5 марта 2017 г.

Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Технология развития творческого мышления

ГБОУ ЦО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ»

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

           «Утверждаю»

Генеральный директор

           ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»

_________ М.Р. Катунова

____ __________ 20___ г.

 

ПРОГРАММА

дополнительного (профессионального) образования

 

повышения квалификации специалистов

 

 

Технология развития творческого мышления

на базе ТРИЗ

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования и специалисты УДОД

Всего слушателей: 30 человек

Количество часов по учебному плану: 100 часов

Форма обучения: очно-заочная

Авторы – составители программы:

Таратенко Татьяна Александровна - методист

Давыдова Вера Юрьевна - заведующий методическим отделом

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

Пояснительная записка

Образовательная программа курса «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» предназначена для обучения специалистов дополнительного и общего образования.

Социально - экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают и всю систему образования. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» отражено новое понимание целей и ценностей образования.

Сегодня можно говорить о необходимости постепенного перехода педагогического образования в качественно новое состояние, важнейшими характеристиками которого являются: непрерывное повышение профессионального уровня педагогических работников, развитие личностной культуры, системности, развитие когнитивной и креативной самостоятельности, научно-исследовательской направленности, проблемно-диалогического обучения, формирование инженерно-педагогического мышления.

Всегда основной функцией педагогики было воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. Такое (поддерживающее, воспроизводящее) обучение основывается на допущении, что человеку нужно лишь накапливать знания, а при необходимости такой багаж сам превратиться в плодотворные идеи. Основное противоречие, связанное с названной функцией, - это противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Помимо этой проблемы перед педагогикой возникла проблема адекватного реагирования на научно-техническую революцию 20 века, которая стала предпосылкой для коренных изменений в образовании. Количество новых задач и их сложность настолько возросли, что появилась потребность в массовом "производстве" Творческих личностей. Подготовить к встрече с новыми многофакторными задачами - вторая функция педагогики. И эта функция с необходимостью становится главной. Традиционное обучение не направлено на приобретение опыта творческой деятельности, что не позволяет человеку эффективно решать личные и профессиональные проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.

Чтобы успешно решать проблемные задачи, человек должен обладать определенной  культурой мышления, которая позволит организовать систему знаний, являющуюся надежной основой для полноценной выработки и принятия эффективных решений. Знания должны быть системно организованы, гибкими и динамичными, носить ценностно-смысловой и процедурный характер, быть оперативны, должны быть осмыслены человеком. Культура мышления, безусловно, должна формироваться в процессе обучения. Для этого необходим переход на личностно ориентированную систему образования, активно способствующую саморазвитию личности. Образовательные учреждения  вынуждены уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся.

Для эффективной деятельности в быстро меняющемся мире необходимо сформировать новый тип мышления, в котором бы гармонично сочетались компоненты: логический, технический, интеллектуальный и творческий. Педагогическая практика последних лет доказала возможность целенаправленного воспитания нового стиля мышления в рамках образовательного процесса.

В нашей стране создана одна из наиболее эффективных педагогических технологий воспитания нового стиля мышления – технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), позволяющей человеку адекватно воспринимать постоянно изменяющийся мир, понимать подлинную природу происходящих событий, приобрести навыки решения проблемных задач как в гуманитарных, так и в технических областях, и уверенно себя чувствовать в современной техносфере.

ТРИЗ, созданная 60 лет назад в нашей стране Г.С. Альтшуллером как инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности, легла в основу программы повышения квалификации специалистов дополнительного и общего образования «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» (далее - ТРТМ).

В современной ТРТМ  выделяются блоки:

  • овладение инструментарием ТРИЗ для решения проблемных задач;
  • формирование творческого (изобретательского) стиля мышления.

Система знаний по первому  блоку формируется на основе теоретических и практических разработок Г.С. Альтшуллера и учеников его школы. В основу системы положены законы развития технических систем, которые являются частным случаем проявления всеобщих законов диалектики. К инструментарию ТРИЗ относятся: ИКР, приемы разрешения противоречий, законы развития технических систем, стандарты, информационный фонд ТРИЗ, основы патентоведения.

В основе системы знаний второго блока лежат методы и приемы, разработанные в ТРИЗ, РТВ (развитие творческого воображения), ТРТЛ (технология развития творческой личности), направленные на развитие системно-диалектического мышления, управляемого воображения и изобретательского стиля мышления. Эти методы хорошо интегрируются с психологическими методами развития творческих способностей, а также с принципами латерального мышления (Э. де Боно) и критического мышления (Д. Баррел).

 

Скорость развития техники в современном мире требует понимания того, что наступает эра инженерно-педагогического мышления. Инженерно-педагогическое мышление — это приобщение детей к инженерной культуре.

Детей нужно вводить в технический мир. Педагоги должны быть готовы познакомить детей с этим миром.

 

Актуальность программы ТРТМ определяется

  • потребностью общества в раннем развитии технических и творческих способностей;
  • востребованностью педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий эвристического образования;
  • потребностью педагогов в самосовершенствовании, в активизации творческих способностей;
  • необходимостью формирования инженерно-педагогического мышления педагогов.

Предлагаемая программа ТРТМ представляет педагогам широкий спектр приемов и методов формирования культуры творческого мышления и овладения технологиями эвристического образования.

 

Новизна программы состоит в интеграции технологии обучения творчеству ТРИЗ с современными техниками развития мышления (логическое мышление, психология творчества, критическое мышление, латеральное мышление, мнемотехника).

 

Целью преподавания курса является практическое освоение педагогами методов и приемов формирования творческого, технического мышления, позволяющей  воспитывать глубоких универсалов, способных быстро входить в новые предметные области, появляющиеся в нашем мире и становиться специалистами в этих областях, не теряя способности перестраивать свое мышление в соответствии с меняющимися картинами мира.

 

Основные задачи курса

1. превращение знаний в инструмент творческого освоения мира (активная жизненная позиция, опирающаяся на внутреннюю мотивацию обучения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей);

2. создание условий для развития системно-диалектического стиля мышления и управляемого воображения (проблемная подача учебного материала и осмысление слушателями его ценности);

3. формирование навыков осознанного использования инструментария ТРИЗ для решения проблемных задач в любой области деятельности (опыт самостоятельной творческой деятельности);

4. развитие метакогнитивных умений (рефлексия, управление ходом текущей деятельности, самооценка).

 

Программа разработана для педагогов и специалистов образовательных учреждений всех типов и видов. Программа рассчитана по учебно-тематическому плану на 100 часов, возможно обучение по вариативному учебно-тематическому плану на 72 часа. Предусматриваются занятия 1 раз в неделю по 4 часа.

 

В процессе обучения слушатели знакомятся с:

  • современными педагогическими технологиями;
  • приемами развития системно-диалектического мышления и воображения;
  • технологией творчества и технологией решения изобретательских задач;
  • закономерностями развития систем;
  • психологией творчества, методами оценки интеллектуальных и креативных способностей;
  • приемами эффективной обработки информации.

 

Технология реализации программы.

Для технической реализации программы используется лаборатория ТРИЗ ГБОУ ДОД Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества. Лаборатория оснащена современным оборудованием.

 

Основные методы реализации программы.

При реализации программы используются интерактивные методы обучения, анализ и обобщение изучаемого материала, выполнение творческих коллективных и индивидуальных заданий; методы для развития познавательной активности, в частности проблемное изложение.

 

Формы проведения занятий:

  • лекции,
  • практические занятия,
  • семинары,
  • деловые игры,
  • посещение открытых занятий,
  • педагогические мастерские,
  • консультации.

 

Материально-техническое оснащение программы:

Оборудование для проведения занятий:

  1. Система видеоконференции в комплекте – 1 шт.
  2. Клавиатура и мышь беспроводные – 2 шт.
  3. Доска интерактивная с мультимедийным проектором EPSON EB-475 Wi в комплекте с ИБП EATON для работы в учебной аудитории – 1 шт.
  4. Видеокамера PANASONIK AG-HMC 41 – 1 шт.
  5. Проектор мультимедийный HITACHI CP-X2514N многоцелевой портативный с настенно-потолочным и потолочным креплением – 1 шт.
  6. Источники бесперебойного питания – 2 шт.
  7. Машина бриговочная МБ-1 для тиражирования методических материалов и дидактической продукции для обеспечения распространения опыта работы и организации образовательного процесса, сопровождения работы издательской продукцией – 1 шт.
  8. Ризограф МЦ 1070А3 RISO для тиражирования методических материалов и дидактической продукции для обеспечения распространения опыта работы и организации образовательного процесса, сопровождения работы издательской продукцией – 1 шт.
  9. Портативный жесткий диск – 1 шт.
  10. Устройство многофункциональное лазерное XEROX WS-6015NL – 1 шт.
  11. Ноутбук LENOVO B570 с отдельным цифровым блоком – 1 шт.

 

Дидактический материал к занятиям:

  • обучающие компьютерные программы,
  • презентации учебного материала,
  • видеоматериалы по темам курса,
  • презентации курсовых работ слушателей,
  • образцы выполнения творческих работ.

 

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате обучения слушатели должны овладеть определенной суммой знаний по ТРТМ и умением адаптировать полученные знания для обучения детей. Итогом обучения является выполнение аттестационной работы, которая позволяет раскрыть собственный творческий потенциал педагога, разработать новые подходы к обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

 

Формой зачетной работы слушателей является защита аттестационной работы.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

программы повышения квалификации

 

«Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

(наименование программы)

 

Цель: преподавания курса является практическое освоение педагогами методов и приемов формирования творческого, технического мышления, позволяющей  воспитывать глубоких универсалов, способных быстро входить в новые предметные области, появляющиеся в нашем мире и становиться специалистами в этих областях, не теряя способности перестраивать свое мышление в соответствии с меняющимися картинами мира.

 

Категория слушателей: специалисты дополнительного и общего образования.

 

Форма обучения: очно-заочная

Срок обучения: 100 час.

Режим занятий: еженедельно, четверг, 4 часа в день

 

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практика

1.

Повышение качества дополнительного образования – важнейшая задача современности

10

4

6

 

1.1

Образовательная программа  «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ». Цели и задачи. Структура и содержание курса.

2

1

1

 

1.2

Компетентностный подход к оценке качества образования.

Аттестация педагогических кадров

4

1

3

 

1.3

Современные педагогические технологии.

4

2

2

 

2.

Методы активизации творческого мышления.

12

3

9

Проверочная

работа

2.1

Психологические аспекты творчества. Модель мышления. Образное и логическое мышление.

4

1

3

 

2.2

Неалгоритмические методы стимулирования творчества. Ассоциативные методы. Методы перебора вариантов. 

8

2

6

 

3.

Техническое мышление как необходимая составляющая развития творческой личности.

8

4

4

 

3.1

Характеристики технического мышления. Методологическая схема инженерной деятельности.

2

1

1

 

3.2

От проблемы к изобретательской задаче.

2

1

1

 

3.3

Базовые понятия ТРИЗ: система, функция, противоречие. Модель задачи.

4

2

2

 

4.

Системное мышление.

14

6

8

Проверочная

работа

4.1

Сущность системного подхода. От объектов к системам. Понятие о системе и функции. Состав систем. Иерархия систем.

2

1

1

 

4.2

Типы анализа систем: компонентный, структурный, генетический, функциональный. Системно-функциональный анализ.  Системный оператор.

4

2

2

 

4.3

Приемы развития системного мышления и воображения.

6

2

4

 

4.4

Идеальность систем. ИКР – идеальный конечный результат.

2

1

1

 

5.

Диалектическое мышление.

14

5

9

Зачетная работа

5.1

Походы к преподаванию темы «Противоречие». Понятие о противоречии в технических системах. Типы противоречий.

2

1

1

 

5.2

От изобретательской ситуации к изобретательской задаче. 4 группы разрешения физических противоречий. Решение задач.

4

1

3

 

5.3

Приемы разрешения технических противоречий.

4

2

2

 

5.4

Приемы развития диалектического мышления.

4

1

3

 

6.

Понятие о ресурсах.

2

1

1

 

6.1

Вещественно-полевые ресурсы для решения задач. Метод Робинзона Крузо.

2

1

1

 

7.

Алгоритм решения изобретательских задач.

4

2

2

 

7.1

Обзор алгоритмов. АРИЗ, Аризенок, ДАРИЗ, АРИП, Мини-АРИЗ-Универсал-2010.

2

1

1

 

7.2

Решение задач по алгоритму.

2

1

1

 

8.

Законы развития технических систем (ЗРТС)

2

1

1

 

8.1

Закономерности развития систем в природе, обществе, технике. Законы развития ТС.

1

1

 

 

8.2

ЗРТС как инструмент модернизации, создания новых и прогнозирования развития технических систем.

1

 

1

 

9.

Мышление изобретателя.

12

4

8

Проверочная работа

9.1

Логическое мышление. Основные понятия  логики. Логические упражнения и задачи.

6

2

4

 

9.2

Приемы эффективной обработки информации. Ментальные карты.

2

1

1

 

9.3

Воображение. Понятие, уровни воображения. Приемы развития творческого воображения (РТВ).

4

1

3

 

10.

Информационный фонд ТРИЗ.

4

2

2

 

10.1

Физические, химические, геометрические эффекты.

2

1

1

 

10.2

Обучающие компьютерные программы.

2

1

1

 

11.

Методы диагностики интеллектуальных и творческих способностей.

4

2

2

Семинар

12.

Обмен опытом работы.

2

 

2

Круглый стол

13.

Выполнение аттестационной работы

6

1

5

 

13.1

Рекомендации и правила оформления. Консультации

6

1

5

 

14.

Зачет

6

 

6

Защита аттестационных работ

 

Итого:

100

35

65

 

 

 

 

Содержание

Раздел 1.     Повышение качества дополнительного образования – важнейшая задача современности.

Лекции – 4 часа

Образовательная программа  «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ».

Цели и задачи. Структура и содержание курса. Ожидаемый результат обучения. Опыт преподавания ТРТМ в образовательных учреждениях. Российская и Международная Ассоциация ТРИЗ. Уровни специалистов по ТРИЗ. Образование в современных условиях.

Компетентностный подход к оценке качества образования.

Качество образования. Инновации в образовании. Развитие технического мышления в образовательном процессе. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования.

Аттестация педагогических кадров.

Новые требования к аттестации педагогических кадров. Оформление портфолио,  типичные ошибки при оформлении.

Современные педагогические технологии.

Классификация педагогических технологий. Новые подходы к вопросу развития творческих способностей. Латеральное мышление де Боно (6 шляп мышления). Критическое мышление Д. Баррела (гибкость, беглость мышления). ТРИЗ (теория решения задач) – как современная педагогическая технология. Метод проектов, метод кейсов и др.

Практические занятия – 6 часов.

Мастерская: «Знакомство со слушателями». Педагогическая мастерская как современная форма обучения.

Дискуссия «Профессиональная компетентность специалиста УДОД»

Заполнение экспертного заключения на свое портфолио.

Использование метода проектов на занятиях в УДОД.

 

Раздел 2.  Методы активизации творческого мышления.

Лекции – 3 часа

Психологические аспекты творчества. Модель мышления. Образное и логическое мышление. Виды психологической инерции  и методы снятия психологических барьеров.

Неалгоритмические методы стимулирования творчества: перебор вариантов – метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектика, морфологический ящик (мастерская). Ассоциативные методы – бином фантазии, метод фокальных объектов (МФО).

Практические занятия – 9 часов.

Выполнение творческих заданий по методам. Решение изобретательской задачи с использованием различных методов. Анализ эффективности изученных методов для решения задач. Игры по теме «Ассоциации»: «Цепочка», «Паутинка». Решение логиконов.

Проверочная работа «Ассоциации».

Мастерская «Возможности морфологического ящика».

Проверочная работа «МФО».

 

Раздел 3.  Техническое мышление как необходимая составляющая развития творческой личности.

Лекции – 4 часа

Характеристики технического мышления. Оценка уровня технического мышления.

Методологическая схема инженерной деятельности. Особенности и трудности вовлечения детей в занятия техническим творчеством.

Решение проблем – одна из важных компетенций человека. От проблемы к изобретательской задаче. Признаки изобретательской задачи: наличие нежелательного эффекта, поставленной цели,  ограничения, налагаемые на систему.

Знакомство с базовыми понятиями ТРИЗ: система, функция, противоречие. Модель задачи.

Практические занятия – 4 часов.

Тестирование уровня технического мышления (тест Беннета). Отработка умения переходить от проблемы к формулированию изобретательской задачи. Решение задач.

 

Раздел 4.   Системное мышление.

Лекции – 6 часов

Изменение способа восприятия окружающего мира, функциональный подход. Сущность системного подхода.  От объектов к системам. Понятие о системе и функции. Состав систем. Иерархия систем.

Типы анализа систем: компонентный, структурный, генетический, функциональный.

Системно-функциональный анализ. Системный оператор. Закон S - образного развития систем.

Приемы развития системного мышления и воображения.

Идеальность систем. ИКР – идеальный конечный результат.

Практические занятия – 8 часов.

Выполнение упражнений по типам анализа систем. Упражнения на понимание понятий «система», «функция».

Приемы развития системного мышления и воображения: образные, вербальные, образно – вербальные, игровые (настольные, подвижные,  логические), моделирование,  решение задач. Системное конструирование текста.

Отработка умения формулирования ИКР по тексту задачи.

Проверочная работа «Системно-функциональный анализ».

Проверочная работа «Системный оператор».

 

Раздел 5.   Диалектическое мышление.

Лекции – 5 часов

Походы к преподаванию темы «Противоречие». Диалектический подход  к видению двойственности окружающей действительности. Понятие о противоречии в технических системах.

Противоречие. Типы конфликтов, нахождение конфликтующей пары. Типы противоречий. Правила формулирования противоречий.

От изобретательской ситуации к изобретательской задаче. Группы разрешения физических противоречий: в пространстве, во времени, в структуре, фазовые переходы.  Приемы разрешения технических противоречий.

Приемы развития диалектического мышления: метод Гамлета, оператор РВС, метод числовой оси.

Практические занятия – 9 часов.

Игра «Хорошо - плохо». Отработка нахождения конфликтующей пары.

Решение изобретательских задач с формулированием ИКР и противоречий. Решение задач: с помощью таблицы приемов разрешения технических противоречий, с помощью групп разрешения физических противоречий.

Зачетная работа по пройденным темам.

 

Раздел 6.  Понятия о ресурсах.

Лекции – 1 час.

Классификация ресурсов. Вещественно-полевые ресурсы. Типовые вещества и поля. Алгоритм использования ресурсов систем.

Практические занятия – 1 час.

Метод Робинзона Крузо.

 

Раздел 7.  Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Лекции – 2 часа.

Общая характеристика алгоритмов решения изобретательских задач: АРИЗ, Аризенок, ДАРИЗ, АРИП, Мини-АРИЗ-Универсал-2010.

Практические занятия – 2 часа.

Решение задач по алгоритму «АРИЗенок».

 

Раздел 8.    Законы развития технических систем (ЗРТС).

Лекции – 1 час.

Закономерности развития систем в  природе, обществе, технике. ТС как удобный объект исследования. Открытие ЗРТС. Законы существования системы (закон полноты частей системы, закон энергетической проводимости). Законы развития систем (закон динамичности, закон повышения идеальности). Законы эволюции (закон согласования, закон перехода в надсистему, закон перехода с макро на микро уровень).

Практические занятия – 1 час.

Проверка решения задач  на соответствие ЗРТС.

 

Раздел 9.   Мышление изобретателя.

Лекции – 4 часа.

Логическое мышление. Основные понятия логики. Отношения между понятиями. Типы логических задач, подходы к решению логических задач.

Приемы эффективной обработки информации. Приемы мнемотехники. Правили построения ментальных карт Т. Бьюзена.

Воображение. Понятие о воображении и фантазии. Уровни воображения. Приемы развития творческого воображения (РТВ).

Простые приемы фантазирования (алгоритм сочинения сказок, лимериков и т.д.). Фантаграмма. Системные приемы фантазирования (метод снежного кома, метод золотой рыбки, фантастическое сложение и вычитание, ступенчатый эвроритм).

Практические занятия – 8 часов.

Выполнение логических упражнений и решение логических задач. Проверочная работа «Умею мыслить логически».

Построение ментальных (map) карт. Проверочная работа – разработка карты по теме «Методы активизации творческого мышления».

Работа с фантаграммой. Выполнение творческой работы. Проверочная работа «Синквейн».

 

Раздел 10.  Информационный фонд ТРИЗ.

Лекции – 2 часа.

Задачи – аналоги. Эффекты (физические, химические, геометрические, психологические, биологические и др.). Стандарты.

Обучающие компьютерные программы.

Практические занятия – 2 часа.

Знакомство с компьютерными программами по ТРИЗ: «Энциклопедия ТРИЗ», «Как решить проблему», «Дракоша. По следам великих изобретений».

 

Раздел 11.  Методы диагностики интеллектуальных и творческих способностей.

Лекции – 2 часа.

Психодиагностика способностей человека. Типы интеллекта. Оценка логических способностей. Способы повышения IQ. Оценка креативных способностей.

Оценка творческих способностей.

Практические занятия – 2 часа.

Тест Айзенка (интеллектуальные способности). Тест Вильемса (креативные способности). Тест Беннета (техническое мышление).

 

Раздел 12.  Обмен опытом работы.

Практические занятия – 2 часа.

Обмен педагогическим опытом по применению на практике полученных знаний.

 

Раздел 13.   Выполнение аттестационной работы

Лекции – 1 час.

Рекомендации и правила оформления.

Практические занятия – 5 часов.

Консультации

 

14.         Зачет

Практическое занятие – 6 часов.

Защита аттестационных работ.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

 

Программу обеспечивает учебно-методический комплекс:

 

  1. Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству».
  2. Методическое пособие «Приемы разрешения противоречий».
  3. Сборники методических материалов городских олимпиад по ТРИЗ (с 1999 по 2014 гг.).
  4. Сборник  «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума».
  5. Методическая разработка «Взгляни по-новому на проблему».
  6. Методическое пособие «Технология развития творческих способностей» на базе ТРИЗ.
  7. Творческие работы учащихся по темам «Методы активизации творческого мышления», «Приемы разрешения противоречий», «РТВ» и др.
  8. Дидактический материал по темам (в папках кабинета ТРИЗ).
  9. Литература по ТРИЗ.
  10. Лекции преподавателей.

 

 

Дидактический материал:

 

  • Чертежи, схемы, плакаты, иллюстрации.
  • Учебные научно-популярные фильмы.
  • Образцы моделей, макетов, творческих работ обучающихся.
  • Сборники задач по ТРИЗ, сборники задач по логике, математике, «хитрые» задачи.

 

Электронные образовательные ресурсы:

  • Компьютерные программы «Энциклопедия ТРИЗ», «Как решить проблему», «Дракоша. По следам великих изобретений».
  • Презентации по темам курса

 

 

 

Кадровое обеспечение программы

 

№ п/п

ФИО преподавателя

Должность

Ученая степень

Место работы

  1.  

Таратенко

Татьяна

Александровна

Методист по ТРИЗ

сертифицированный специалист по ТРИЗ (аттестат 3 уровня МА ТРИЗ)

Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества

  1.  

Давыдова Вера Юрьевна

Методист, педагог дополнительного образования

сертифицированный специалист по ТРИЗ (аттестат 3 уровня МА ТРИЗ)

Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества

  1.  

Давыдов Виктор Николаевич

Профессор,

методист

доктор педагогических наук

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

  1.  

Азизова Ирина Юнусовна

Преподаватель

кандидат педагогических наук

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

  1.  

Кислов Александр Васильевич

Методист по ТРИЗ

кандидат технических наук, Мастер ТРИЗ

Российская Ассоциация ТРИЗ

  1.  

Трофименко Раиса Викторовна

зав. отделом научно-технического творчества

сертифицированный специалист по ТРИЗ (аттестат 2 уровня МА ТРИЗ)

Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества

  1.  

Рубина Наталия Викторовна

Педагог дополнительного образования

Мастер ТРИЗ

Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества

  1.  

Рубин Михаил Семенович

Президент компании

Мастер ТРИЗ

 

Список литературы

 

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Просвещение, 2001

  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 2002

  3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979

  4. Гин А. Сказки – изобреталкиот кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2010

  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2009

  6. Гин А. Объяснить необъяснимое// серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: Вита-Пресс, 2012

  7. Гин А. Хищники нападают // серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: Вита-Пресс, 2012

  8. Гин А. Как не стать добычей // серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: Вита-Пресс, 2012

  9. Гин А., Андржевская И. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. пособие. – М.: Вита-Пресс, 2012

  10. Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задач: Учебное пособие 1 уровня. – М.: Народное образование, 2009

  11. Гин С. Мир логики. – М.: Вита-Пресс, 2013

  12. Гин С. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2014

  13. Гин С. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2011

  14. Гин С. Мир загадок. – М.: Вита-Пресс, 2011

  15. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007

  16. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от 3до 7. – СПб.: Речь, 2008

  17. Гурин Ю. Загадки от Шерлока Холмса. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010

  18. Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1996

  19. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума». Часть 1. СПб, ЧП «Молдавский», 2003

  20. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума». Часть 2. СПб,2009

  21. Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н. Юные изобретатели – миру техники. – СПб.: РООИ, 2012

  22. Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н. Юные изобретатели – миру техники. Вып. 2. – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  23. Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н., Таратенко Т.А. Сборник материалов городских конкурсов – выставок исследовательских проектов. Юные изобретатели и мир техники. – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  24. Давыдова В.Ю. Котова А.А., Таратенко Т.А. Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ. Методическое пособие. – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  25. Дикарев В.И. Справочник изобретателя. – СПб.: Питер, 2001

  26. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994

  27. Иванов Г.И. Денис – изобретатель. Рассказы и задачи для развития творческого мышления. – СПб.: Речь, 2013

  28. Камин А.Л., Камин Д.А., Ильченко В.И. Интеллектуальное айкидо. Приемы решения проблем (учебный курс творческого мышления). – Луганск: СПД Резников В.С., 2009

  29. Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников «Приключения в мире идей школьника Мики и его друзей». – СПб.: Речь, 2008

  30. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Учебно-методический комплекс по ТРИЗ - педагогике. Задачи для изучающих ТРИЗ. Часть 1. – СПб.: ИПК «Нива», 2009

  31. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Учебно-методический комплекс по ТРИЗ - педагогике. Методика диагностики творческих способностей дошкольников и младших школьников. Часть 2. . – СПб.: ИПК «Нива», 2009

  32. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.: Народное образование, 1996

  33. Меерович М.И. Формула теории невероятности. - Одесса: Полис, 1993

  34. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – М.: Альпина. Бизнес. Брукс, 2008

  35. Методическое пособие «Технология развития творческих способностей» на базе ТРИЗ под ред. Таратенко Т.А. СПб, ООО «Синтез», 2005

  36. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов – на – Дону: изд. Ростовского университета, 1993

  37. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: Просвещение, 2002

  38. Пчелкина Е.Л., Кислов А.В. Восьмой конкурс Международной Ассоциации ТРИЗ по решению творческих задач для школьников, студентов и преподавателей «ТРИЗ – 2007». Сборник материалов конкурса. – СПб.: 2007

  39. Ревенков А.В., Резчикова Е.В. Теория и практика решения технических задач. – М.: Форум, 2009

  40. Саломатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М.: Просвещение, 1980

  41. Сборник дополнительных общеразвивающих программ. Из опыта работы Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества. – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  42. Сборники методических материалов городских олимпиад по ТРИЗ под ред. Таратенко Т.А. (ежегодно с 1999 по 2014 гг.). СПб, СПбЦД(Ю)ТТ.

  43. Сборник программ по ТРИЗ – РТВ Санкт-Петербургской школы ТРИЗ. – СПб.: РА ТРИЗ, 2008

  44. Сборники «Три поколения ТРИЗ». Материалы ежегодной конференции, посвященной памяти Г.С. Альтшуллера. – СПб.: РА ТРИЗ (ежегодно с 2003 по 2014 гг.)

  45. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002

  46. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002

  47. Таратенко Т.А., Даыдова В.Ю. Сборник логических заданий и изобретательских задач «Мир интеллектуального творчества». – СПб.: ЭсПэХа, 2013

  48. Таратенко Т.А., Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю. Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству». – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  49. Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю., Трофименко Р.В. Технология развития изобретательского мышления. Методическое пособие. – СПб.: СПбЦД(Ю)ТТ, 2015

  50. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб: Питер, 2004

  51. Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка или наука думать для больших и маленьких. – СПб.: Речь, 2006

 

 

Список литературы для слушателей:

 

 

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Просвещение, 2001

  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 2002

  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2009

  4. Гин С. Мир логики. – М.: Вита-Пресс, 2013

  5. Гин С. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2014

  6. Гин С. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2011

  7. Гин С. Мир загадок. – М.: Вита-Пресс, 2011

  8. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003

  9. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. Часть II. – СПб.: 2009

  10. Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н. Юные изобретатели – миру техники. Вып. 2. – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  11. Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н., Таратенко Т.А. Сборник материалов городских конкурсов – выставок исследовательских проектов. Юные изобретатели и мир техники. – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  12. Давыдова В.Ю. Котова А.А., Таратенко Т.А. Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ. Методическое пособие. – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  13. Дикарев В.И. Справочник изобретателя. – СПб.: Питер, 2001

  14. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994

  15. Иванов Г.И. Денис – изобретатель. Рассказы и задачи для развития творческого мышления. – СПб.: Речь, 2013

  16. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.: Народное образование, 1996

  17. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999

  18. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. – СПб. 1998

  19. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: Просвещение, 2005

  20. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: Речь, 1999

  21. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002

  22. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002

  23. Таратенко Т.А., Даыдова В.Ю. Сборник логических заданий и изобретательских задач «Мир интеллектуального творчества». – СПб.: ЭсПэХа, 2013

  24. Таратенко Т.А., Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю. Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству». – СПб.: ЭсПэХа, 2014

  25. Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю., Трофименко Р.В. Технология развития изобретательского мышления. Методическое пособие. – СПб.: СПбЦД(Ю)ТТ, 2015

  26. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб: Питер, 2004

 

Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Технология развития творческого мышления