ТРИЗ-навигатор

по бизнес-моделям


Русский

Бизнес-система

Бизнес-система – это система, состоящая из

  • организаций (в том числе, компаний), производящих и продающих продукты (товары и сервисы),
  • покупателей, приобретающих и использующих эти продукты,
  • рыночных отношений между организациями и покупателями, построенных на свободном обмене ценностями.

Бизнес-система взаимодействует с внешней средой (материальной и нематериальной). Из внешней среды бизнес-система потребляет ресурсы для формирования и функционирования компаний, а также привлекает покупателей. В свою очередь бизнес-система сама изменяет внешнюю среду.

Компоненты бизнес-системы

Продукт

Продукт – это вещь, идея, метод, информация, объект или услуга, созданные для удовлетворения определенной потребности. Он сочетает в себе материальные и нематериальные атрибуты (преимущества, функции, виды использования), которые продавец предлагает покупателю. Например, продавец зубной щетки не только предлагает физический продукт, но также идею, что потребитель будет улучшать здоровье своих зубов, т.е., получать пользу.

Продукт позволяет получить ответ на вопрос: ЧТО создается в бизнес-системе?


Потребительский рынок

Традиционно рынок определяется как среда, которая позволяет покупателям и продавцам определенного продукта (товара или услуги) взаимодействовать друг с другом для осуществления обмена. Рынок может быть либо физическим местом, где люди встречаются, чтобы обменять товары и услуги, как, например, базар или торговый центр, или виртуальным местом, где покупатели и продавцы не взаимодействуют физически (как на онлайн-площадке).

В контексте бизнес-системы продавцов мы относим к бизнес-экосистеме, а потребительские рынки мы выделяем в отдельную сущность, которая представляет собой совокупность покупателей и потребителей (включая потенциальных) тех продуктов (товаров и услуг), которые создаются в бизнес-системе, а также отношений между покупателями и потребителями с продавцами и другими участниками бизнес-экосистемы.

Потребительский рынок позволяет получить ответ на вопрос: ЗАЧЕМ в бизнес-системе создается продукт? Другими словами, зачем существует бизнес-система.


Бизнес-экосистема (компании и организации)

Бизнес-экосистема – это сеть компаний и организаций, включая поставщиков, дистрибьюторов, клиентов, конкурентов, правительственные учреждения, общественные организации и т. д. – которые участвуют в поставке конкретного продукта (товара и/или услуги) через конкуренцию и сотрудничество. Идея заключается в том, что каждая компания в экосистеме влияет и подвергается воздействию других, создавая постоянно меняющиеся отношения, в которых каждый участник бизнес-экосистемы должен быть гибким и адаптируемым для выживания, как в биологической экосистеме.

Бизнес-экосистема позволяет получить ответ на вопрос: КАК продукт создается в бизнес-системе?

Участники организации (бизнес-экосистемы) объединены в рамках общей цепочки создания ценности (ЦСЦ), на выходе которой, в частности, находятся потребители, использующие продукт для получения пользы.

Эволюция бизнес-системы. Бизнес-модель

Сегодня в качестве основного строительного элемента в бизнесе выступает компания. Различные компании формируют бизнес-экосистему (организацию).

Важно отметить, что компания может находиться в разных местах цепочки создания ценности. Одни компании находятся в конце цепочки и непосредственно взаимодействуют с конечными потребителями (B2C), другие компании находятся в середине цепочки создания ценности и поставляют свою продукцию другим компаниям (B2B).

Бизнес-модель описывает, как компания создает, доставляет и удерживает ценность в экономическом, социальном, культурном или ином контексте.

Другими словами, бизнес-модель описывает как компания долна быть устроена и вписана в организацию (бизнес экосистему), как она должна функционировать, чтобы создавать продукты (товары и услуги), приносящие пользу потребителям.

Бизнес-модели в контексте ТРИЗ.

ТРИЗ навигатор бизнес-моделей

В отличие от вышеприведенных определений, мы рассматриваем бизнес-модель как некоторое изменение в компании, необходимое для улучшения всей бизнес-системы, в которую входит компания. В контексте ТРИЗ такое улучшение является решением определенной изобретательской задачи.

Анализ бизнес-моделей позволил выявить исходные изобретательские задачи, которые решались этими бизнес-моделями. Результаты этой работы представлены в данном ТРИЗ навигаторе.

ТРИЗ навигатор позволяет изучить изобретательские задачи, которые возникают в компаниях, а также найти известные бизнес-модели, с помощью которых решалась та или иная изобретательская задача.

Сайт на английском языке доступен здесь.