множественными противоречиями в бизнес-системах, так и иметь в «амбаре инструментов» и основательный подход, гарантирующий нахождение сильных идей при решении организационно-управленческих задач. Мой доклад посвящён представлению разработанных экспертами Бизнес-ассоциации ТРИЗ подходов к выбору ресурсов в социотехнических системах, удовлетворяющих указанным выше условиям.
Доктор Ракотозандри А. Игнас (главный спикер), Рандрианантенаина Авотра, Равалисон А. Франсуа, (Антананариву, Мадагаскар). Перезапуск нефтяного проекта с использованием подхода ТРИЗ: инновационный рычаг для энергетической отрасли Мадагаскара, переживающей кризис
В этом исследовании рассматривается постоянная блокада проекта по добыче тяжелого нефтяного топлива на Мадагаскаре, который был приостановлен на десять лет из-за сложного взаимодействия коммерческих, политических и экономических препятствий, в частности, препятствующих инвестициям. Признавая ограниченность традиционных подходов к решению проблем в условиях этого многогранного кризиса, в исследовании рассматривается применение ТРИЗ, или Теории инструментов решения изобретательских задач, в качестве инновационного рычага для выявления и преодоления этих критических тупиковых ситуаций, прокладывающего путь к активизации проекта. В исследовании использовался системный подход, основанный на ТРИЗ. Первоначально анализ первопричин проводился с использованием концепции диаграммы Исикавы, чтобы всесторонне отобразить основные факторы, способствующие стагнации проекта. Впоследствии принцип Парето был применен для определения приоритетности наиболее важных блокирующих факторов, которые были определены как нестабильные торговые точки, значительные политические риски и существенные инвестиционные препятствия. Для устранения каждого ключевого противоречия, возникающего из-за этих препятствий, были стратегически применены соответствующие принципы ТРИЗ для выработки инновационных решений, направленных на преобразование этих ограничений в возможности. Применение ТРИЗ привело к нескольким ключевым стратегическим результатам. Чтобы решить проблему нестабильных торговых точек, изменение традиционных отношений между клиентом и поставщиком привело к предложению положений о борьбе с недобросовестной конкуренцией и созданию совместных логистических и коммерческих платформ. Преодоление инвестиционных трудностей включало реструктуризацию финансирования с использованием гибридных инструментов и приведение доходности в соответствие с этапами операционной деятельности. Повышение легитимности проекта было направлено на позиционирование HFO как ответственного источника энергии переходного периода, подчеркивая местные преимущества и реинвестируя в возобновляемые источники энергии. Для обеспечения поэтапного финансирования были предложены импульсные инвестиционные циклы, привязанные к ключевым достижениям, наряду с ритмичным привлечением заинтересованных сторон. Наконец, были разработаны адаптивные контракты с обратимыми оговорками, чтобы сбалансировать риски и гибкость. Все эти решения в совокупности направлены на повышение финансовой привлекательности, стабилизацию цепочек поставок, повышение экологической легитимности и, в конечном счете, содействие перезапуску проекта. Хотя в этом исследовании были успешно устранены три основных выявленных блокирующих фактора с помощью целевых приложений ТРИЗ, в нем признаются определенные ограничения. Хотя в этом исследовании были эффективно устранены основные выявленные препятствия с помощью целенаправленного применения ТРИЗ, в нем признается, что изучение других существенных коренных причин могло бы еще больше укрепить общую стратегическую основу. Будущая работа будет сосредоточена на применении более широкого спектра принципов ТРИЗ к этим дополнительным задачам.
Секция "Творческая личность и ТРИЗ в образовании"
Рубина Наталия (Москва, Россия). Кубок ТРИЗ Саммита 2025
В 2025 году прошел XI ежегодный Кубок ТРИЗ Саммита - конкурс по ТРИЗ для школьников и студентов. Общая тема конкурса "Время. Приборы для измерения времени". В докладе представлены лучшие работы, представленные на конкурс в 2025 году. Участники представили на конкурс отчеты о проведенных экспериментах, о решении изобретательских задач, исследованиях истории приборов для измерения времени. В номинации "Фантазирование" представлены фантастические рассказы, достойные профессиональной оценки и публикации.
Гафитулин Марат (Жуковский, Россия). Этапы и признаки познавательной деятельности
РТВ (развитие творческого воображения) – одно из основных направлений в ТРИЗ. Развитием познавательно-творческой деятельности (ПТД) активно занимаются ТРИЗ-педагоги. При хаотичном процессе развития ПТД учащихся, педагог может встретиться с трудностями выбора направления для дальнейшего развития его подопечных. Что в этом случае делать ТРИЗ-педагогу? Предложенный материал – это структурированные этапы ПТД с подробным описанием признаков каждого этапа. Информация является методическим ресурсом при планировании и развитии ПТД учащихся. Информация предназначена на ТРИЗ-педагогов, формирующих и развивающих своих подопечных в направлении ПТД.
Шумилина Владислава (Москва, Россия). ТРИЗ-лагерь
Поделюсь опытом применения инструментов ТРИЗ-педагогики для составления программы и проведения занятий в лагере, рассмотрим цели и задачи лагеря, способы проведения занятий. Системный подход к разработке программы способствует позитивной обратной связи от детей и родителей и дальнейшему продвижению проекта.
Олег Ли (Пекин, КНР). Применение ИИ в обучении ТРИЗ в Цинхуа университете
Резчикова Елена (Королев, Россия). Практика формирования креативности в ВУЗе при подготовке выпускных квалификационных работ
Требование подготовки творческих специалистов для инновационной экономики сталкивается с проблемой «дидактического парадокса»: чем выше творческий уровень процесса обучения, тем сложнее его представить в виде структурной методической схемы. Опыт МГТУ им. Н.Э.Баумана показал, что методика «знания через стратегии» реализуется в рамках педагогической практико-ориентированной системы, включающей дидактические компоненты, неразрывно связанные между собой. Каждый дидактический компонент содержит и использует методические системы обучения в виде технологий работы с условиями задач, творческих стратегий их решения и верификации решений применительно к понятию интеллектуальной промышленной собственности. Такой подход обеспечивает мотивацию достижения и высокий творческий уровень выпускных квалификационных работ инженерных специальностей.
Молоднякова Алена (Нижнил Тагил, Россия). Использование приёмов ТРИЗ для разработки 3D модели в программе для эвм «LigroGame» на основе авторской педагогической технологии в проектной деятельности по научно-техническому творчеству в детском саду и начальной школе
В докладе будут представлены методологические подходы по использованию ТРИЗ методов в практике обучения компьютерному 3D моделированию детей старшего дошкольного возраста и начальной школы с использованием отечественного программного обеспечения «электронная среда для 3D моделирования LigroGame» на основе авторской педагогической технологии и дидактических пособий, а также примеры детских конкурсных проектов на основе 3D моделирования в программе «LigroGame»». Актуальность развития современной системы научно-технического творчества детей и молодежи обозначена в качестве приоритетной задачи по достижению технологического суверенитета страны, в связи с этим возникает необходимость обновления системы научно-технического творчества детей и молодежи на основе российской наукоемкой и инновационной продукции, учебного оборудования, программного обеспечения. В тоже время имеется существенный дефицит не только отечественного программного обеспечения, но и технологий, методов и программ по развитию научно-технического и естественно-математического образования на основе цифровых технологий, в том числе и 3D технологий, обозначенных в качестве приоритетных направлений для развития наукоемкой промышленности. Участники САММИТА познакомятся с комплексным отечественным решением учебного класса «LigroGame», идея проекта входит в ТОП-1000 «Сильных идей для нового времени – 2023» по направлению Национальная технологическая инициатива (НТИ), ТОП-1000 «Сильных идей для нового времени – 2025» по направлению Национальная кадровая инициатива, «ранняя профориентация через игры, VR и цифровые двойники» по итогам апробации и внедрения в практику образовательной деятельности с детьми в детских садах и начальной школе РФ.
Рубин Михаил, Рубина Наталия, (Москва, Россия). Методические особенности обучения ТРИЗ с применением ИИ
Необходимость использования Искуственного Интеллекта при обучении методам ТРИЗ обусловлена с одной стороны объединением ТРИЗ и LLM, а с другой стороны принципиально новыми возможностями, которые предоставляет Искуственный Интеллект. В отличие от других известных направлений применения Искусственного Интелекта в обучении, при обучении методам ТРИЗ имеются свои особенности, связанные с необходимостью формирования изобретательского мышления у людей и другими особенностями области ТРИЗ. В докладе рассматриваются возможности использования LLM: для формулировки изобретательских задач из готовых решений, проверки на наличие противоречия в исходной проблемной ситуации, подготовки примеров к инструментам ТРИЗ, создания списка эффектов и их применения для решения изобретательских задач, оценки уровня изобретательского мышления и др.
Алиев Натиг Гасиль оглы, Азербайджан. Итоги экстраполяции и масштабирования пилотного проекта комитета по ТРИЗ в образовании Саммита разработчиков ТРИЗ «Вектор развития: Черняевский – Альтшуллер» на все регионы Азербайджанской республики
Доклад представляет целеполагающую информацию, анализ и рекомендации (метод: S-образная развития системы, Системный оператор и обосновывает постоянную доминанту избирательности определенных инструментов) по итогам экстраполяции и масштабирования пилотного проекта «Вектор развития: Черняевский-Альтшуллер» Комитета Образования TRİZ Developers Summit (TDS) на все регионы Азербайджанской Республики (в предыдущем докладе были представлены итоги по интеграции в отдельных регионах страны). В первой части работы рассматривается Стратегическая многовекторность внедрения проекта на страновом уровне. Во второй части презентации вниманию участников TRİZ SUMMİT 2025 для обсуждения представляются тезисы (категория: Новая информация: Универсальная модель – «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ: ЧЕРНЯЕВСКИЙ - АЛЬТШУЛЛЕР» для странового внедрения на международном уровне. Следует отметить, что, как и в предыдущих презентациях, социальная значимость статьи для ТРИЗ сообщества заключается в проведении предварительных исследований со стороны представителей Комитета Образования на родине автора теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера в Азербайджанской Республике. Согласно разделам предыдущих статей автора –Рекомендации (TRİZ Summit 2022-2024), -в доклад будут также избирательно включены очередные развивающие инициации, соответствующие логической этапной составляющей цикла «Совершенствование образовательных практик ТРИЗ».
Др. Борис Фарбер, США. Будущее онлайн образования
Проведённые исследования на вопрос «Какое образование лучше — онлайн или в классе?» показали, что подавляющее большинство предпочитает образование в классе. Я занимаюсь образованием уже 50 лет, из них 20 лет — онлайн. Много лет назад я решил разобраться в этой проблеме. Для этого творчески использовал аппарат различных дисциплин: педагогики, психологии, эргономики, биомеханики, медицины, математики, статистики, оптимизации труда, ТРИЗ, методов творчества, тайм-менеджмента, наследие великих педагогов, учёных разных направлений, психологов, учителей, профессоров. Я изучил большинство существующих в мире методик преподавания и получил соответствующее образование в этих областях. Проанализировав вопрос под разными углами, мне удалось понять пути оптимизации обучения. Скрупулёзно сопоставляя результаты своих исследований со статистическими данными успеха студентов, нам удалось не только увидеть в онлайн-преподавании «гадкого утёнка с великим будущим», но и оптимизировать и внедрить эти улучшения в учебный процесс. В результате обучение онлайн по нашему подходу стало эффективнее обучения в классе — настолько, что мы закрыли все наши классные центры и перешли исключительно на онлайн-обучение. В своём докладе я остановлюсь на ключевых составляющих успеха онлайн-обучения.