5 марта 2017 г.

Презентацию скачать в PDF.

Учиться новому никогда не поздно

Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю.

Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества

Аннотация.

Представлена программа курсов повышения квалификации «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» для педагогических работников общего и дополнительного образования. Содержится короткий обзор учебно-методического комплекса к программе. В приложениях приведены примеры материалов, используемых при обучении.

Современный этап развития нашего общества требует массовой подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Свою лепту в решение задачи ориентации школьников на получение инженерного образования, развития их творческих способностей традиционно вносит дополнительное образование детей.

Но сегодня требуется повышение эффективности работы по содействию  формированию инженерного мышления учащихся. Для этого необходимо включать школьников в деятельности характерные для современной инженерии, развивать у молодых людей творческий подход к технической деятельности. В этом может помочь изучение школьниками ТРИЗ в учреждениях общего и дополнительного образования. Для этого нужны высококвалифицированные кадры.

В Санкт-Петербургском центре детского (юношеского) технического творчества (далее СПбЦД(Ю)ТТ) накоплен достаточно большой опыт по обучению педагогов основам ТРИЗ.

Обучение педагогических работников на базе СПбЦД(Ю)ТТ ведется с 2001 года. Программа курсов повышения квалификации «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» была лицензирована в Комитете по образованию в 2008 году, а в 2013 году была доработана и согласована в экспертном совете высшей профессиональной школы.

Авторы программы имеют многолетний успешный опыт преподавания детям и взрослым. Ниже приведены некоторые педагогические находки в процессе преподавания на курсах повышения квалификации.

Программа курсов повышения квалификации: «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ».

Категория слушателей: педагогические работники общего и дополнительного образования, родители, студенты.

Слушателей в группе: 30 человек.

Возрастной состав: 25 – 60 лет.

Количество часов по учебному плану: 100 часов.

Форма обучения: очно-заочная.

Авторы программы:

Таратенко Татьяна Александровна, СПбЦД(Ю)ТТ,

Давыдова Вера Юрьевна, СПбЦД(Ю)ТТ

Основной технологией обучения является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), созданная в нашей стране Г.С. Альтшуллером как инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности. Кроме того, в программе «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» (далее ТРТМ) используются приемы и методы: ТРТЛ (теория развития творческой личности), РТВ (развитие творческого воображения), ФСА (функционально – стоимостный анализ). 

В представленной программе ТРТМ  выделяются блоки:

  • инструментарий ТРИЗ для решения проблемных задач;

  • приемы и методы развития творческого (изобретательского) мышления.

Система знаний по первому блоку формируется на основе теоретических и практических разработок Г.С. Альтшуллера и учеников его школы. В основу системы положены законы развития технических систем, которые являются частным случаем проявления всеобщих законов диалектики. К инструментарию ТРИЗ относятся: ИКР, приемы разрешения противоречий, законы развития технических систем, стандарты,  информационный фонд ТРИЗ.

В основе системы знаний второго блока лежат методы и приемы, разработанные в ТРИЗ, РТВ, ТРТЛ, направленные на развитие системно-диалектического мышления и управляемого воображения. Эти методы хорошо интегрируются с психологическими методами развития творческих способностей, а также с принципами развития латерального мышления (Э. де Боно) и критического мышления (Д. Баррел).

Актуальность программы ТРТМ определяется

  • потребностью общества в раннем развитии творческих способностей;

  • востребованностью педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий эвристического образования;

  • потребностью педагогов в самосовершенствовании, в активизации творческих способностей;

  • необходимостью обучения школьников методам эффективного решения нестандартных задач;

  • необходимостью формирования ключевых компетентностей.

    Предлагаемая программа ТРТМ представляет слушателям широкий спектр приемов и методов формирования культуры творческого мышления и овладения технологиями эвристического образования.

    Новизна программы состоит в интеграции технологии обучения творчеству ТРИЗ с современными техниками развития мышления (логическое мышление, психология творчества, критическое мышление, латеральное мышление, мнемотехника).

Целью преподавания курса является практическое освоение слушателями методов и приемов формирования творческого мышления, позволяющей  воспитывать глубоких универсалов, способных быстро входить в новые предметные области, появляющиеся в нашем мире и становиться специалистами в этих областях, не теряя способности перестраивать свое мышление в соответствии с меняющимися картинами мира.

Основные задачи курса:

1. превращение знаний в инструмент творческого освоения мира (активная жизненная позиция, опирающаяся на внутреннюю мотивацию обучения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей);

2. создание условий для развития системно-диалектического стиля мышления и управляемого воображения (проблемная подача учебного материала и осмысление слушателями его ценности);

3. формирование навыков осознанного использования инструментария ТРИЗ для решения проблемных задач в любой области деятельности (опыт самостоятельной творческой деятельности);

4. развитие метакогнитивных умений (рефлексия, управление ходом текущей деятельности, самооценка);

5. формирование изобретательского стиля мышления.

В процессе обучения слушатели знакомятся с:

  • современными педагогическими технологиями;

  • приемами развития системно-диалектического мышления и воображения;

  • технологией творчества и технологией решения изобретательских задач;

  • закономерностями развития систем;

  • психологией творчества, методами оценки интеллектуальных и креативных способностей;

  • приемами эффективной обработки информации.

    Стержневые составляющие  программы:

  • Овладение основами ТРИЗ.

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

  • Приобретение навыков решения изобретательских задач с использованием инструментария ТРИЗ.

  • Формирование опыта творческой деятельности.

    На эти стержни нанизывается основное содержание представленной программы.

Принципы построения курса

  • Теоретический курс «от простого к сложному»

  • Практический курс « «от элементов к системе в целом».

В основе работы по программе лежит авторская педагогическая позиция: интересно, нескучно, активно и мотивированно познакомить слушателей с современными технологиями, способами их взаимодействия и интеграции в образовательный процесс.

Очень важно в педагогическом процессе применение разнообразных методов осуществления целостного педагогического процесса. Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта слушателей, а также от формы проведения занятия. Используемые современные образовательные технологии, например, такие как педагогические мастерские, кейс – метод, повышают эффективность обучения.

Формы организации занятия:

  • < >

    индивидуально-групповые

  • индивидуальные.

В процессе преподавания курса реализуются ведущие идеи:

  • Изобретательский подход к решению любых видов заданий через интерактивные формы работы на занятиях.

  • Целенаправленное формирование основ технологической и проектной культуры через использование метода проектов при освоении знаний по ТРИЗ.

  • < >

    Ориентация на успех.

    Содержание программы включает в себя общепедагогические и специализированные темы.

    Общепедагогические темы знакомят слушателей с современными педагогическими технологиями, с новыми требованиями к аттестации педагогических кадров, с профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования. Обмен педагогическим опытом по применению на практике полученных знаний.

    Специализированные темы составляют большую часть часов по изучению основ ТРИЗ.

    Тема «Методы активизации творческого мышления».

    Слушатели знакомятся с неалгоритмическими методами стимулирования творчества: перебор вариантов – метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектика, морфологический ящик. С ассоциативными методами – бином фантазии, метод фокальных объектов (МФО). Проводятся игры по теме «Ассоциации»: «Цепочка», «Паутинка». Слушатели выполняют творческие задания по методам. Проводится анализ эффективности изученных методов для решения творческих задач. Выполняется проверочная работа «Ассоциации».

Наиболее универсальным и легко усваиваемым слушателями методом является «Морфологический ящик». Проводится педагогическая мастерская «Возможности морфологического ящика». В процессе слушатели изучают работу по приему и выполняют в группах творческие задания «Сказка», «Игра», «Новогодний костюм».

Пример: творческое задание «Игра».

ЗАДАНИЕ. Разработайте игру, используя морфологическую матрицу.

Алгоритм работы:

  1. Рассмотрите пример выполнения задания (см. приложение).

  2. Заполните пустые ячейки, приведенной в задании матрицы.

  3. Запишите несколько случайных сочетаний характеристик объекта (2-3), в виде формул (по типу: А5Б1В4Г2Д3Е5 и т.д.). Проанализируйте записанные варианты. Выберите наиболее оригинальный.

  4. Запишите формулу выбранного варианта и содержание соответствующих ей ячеек.

  5. Опишите игру.

  6. Дайте название игре.

  7. Презентация игры (3 минуты)

     

Характеристики

1

2

3

4

5

 

Предмет игры

шашки

кегли

фишки

 

 

А

участники игры

двое игроков

один игрок

две команды по 5 человек

 

 

Б

правила, по которым проводится игра

набрать большее количество предметов

быстрее собрать определенное количество предметов

у противника не осталось предметов игры

 

 

В

место, где проводится игра

на столе

в игровой комнате или классе

для игры предоставлено все помещение

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

Е

 

Формула:

Содержание ячеек: А ___ Б ___ В ___ Г __ Д ___ Е __

Описание:

Тема «Техническое мышление как необходимая составляющая развития творческой личности»

Эта тема рассказывает о характеристиках технического мышления, об оценке уровня технического мышления. Поднимаются вопросы «От проблемы к изобретательской задаче. Признаки изобретательской задачи: наличие нежелательного эффекта, поставленной цели, ограничения, налагаемые на систему».

Тема «Системное мышление»

Понятие о системе и функции. Состав систем. Типы анализа систем. Системно-функциональный анализ. Системный оператор. Закон S - образного развития систем. Идеальность систем. ИКР. Приемы развития системного мышления.

Слушатели выполняют упражнения и творческие задания на приемы развития системного мышления и воображения: образные, вербальные, образно – вербальные, игровые (настольные, подвижные, логические), моделирование,  решение задач.

Вот некоторые примеры таких упражнений и заданий:

1. Развитие системного мышления.

  • Слово как система

    Вставьте пропущенное слово

    шквал             (…)                 осока

                            клок

    олово              (…)                 сетка

                            лоск

    наоборот

                багор              (роса)             тесак

                багаж              (жаба)            табак

  • Числовой ряд как система

    Найдите число:

                11    5    8    4    14    ?   (7)

    Продолжите ряд:

                18     10     6     4     ?              (3)

    2. Упражнения по развитию системного мышления

    1. Найди пары:  С  -  С альт,   С  -  С анти

    гвоздь     пчела     донор     куртка     болтун     оса     клей     нож     мороз     немой

    (можно использовать только биологические или только технические системы)

    2. Найди

би

поли

 

моно

би

поли

цветок

?

(букет)

изба

?

(небоскреб)

вагон

?

(электричка)

лодка

? (катамаран)

 

лист

?

(тетрадь)

автобус

?  (омнибус)

 

 

3. Найди  альтернативную систему

                                               по полезной функции

                                               по вредной функции

F полезная     червяк  -  бульдозер

F вредная       мышь  -  вирус

Слушатели выполняют творческие задания такие как «Образ как система. Моделирование из заданных ресурсов. Игры для развития системного мышления: «Пароль», «Теремок», «Структура системы», «Эмпатия», «Данетка».

В процессе выполнения заданий раскрывается творческий потенциал слушателей.

Пример выполненных работ слушателей: задание по моделированию из заданных ресурсов «Вырезашки».

Слушатели во время обучения часть полученных знаний пробуют применить на занятиях со своими детьми.

Наибольший интерес вызывают практические задания. По отзывам слушателей, проводивших со своими учениками данные упражнения и практические задания, большинство детей успешно справляются со всеми предложенными заданиями.

Тема «Диалектическое мышление»

В этой теме рассматриваются понятия: «Противоречие. Типы конфликтов, нахождение конфликтующей пары. Типы противоречий. Правила формулирования противоречий. Приемы разрешения технических противоречий. Приемы развития диалектического мышления: метод Гамлета, оператор РВС, метод числовой оси».

При изучении этой темы, слушатели знакомятся с игрой «Хорошо - плохо», на практике отрабатывают умения находить конфликтующие пары, решают изобретательские задачи с формулированием ИКР, противоречий, с помощью приемов разрешения технических противоречий. В конце этой темы выполняется зачетная работа по пройденным темам.

Для обучения решению изобретательских задач слушатели знакомятся с разными вариантами подходов к решению изобретательских задач. Одним из таких подходов является построение логических цепочек (если..., то).

Пример решения изобретательской задачи с применением логической цепочки.

Задача «Спасение от кровососов».

Летом полчища насекомых-кровососов  — мошек, комаров, оводов, слепней и т.п. досаждают не только людям, но и животным. Люди придумали много способов защиты от настырных насекомых. А как бороться с такой напастью лошадям? Известно, лошадь отгоняет насекомых своим хвостом. Хвост постоянно работает, но он защищает лишь часть кожи лошади, ведь до головы хвостом не дотянешься. Наблюдая за поведением лошадей в табуне (много лошадей вместе) люди заметили, что лошади умеют «решать» эту проблему сами. Как они это делают?

Возможный ход рассуждений.

Из анализа условия задачи определяется проблема, которая  состоит в том, что лошадь не может отгонять насекомых от любого участка кожи, т.к. длина её хвоста не позволяет это сделать.

В условии задачи заложена подсказка «Наблюдая за поведением лошадей

в табуне…», т.е. решение нужно искать в надсистеме (НС).

НС включает в себя окружающую среду (земля, воздух, вода) и других лошадей.

Направления поиска решения и некоторые ответы участников.

  • Кожа лошади недоступна для насекомых:  «лошадь заходит в воду», «лошадь хорошо вываливается в грязи»;

  • Что-то отгоняет насекомых:  «быстро бегать, ветер сдует насекомых», «брызгать лошадь жидкостью от комаров (запах)», «нарисовать на лошади насекомых (копирование), живые насекомые подумают, что место занято и улетят», громко ржать (звук);

  • Убивать насекомых механически:  «тереться обо что-нибудь, можно о другую лошадь», «кататься по земле», «съедать насекомых».

Ответ. Лошади становятся парами, головами в разные стороны. Такое положение позволяет отгонять своим хвостом мошек от собственного крупа и от головы партнера.

Данная тема очень сложна и требует большой практики при решении изобретательских задач.

В конце изучения данной темы слушатели выполняют зачетную работу. Образец зачетной работы приведен в приложении.

 

 

Пример выполнения зачетной работы слушателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Понятие о ресурсах»

Дается обзор классификации ресурсов, вещественно-полевых ресурсов. Алгоритм использования ресурсов систем. Метод Робинзона Крузо. Этот метод пользуется большой популярностью, и творческое задание выполняется всеми слушателями курсов.

Тема «Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)»

В процессе изучения курсов слушатели знакомятся с общей характеристикой алгоритмов решения изобретательских задач: АРИЗ, Аризенок, ДАРИЗ, Мини-АРИЗ-Универсал-2010.

Тема сложная для слушателей курсов и трудно усваивается в процессе обучения.

Тема «Законы развития технических систем (ЗРТС)»

Дается обзор закономерностей развития систем в  природе, обществе, технике. Законы существования системы (закон полноты частей системы, закон энергетической проводимости). Законы развития систем (закон динамичности, закон повышения идеальности). Законы эволюции (закон согласования, закон перехода в надсистему, закон перехода с макро на микро уровень).

Тема «Мышление изобретателя»

Логическое мышление. Типы логических задач, подходы к решению логических задач. Приемы эффективной обработки информации. Приемы мнемотехники. Правили построения ментальных карт Т. Бьюзена. Понятие о воображении и фантазии. Уровни воображения. Приемы развития творческого воображения (РТВ).

Для изучения приемов РТВ требуется больше времени, чем это предусмотрено программой, поэтому некоторые элементы РТВ рассматриваются и в других темах.

Примеры выполнения творческих работ слушателей по заданию «Кляскография».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал этой темы достаточно быстро усваивается слушателями курсов и часто применяется в дальнейшей работе.

Тема «Методы диагностики интеллектуальных и творческих способностей»

Проводится оценка логических и креативных способностей. проводится тестирование уровня технического мышления (тест Беннета), интеллектуальных способностей (тест Айзенка), креативных способностей (тест Вильемса). Проводится тест «Дивергентное мышление».

Примеры выполнения  теста «Дивергентное мышление».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В результате обучения слушатели должны овладеть определенной суммой знаний по ТРИЗ и умением адаптировать полученные знания для своей практической деятельности. Итогом обучения является аттестационная работа, позволяющая раскрыть собственный творческий потенциал, разработать новые подходы к обучению, воспитанию и развитию учащихся.

Программа обеспечена учебно–методическим комплексом, где используются, в том числе,  авторские разработки.

В учебно-методический комплекс входят:

  1. Литература по ТРИЗ.

  2. Авторские методические разработки педагогов СПбЦД(Ю)ТТ (приложение 1).

  3. Электронные образовательные ресурсы (приложение 2).

  4. Дидактические материалы (приложение 3).

  5. Учебно-методические материалы для слушателей.

  6. Тематические папки.

  7. Методические пособия и рекомендации.

  8. Диагностические и контрольные материалы (приложение 4).

  9. Образцы выполнения работ слушателей курсов (приложение 5).

    Для отслеживания результатов применяются различные методики диагностики. Разработаны и проводятся проверочные работы по всем темам курса (приложение 6), зачетная работа (приложение 7). По окончании обучения слушатели выполняют аттестационные работы и представляют их на защите перед экспертной комиссией. В состав комиссии входят квалифицированные специалисты по ТРИЗ. Тематика работ разнообразна (приложение 8).

    На основе результатов анкетирования слушателей  делаются выводы об успешности работы курсов, и составляется отчет (приложение 9).

     

    Выводы.

    Результаты многолетней работы курсов повышения квалификации «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» позволяют сделать следующие выводы:

    - Курсы по обучению ТРИЗ сегодня востребованы.

    - Обучение по программе ТРТМ позволяет педагогическим работникам общего и дополнительного образования познакомиться на практике с возможностью использования ТРИЗ как технологии повышения уровня эффективности педагогической деятельности.

    - Способствует формированию ключевых компетентностей.

    - Увеличивается коллектив единомышленников, ищущих инновационные подходы к образовательному процессу, используя ТРИЗ.

    - Расширяется единое образовательное пространство по преподаванию ТРИЗ в образовательных учреждениях города.