Пигоров Г.С. Инновационные гипотезы и учебные программы ТРИЗ (в новом учебнике – «Креатология»)

Пигоров Георгий Семенович (Днепропетровск, Украина)

Pigorov G. S. (Dnepropetrovsk, Ukraina)

 

Инновационные гипотезы и учебные программы ТРИЗ

(в новом учебнике – «Креатология»)

Innovation hypothesis and educational programs TRIZ

(in the new textbook - «Creativities»)

 

  1. Предварительные замечания. В системе, как известно, наиболее значимые составляющие – сами элементы и связи между ними. Данный доклад посвящен выделению в «Креатологии» (а это учебно-научное издание) – для удобства восприятия и осознания нового в нем – ряда новых элементов и связей (да и в современной широкой системе – ТРИЗ-знания и родственных ей областей). Причем эти элементы и связи являются моими научными гипотезами, доказанными (где-то в большей, а где-то в меньшей мере)  в тексте учебника. Здесь акцентируется внимание и на значении этих гипотез.
  2. Параграфом 1.1 начато представление эволюции креативных знаний, во многом реализуемое всем учебником. В І главе представлены необходимый и достаточный состав системы таких знаний и их функций (новый элемент). Последнее представление лучше отвечает на коренной вопрос многих оппонентов «работает ли ТРИЗ?» и «как именно»?!

Выделение (в главе 1) в трактовке сущности творчества трех форм ее проявления («состояния» - «процесса» - «механизма развития») и двух видов – «созидания» и «понимания» (то есть новых элементов) – создает теоретическую основу необходимого резкого расширения применения ТРИЗ и смежных знаний – от относительно немногих (изобретателей) – ко всем людям!

  1. Во второй главе знания о ТРИЗных ЗРТС дополнены (новая связь) не ТРИЗными ЗРТС, также представляющими и учебный, и практический интерес. В этой же главе «второе дыхание» дано (в §§2.4 и 2.5) использованию в учебных целях (новая связь) великолепных работ Ю.П. Саламатова.
  2. В IV главе подчеркнуто важное значение (для всех людей) универсальных приемов разрешения противоречий и акцентировано внимание на немалом универсализме и ряда давно известных типовых приемов. В V главе так же сделан акцент на важном общем значении алгоритмов – поэтому не только дана их история, но и помещен в приложения АРИЗ-82, воспринимаемый (особенно при самообразовании) легче, чем АРИЗ-85. И потому же приведены «свернутые» схемы – «Аризенка» Б.С.Злотина, а также М.И. Мееровича и М.С.Рубина.

5 . Особенно насыщена новыми научными элементами 6-я глава "Креатологии". Прежде всего упорядочены трактовки и применения понятий "знания", "технологии" (креативные, интеллектуальные). Развёрнуто и описано новое представление – о системах креативных знаний и технологий, КЗТ.

Дана новая трактовка творческой роли (функции) фундаментальных знаний. Приведена оригинальная модель мышления высоких профессионалов умственного труда, акцентирующая внимание на роли в творчестве их знаний. Для примеров привлечены материалы по аксиоматике науки и термодинамике. Общую новую картину конструктивных элементов научного творчества дополнили и завершили изложения замечательных работ Г.С. Альтшуллера, Б.Л. Злотина, А.В. Зусман и В.В. Митрофанова.

6. В 6-й главе впервые сопоставлены рождающаяся "Креатология" и наиболее близкие, родственные науки - "Инноватика", "Акмеология" и "Науковедение", а также показана надсистемная роль "Креатологии". Не менее важны возможности последней в обогащении и усилении необходимых знаний и методинструментов как бизнесменов и предпринимателей, так и специалистов других видов инновационной деятельности (близких к названным). Приведены также новые типовые учебные программы 3–х курсов "Креатологии" – общего, углублённого и преподавательского.

7. Представляемая "Креатология" – прежде всего учебник, в котором широкое привлечение лучшего из ТРИЗ – литературы и других материалов не только оправдано, но и обязательно. Представленные в этой книге отбор лучших материалов и созданная с их помощью общая картина "Креатологии" – также, по-видимому, заслуживают внимания и дальнейшего использования при развитии ТРИЗ-педагогики и ТРИЗ-исследований.

Данные тезисы могут быть дополнены в докладе и/или на "круглом столе" по презентации этого учебника на конференции.