5 марта 2017 г.

Подкатилин А.В. "Система Развития" Доклад

Система развития

Мастер ТРИЗ

Подкатилин А.В.

МОСКВА 2006

Возможен ли обмен информацией?

Методологии творчества на базе ТРИЗ - это мощное оружие бизнеса: одна идея может уравновесить миллионные денежные затраты. - Какой смысл раскрывать секреты, вооружать "конкурентов"?

Во-первых, обмен разными идеями одинакового потенциального уровня удваивает информационный багаж обменивающихся. Во-вторых, "кому много дается - с того и больше спрос": мастера ТРИЗ несут моральную ответственность перед человечеством за продолжение и развитие Дела, начатого Г.С.Альтшуллером. Если не мы - то кто же?

Различие в подготовке между любителями и профессионалами ТРИЗ сегодня такое, как между детским педальным автомобильчиком и "шестисотым мерседесом". В среде профессионалов тоже существует огромная разница во взглядах на уровень развития ТРИЗ.

Причина - информационный кризис "застоя" в ТРИЗ, затянувшийся на последние пятнадцать лет, обусловленный разными объективными обстоятельствами. Информация по новым разработкам в ТРИЗ практически была закрыта, хотя сами разработки и продолжалась.

Выход из кризиса развития, как известно тризовцам, возможен только при целенаправленном "обнаружении", "обострении" и "разрешении" всех встречающихся противоречий развития, а не в "заметании их под ковер".

Попытка С.Литвина; М.Рубина и В.Петрова организовать взаимообмен новейшей информацией "мастеров ТРИЗ" на конференции летом 2005г, не дала, на мой взгляд, ожидаемого результата: то ли "мастера" закрыли от "конкурентов" новую информацию, то ли новых разработок у них не было. В итоге: "первый блин - комом".

Обмен новейшей информацией в профессиональной тризовской среде, безусловно, нужен. Профессионалы обязаны знать о направлениях, в которых сегодня активно развивается ТРИЗ. Как разрешить противоречие между экономическими интересами и профессиональной тризовской этикой?

- А что, если каждый мастер ТРИЗ в своем докладе покажет все общие направления своих новых разработок по развитию ТРИЗ, не вдаваясь в детальные подробности?

Это даст возможность каждому заинтересованному выбрать нужного партнера, и лично договориться о взаимообмене информацией, или о совместном сотрудничестве. На бартерной основе взаимообмен информацией вполне возможен.

И конфиденциальность будет сохранена, и ТРИЗ будет развиваться.

"Система развития"

Вот основные направления моих неопубликованных разработок по ТРИЗ:

"Система развития*", или иначе: "Система повышения эффективности деятельности", разрабатываемая с 1978 года по настоящее время, на базе ТРИЗ Г.С.Альтшуллера, включает:

o "Технологию** Эффективных Решений" (ТЭР); - (разработана, проверена на практике, публикации в раздаточных материалах, плакатах, слайдах, брошюрах, журналах; полной публикации нет)

o "Технологию постановки задачи", - (разработана; проверена на практике; публикации в раздаточных материалах, плакатах, слайдах)

o "Технологию создания конкурентоспособной продукции", - (разрабатывается, проходит проверку в проектных бюро; публикаций нет)

o "Технологию внедрения "системы качества" - (разрабатывается; проходит проверку; публикаций нет)

o "Методологию*** определения потребностей" - (разрабатывается)

o "Методологию управления деятельностью" ("менеджмент развития") - (разрабатывается, проходит периодическую проверку)

o "Методологию управления менеджментом" ("социология") - (планируется)

*) "Развитие" - повышение эффективности деятельности

**) "Технология" - путь к достижению цели с указанием инструмента и направлений;

***) "Методология" - путь к достижению цели с указанием направлений;

"Технология Эффективных Решений"

"Технология Эффективных Решений" (ТЭР) - методика эффективного решения проблем, предусматривающая внедрение наилучших для данных конкретных условий решений, путем разрешения всех Технических Противоречий, встречающихся в процессе внедрения.

Ключевые особенности ТЭР:

1. Цель ТЭР: повышение эффективности деятельности человека, путем решения абсолютно всех задач, встречающихся в процессе решения и внедрения идеи, на изобретательском уровне. Главная особенность: все без исключения технические противоречия, возникающие в процессе: поиска, создания, реализации идей; продаже, эксплуатации, утилизации продукции - выполняются исключительно на уровне эффективных изобретательских решений. Все компромиссные решения бракуются. Для повышения конкурентоспособности, все промежуточные задачи, не содержащие ТП, искусственно переводятся в состояние ТП по важным для потребителя характеристикам.

2. Каждое промежуточное решение в процессе решения и внедрения оценивается одновременно "критериями оценки "Противоречие" и "Идеальность". Если решение не проходит хотя бы по одному критерию - оно бракуется и отбрасывается. Этим обеспечивается предельная минимизация ресурсов внедрения и четкое разрешение противоречия.

3. Все инструменты постановки задачи, процесса решения, контроля и совершенствования решений, последовательно связаны между собой многоуровневой логикой решения, и замкнуты на циклические повторы, не дающие возможности прекращения процесса решения до получения нужного результата. Этим обеспечивается решение практически любой конкретной задачи на функциональном уровне.

4. Процесс постановки и решения задач разбит на 6 отдельных последовательных сегментов, каждый из которых имеет свой особый принцип действия; расположенных в последовательности, увеличивающей эффективность по мере продвижения по ним. Этим обеспечивается возможность максимального согласования инструмента решения с психологией каждого решателя, и с имеющимися ресурсами времени на решение задачи.

 

5. Ключевые принципы ТЭР

o Если задача успешно не внедрена - она не решена;

o Повышение эффективности всегда отражает точку зрения только определенного потребителя;

o Решение задачи - это всегда процесс, т.к. каждое разрешенное ТП приводит к новому НЭ, которое нужно обнаружить, перевести в ТП, и разрешить его на изобретательском уровне, и т.д.

o Не бывает функционально неразрешимых задач - бывает только новое ТП.

o "Чем хуже - тем лучше"! Если у Вас все "хорошо", т.е. нет проблем и противоречий - то это очень плохо: у Вас явный застой; Вы постепенно отстаете в развитии от конкурентов . И наоборот: если все "плохо", Вас захлестывают проблемы и противоречия, то это замечательно: у Вас есть все шансы на рывок вперед, на победу, но при одном условии: каждое противоречие нужно разрешать изобретательским, а не компромиссным, путем.

Материалы по ТЭР полностью не публиковались ("ДСП"). Частично информация прошла в статье "ТРИЗ в конструировании"; журнал ТРИЗ 96 №2/3; стр. 10-16, и книги "Основы инженерного творчества".

ТЭР прошла двадцатилетнюю проверку практикой. Только за последние 5 лет на промышленных предприятиях, в различных регионах России, успешно проведено 101 семинар по ТЭР, от 3 до 10 дней, с решением производственных проблем.

Московская группа мастеров ТРИЗ "ТРИЗ-Профи" активно ведет подготовку программ и полноценных раздаточных учебных материалов по ТЭР.

Зачем понадобилось создавать ТЭР?

ТРИЗ изначально создавалась для генерации изобретательских идей, с целью получения авторского свидетельства или патента. Перед всеми известными творческими методиками, ТРИЗ имеет абсолютное преимущество в скорости получения, прогрессивности, уникальности, новизне, и т.д. - новых идей.

Но ведь патент - это не самоцель, а лишь средство защиты интеллектуальной собственности, важное для получения прибыли автором идеи.

Любая инновационная идея имеет ценность только после ее реализации, внедрения.

Но процесс успешного внедрения передовой идеи нуждается, как показала практика, в энергичной генерации десятков и сотен дополнительных, новых сильных идей, с их обязательным внедрением.

Самая лучшая идея, заложенная в проекте, в процессе реализации неизбежно будет ухудшать свои полезные характеристики, проходя через различные производственные службы (снабженческую, механическую, технологическую, и т.п.).

Ведь встречающиеся там противоречия решают обычным, компромиссным путем, т.е. каждый раз незначительно ухудшая какую-то характеристику объекта. В результате процесса внедрения набегает много этих "незначительных" ухудшений. При таком подходе достичь качества невозможно.

 

Единственный выход: для достижения качества применить изобретательский подход, он дает возможность улучшить нужную характеристику без ухудшения другой важной характеристики

Как работает ТЭР?

Решаемая проблема последовательно "атакуется" с шести различных позиций: вначале атака идет "в лоб", а затем постепенно смещается на фланги, в обход, в поисках "слабого места". В конце концов, если решение не находится, проблема может быть атакована и "сзади", в самом "незащищенном" месте (см. рис.4).

 

Трудоемкость изучения решательных инструментов увеличивается с каждой новой позицией, но зато при этом возрастает эффективность ответов.

Атака на проблему начинается с позиции "О", т.е. с выявления "ключевых" задач. Проводится анализ и выявление НЭ, строятся графики, необходимые для внедрения задач; проводятся работы по сокращению времени внедрения, разрабатывается режим динамического управления внедрением, и т.д.

Затем с позиции "1" начинается "разведка боем": выявляются неявные ограничения и скрытые ресурсы; уточняется ключевой НЭ. В очень простых случаях иногда задача решается даже на этом этапе. Но и в этом случае реализуются только самые эффективные решения из полученных; для этого предусмотрен контроль по "Противоречию" и "Идеальности".

Затем включается позиция "2": методы ускоренного решения инструментами, созданными на базе ТРИЗ. Главное из назначение - быстрота решения не очень сложных задач. Неэффективные задачи отбрасываются контролем. Для прошедшей контроль задачи предстоит новое испытание: "улучшение" по трем законам развития.

Если эффективный ответ не получен, включается позиция "3". Инструменты здесь уже более информативные и громоздкие, но эффективность ответов по ним значительно возрастает.

Если ответ не получен, или требуется еще более высокая эффективность - последовательно подключаются позиция "4" и позиция "5".

При решении задачи появляются новые противоречия. Все НЭ, возникающие в процессе внедрения, выводятся на позицию "0", и решение повторяется.

Повторяемость, цикличность решения позволяет достаточно быстро освоить инструменты решения.

Если у Решателя есть свободное время для продолжения решения, любой готовый ответ рекомендуется улучшать, т.е. повышать еще более его эффективность, переходом к применению инструментов последующих позиций.

Наглядно процесс решения во-времени виден на схеме:

 

Задача в виде "устранения ключевого нежелательного эффекта" решается механизмами ТЭР. Результат контролируется "Идеальностью" и "Противоречием", получается первое решение, называемое "Функциональным ядром".

Последовательно подобным образом решаются все возникающие новые НЭ-1, НЭ-2, и т.д.

Затем производится свертывание материальных носителей функции двумя путями: совмещением функций и переходом в надсистему.

После свертывания ищется сверхэффект, и решение документируется по ЕСКД, ГОСТам, ОСТам, и т.п.

По этой схеме рекомендуется запоминать, на какой позиции "разрешено НЭ". Если, к примеру, "НЭ-3" разрешено инструментами позиции 4 или 5, то при патентовании эти решения лучше не показывать, а перевести их в разряд "ноу-хау": без знания ТЭР такие решения найти трудно.

Разработка ТЭР продолжается: отрабатываются инструменты позиций 4 и 5; механизмы прогноза, получения производных ресурсов, и т.п.

"Технология выявления Нежелательного Эффекта (НЭ)

Цель "Технологии выявления НЭ" - анализ ситуации, проблемы, решения, потребности - с целью выявления НЭ, и сокращения времени реализации проекта.

Классическая цепочка технологии составляют:

o Система ФАСТ;

o Функциональный анализ;

o Технологическая цепочка;

o Критический путь;

o Причинно-следственная диаграмма;

o Разведка боем;

o Диверсионный анализ;

o Экспресс-ФСА;

o Динамический анализ.

На семинарах, при ускоренном решении практических задач, создается ролевая группа из "Скептиков" и "Практиков".

"Технология создания конкурентоспособной продукции"

Цель создания:

o Практическое обучение ведущих конструкторов, технологов, маркетологов, менеджеров.

o созданию конкурентоспособных изделий и технологий на базе имеющихся ресурсов.

o Практическая адаптация технологий, необходимая при трансферте современных зарубежных технологий, или лизинге зарубежного оборудования.

o Создание ядра творческого коллектива при внедрении системы качества.

o Контроль качества создания проектов по "эффективности" при эскизном проектировании.

o Курирование внедрения новых проектов и изделий.

o Подготовка молодых творческих специалистов.

"Технологию внедрения "системы качества";

"Методологию*** определения потребностей";

"Методологию управления деятельностью (менеджмент)";

"Методологию управления менеджментом (социология)".

"Разрешение технического противоречия" - это эффективное решение задачи, содержащей "Техническое Противоречие" (ТП), в котором улучшение нужной потребителю характеристики достигнуто без ухудшения важной для него характеристики;

"Компромиссное решение" ("Оптимизация") - неэффективное решение изобретательской задачи, в котором частичное улучшение нужной потребителю характеристики достигнуто частичным ухудшением важной для него характеристики.

"Эффективность" - отношение качества к затратам ресурсов на его достижение;

"Качество" - характеристики продукции, удовлетворяющие потребителя.

"Нежелательный Эффект" (НЭ) - характеристика, недопустимая для потребителя;

"Развитие" ("Прогресс", "Успех") - увеличение эффективности;

"Инновация" - нововведение, повышающее эффективность;

"Предпринимательство" - бизнес на внедрении инноваций;

"Бизнес" - любой вид деятельности, приносящий доход, прибыль;

Обратите внимание: цель ТРИЗ - получение "изобретательских решений"; а любое "изобретательское решение" ВСЕГДА однозначно повышает ЭФФЕКТИВНОСТЬ (в отличие от общеизвестного и общепринятого "компромиссного решения"); т.к.. оно всегда улучшает "нужную" и не ухудшает "важную" для потребителя характеристики.

Следовательно, ГПФ ТРИЗ - "повышать эффективность деятельности". Все остальное: патентование, прогнозирование, и т.д. - вторично.

А с помощью чего в ТРИЗ достигается повышение эффективности? - С помощью изменения характеристики одного ресурса под непосредственным действием другого ресурса, т.е. с помощью функции.

"Функция" - изменение характеристики одного ресурса ("Объекта функции") непосредственным действием другого ресурса ("Носителя функции")

"Повышение эффективности деятельности" - это самый надежный признак успеха, развития, прогресса. Увеличение отношения "полезного" к "затратам" (с различными характеристиками) заложено, как "главный признак успеха", во многие расчетные экономические формулы.

Итак, ТРИЗ - это работоспособный инструмент повышения эффективности деятельности. Свернем ТРИЗ в условную формулу, подразумевающую процесс функций: В1 - В2

Общая структура "Деятельности человека " состоит из:

А) Четырех основных элемента:

1. "Цели"

2. "Ресурсов"

3. "Действия"

4. "Результата"

Б). Трех основных действующих лица:

1. "Руководителя"; ("владельца ресурсов"; "координатора");

2. "Исполнителя" ("владельца процесса");

3., "Потребителя";

В). Связей (16 видов) между действующими лицами и элементами;

"Деятельность" считается реализованной, только в том случае, если получен "результат", т.е. получено реальное изменение характеристики ресурса, совпадающее в итоге деятельности с "целью".

 

"Деятельность" - достижение намеченного целью результата: действиями с ресурсами в пределах регламента.

"Цель" - планируемое изменение характеристики ресурса. Цель бывает "декларируемая" (открытая), и "латентная" (скрытая);

"Результат" - реальное изменение характеристики ресурса, совпадающее в итоге деятельности с целью.

"Ресурс" - доступное исполнителю средство достижения результата.

"Действие" - энергетический контакт между ресурсами, изменяющий характеристику.

"Регламент" - совокупность правил и ограничений, устанавливающих порядок осуществления деятельности.

"Процесс" - последовательность видов деятельности, использующая результат предыдущей деятельности, как ресурс последующей.

"Операция" - вид деятельности, необходимый и достаточный для реализации минимальной полезной функции

3.

6. Что дает ТЭР?

ТЭР дает часто неожиданные, не сразу понятные преимущества; как, например, если бы охотнику из каменного века вместо дубины дали в руки скорострельный пулемет, и не обучили бы обращению с ним. Разумеется, вначале тот будет пользоваться пулеметом, как дубиной, а уж потом, случайно нажав на курок, научится им пользоваться с высокой эффективностью.

Анализ связей по схеме ТЭР приводит к резкому изменению точки зрения на проблему. В частности, ТЭР наглядно позволяет увидеть недоработки в ТРИЗ, и устранить их.

По схеме ТЭР можно моделировать практически любую жизненную ситуацию, проанализировать связи и возникшие в них незамеченные НЭ, устранить их решающими механизмами ТРИЗ, и в результате - резко поднять эффективность деятельности.

ё

Предположим, например: нужно определить причину провала компании по повышению качества продукции в СССР в 80-90 годы. Анализируем по схеме связи того времени: руководитель устанавливал цель, давал указания исполнителю, выделял ресурсы. Исполнитель отчитывался лишь за точность выполнения указаний перед руководителем, т.к. поощрялся или наказывался этим руководителем. Связь между результатом и потребителем, а так же между потребителем и исполнителем практически отсутствовала. Напомню: "Качество - это характеристики продукции, удовлетворяющие потребителя". Становится понятно, что компания борьбы предприятий за присвоение "Знака качества" была, при таких акцентах, заранее обречена на провал.

Еще пример. Предположим, новое предприятие по выпуску кондиционеров намерено выйти со своей продукцией на мировой конкурентный рынок. Для этого, как минимум, кондиционер должен содержать в себе не менее 55-60 новинок, и при этом - не превышать установившуюся на рынке цену. Какие связи нужно акцентировать? Связь "руководитель - потребитель"? Это - стратегический маркетинг; анализ проводить рано. Связь "исполнитель" - "потребитель"? Это - оперативный маркетинг; может помочь занять только узкую рыночную нишу.

Попробуем усилить связь "результат - потребитель". "Потребитель" - это лицо или объект, заинтересованные в характеристике продукции; (по предварительной классификации ТЭР найдено уже более сотни типов потребителей). Например, при покупке кондиционера больницей потребителями являются: главврач (функциональность?); снабженец (доступность?); экономист (стоимость?); монтажник (удобство монтажа?); больной (нужная температура в комнате?); уборщица (удобство очистки?); ремонтник (удобство ремонта?); нервный сосед (отсутствие шума и вибрации?), и т.д. и т.п. Теперь "всего лишь" нужно учесть все эти требования в конструкции, не повышая себестоимости кондиционера, и дело в шляпе!

Но чтобы ввести полсотни новых полезных функций в изделие, и при этом не повысить себестоимость, придется усилить связь "исполнитель-функция", акцентировать внимание исполнителя на поисках нужных ресурсов с минимальной стоимостью, выбрать нужные действия, и т.д. Любая деятельность - это всегда процесс, а на каждом этапе процесса нужно подбирать свои, минимальные по расходам, но полностью выполняющие нужную функцию ресурсы.

Жизненный цикл кондиционера состоит из проектирования, изготовления, продажи, монтажа, эксплуатации, утилизации. Значит, нужно углублять связи "результат-потребитель". При углублении связи появляются новые НЭ, которые нужно переводить в ТП, и разрешать.

Именно здесь "зарыта собака" с плохим внедрением идей. Чтобы внедрить самую замечательную изобретательскую идею в жизнь, нужно сделать сотни новых изобретательских эффективных решений.

Поэтому главная сегодняшняя цель, стоящая перед ТЭР, это - эффективное и быстрое внедрение идей, полученных по ТРИЗ.

По схеме ТЭР сразу бросаются в глаза "прорехи", которые ТРИЗ не объясняет. Например: где в ТРИЗ учтена связь "руководитель - цель"? Как определяются потребности потребителя? Кто и как должен координировать процесс деятельности? И т.д. и т.п.

К примеру, по ТРИЗ: главная полезная функция (ГПФ) микроскопа - фокусировать свет. А если потребитель покупает этот микроскоп исключительно для забивания гвоздей в доски? Тогда ГПФ меняется?! Или: назовите ГПФ микроскопа, если изготовитель выпускает микроскопы специально для забивания гвоздей, и заодно, дополнительно - для фокусировки света? - Сплошная путаница!

В ТЭР все просто: ГПФ определяет только исполнитель. А у каждого потребителя - своя точка зрения на продукцию.

Или попробуйте разобраться в стандарте качества ГОСТ ИСО 9000, в терминологии: что такое "качество"? Определение по ГОСТ ИСО 9000: "Качество - это степень соответствия требованиям", и поэтому: "качество может быть: "отличное", "хорошее" и "плохое".

Но ведь это совершенный абсурд (возведенный в ранг закона)!

"Качество" может только "быть" или "не быть", как "осетрина может быть только первой свежести"; а вопрос качества может рассматриваться только с точки зрения "потребителя", а не "исполнителя" или "руководителя".

В ГОСТ ИСО 9000 невозможно толком разобраться и со многими другими терминами. Например, термины: "Услуга", "Изделие"; "Полуфабрикат" ("сырье") - разъясняются на полстраницы, но не дают четкого понимания.

В ТЭР определение краткое и однозначное: "услуга" - это продукция, используемая потребителем в качестве "функции"; "Изделие" - это продукция, используемая потребителем в качестве "Носителя функции"; "Полуфабрикат" (сырье") - это продукция, используемая потребителем в качестве "Объекта функции".

ТРИЗ исторически выполнила свою функцию: дала работоспособные инструменты прогноза и разрешения противоречий. Пора переходить к новой системе, занимающейся процессом повышения эффективности.

Приведу аналогию.

Представьте: "создание ТРИЗ" - это "изобретение пороха". Появилась возможность создать метательное оружие и бомбы за счет выделения газов при сгорании пороха. Появились однозарядные мушкеты и пушки, заряжаемые со ствола. Т. е.: один раз выстрелил - а потом час заряжаешь! В ТРИЗ этим и занимались: решали вопросы создания мушкета и пушки, ускорения процесса заряжания, изучалась теория баллистики полета пушечного ядра, и т.д.

Но сегодня обстановка другая: уже создан скорострельный пулемет с огромным запасом патронов. Обучаться нужно совсем другому: выбору цели, точному прицеливанию, стратегии боя, и т.д. Цель сегодня - не быстрее заряжать мушкеты, а точнее поражать врага пулеметным огнем. Один пулеметчик без труда выдержит осаду тысяч мушкетеров.

Парадокс: пулемет давно создан, а основная масса по-прежнему стреляет из однозарядных мушкетов, по выстрелу в час.

Причина понятна: отсутствие информации о новых разработках; инерция мышления, и т.д.

7. Чем объяснить "застой" в развитии ТРИЗ?

Главная причина "застоя" в ТРИЗ, на мой взгляд, это не денежные проблемы, не боязнь конкурентов, не занятость выживанием в условиях России. Причина - в "закостеневшем" традиционном подходе к исследованиям.

Принцип создания ТРИЗ Г.С.Альтшуллером был выбран точно и правильно: исследование массивов готового патентного материала с целью выяснения закономерностей развития систем, и определения общих принципов решения трудных задач.

Этот принцип полностью себя оправдал; закономерности и принципы решения были выявлены, и затем они начали успешно использоваться на практике.

Затем этот же принцип был применен при создании ЖСТЛ: анализировались зафиксированные в литературе биографии известных творческих личностей, выявлялись закономерности их успеха; на этом материале были синтезированы рекомендации.

Принцип исследования готового информационного материала начал повсеместно применяться тризовцами-исследователями. На базе патентов и другой готовой информации формировались физические, химические, геометрические, биологические, психологические эффекты; различные прогнозные программы, и т.д.

В итоге колоссальной работы по исследованию готовой информации были созданы практические инструменты и закономерности ТРИЗ, позволяющие находить эффективные идеи при решении трудных задач.

Сегодня же проблема исследований состоит в том, что переходя в надсистему ТЭР, исследователи ТРИЗ полностью теряют почву под ногами: т.к. у них исчезает привычная "питательная среда": готовый информационный материал для исследования в виде патентного фонда, литературных записей, и т.д.

В надсистеме, где работает ТЭР, нужно исследовать совершенно новые закономерности, возникающие только при непосредственно практическом применении вновь полученных инструментов ТРИЗ. Значит, перед такими исследованиями требуется вначале создать массив задач, решенных исключительно инструментами ТРИЗ.

А такого массива в широкой публикации нет!

Это качественно совершенно другой уровень исследований, в корне ломающий общепринятые в ТРИЗ принципы.

Образно говоря, при создании ТРИЗ применялся только принцип "Вид с горы". Представьте: вас завезли вертолетом на вершину горы; откуда прекрасно видны, как на ладони, все дороги к вершине. Вы без особого труда составляете карту маршрутов к вершине горы, по которой будут ориентироваться в дальнейшем туристы, и становитесь "исследователем".

А при создании ТЭР нужен другой принцип: "Вид в гору". Т.е., вы с тяжелым рюкзаком и картой поднимаетесь к вершине, практически не видя дороги, определяете по неожиданным косвенным признакам совпадение вашего маршрута с картой, что часто бывает очень трудно; ищете новые признаки определения нужного маршрута. Затем, поднявшись на вершину, сверяете эти новые признаки с картой. Если совпадают - вы нашли новые закономерности!

В ТЭР уже обнаружены и исследуются ряд совершенно неизвестных ранее, новых закономерностей, возникающих только при практическом решении трудных задач.

Невольными "монополистами" на новые исследования развития ТРИЗ переходом в надсистему, становятся те немногие тризовцы, которые активно применяют свои знания для массированного решения практических, реальных задач. А таких людей очень мало, можно всех пересчитать по пальцам. К тому же информация по новым закономерностям в их среде практически закрыта: конкуренция, конфиденциальность, договора, и т.д.

Получается, что "тризовцы - практики" постоянно "наращивают мускулы новых закономерностей в решениях", и все дальше уходят в развитии от основной массы тризовцев.

А как же быть преподавателям ТРИЗ? Ведь они добросовестно читают давно устаревший материал, но не имеют возможности вести новейших исследований, т.к. не решают задачи.

И возникают вопросы… Зачем изучать устаревший материал? Как строить систему обучения? По каким критериям проводить аттестацию? И т.д. и т.п.?

9. Некоторые особенности ТЭР

Дочь миллиардера в школьном сочинении на тему "Жизнь бедняков" писала: "В одном бедном дворце жил очень бедный миллиардер. И вся прислуга: садовники, водители, повара, охрана - все были очень бедные. И т.д. и т.п.".

Это - пример, как точка зрения влияет на объективность.

Все познается не только в сравнении, но и с определенной точки зрения. ТЭР с ТРИЗ имеют разные цели, и разные точки зрения. Это может привести к некорректным сравнениям. Поэтому просто приведу только некоторые отличия ТЭР.

o "Закон полноты системы" в ТЭР дополнен требованиями:

"Рабочий Орган" ("РО") обязательно должен управляться "Органом Управления" ("ОУ") для динамического согласования характеристик "РО" с изменяемыми характеристиками "Надсистемы РО". Желательно, чтобы "ОУ" управлял "Надсистемой РО" и "Надсистемой Двигателя". Стыки между элементами системы должны быть согласованы по всем нужным характеристикам".

o Реальная задача всегда развертывается в процесс, и никогда не решается с первого раза. Решение всегда проходит минимум в три этапа, с временными паузами между этапами продолжительность не менее суток. Эти паузы используется для параллельного решения массива других задач по такой же схеме.

o Вместо "Закона повышения степени идеальности", в ТЭР применяется четыре инструментальных следствия из этого закона.

o Предварительная постановка задачи выполняется в нескольких вариантах: изучения потребностей; определения необходимых функций; формулирование "Нежелательного Эффекта" ("НЭ"); выявление скрытых "НЭ"; и т.д.

o Процесс решения возможен только после четкой формулировки "НЭ" с позиции потребителя.

o Вепольной анализ свернут в компактную конструкцию и снабжен входным алгоритмом. Используются только четыре формулы вепольного анализа, согласованные с методами поиска ресурсов.

o Предварительное подробное изучение имеющихся ресурсов не производится. При отсутствии нужных ресурсов - изменяют составляющие элементы функции.

o Контроль качества каждого решения производится одновременно по двум критериям: "Противоречию" и "Идеальности".

o Каждое решение, прошедшее контроль, для повышения конкурентоспособности, подвергается улучшению по требованиям законов развития систем

o "Разовые приемы" вместе с таблицей не применяются; (как исключение, применяются в виде списка контрольных вопросов)

o Закономерность "Би-поли-системы" свернулась в одну формулу;

o " АРИЗ- 85В" не применяется.

o Закон "Согласования - рассогласования" преобразован в закон "Согласования" с большим количеством стандартных контрольных параметров.

o Для прогнозов развития системы, закон "Динамизации" применяется совместно с законом "Потребности".

o Для сложных проектных работ введен графический язык программирования процессов, совместимый с языками машинного программирования.

o И т.д. и т.п.

3. Заглянем в будущее

Вступление России в ВТО приведет к потоку качественных и дешевых зарубежных товаров, хлынувший на наш внутренний рынок. Неконкурентоспособные предприятия России будут неизбежно разоряться. Подобных предприятий много; может возникнуть социальная напряженность.

-Как этому противостоять?

- Только повышением конкурентоспособности продукции: повышением полезной функциональности и снижением себестоимости, увязанными с потребностями рынка. Нужно научиться создавать самим качественную продукцию.

Надежды на трансферт зарубежных технологий, на зарубежный лизинг, на "отверточные производства" - беспочвенны. "Все что функционирует, уже устарело!".

Так же беспочвенны надежды на то, что сертификация предприятий по ГОСТ ИСО 9000 сделает их продукцию конкурентоспособной.

ТЭР предназначена специально для создания и внедрения конкурентоспособной продукции; создания творческих коллективов; служб качества, и т.п. Проблема - в качественном обучении ТЭР. Московская группа "ТРИЗ-ПРОФИ" занимается решением этой проблемы.

ТЭР еще широко не внедрена, но уже возникает вопрос: "А в каком направлении будет развиваться ТРИЗ дальше, в своей "над" - "над" системе? В какую надсистему должна войти ТЭР для своего дальнейшего развития?

Вероятнее всего, "надсистемой для ТЭР" будет определенная структура отношений между творческими людьми, творческими коллективами. Может быть, ее назовут "социология"? Элементы этой "социологии" уже частично созданы, например - ЖСТЛ (Жизненная стратегия творческой личности). Известно, что в этом направлении ведут работы мастер ТРИЗ А. Гин, (разработка социальных эффектов) ; мастер ТРИЗ Ю. Мурашковский, (формирование структуры "социологии" на базе исследований по истории искусства), и многие другие тризовцы.

ТРИЗ не может остановиться в развитии, потому что все тризовцы - неисправимые оптимисты. А оптимист - это человек, который всегда верит в счастливый конец света.