Владимир Петров

История развития системы стандартов

Информационные материалы

Редакция 1-я


Тель-Авив, 2003

 
 
 

Петров В.

История развития системы стандартов. Информационные материалы. Ред. 1-я. Тель-Авив, 2003 - 126 с.

В работе показана история развития стандартов на решение изобретательских задач, которые являются разделом теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Автор ТРИЗ и стандартов Г.С.Альтшуллер. В работе проведен анализ всех модификаций стандартов.

Работа может быть полезна преподавателям и разработчикам ТРИЗ и может быть использована для преподавания истории развития ТРИЗ.

Работа посвящается светлой памяти

самых близких мне людей:

Учителю и другу Генриху Альтшуллеру

и жене и соратнику Эстер Злотин.

Владимир Петров

Израиль

vladpetr@netvision.net.il

© Vladimir Petrov 1975-2003

05.10.2003

Содержание

Введение. 3

Начальный этап – появление понятия стандарта. 3

Появление системы стандартов. 5

Усовершенствование системы стандартов. 6

Общие недостатки систем стандартов. 9

Общие рекомендации по построению новой системы стандартов. 10

Выводы.. 11

Приложения.

Общие сведения о приложениях.

Часть 1. Сравнение модификаций стандартов на решения изобретательских задач.

Приложение 1. Перечень 5 стандартов. – 1975 г.

Приложение 2. Перечень 10 стандартов. – 1976 г.

Приложение 3. Перечень 11 стандартов. – 1977 г.

Приложение 4. Перечень 18 стандартов. – 1978 г.

Приложение 5. Перечень системы 28 стандартов. – 1979 г.

Приложение 6. Перечень системы 50 стандартов. – 1981 г.

Приложение 7. Перечень системы 54 стандартов. – 1982 г.

Приложение 8. Перечень системы 59 стандартов. – 1983 г.

Приложение 9. Перечень системы 60 стандартов. – 1983 г.

Приложение 10. Перечень системы 69 стандартов. – 1984 г.

Приложение 11. Перечень системы 76 стандартов. – 1985 г.

Часть 2. Справки для слушателей и преподавателей.

Приложение 12. Пять стандартов.

Приложение 13. Девять стандартов.

Приложение 14. Десять стандартов.

Приложение 15. 11 стандартов.

Приложение 16. 18 стандартов.

Приложение 17. Система 28 стандартов.

Приложение 18. Система 50 стандартов.

Приложение 19. Система 54 стандартов.

Приложение 20. Система 59 стандартов.

Приложение 21. Система 60 стандартов.

Приложение 22. Система 69 стандартов.

Приложение 23. Система 76 стандартов.

 

 
 
 

Введение

Система стандартов на решение изобретательских задач была разработана Г.С.Альтшуллером. В своем развитии система стандартов прошла несколько этапов.

Сначала появились отдельные стандарты, их определения. Затем количество стандартов увеличивалось, и назрела необходимость привести их в единую систему. В дальнейшем шло усовершенствование системы стандартов. В последней модификации была изменена структура системы стандартов.

Анализом стандартов автор занимался систематически с момента их появления. При получении новой модификации стандартов автор проводил анализ этого материала. В результате анализа автор составлял справки для слушателей и преподавателей.

В справке для слушателей давался перечень стандартов, который являлся своего рода оглавлением стандартов и после изучения материала, представлял собой справочные данные, своего рода «шпаргалку». Кроме того, в этих работах автор показал как лучше и легче использовать стандарты.

Справка для преподавателей содержала анализ данной модификации стандартов. В ней автор показывал достоинства и недостатки данной версии стандартов, и возможные пути усовершенствования и развития стандартов. Эти материалы приведены в приложениях 12-24. Такие подробные материалы помогут читателю сделать самостоятельные выводы, а может быть, и самостоятельно заняться исследованиями тенденций развития стандартов, или разработкой новой системы стандартов. Для большей наглядности автор привел списки стандартов с указанием в них изменений по сравнению с предыдущей версией. Эти списки приведены в приложениях 1-11.

Первая работа по обобщению материалов по стандартам и выявлению тенденций развития стандартов автор выполнил в конце 1979 года[1]. Вторую работу по исследованию тенденций развития стандартов на решение изобретательских задач автор провел совместно с Э.С.Злотиной в 1985 г. Работа была подготовлена к Петрозаводскому семинару -85[2].

Работа включает основной текст и обширные приложения.

Опишем этапы развития стандартов.

Начальный этап – появление понятия стандарта

Первые пять стандартов были разработаны Г.С.Альтшуллером в 1975 году[3]. Эта работа представляла собой не только теоретический, но и учебный материал. В ней приведены:

1.     Определения, что следует считать стандартом.

2.     Определения каждого из 5 стандартов.

3.     Описана общая методика применения стандартов.

4.     Показана связь стандартов и творчества.

Каждый из 5 стандартов содержит:

1.     Формулу стандарта.

2.     Пояснения и примеры к каждому из стандартов.

3.     Необходимые и достаточные условия применения каждого из стандартов.

В конце работы приведены задачи и упражнения на применение стандартов 1-5 и контрольные ответы к ним.

Список стандартов приведен в приложении 1. Справки для слушателей и преподавателей можно посмотреть в приложении 12. В справке для преподавателей указаны замечания и предложения по улучшению этих стандартов.

В следующем году были разработаны стандарты 6-9[4]. Эта группа стандартов была разработана по той же схеме. В ней не было только раздела задачи и упражнения. Видимо эту учебно-методическую работу Г.С. Альтшуллер переложил на преподавателей. Перечень 9 стандартов приведен в приложении 13.

10-ый стандарт появился в конце 1976 - начале 1977 гг. Он не был подробно разработан. Первые 10 стандартов в кратком изложении впервые были опубликованы в книге «Творчество как точная наука»[5].

Список 10 стандартов приведен в приложении 2. Справки для слушателей и преподавателей можно посмотреть в приложении 14.

В 1977 году был разработан стандарт № 11[6] по такой же схеме, как первые 9 стандартов. К этому времени в стандарт № 10 был добавлен еще один подстандарт.

Список 11 стандартов приведен в приложении 3. Справки для слушателей и преподавателей можно посмотреть в приложении 15.

В 1978 году было разработано 18 стандартов[7] и комментарии для преподавателей[8].

Список 18 стандартов приведен в приложении 4, а список нововведений, замечания к стандартам и предложения по их усовершенствованию можно посмотреть в приложении 16.

До этого времени происходил только количественный рост стандартов и их частичная трансформация и уточнение.

 

Появление системы стандартов

В марте 1979 году Г.С.Альтшуллер разработал первую систему 28 стандартов[9]. Это был качественный скачек в развитии стандартов. Эта система была опубликована в книге «Крылья для Икара»[10] и брошюре «Теория и практика решения изобретательских задач»[11]. Система состояла из трех классов (в то время они еще не были названы классами).

1.     Стандарты на изменение систем.

2.     Стандарты на обнаружение и измерение.

3.     Стандарты на применение стандартов.

Каждый из классов включал подклассы и сами стандарты.

1. Стандарты на изменение систем

1.1.     Синтез вепольных систем - (стандарты 1-4)

1.2.     Преобразование вепольных систем - (стандарты 5-8)

1.3.     Синтез сложных вепольных систем - (стандарты 9-10)

1.4.     Переход к фепольным системам - (стандарты 11-12)

1.5.     Разрушение вепольных систем - (стандарты 13-14)

1.6.     Переход к принципиально новым системам - (стандарты 15-16)

2. Стандарты на обнаружение и измерение

2.1.      Обходные пути решения задач на обнаружение и измерение - (стандарты 17-18)

2.2.      Синтез вепольных систем - (стандарты 19-22)

2.3.      Переход к фепольным системам - (стандарт 23)

3. Стандарты на применение стандартов

3.1.      Добавка вещества при постройке, перестройке и разрушении веполей - (стандарты 24-26)

3.2.      Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему - (стандарты 27-28)

Следует отметить, что в рукописи[12] введена двойная система нумерации стандартов: сквозная нумерация стандартов по порядку номеров и нумерация, включающая три цифры. Первая цифра обозначает номер класса, вторая – номер подкласса, а третья – номер стандарта в данном подклассе. В указанных выше книгах, использована только сквозная система нумерации.

Список 28 стандартов с указанием нововведений приведен в приложении 5, а более детальные данные: технологии применения системы стандартов, замечаний к стандартам и предложения по их усовершенствованию, можно посмотреть в приложении 17.

 

Усовершенствование системы стандартов

В 1981 году появилась система 50 стандартов[13]. Это следующий серьезный шаг в развитии системы стандартов. Система стала более логичной и доработанной. Исчезла сквозная нумерация стандартов. Нумерация включает три цифры. Первая цифра обозначает номер класса, вторая – номер подкласса, а третья – номер стандарта в данном подклассе. Система состоит из тех же трех классов (стандарты на изменение, обнаружение или измерение и стандарты на применение стандартов).

Каждый из классов включал подклассы и сами стандарты. Введены новые подклассы, они выделены красным цветом. Рассмотрим структуру системы 50 стандартов.

1. Стандарты на изменение систем

1.1.     Синтез вепольных систем - (5 стандартов - 1.1.1-1.1.5).

1.2.     Преобразование вепольных систем - (5 стандартов - 1.2.1-1.2.5).

1.3.     Синтез сложных вепольных систем - (3 стандарта - 1.3.1-1.3.3).

1.4.     Переход к фепольным системам - (6 стандартов - 1.4.1-1.4.6).

1.5.     Устранение вредных связей в веполях - (3 стандарта - 1.5.1-1.5.3).

1.6.     Переход к принципиально новым системам - (2 стандарта - 1.6.1-1.6.2).

2. Стандарты на обнаружение и измерение

2.1.      Обходные пути - (2 стандарта - 2.1.1-2.1.3).

2.2.      Синтез вепольных систем - (4 стандарта - 2.2.1-2.2.4).

2.3.      Синтез сложных вепольных систем - (стандарт - 2.3.1-2.3.3). Новый подкласс.

2.3.      Переход к фепольным системам - (4 стандарта - 2.4.1-2.4.4).

3. Стандарты на применение стандартов

3.1.   Введение вещества - (4 стандарта - 3.1.1-3.1.4). Новый подкласс.

3.2.   Введение поля - (4 стандарта - 3.2.1-3.2.4).

3.3.   Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему - (2 стандарта - 3.3.1-2.3.2).

Во введении к системе 50 стандартов Г.С.Альтшуллер пишет: «В новой системе стандартов получили дальнейшее развитие принципы, использованные ранее. Система стала полнее и точнее. Теперь белее четко просматривается логическая последовательность, отражающая ход развития систем. Это позволяет на занятиях – в порядке эксперимента - начать решение задач на прогнозирование с целью накопления материала для разработки эффективной системы прогнозирования» (выделил – В.П.). Таким образом, Г.С.Альтшуллером показана возможность, использовать систему стандартов для прогнозирования.

Список 50 стандартов с указанием нововведений приведен в приложении 6, а более детальные данные, с описанием технологии применения системы стандартов, нововведений, замечаний к стандартам и предложения по их усовершенствованию в приложении 18.

В 1982 году появилась система 54 стандартов[14]. Официально она была издана в этом же году[15], как раздаточный материал для слушателей семинара Всесоюзного института повышения квалификации специалистов Министерства цветной металлургии СССР (ВИПК Минцветмет) кафедрой НОТ и УП. Это вариант незначительного усовершенствования системы 50 стандартов.

В этой работе Г.А. Альтшуллер ввел понятия «системных переходов» и высказал предположение: «Кроме того, появилась надежда, что при дальнейшем усовершенствовании система стандартов превратится - в отличие от АРИЗ – в инструмент прогнозирования развития технических систем» (выделил – В.П.).

Список 54 стандартов с указанием нововведений приведен в приложении 7, а более детальные данные в приложении 19.

В 1983 была разработана система 59 стандартов[16]. Чуть позже появилась система 60 стандартов, которая была первоначально опубликована в брошюре «Основы технического творчества»[17], а позже в книге «Профессия – поиск нового»[18]. Система стала более стройной и логичной.

Приведем структуру систем 59 и 60 стандартов.

1. Стандарты на изменение систем

1.1.  Синтез вепольных систем - (5 стандартов - 1.1.1-1.1.5).

1.2.  Преобразование вепольных систем - (6 стандартов - 1.2.1-1.2.6).

1.3.  Синтез сложных вепольных систем - (3 стандарта - 1.3.1-1.3.3).

1.4.  Переход к фепольным системам - (6 стандартов - 1.4.1-1.4.6).

1.5.  Устранение вредных связей в веполях - (4 стандарта -1.5.1-1.5.4).

1.6.  Переход к принципиально новым системам - (5 стандартов - 1.6.1-1.6.5).

2. Стандарты на обнаружение и измерение

2.1.  Обходные пути - (3 стандарта - 2.1.1-2.1.3).

2.2.  Синтез вепольных систем - (4 стандарта - 2.2.1-2.2.4).

2.3.  Синтез сложных вепольных систем - (3 стандарта - 2.3.1-2.3.3).

2.4.  Переход к фепольным системам - (4 стандарта - 2.4.1-2.4.4).

2.5.  Направление развития системам - (1 стандарт - 2.5.1). Новый подкласс.

3. Стандарты на применение стандартов

3.1.   Добавка веществ - (4 стандарта - 3.1.1-3.1.4).

3.2.   Введение полей - (4 стандарта - 3.2.1-3.2.4).

3.3.   Фазовые переходы - (5 стандартов - 3.3.1-3.3.5). Новый подкласс.

3.4.   Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему - (1 стандарт - 3.4.1).

3.5.   Применение физэффектов - (2 стандарта - 3.5.1-3.5.2).

В системе 60 стандартов прибавился стандарт «1.6.5. Применение физэффектов после системных переходов».

Список 59 стандартов можно посмотреть в приложениях 8 и 20, а 60 стандартов в приложениях 9 и 21.

В 1984 Г.С.Альтшуллер разработал систему 69 стандартов[19]. Это следующий шаг в усовершенствовании системы 60 стандартов.

Система стандартов состоит из тех же трех классов:

1.     Стандарты на изменение систем.

2.     Стандарты на обнаружение и измерение.

3.     Стандарты на применение стандартов.

Рассмотрим структуру стандартов.

1. Стандарты на изменение систем

1.1.  Синтез веполей - (7 стандартов - 1.1.1-1.1.7).

1.2.  Синтез сложных веполей - (2 стандарта - 1.2.1-1.2.2).

1.3.  Устранение вредных связей в веполях - (4 стандарта - 1.3.1-1.3.4).

1.4.  Форсирование веполей - (6 стандартов - 1.4.1-1.4.6).

1.5.  Форсирование веполей согласованием ритмики - (3 стандарта - 1.5.1-1.5.3). Новый подкласс.

1.6.  Феполи (комплексно форсированные веполи) - (8 стандартов - 1.6.1-1.6.8).

1.7.  Переход системам в надсистему и на микроуровень - (5 стандартов - 1.7.1-1.7.5).

2. Стандарты на обнаружение и измерение

2.1.  Обходные пути - (3 стандарта - 2.1.1-2.1.3).

2.2.  Синтез вепольных систем - (5 стандартов - 2.2.1-2.2.5).

2.3.  Синтез сложных вепольных систем - (2 стандарта - 2.3.1-2.3.2).

2.4.  Переход к фепольным системам - (4 стандарта - 2.4.1-2.4.4).

2.5.  Использование резонанса - (2 стандарта - 2.5.1-2.5.2). Новый подкласс.

2.6.  Развитие способа измерения - (1 стандарт - 2.6.1).

3. Стандарты на применение стандартов

3.1.   Введение вещества - (4 стандарта - 3.1.1-3.1.4).

3.2.   Введение поля - (3 стандарта - 3.2.1-3.2.3).

3.3.   Фазовые переходы - (5 стандартов - 3.3.1-3.3.5).

3.4.   Применение физэффектов - (2 стандарта - 3.4.1-3.4.2).

3.5.   Экспериментальные стандарты - (3 стандарта - 3.5.1-3.5.3). Новый подкласс.

Более подробные данные о системе 69 стандартов можно посмотреть в приложениях 10 и 22.

В 1985 Г.С.Альтшуллер разработал систему 76 стандартов[20]. Первое массовое издание стандартов было в книге «Нить в лабиринте»[21]. Они были изданы и в других изданиях[22]. Это следующий шаг в усовершенствовании системы 69 стандартов. Разработана новая структура системы стандартов.

Система стандартов состоит из 5 классов:

1.     Построение и разрушение вепольных систем.

2.     Развитие вепольных систем.

3.     Переход к надсистеме и на микроуровень.

4.     Стандарты на обнаружение и измерение.

5.     Стандарты на применение стандартов.

Каждый из классов включает подклассы и сами стандарты. Рассмотрим структуру стандартов.

Класс 1. Построение и разрушение вепольных систем

1.1. Синтез веполей - (8 стандартов - 1.1.1-1.1.8).

1.2. Разрушение веполей - (5 стандарта - 1.2.1-1.2.5).

Класс 2. Развитие вепольных систем

2.1.   Переход к сложным веполям - (2 стандарта - 2.1.1-2.1.2).

2.2.   Форсированные веполей - (6 стандартов - 2.2.1-2.2.6).

2.3.   Форсирование согласованием ритмики - (3 стандарта - 2.3.1-2.3.3).

2.4.   Феполи (комплексно форсированные веполи) - (12 стандартов - 2.4.1-2.4.12).

Класс 3. Переход к надсистеме и на микроуровень

3.1.    Переход к бисистемам и полисистемам - (5 стандартов - 3.1.1-3.1.5).

3.2.    Переход на микроуровень- (1 стандарт - 3.2.1).

Класс 4. Стандарты на обнаружение и измерение

4.1.  Обходные пути - (3 стандарта - 4.1.1 - 4.1.3).

4.2.  Синтез вепольных систем - (4 стандарта - 4.2.1-4.2.4).

4.3.  Форсирование измерительных веполей - (3 стандарта - 4.3.1-4.3.3).

4.4.  Переход к фепольным системам - (5 стандартов - 4.4.1-4.4.5).

4.5.  Направления развития измерительных систем - (2 стандарта - 4.5.1-4.5.2).

Класс 5. Стандарты на применение стандартов

5.1.   Введение вещества - (4 стандарта - 5.1.1-5.1.4).

5.2.   Введение поля - (3 стандарта - 5.2.1-5.2.3).

5.3.   Фазовые переходы - (5 стандартов - 5.3.1-5.3.5).

5.4.   Особенности применения физэффектов - (2 стандарта - 5.4.1-5.4.2).

5.5.   Экспериментальные стандарты - (3 стандарта 5.5.1-5.5.3).

Список самих стандартов, а также замечания и предложения по улучшению этих стандартов можно посмотреть в приложениях 11 и 23.

Общая тенденция развития стандартов показана на графике.

Общие недостатки систем стандартов

1.     Структура стандартов, состоящая из 5 классов, усложняет пользования ей и менее логична. Система, состоящая из 3 классов более логична и проста в употреблении.

2.     Система стандартов не является следствием всех известных законов и закономерностей развития техники.

3.     Структура класса стандартов на измерение и обнаружение не идентична структуре класса стандартов на изменение.

4.     В системе стандартов не применены все поля и известные физические, химические, биологические и геометрические эффекты.

5.     Более детальные недостатки указаны в приложении 23.

Общие рекомендации по построению новой системы стандартов

1.     Структура стандартов должна состоять из 3 классов. Она более логична и проста в упротеблении.

2.     Система стандартов должна содержать механизмы выполнения известных законов развития техники.

3.     В системе стандартов должны быть применены все поля и известные физические, химические, биологические и математические эффекты. Возможно введение и других эффектов.

4.     Общие предложения по структуре будущей системы стандартов.

                                4.1.     Стандарты на изменение системы. Система должна строиться по нескольким линиям.

                                     4.1.1. Линия изменения структуры веполя: невеполь, веполь, комплексный веполь, сложный веполь (цепной, двойной, смешанный), управляемый веполь. Управляемый веполь использует более управляемые вещества и поля. Динамически управляемый веполь (адаптивный или самонастраивающийся веполь). Могут быть и более сложные комбинации структуры веполей, например, сложный комплексный веполь (цепной комплексный веполь, двойной комплексный веполь, смешанный комплексный веполь), управляемый комплексный веполь (со всеми его подвидами) и динамически управляемый комплексный веполь со всеми видами и подвидами.

                                          4.1.1.1. Более управляемые вещества подчиняются закономерностям:

                                                 4.1.1.1.1.  Увеличения степени дробления.

                                                 4.1.1.1.2. Использование прогрессивных («умных») веществ, отзывчивых на поля.

                                          4.1.1.2. Увеличение степени управляемости полей определяется цепочкой, от гравитационного до биологического поля.

                                          4.1.1.3. Согласованием веществ и полей.

                                          4.1.1.4. В динамически управляемом веполе изменение полей, веществ и структуры, осуществляется в пространстве и времени, так, что бы обеспечить оптимальные условия и процессы для достижения конечной цели.

                                     4.1.2. Линия изменение структуры системы: переход на микроуровень и в надсистему.

                                4.2.     Структура стандартов на измерение должна быть аналогична структуре стандартов на изменение, и включать стандарты на управление.

                                4.3.     Стандарты на применение стандартов должны максимально использовать ресурсы имеющейся системы, подсистем, надсистемы и окружающей среды, включая и системный эффект.

                                4.4.     Переход в надсистему, а вернее переход к принципиально новым системам, должен осуществляться по нескольким этапам.

                                     4.4.1. На функциональном уровне.

                                          4.4.1.1. Выполнение системой функций надсистемы и/или включение дополнительных функций.

                                                   4.4.1.1.1.   Определение функции надсистемы.

                                                   4.4.1.1.2.   Обеспечение функциональной полноты (обеспечение всех дополнительных функций, обеспечивающих работоспособность системы).

                                                   4.4.1.1.3.   Поиск путей осуществления функции надсистемы и дополнительных функций.

                                          4.4.1.2. Выявить альтернативные способы осуществления функции надсистемы без использования существующей системы.

                                          4.4.1.3. Придать системе дополнительные функции.

                                     4.4.2. На системном уровне.

                                4.5.     Использование тенденций перехода к более управляемым полям – гипервеполи.

                                     4.5.1. Гравиполи (гравитационное поле).

                                     4.5.2. Мехполи (механическое поле).

                                        4.5.2.1.    Трибополи (трение).

                                     4.5.3. Теполи (температурное поле).

                                     4.5.4. Феполи (магнитное поле).

                                     4.5.5. Эполи.

                                            4.5.5.1.   Элполи (электрическое поле).

                                            4.5.5.2.   Элемполи (электромагнитное поле).

                                     4.5.6. Ополи (оптическое поле).

5.     Отдельные детали можно посмотреть в приложении 23.

Выводы

Стандарты на решение изобретательских задач и система их использования была разработана Г.С.Альтшуллером. Последняя модификация включает 76 стандартов.

Эта система позволяет решать большинство изобретательских задач и прогнозировать развитие технических систем. Однако система 76 стандартов, на наш взгляд, не совсем логична и число стандартов может быть увеличено, прежде всего, за счет более полного использования законов развития потребностей, функций и систем. Кроме того, в процессе практической деятельности и анализа технических решений, имеющихся в производстве и патентной литературе, выявлены некоторые дополнительные стандарты.

В настоящее время назрела необходимость разработки новой системы стандартов на решение изобретательских задач, которая учтет все имеющиеся недостатки. Цель разработки новой системы стандартов - расширение системы стандартов и изменение ее структуру для

 

 

[1] Петров В.М. Тенденции развития стандартов на решение изобретательских задач. – Л., 1979. (рукопись). В этой работе автор впервые показал, что система стандартов может использоваться не только для решения изобретательских задач, но и для прогнозирования развития технических систем.

[2] Петров В.М., Злотина Э.С. История и тенденции развития системы стандартов. – Л., 1985. (рукопись).

[3] Альтшуллер Г.С. Стандарты на решение изобретательских задач. Стандарты 1-5. – Баку, 1975. – 55 с. (рукопись).

[4] Альтшуллер Г. Вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. Стандарты 6-9. – Баку, 1976.– 32 с. (рукопись).

[5] Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач.  – М.: Сов. Радио, 1979, 184 с. – Кибернетика. – с. 127-131.

[6] Фильковский Г. Стандарт №11. «Решение изобретательских задач на управление движением объекта вокруг оси, совершаемом под действием силы тяжести, и на создание таких движений. - Баку, 26.12.1977. – 5 с. (рукопись).

[7] Альтшуллер Г. Стандарты на решение технических задач. – Баку, - 9 с. (рукопись).

Методические рекомендации для решения изобретательских задач. – М.: Министерство угольной промышленности СССР, Всесоюзное промышленное объединение "Союзулеавтоматика", Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт по автоматизации угольной промышленности "ГУПРОУГЛЕАВТОМАТИЗАЦИЯ", 1978. - Ротапринт. Материал содержит АРИЗ 77, с комментариями 18 стандартов и комментарии к ним.

[8] Альтшуллер Г. Стандарты 1-18. – Баку, - 6 с. (Для преподавателей ТРИЗ). (рукопись).

[9] Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979 (10 марта 1979 г.). - 32 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач: (Краткая справка). - Баку, 1979. - 9 с. - (Для преподавателей и разработчиков ТРИЗ). (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979. - 12 с. - Доп.: Проект стандарта № 28, 1 с. (рукопись).

[10] Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. – с. 208-215.

[11] Бородастов Г.Б., Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980, 92 с. – с. 79-90.

[12] Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979 (10 марта 1979 г.). - 32 с. (рукопись).

[13] Альтшуллер Г.С. Система стандартов. 50 стандартов по решению изобретательских задач. - Баку, 1981 (10.07.81). - 38 с. (рукопись).

[14] Альтшуллер Г.С. Система стандартов. 54 стандарта по решению изобретательских задач. - Баку, 1982. - 28 с. (рукопись).

[15] Стандартные решения изобретательских задач: Метод. разработка / Сост. Г.С.Альтшуллер; ВИПК Минцветмет СССР. Кафедра НОТ и УП. - Свердловск, 1982. - 34 с.

[16] Альтшуллер Г.С. Система стандартов. 59 стандарта по решению изобретательских задач. - Баку, 1983. (рукопись).

[17] Жигулев Г.П., Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Остриков В.П. Основы технического творчества: Учеб. пособие - Ростов н/Д: РИСМ, 1984. – 96 с. - Библиогр.: с. 95 (10 назв.).

[18] Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Филатов В.И. Профессия – поиск нового (Функционально-стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономики). – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. – 196 с. – с. 162-181.

[19] Альтшуллер Г. Стандартные решения изобретательских задач. 69 стандартов. - Баку, 1984 (август). – 38 с. (рукопись).

[20] Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В). - Стандартные решения изобретательских задач. 77 стандартов: Метод. разраб. для слушателей семинара “Методы решения научно-технических задач. - Л.: Ленингр. металлич. з-д. - 1985. - 123 с.

[21] Альтшуллер Г.С. Маленькие необъятные миры: Стандарты на решение изобретательских задач - Нить в лабиринте / Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - с. 165-231.

[22] Альтшуллер Г.С. Стандарты на решение изобретательских задач и методические указания по их использованию. Челябинск: УДНТП. - 1986. - 67 с.

Альтшуллер Г.С. Стандартные решения изобретательских задач: Метод. разработка. Раздаточ. материалы. - Свердловск, 1987. - 34 с.

Альтшуллер Г.С. Стандартные решения изобретательских задач: Учеб. пособие для слушателей курсов техн. Творчества. - Обнинск, 1987. - 62 с. Альтшуллер Г.С. Стандарты-77. - Находка, 1987. - 80 с.

Альтшуллер Г.С. Стандарты на решение изобретательских задач и методические указания по их использованию. - Нижний Тагил, 1988. - 89 с.

Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)/ Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381 с.