5 марта 2017 г.

Презентацию скачать в PDF.

Опыт преподавания ТРИЗ в высшем учебном заведении

 

Редколис Е.В., Бердоносов В.Д.

 

Аннотация

Авторы делятся опытом преподавания ТРИЗ у студентов традиционной формы обучения в рамках сформировавшейся в России системы ВУЗовского образования. Рассмотрены примеры рабочих программ дисциплин подготовки специалистов, бакалавров и магистров, учебно-методических материалов и прочих разработок, использование которых в образовательном процессе служит не только задаче популяризации ТРИЗ, но также способствует более глубокому освоению студентами своих специальностей и направлений подготовки, как на теоретическом, так и на прикладном практическом уровнях.

Статья затрагивает проблемы, связанные с внедрением дисциплин в основные образовательные программы, с формированием преподавательского коллектива, владеющего необходимым ТРИЗ инструментарием, а также – с обеспечением необходимой сети коммуникаций и практической среды, на базе которых студенты могли бы успешно заниматься изобретательством в различных предметных областях.

Abstract

The authors share their experience of teaching TRIZ students of traditional form education within the framework formed in the Russian system of higher education. The examples of the working programs for disciplines, training of specialists, bachelors and masters, and the educational and methodical materials, and other develops are considered. The use of such practices in the educational process not only serves the objective of TRIZ popularization, but also promotes deeper exploration student's specialties and areas of training, both theoretical and applied practical levels.

This article concerns the problems associated with the introduction of courses in basic educational programs, with the formation of the teaching staff mastering the required TRIZ tools, and also with providing the necessary network of communications and the practical environment on the basis of which students could be successfully invent in various subject areas.

Ключевые слова

КнАГТУ, образовательная программа, преподавание, ТРИЗ эволюционный подход

Keywords

KNASTU, educational program, teaching, TRIZ evolutionary approach

Введение

В настоящее время ТРИЗ всё чаще интересуются специалисты различных предметных областей, как правило, имеющие поверхностное представление о теории, разными путями пришедшие к мысли о том, что не плохо было бы применить ее к решению своих узко профессиональных задач. Одними из основных проблем в таком процессе, по нашему мнению, являются относительная редкость, стихийность, бессистемность использования инструментов классической ТРИЗ, и как следствие – малая вариативность и неэффективность получаемых решений.

По причине отсутствия классической ТРИЗ (или хотя бы ее основных разделов) в виде дисциплин (курсов) в образовательных программах подготовки специалистов, бакалавров и магистров, студенты совершенно не обладают навыками по применению ТРИЗ к решению задач в своей профессиональной области. Кроме того, готовые к трудовой деятельности выпускники высших учебных заведений, в принципе, не всегда отчетливо представляют, что такое изобретательство,  насколько тесно оно связано с инноватикой, и как сильно может повысить эффективность любой деятельности.

Решение озвученных проблем видится возможным при создании единой методологической базы преподавания ТРИЗ, которая должна отвечать принятым современным образовательным стандартам и беспрепятственно интегрироваться в образовательные программы для категорий слушателей разного уровня восприятия (дошкольники, школьники, студенты ВУЗов, молодые специалисты, проходящие повышение квалификации). Такого рода методология должна включать как теоретический, так и практический аспект распространения ТРИЗ, поэтому её не следует ассоциировать со специфическими методиками преподавания, которых разработано немалое количество.

В статье рассмотрена деятельность межфакультетской рабочей группы «Проектирование и ТРИЗ» [1] (далее – кафедра), сформированной и функционирующей на базе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (далее – КнАГТУ, университет).

Кадровое обеспечение

В КнАГТУ осуществляется преподавание ТРИЗ с 1984 г. Одними из первых энтузиастов по развитию ТРИЗ в г. Комсомольске-на-Амуре являлись Н.Б. Фейгенсон, бывший в то время заведующим кафедрой «Сварочное производство», и Б.И. Долотов. В 1995 г. в университете открыта первая в мире кафедра ТРИЗ (кафедра «ТРИЗ и инженерное управление»). В преподавательский состав кафедры вошли В.Е. Магиденко (в ассоциации ТРИЗ с 1992 г.), В.Д. Бердоносов (в ассоциации ТРИЗ с 1992 г.), В.М. Бойко (в ассоциации ТРИЗ с 1991 г.), Б.И. Долотов (в ассоциации ТРИЗ с 1992 г.).

С 2000 г. кафедра преобразована в предметную комиссию «Проектирование и ТРИЗ», разработана Концепция внедрения ТРИЗ в учебный процесс, которую поддержало руководство КнАГТУ и содействовало её внедрению. Позднее в 2003 г. в научно-методическом совете университета создана секция ТРИЗ.

Основной проблемой формирования преподавательского коллектива, по нашему мнению, является оперативное и непрерывное обучение новых кадров, желающих преподавать ТРИЗ, но не имеющих для этого достаточных практических и педагогических навыков. Одним из вариантов решения может стать создание ТРИЗ инновационного многофункционального центра, на базе которого будут организовываться кратковременные курсы повышения квалификации для сотрудников учебных заведений.

Методические разработки

Педагогическое мастерство преподавания ТРИЗ и методическое обеспечение разрабатывается и шлифуется в КнАГТУ на профессиональном уровне более 20 лет. Выпущено немалое количество учебных пособий (одно из последних – [2]). Используется специализированное программное обеспечение (TechOptimizer, iTree и т.д.).

Дисциплины по ТРИЗ преподаются практически на всех факультетах. К настоящему времени кафедрой реализован ряд образовательных программ по нескольким десяткам направлений подготовки студентов, включающим, в том числе дисциплины, напрямую базирующиеся на ТРИЗ (далее – дисциплины цикла ТРИЗ):

1. Развитие творческого воображения (РТВ);

2. Диалектика технических систем (ДТС);

3. Диалектика механических систем (ДМС);

4. Методы инженерного творчества (МИТ);

5. Алгоритмы решения нестандартных задач (АРНЗ);

6. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

7. Теория развития искусственных систем (ТРИС).

Знания, приобретаемые студентами в ходе изучения названных дисциплин, могут быть использованы в практической инновационной деятельности, а также служить прочным фундаментом для дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности – причем не только в профессиональной сфере, определяемой специальностью (направлением) подготовки, но и в области самой ТРИЗ.

В Приложении 1 представлено распределение названных учебных дисциплин по специальностям и направлениям обучения.

Как правило, дисциплины цикла ТРИЗ добавляются в основные образовательные программы подготовки, в вариативную часть профессионального цикла дисциплин. Название дисциплин варьируется и может быть трансформировано в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по конкретной специальности или направлению подготовки (Приложение 2).

Дисциплины цикла ТРИЗ с успехом реализуют профессиональные компетенции любой технической специальности (направления), связанные со следующими видами профессиональной деятельности:

– аналитическая;

– проектная и проектно-технологическая;

– маркетинговая;

– научно-методическая, экспериментально-исследовательская и научно-исследовательская.

Общий срок обучения по дисциплинам цикла ТРИЗ обычно составляет 2, реже 3 семестра. Объем дисциплины в течение одного семестра колеблется в пределах от 72 до 108 часов, в том числе от 36 до 54 аудиторных.

Для тех специальностей (направлений), где добавить самостоятельные дисциплины цикла ТРИЗ в рабочий учебный план не представляется возможным, элементы ТРИЗ преподаются в рамках дисциплин системного характера (теория систем, системный анализ и так далее).

С успехом интегрируются элементы ТРИЗ в образовательный процесс при выполнении студентами заданий, связанных с анализом и систематизацией большого количества неструктурированных знаний по любой предметной области. Для этих целей используется ТРИЗ эволюционный подход, сущность которого рассматривалась на ряде конференций [3–7].

Использование ТРИЗ эволюционного подхода в обучении

При использовании такого подхода ТРИЗ впервые из специальной дисциплины становится общеобразовательной, наряду с такими дисциплинами как информатика, математика, физика или химия. Это накладывает особые требования к дидактике разделов ТРИЗ, РТВ, законам развития систем (ЗРС) и инструментам ТРИЗ, по той причине, что преподаватели прикладных наук, желающие использовать ТРИЗ эволюционный подход в качестве инструмента систематизации знаний и прогнозирования развития искусственных систем, должны владеть ТРИЗ [7].

В соответствии с основными положениями ТРИЗ эволюционного подхода дидактика освоения новой области знаний выглядит следующим образом:

1. Выбирается базовый элемент;

2. Изучаются знания, умения и навыки, необходимые для оперирования с информацией о базовом элементе;

3. Определяются область применения базового элемента, его непосредственные пользователи, а также наиболее распространенные требования, которые ими выдвигаются;

4. Существенно ужесточаются требования пользователей к этому элементу – до тех пор, пока не становится очевидным, что с такими требованиями элемент не справляется;

5. Выявляются противоречия, возникающие в базовом элементе в связи с повышением требований;

6. Определяются инструменты ТРИЗ, позволяющие разрешить выявленные противоречия;

7. Предлагаются идеи трансформации базового элемента в новую систему (лектор корректирует сформулированные студентами идеи, чтобы те, в свою очередь, обеспечили переход к «правильным» новым системам);

8. Подробно изучаются знания, умения и навыки, необходимые для оперирования с информацией о новых системах;

9. Повышаются требования пользователей к новым системам;

10. Цикл повторяется до изучения необходимого количества новых элементов (систем). Перечень компетенций, которыми должны обладать студенты для успешного освоения каждого из перечисленных этапов, рассмотрен в [7].

Для успешной реализации ТРИЗ эволюционного подхода необходимы следующие дисциплины: прикладные, соответствующие профессиональной предметной области, и дисциплины цикла ТРИЗ (РТВ, ЗРС и инструменты ТРИЗ). Таким образом, освоение студентами дисциплин цикла ТРИЗ можно условно разделить на несколько этапов.

На первом этапе основное внимание уделяется процессу развития творческого воображения, а именно – активизации творческих мыслительных процессов. Это подготовительный этап, который предназначен для студентов младших курсов.

Студенты осваивают несколько доТРИЗовских методов активизации мышления, в качестве которых, как правило, используются: мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ. Вначале студентов знакомят с видами мышления (логическим, диалектическим, образным и др.). Знакомство носит практический характер и проводится с использованием игр-тренингов. Такие игры дополняют методы активизации мышления и подготавливают студентов для последующего освоения элементов ТРИЗ.

После освоения доТРИЗовских методов и отдельных видов мышления студентов знакомят с приёмами активизации мышления, разработанными Г.С. Альтшуллером – системным оператором, идеальным конечным результатом, методом моделирования маленькими человечками и др. Эти приёмы подготавливают студентов к развитию системного мышления. Кроме того, они избавлены от основного недостатка доТРИЗовских методов, которые не обладают направленным к идеальному результату действием.

Итогом первого этапа РТВ является приобретение студентами навыков свободной генерации идей, формулирования идеального конечного результата, представление исследуемой системы в многоэкранном виде.

На втором этапе происходит изучение ЗРС (Приложение 2, таблица 3), которое сопровождается примерами из будущей профессиональной предметной области студентов.

На третьем этапе освоения дисциплин цикла ТРИЗ студенты обучаются использованию инструментария ТРИЗ для формулировки и разрешения противоречий. К инструментам этой группы относятся приёмы устранения технических противоречий, ресурсный анализ, указатели эффектов, вепольный анализ, АРИЗ, функциональный анализ, потоковый анализ, причинно-следственный анализ, свёртывание.

Необходимо отметить, что инструменты, не имеющие непосредственного отношения к классической ТРИЗ, не следует бессистемно преподавать студентам на первом и втором этапах по той причине, что они могут быть восприняты как самостоятельный методический аппарат прочих учебных дисциплин и впоследствии будут применяться с меньшей эффективностью.

Как и любую другую дисциплину системного характера, классическую ТРИЗ, с ее законами развития технических систем и приемами устранения технических противоречий следует преподавать как можно раньше – желательно, в начале профессионального цикла дисциплин.

Использование в образовательном процессе новых, более эффективных инструментов ТРИЗ также рекомендуется, однако второстепенно и поэтому сильно зависит от гибкости рабочего учебного плана, по которому осуществляется обучение.

ТРИЗ для профессионалов

Помимо основной образовательной деятельности кафедрой реализуются программы повышения квалификации инженерных кадров, ведется прочая деятельность по популяризации ТРИЗ и развитию некоторых ее теоретических направлений.

Преподаватели кафедры, начиная с 2007 г., проводят семинары для студентов и специалистов Китая, Ю. Кореи, России.

В 2014 г. в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров [8] сотрудниками кафедры осуществлена подготовка специалистов самолетостроительной и металлообрабатывающей отрасли по Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Новые подходы к решению производственных задач».

Основные элементы программы предварительно успешно отрабатывались на большом количестве семинаров по решению производственных задач со специалистами металлургической, химической, угледобывающей и других отраслей промышленности, и подтвердили востребованность на предприятиях и организациях реального сектора экономики Дальневосточного региона России.

Общий срок обучения по программе составил 188 часов, в том числе 88 аудиторных часов по трем модулям (Приложение 3):

Модуль 1. Подходы к анализу производственных задач – 22 ауд. часа;

Модуль 2. Подходы к постановке производственных задач – 22 ауд. часов;

Модуль 3. Подходы к решению производственных задач – 44 ауд. часа.

Обучение ТРИЗ уже сформировавшихся специалистов позволяет не только выполнить основную цель по знакомству слушателей с инструментами ТРИЗ, но и сформировать пул актуальных практических задач, постановки которых могут быть использованы при освоении дисциплин цикла ТРИЗ студентами.

Обмен опытом

Сколько-нибудь серьезная деятельность по популяризации ТРИЗ, по нашему мнению, невозможна без соответствующего информационного обеспечения, в роли которого с успехом выступают конференции, семинары и прочие мероприятия.

С 2005 г. сотрудники кафедры и студенты КнАГТУ принимают очное участие в конференциях европейской ассоциации ТРИЗ (в Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Франции, Португалии, Ирландии, Швейцарии), конференциях Японии (в Осаке, Иокогаме) и Ю. Кореи (в Че-джу до, Сеуле).

Статьи кафедры, связанные с ТРИЗ тематикой, индексируются международной наукометрической базой «Scopus».

С 2011 г. на базе КнАГТУ ежегодно проводятся международные студенческие онлайн-конференции «ТРИЗ технологии», в которых участвуют студенты университетов России, Китая, Ю. Кореи и Японии.

Цель конференции состоит в проведении студенческой online-конференции, посвященной созданию инновационных проектов, реализующих изобретательские решения в искусственных системах различных видов.

Основные задачи конференции состоят в: укреплении научно-практического сотрудничества между студентами, преподавателями и исследователями разных стран в области создания инновационных проектов, реализующих изобретательские решения; развитии творческих способностей участников конференции для работы с научными, техническими и социальными проблемами, формирования предложений по урегулированию этих проблем, а также поиска ресурсов для реализации своих предложений; развитии способности участников конференции к эффективному представлению результатов исследований, в том числе на иностранном языке, с целью повышения конкурентных преимуществ отечественных исследований и инновационных разработок на зарубежной арене.

Уникальный формат конференции позволяет участникам из разных стран, не покидая стен своих университетов, представить результаты исследований на международном уровне, а также познакомится с научно-исследовательскими разработками зарубежных коллег.

Заключение

За последние десятилетия в КнАГТУ выработаны подходы к преподаванию разделов классической ТРИЗ, позволяющие стабильно внедрять их в основные образовательные программы подготовки специалистов, бакалавров, магистров из разных предметных областей. Помимо этого, с учетом положений ТРИЗ фрактального подхода преподаются прочие дисциплины, не связанные с ТРИЗ, организуется дипломное проектирование и научно-исследовательская работа магистров и аспирантов.

В целях постановки и решения реальных практических задач с использованием ТРИЗ осуществляется дополнительная подготовка инженерных кадров с крупных градообразующих предприятий; в целях обмена опытом – ежегодные международные студенческие конференции.

Эти и другие мероприятия вносят свой вклад в образование и подготовку исследователей ТРИЗ, но лишь на местном уровне. Поэтому, безусловно, представляет интерес создание и тиражирование единой методологии преподавания ТРИЗ с учетом опыта других ТРИЗ коллективов в стране.

Литература

  1. Официальный сайт ФГБОУ ВПО «КнАГТУ». Наука и инновации. Межфакультетская рабочая группа «Проектирование и ТРИЗ»[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://knastu.ru/science/triz.

  2. Применение ТРИЗ-эволюционного подхода к исследованию объектно-ориентированных языков программирования : моногр. / В.Д. Бердоносов, А.А. Животова. – Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. – 166 с.

  3. Berdonosov V. Fractality of knowledge and TRIZ // Procedia Engineering, 2011. – Vol. 09. – pp. 659–664.

  4. Berdonosov V, Redkolis E. TRIZ-Fractality of mathematics // Procedia Engineering, 2011. – Vol. 09. – pp. 461–472.

  5. Berdonosov V, Redkolis E. TRIZ-fractality of computer-aided software engineering systems // Procedia Engineering, 2011. – Vol. 9. – pp. 199–213.

  6. Berdonosov V, Sycheva T. TRIZ-evolution of Programming System // Proceedings of the ETRIA TRIZ Future Conference, Dublin, 2-4 November 2011. – Published by Institute of Technology Tallaght, 2011.

  7. Berdonosov V, Redkolis E.

  8. Официальный сайт Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров. Справка по программе повышения квалификации «Новые подходы к решению производственных задач» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://engineer-cadry.ru/node/23226.

 

Приложения

Приложение 1. Распределение дисциплин цикла ТРИЗ по специальностям

                            обучения и направлениям подготовки.

Таблица 1

№ п/п

Дисциплина

Шифр

специальности

Название специальности

1

РТВ

080500, 38.03.05

Бизнес-информатика

2

РТВ

201000.62, 12.03.04

Биотехнические системы и технологии

3

РТВ

210303

Бытовая радиоэлектронная аппаратура

4

РТВ

150408

Бытовые машины и приборы

5

ДМС, РТВ

150301

Динамика и прочность машин

6

АРНЗ, РТВ

222000.62, 27.03.05

Инноватика

7

МИТ

10.05.03

Информационная безопасность

8

РТВ

230504, 09.03.02

Информационные системы

9

РТВ

010503, 02.03.03

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

10

РТВ, ТРИЗ

150501

Материаловедение в машиностроении

11

ТРИЗ

150600

Материаловедение и технология новых материалов

12

РТВ

240801

Машины и аппараты химических производств

13

РТВ, ДТС, МИТ

150204

Машины и технология литейного производства

14

РТВ

150101

Металлургия черных металлов

15

РТВ, МИТ

150202

Оборудование и технология сварочного производства

16

РТВ

130603

Оборудование нефтегазопереработки

17

РТВ, МИТ

150106

Обработка металлов давлением

18

РТВ, ТРИС

080801, 230700, 09.03.03

Прикладная информатика в экономике

19

РТВ

230401

Прикладная математика

20

РТВ

230105, 09.03.01

Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

21

РТВ

210106

Промышленная электроника

22

РТВ

11.03.01

Радиотехника

23

РТВ, ДТС

200503

Стандартизация и сертификация

24

ДТС, МИТ

150400, 151000.62

Технологические машины и оборудование

25

РТВ, ДТС, МИТ

151001

Технология машиностроения

26

РТВ, ДТС, МИТ

150900

Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств

27

РТВ

220400.62, 27.03.04

Управление в технических системах

28

РТВ

220201

Управление и информатика в технических системах

29

РТВ

240100, 18.03.01

Химическая технология

30

РТВ

080101, 38.05.65

Экономическая безопасность

31

РТВ

11.03.04

Электроника и наноэлектроника

32

РТВ

140603

Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов

33

РТВ

210100.62, 140600

Электротехника, электромеханика и электротехнологии

34

РТВ

140400.62

Электроэнергетика и электротехника

 

                            Приложение 2.      Фрагменты рабочих программ по некоторым дисциплинам ТРИЗ.

Характеристика трудоемкости дисциплины РТВ

в рабочей программе по специальностям 080500, 230700, 080101

Таблица 2

Наименование

показателя

Семестры

Значения трудоемкости

Всего

в том числе:

зет

Часы

Аудиторные занятия, часы

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация

(экзамен)

Всего

Часов в неделю

Всего

Часов в неделю

1. Трудоемкость дисциплины в целом

(по рабочему учебному плану программы)

--

2

72

4

36

2

36

--

2. Трудоемкость дисциплины в каждом из семестров (по рабочему учебному плану программы)

3

2

72

4

36

2

 36

--

3. Трудоемкость по видам занятий:

- лекции;

3

--

--

--

18

1

18

--

- лабораторные

3

--

--

--

18

1

18

--

4. Промежуточная аттестация

4.1. Итоговые оценки

3

1

--

--

--

--

--

--

 

Структура и содержание дисциплины РТВ

Таблица 3

№ п/п

Наименование

модулей

Содержание модулей

Трудоемкость модулей (часы)

1

Методы развития творческих способностей человека путём снижения психологической инерции

Творчество, основные положения. Метод преодоления стереотипов – мозговой штурм. Метод преодоления стереотипов – морфологический анализ. Метод преодоления стереотипов – метод фокальных объектов.

24

2

Виды мышления и решения нестандартных задач

Мышление, основные положения. «Друзья», «враги» мышления. Логическое мышление, законы. Диалектическое мышление. Образное мышление. Ассоциации, аналогии.

24

3

ТРИЗовские методы активизации мышления

Метод моделирования маленькими человечками. Идеальный конечный результат. Системный оператор, девятиэкранная схема сильного мышления. Приёмы развития творческого воображения.

24

В целом по дисциплине

72

 

Характеристика трудоемкости дисциплины ТРИС

в рабочей программе по специальности 230700

Таблица 4

Наименование

показателя

Семестры

Значения трудоемкости

Всего

в том числе:

зет

Часы

Аудиторные занятия, часы

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация

(экзамен)

Всего

Часов в неделю

Всего

Часов в неделю

1. Трудоемкость дисциплины в целом

(по рабочему учебному плану программы)

--

3

108

6

90

5

18

--

2. Трудоемкость дисциплины в каждом из семестров (по рабочему учебному плану программы)

5

3

108

6

90

5

18

--

3. Трудоемкость по видам занятий:

- лекции;

5

--

--

--

18

1

6

--

- лабораторные

5

--

--

--

72

4

12

--

4. Промежуточная аттестация

4.1. Итоговые оценки

5

1

--

--

--

--

--

--

 

Структура и содержание дисциплины ТРИС

Таблица 5

№ п/п

Содержание модулей

Трудоемкость модулей (часы)

1

Закон полноты частей системы, закон сквозного прохода энергии, системный оператор.

Закон повышения идеальности, ИКР, свёртывание в технических системах.

Закон S-образного развития.

24

2

Закон неравномерности развития частей системы, технические противоречия, приёмы разрешения технических противоречий. Закон согласования-рассогласования, выбор параметров, виды согласований.

24

3

Закон повышения динамичности,

Закон перехода с макро на микро уровень,

Закон перехода в надсистему, развёртывания-свёртывания системы.

24

В целом по дисциплине

72

 

Характеристика трудоемкости дисциплины АРНЗ

в рабочей программе по специальностям 222000

Таблица 6

Наименования

показателей

Семестры

Значения трудоемкости

Всего

в том числе:

зет

Часы

Аудиторные занятия, часы

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация

(экзамен)

Всего

Часов в неделю

Всего

Часов в неделю

1.Трудоемкость дисциплины в целом (по рабочему учебному плану)

--

3

108

6

54

3

54

--

2.Трудоемкость дисциплины в каждом из семестров (по рабочему учебному плану)

7

3

108

6

54

3

54

--

3.Трудоемкость по видам аудиторных занятий:

- лекции

7

--

--

--

18

1

18

--

- практические занятия (упражнения, семинары)

7

--

--

--

18

1

18

--

- лабораторные занятия

7

--

--

--

18

1

18

--

4.Промежуточная аттестация (число начисляемых зет): 4.1.Зачет

 

 

7

 

 

--

 

 

--

 

 

--

 

 

--

 

 

--

 

 

--

 

 

--

 

Структура и содержание дисциплины АРНЗ

Таблица 7

№ п/п

Наименование

модулей

Содержание модулей

Трудоемкость

модулей (часы)

1

Методика описания исходной ситуации

Методика описания исходной ситуации. Формирование основных определений. Описание проблемы, описание системы, характеристики

26

2

Анализ задачи

Анализ задачи. Запись условия мини-задачи и ТП. Выделение конфликтующей пары. Графические схемы конфликта. Запись модели задачи с усиленной формулировкой конфликта

26

3

Анализ модели задачи

Анализ модели задачи. Определение оперативной зоны и оперативного времени. Определение вещественно-полевых ресурсов.

26

4

Определение ИКР и решения задачи

Определение ИКР и Физического противоречия. Запись идеального конечного результата. Мобилизация и применение ВПР. Моделирования маленькими человечками. Определение решения задачи

30

В целом по дисциплине

108

 

 

Приложение 3. Учебный план Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Новые подходы к решению производственных задач».

Таблица 8

 

п/п

Наименование

модулей

Всего

часов

В том числе

 

Аудиторная учебная нагрузка

Формы

контроля

Теоретические занятия

Практические (лабораторные)

занятия, часов

1

2

3

4

5

6

 

Модуль 1. Подходы к анализу производственных задач

42

12

10

 

1

Раздел 1. Развитие творческого мышления

14

4

4

Отчет по практическому занятию; Отчет по лабораторным работам

2

Раздел 2. Законы развития производственно-технологических систем

20

8

6

Конспект лекций; Отчет по лабораторным работам

3

Практика

8

Контрольный опрос

 

Модуль 2. Подходы к постановке производственных задач

42

6

16

 

4

Раздел 1. Инструменты ТРИЗ для решения производственных задач

20

2

12

Отчет по лабораторным работам

5

Раздел 2. Информационный фонд для решения производственных задач

14

4

4

Отчет по лабораторным работам

6

Практика

8

Контрольный опрос

 

Модуль 3. Подходы к решению производственных задач

84

16

28

 

7

Раздел 1. Алгоритм технология эффективных решений

60

16

28

Отчет по практическим занятиям

8

Практика

24

Контрольный опрос

 

Подготовка и защита выпускной квалификационной / аттестационной работы

20

 

ИТОГО

188

34

54

 

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ТРИЗ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ