С.Литвин, В.Петров, М.Рубин

Основы знаний по ТРИЗ

Проект Версия 1.0+Литература

15.01.2007

Добавления 30.01.2007

Международная Ассоциация ТРИЗ, Институт Альтшуллера и Европейская Ассоциация ТРИЗ (ETRIA) договорились между собой согласовать рамки знаний, которые относятся к ТРИЗ. Эта работа крайне важна не только для отстройки от нетризовских материалов, но и для развития самой методологии ТРИЗ.

Учитывая важность поставленной задачи, учредители «Саммита разработчиков ТРИЗ» подготовили  свое видение этой проблемы в статье "Основы знаний по ТРИЗ" Проект. Версия 1.0+Литература от 15.01.2007 .
В настоящий момент с учетом уже высказанных пожеланий готовится вторая версия этого материала.

Введение

Международная Ассоциация ТРИЗ, Институт Альтшуллера и Европейская Ассоциация ТРИЗ (ETRIA) договорились между собой согласовать рамки знаний, которые относятся к ТРИЗ. Эта работа крайне важна не только для отстройки от нетризовских материалов, но и для развития самой методологии ТРИЗ. Учитывая важность поставленной задачи учредители «Саммита разработчиков ТРИЗ» подготовили для обсуждения свое видение рассматриваемой темы. Мы благодарим Л.А.Кожевникову и О.М. Герасимова (Россия) за помощь, оказанную при подготовке настоящего материала.

Исходные позиции

Мы придерживаемся той позиции, что никакие даже самые уважаемые и самые многочисленные общественные организации и научные объединения не могут определить и тем более кому-либо диктовать рамки той или иной науки и ТРИЗ в том числе. Это дело времени и поколений людей, которые этой наукой занимаются. Однако попытки определения этих границ, а тем более открытое их обсуждение специалистами, на наш взгляд, полезны для развития теории.

Мы предлагаем основы знаний по ТРИЗ разделить на две категории:

1.     Работы Г.С.Альтшуллера и работы его последователей одобренные им.

2.     Работы, выполненные разработчиками ТРИЗ после смерти Г.С.Альтшуллера.

Процесс утверждения, что считать основами ТРИЗ, мы предлагаем разделить на эти этапы. Обсуждать и утверждать каждый из этапов можно отдельно.

В первую категорию материалов входят два типа работ:

  1. Работы, в которых Г.С.Альтшуллер является автором или соавтором;
  2. Работы, в которых Г.С.Альтшуллер выступал в качестве научного руководителя или лично одобрил их применение в ТРИЗ (при малейшем сомнении в позиции Альтшуллера в отношении той или иной разработки, материал исключался нами из данной категории работ).

Для второй категории материалов необходимо определить хотя бы примерный комплекс критериев, ориентиров, на основе которого можно было бы принимать коллективное решение о включении тех или иных разработок в список относящихся к области ТРИЗ.

Несмотря на то, что область исследований и методы ТРИЗ все еще не определены, и единые позиции здесь еще не выработаны, можно попытаться обозначить уже принятые в ТРИЗовской среде позиции:

1. Методы ТРИЗ опираются на объективные законы развития систем (главным образом, технических);

2. Эти законы выявляются на основе изучения объективной информации из различных фондов интеллектуальной (главным образом изобретательской) деятельности человечества;

3. ТРИЗ является прикладной наукой, направленной на разработку инструментальных методов, позволяющих эффективно решать изобретательские задачи в различных сферах деятельности человека;

4. Методам ТРИЗ можно обучать, используя, в том числе и автоматизированные интеллектуальные системы;

5. Область исследований ТРИЗ лежит на стыке искусственных (созданных человеком) материальных систем (антропогенных систем)[1] и мышления, с помощью которого эти системы создаются и развиваются. В область исследования ТРИЗ также входят творчество в целом и субъект творчества – творческая личность.

Каждый из перечисленных признаков нельзя использовать отдельно от всего комплекса критериев. Их необходимо использовать совместно.

Материалы по ТРИЗ

Каждая из представленных категорий основ знаний по ТРИЗ опирается на определенные публикации (статьи, книги, методики и другие материалы).

Для первой категории может быть подготовлен конечный список литературы, соответствующий выбранному для этой категории знаний критерию: работы Г.С.Альтшуллера и одобренные им работы. Для его подготовки могут использоваться различные информационные фонды по ТРИЗ, обзорные статьи, программы обучения и пр.

На основе этой литературы можно сформировать разделы знаний по ТРИЗ. Например, известны учебные программы, одобренные Г.С.Альтшуллером:

1.     Комплекс учебных программ Г.С.Альтшуллера «Икар и Дедал»[1].

2.     Программа курса «Методы научно-технического творчества» Международного Университета научно-технического творчества и развития (МУНТТР)
Санкт-Петербурга
, согласованная с Г.С.Альтшуллером[2].

3.     Программа учебного курса «Инновационная технология проектирования на базе ТРИЗ и ФСА» инженерного центра «Изобретающая Машина» (Санкт-Петербург) компании Invention Machine Corporation, утвержденная Г.С.Альтшуллером[3].

Например, структура ТРИЗ из программы Г.С.Альтшуллера «Икар и Дедал»:

1.    Законы развития технических задач

2.    Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

3.    Информационный фонд (приемы, стандарты, эффекты и ресурсы)

4.    Вепольный анализ.

5.    ФСА

6.    Развитие творческого воображения.

7.    Жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ).

Таким образом, на основе отобранной литературы по ТРИЗ может формироваться структура разделов основных знаний по ТРИЗ.

Для второй категории список литературы должен постоянно уточняться и дополняться. Важно в первую очередь договориться об общих принципах и критериях формирования этого списка литературы, о которых мы написали выше.

Разделы основных знаний по ТРИЗ

В соответствии с изложенными выше позициями и подобранной по выбранным критериям литературой мы подготовили для обсуждения список разделов основных знаний по ТРИЗ. При разработке классификации мы использовали в первую очередь материалы Г.С.Альтшуллера (справка «ТРИЗ-88»[4], программа «Икар и Дедал», справки для слушателей), утвержденную Г.С.Альтшуллером программу обучения «Методы научно-технического творчества (МНТТ)» и работу Л.А.Кожевниковой «Классификация для систематизации материалов по ТРИЗ» (www.trizminsk.org/e/248006.htm). При этом учитывалось, что предлагаемая структура разделов ТРИЗ предназначена в первую очередь для развития ТРИЗ как теории, а не для обучения или создания фонда хранения материалов.

Структура разделов ТРИЗ

1.     Общие вопросы теории решения изобретательских задач.

1.1.  Изобретательская ситуация. Изобретательская задача[5]. Уровни решения задач (уровни изобретения) [6].

1.2.  Традиционная технология решения изобретательских задач – метод проб и ошибок (МПиО) [7].

1.3.  Основные идеи ТРИЗ. История возникновения и развития ТРИЗ[8].

1.4.  Системный оператор. Многоэкранная схема талантливого мышления[9].

1.5.  Структура ТРИЗ[10].

1.6.  Философские аспекты ТРИЗ. Диалектика – философская основа ТРИЗ[11].

1.7.  Методология исследований по ТРИЗ[12].

2.     Методы, не основанные на закономерностях развития.

2.1.  Методы активизации перебора вариантов[13].

2.1.1.     Мозговой штурм.

2.1.2.     Синектика.

2.1.3.     Морфологический анализ.

2.1.4.     Метод фокальных объектов.

2.1.5.     Метод контрольных вопросов.

2.1.6.     Другие методы.

2.2.  Методы использования аналогий[14].

3.     Методы, основанные на закономерностях развития систем.

3.1.  Законы развития технических систем[15].

3.1.1.     История развития законов[16].

3.1.2.     «Линии жизни» технических систем[17].

3.1.3.     Закон полноты частей системы[18].

3.1.4.     Закон "энергетической проводимости" системы[19].

3.1.5.     Закон согласования ритмики частей системы[20].

3.1.6.     Закон увеличения степени идеальности[21]. Идеальный способ, идеальное вещество[22]. Механизмы повышения идеальности[23].

3.1.7.     Свертывание систем[24]. Механизмы свертывания технических систем[25].

3.1.8.     Закон неравномерности развития частей системы[26].

3.1.9.     Закон увеличения степени вепольности[27].

3.1.10.  Закон перехода в надсистему. От моносистемы к бисистеме и полисистеме[28].

3.1.11.  Законы перехода с макроуровня на микроуровень[29].

3.1.12.  Закон увеличения пустотности[30].

3.1.13.  Принцип отзывчивости[31].

3.1.14.  Энергетический анализ технических систем[32].

3.1.15.  Общая схема развития технических систем[33].

3.2.  Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

3.2.1.     АРИЗ – программа для решения изобретательских задач путем выявления и разрешения противоречий. Виды противоречий: административное, техническое, физическое[34].

3.2.2.     Идеальный конечный результат (ИКР)[35].

3.2.3.     Основная линия решения задач по АРИЗ и логика АРИЗ[36].

3.2.4.     АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач. История разработки АРИЗ[37]. Структура АРИЗ-85В[38].

3.2.4.1.Построение модели задачи (1я часть АРИЗ-85В).

3.2.4.2.Анализ модели задачи (2я часть АРИЗ-85В).

3.2.4.3.Определение идеального конечного результата (ИКР) и физического противоречия (ФП) - 3я часть АРИЗ-85В.

3.2.4.4.Управление психологическими факторами в процессе решения задач. Метод "Шаг назад от ИКР".

3.2.4.5.Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов (4я часть АРИЗ-85В).

3.2.4.6.Применение информационного фонда (5я часть АРИЗ-85В).

3.2.4.7.Анализ полученного ответа (6я часть АРИЗ-85В).

3.2.4.8.Применение и развитие полученного ответа (7я часть АРИЗ-85В).

3.2.4.9.Анализ хода решения (8я часть АРИЗ-85В).

3.3.  Вепольный анализ[39].

3.3.1.     Основные понятия и правила.

3.3.2.     Логика и закономерности развития вепольных систем.

3.4.  Информационный фонд.

3.4.1.     Стандарты на решение изобретательских задач[40].

3.4.1.1.Стандарты – система типовых решений изобретательских задач. Структура системы стандартов. История развития стандартов[41].

3.4.1.1.1.     Стандарты на изменение систем.

3.4.1.1.2.     Стандарты на измерение и обнаружение систем.

3.4.1.1.3.     Стандарты на применение стандартов.

3.4.1.2.Система 76 стандартов[42].

3.4.2.     Задачи-аналоги[43].

3.4.3.     Приемы разрешения противоречий.

3.4.3.1.История развития приемов.

3.4.3.2.Приемы разрешения технических противоречий.

3.4.3.2.1.     40 основных приемов[44].

3.4.3.2.2.     10 дополнительных[45].

3.4.3.3.Приемы разрешения физических противоречий.

3.4.3.3.1.     Приемы - антиприемы[46].

3.4.3.3.2.     Приемы, разбитые на группы[47].

3.4.3.3.3.     Способы разрешения физического противоречия[48].

3.4.3.4.Макро- и микроуровни приемов устранения противоречий[49].

3.4.4.     Эффекты.

3.4.4.1.     Понятие об эффектах. История развития системы эффектов[50].

3.4.4.2.     Физические эффекты[51].

3.4.4.3.     Химические эффекты[52].

3.4.4.4.     Биологические эффекты[53].

3.4.4.5.     Математические эффекты[54].

3.4.4.5.1.     Геометрические эффекты[55].

3.4.4.6.     Технические эффекты[56].

3.4.4.7.     Психологические эффекты.

3.4.5.     Вещественно полевые ресурсы[57].

3.4.5.1.Понятие о вещественно-полевых ресурсах (ВПР).

3.4.5.2.Структура и виды ВПР.

3.4.5.3.Способы и методика применения ВПР.

3.4.6.     Личные картотеки[58], сводные картотеки[59]. Технология сбора и ведения картотек[60].

4.     ТРИЗ и ФСА, функциональный и системный анализ[61].

4.1.     Сущность ФСА. История возникновения и развития ФСА.

4.2.     Теоретические основы ФСА. Функциональный подход. Стоимостная оценка функций.

4.3.     Этапы ФСА, их взаимосвязь.

4.4.     Использование ТРИЗ при проведении ФСА.

4.5.     Особенности проведения ФСА на разных этапах жизненного цикла изделия.

4.6.     Технология проведения ФСА.

4.7.     ТРИЗ-анализ[62].

4.8.     Методы поиска и постановки изобретательских задач[63].

4.9.     Потоковый анализ63.

4.10.  Функционально-идеальное моделирование (свертывание) 63.

4.11.  Диверсионный анализ технических систем[64].

4.12.  Причинно - следственный анализ. Постановка ключевых задач63.

4.13.  Компонентно-структурный анализ63.

4.14.  Диагностический анализ. 63.

4.15.  Эволюционный анализ63.

4.16.  Функциональный анализ63.

4.17.  Объединение альтернативных систем63.

4.18.  Совершенствование ТС без решения задач (анализом)[65].

5.     Прогнозирование развития систем[66].

5.1.  Методы прогнозирования[67].

5.2.  Использование аппарата ТРИЗ для прогнозирования развития технических систем. Методика прогнозирования[68].

5.3.  Дальнесрочное прогнозирование.
5.3.1.     дальнесрочное прогнозирование технических систем[69]: 
5.3.2.     развитие человека и общества[70]. 
5.3.3.     выявления новых научно-технических и социальных задач[71].

5.4.  Функциональная структура информационного обеспечения прогнозирования[72].

6.     ТРИЗ и развитие личности.

6.1.  Развитие творческого воображения[73].

6.1.1.     Психологическая инерция. Приемы борьбы с психологической инерцией[74].

6.1.2.     Управление психологическими факторами в процессе решения задач.

6.1.3.     Роль воображения. Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

6.1.4.     Роль научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Методика работы с НФЛ. Прогностические функции научно-фантастической литературы.

6.1.5.     Оператор РВС (параметрический оператор)[75].

6.1.6.     Метод моделирования "маленькими человечками" (МММЧ)[76].

6.1.7.     Фантограммы[77].

6.1.8.     Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей)[78].

6.1.9.     Ступенчатое конструирование[79].

6.1.10.  Метод ассоциаций[80].

6.1.11.  Метод тенденций[81].

6.1.12.  Метод скрытых свойств объекта[82].

6.1.13.  Взгляд со стороны[83].

6.1.14.  Изменение системы ценностей[84].

6.1.15.  Ситуационные задания[85].

6.1.16.  Тест Роршаха[86].

6.1.17.  Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей)[87].

6.1.18.  Шкала оценки НФ-идей "Фантазия-2"[88].

6.2.  Теория развития творческой личности (ТРТЛ) и жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ)[89].

6.2.1.     Основные качества творческой личности.

6.2.2.     Достойная Цель. Критерии ДЦ.

6.2.2.1.Фонд ДЦ. Дебют.

6.2.3.     Рациональная программа жизни ТЛ.

6.2.4.     Как обеспечить высокий к.п.д. интеллектуальной деятельности? Творческая личность: техника самоконтроля. Система А.А.Любищева - ее достоинства и недостатки[90].

6.2.5.     Умение держать удар.

6.2.6.     Идеальная жизненная стратегия ТЛ.

6.2.6.1.Жизненная стратегия творческой личности. Логика развития, модификации, перспективы.

7.     ТРИЗ вне техники.

7.1.   Применение методов ТРИЗ в не технических системах[91], 70.

7.2.  Применение принципов ТРИЗ в искусстве и литературе.

7.2.1.     Противоречие в искусстве[92].

7.2.2.     Использование ТРИЗ в литературе. Синтез сказок[93].

7.3.   Использование принципов ТРИЗ в биологии[94].

7.3.1.     Использование принципов ТРИЗ в медицине[95].

7.4.  Использование ТРИЗ в решении экологических задач[96].

7.5.  Использование специализированных компьютерных программ по ТРИЗ[97].

7.6.  Использование ТРИЗ в бизнесе[98].

7.7.  ТРИЗ и педагогика[99].

7.8.  ТРИЗ и патентоведение[100].

7.9.    Алгоритмизация исследовательских задач. Связь ТРИЗ с наукой[101].

7.10. Закономерности развития коллективов[102].

 

[1] Антропогенные системы (греч. arthropods – человек, genesis – происхождение, становление развивающегося явления) – системы, созданные в результате сознательно направленной человеческой деятельности. – Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем. – М.: Радио и связь, 1985, 328 с. (с. 3).

 

[1] Альтшуллер Г.С. «Икар и Дедал». Комплекс учебных программ для школ НТТМ и подготовки преподавателей. – Баку, 1985.- 37 с.

[2] Литвин С.С., Кислов А.В., Герасимов О.М. Программа курса «Методы научно-технического творчества» Международного Университета научно-технического творчества (МУНТТР) Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург: МУНТТР, 1997.-  с. (Согласовано – Президент МАТРИЗ - Г.С.Альтшуллер. Утверждено – Ректор МУНТТР - В.В.Митрофанов). Программа опубликована в «Журнал ТРИЗ», № 2 (15) апрель 2006, с. 40-45).

[3] Кислов А.В., Юдин Ю.А. Программа учебного курса «Инновационная технология проектирования на базе ТРИЗ и ФСА». – Санкт-Петербург: Invention Machine Corporation – Инженерный центр «Изобретающая Машина», 1998. - с. 5. (Согласовано – Вице-президент Invention Machine Corporation Президент Инженерный центр «Изобретающая Машина» - C.С.Литвин. Утверждено – Президент МАТРИЗ - Г.С.Альтшуллер).

[4] Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. - Ангарск, 1988. - 35 с. http://www.altshuller.ru/engineering16.asp

[5] Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. (с. 36-39).

Альтшуллер Г.С. Изобретательские задачи - Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 15-29.

Альтшуллер Г.С. Процесс решения изобретательской задачи: основные этапы и механизмы 06.04.75 http://www.altshuller.ru/triz1.asp

[6] Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. - М: Московский рабочий, 1973, с. 23-47. http://www.altshuller.ru/triz/levels.asp

Altshuller G. The Innovation Algorithm. TRIZ, Systematic Innovation and Technical Creativity. Technical Innovation Center, Inc. Worcester, MA, 1999. 312 p., ISBN 0964074044 (p. 37-55).

Альтшуллер Г.С. Уровни изобретений. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 22-25.

Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381 с.
(
c. 13-17).

[7] Альтшуллер Г.С. Метод проб и ошибок - Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 29-41.

[8] Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. - Ангарск, 1988. - 35 с. http://www.altshuller.ru/engineering16.asp

Альтшуллер Г.С. Основные идеи ТРИЗ - Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 57-80.

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Теория и практика решения изобретательских задач. Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. - 127 с. (с. 53-57).

Альтшуллер Г.С. Перспективы развития ТРИЗ: Запись выступления на 3-ем Совете Ассоциации ТРИЗ (Петрозаводск, 30.10-3.11.1990г.) - Журнал ТРИЗ. - 1990. - № 1.2. - с. 4-5.

Иванов Г.И. И начинайте изобретать: Научно-популярная книга.- Иркутск: Восточно-сибирское кн. Изд-во. 1987.- 240 с.

[9] Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 66-69)

[10] Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. - Ангарск, 1988. - 35 с. http://www.altshuller.ru/engineering16.asp

[11] Альтшуллер Г.С. Диалектика изобретения. - Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. - М: Московский рабочий, 1973, с. 99-120.

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с. 53-58). http://www.trizminsk.org/e/247009.htm

Лимаренко А.А. ТРИЗ как прикладная диалектика. - Журнал ТРИЗ, 1993. Ангарский вариант (электронная версия), с. 53-57.

[12] Альтшуллер Г.С. Как вести исследования по теории решения изобретательских задач. - Баку, 1979. - 9 с. (рукопись)

[13] Альтшуллер Г.С. Методы активизации перебора вариантов. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества. - Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 41-57.

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с. 28-52).

[13] Альтшуллер Г.С. Метод проб и ошибок - Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 29-41.

[14] Кенгерли Т.А. Перенос технических решений в изобретательском творчестве. Баку: Общественная лаборатория методики изобретательства при ЦС ВОИР Материалы к семинару преподавателей методики изобретательства, 1973, http://www.metodolog.ru/00635/00635.html

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с. 23-27). http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-03-dialekt.pdf

[15] Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. – Баку, 20.01.1977.- 15 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Законы развития систем. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. – Кибернетика. (с. 122-127) http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp

Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. (с. 93-117).

Альтшуллер Г.С. Законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 61-65.

Злотин Б.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирование технических систем: Методические рекомендации. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.-114 с.

Altshuller G., Zlotin B., Zusman A. and Philatov V. Tools of Classical TRIZ. Ideation International Inc. 1999. - 266с.

[16] Петров В. История разработки законов развития технических систем. – Тель-Авив, 2002. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-01-history.pdf

[17] Альтшуллер Г.С. «Линии жизни» технических систем - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. – М.: Сов. Радио, 1979, 184 с. – Кибернетика, с. 113-119. http://www.altshuller.ru/triz/zrts4.asp

Альтшуллер Г. О прогнозировании развития технических систем. – Баку, 1975. – 13 с. (рукопись) http://www.altshuller.ru/triz/zrts3.asp

Альтшуллер Г.С. Основные этапы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 25-29.

[18] Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. – Баку, 20.01.1977.- 15 с. (рукопись)

Альтшуллер Г.С. Законы развития систем. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 122-127) http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp

Альтшуллер Г.С. Законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 61-65.

[19] Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. – Баку, 20.01.1977.- 15 с. (рукопись)

Альтшуллер Г.С. Законы развития систем. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 122-127) http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp

Альтшуллер Г.С. Законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 61-65.

[20] Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. – Баку, 20.01.1977.- 15 с. (рукопись)

Альтшуллер Г.С. Законы развития систем. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 122-127) http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp

Альтшуллер Г.С. Законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 61-65.

[21] Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. – Баку, 20.01.1977.- 15 с. (рукопись)

Альтшуллер Г.С. Законы развития систем. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 122-127) http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp

Альтшуллер Г.С. Законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 61-65.

[22] Фей В. В поисках идеального вещества. - Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество), с. 174-220.

[23] Герасимов В., Литвин С. Механизмы повышения идеальности технических систем при проведении ФСА. – Л. 1985, 6 с. (рукопись) – Петрозаводск -85.

Петров В.М. Идеализация технических систем. - Областная научно-практическая конференция "Проблемы развития научно-технического творчества ИТР". Тезисы докладов. Горький, 1983, с.60-62. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-08-ideal.pdf

[24] Герасимов В.М., Литвин С.С. Учет закономерностей развития техники при проведении ФСА технологических процессов. Практика проведения ФСА в электротехнической промышленности. Под. ред. М.Г.Карпунина. М., Энергоатомиздат, 1987, с. 193-210.

Герасимов В.М., Калиш В. С., Карпунин М. Г., Кузьмин А. М., Литвин С. С. Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа: Методические рекомендации. М.: Информ-ФСА, 1991, 40 с.

Герасимов В.М., Литвин С.С. Единая система ТРИЗ-ФСА. – Журнал ТРИЗ, 3.2.92 , С.7-45.

[25] Верткин И. Механизмы свертывания технических систем. – Баку, 1984, 8 с. (рукопись).

[26] Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. – Баку, 20.01.1977.- 15 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Законы развития систем. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 122-127) http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp.

Альтшуллер Г.С. Законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 61-65.

[27] Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. – Баку, 20.01.1977.- 15 с. (рукопись)

Альтшуллер Г.С. Законы развития систем. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 122-127) http://www.altshuller.ru/triz/zrts1.asp.

Альтшуллер Г.С. Законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 61-65.

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 79-80).

Петров В. Закон увеличения степени вепольности http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-18-upravl.pdf.

[28]Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 90-100).

Альтшуллер Г.С. Маленькие необъятные миры. Стандарты на решения изобретательских задач. - Нить в лабиринте/Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. с. 165-230.

Петров В. Закон перехода системы в надсистему. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-17-nadsyst.pdf.

[29] Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 79-80).

Альтшуллер Г.С. Некоторые законы развития технических систем. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества. - Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 74-75.

Петров В. Закон перехода системы с макро- на микроуровень. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-12-microlevel.pdf.

[30] Альтшуллер Г.С., Верткин И. Линии увеличения пустотности. Баку, 1987 http://www.altshuller.ru/triz/zrts5.asp.

[31] Хотимлянский Ю. Принцип отзычивости и его применение при решении изобретательских задач. Для слушателей курса АзОИИТ. Баку: ОЛМИ, 1974.- 5 с. (рукопись).

[32] Хотимлянский Ю. Энергетический анализ технических систем. Баку, 1974. – 18 с. (рукопись).

[33] Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986, 209 с. (с. 90-106, рис. 12 – с. 101).

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Филатов В.И. Профессия – поиск нового (Функционально-стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономики). – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. – 196 с.

Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)/ Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381 с. (c. 294-327).

Петров В.М. Система законов развития ТС. - Доклад на семинаре преподавателей и разработчиков ТРИЗ (Петрозаводск-82). – Л.: 1982. http://www.trizland.ru/trizba.php?id=108.

Саламатов Ю. Система развития законов техники. - Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество), с. 5-174.

Саламатов Ю.П., КондраковИ.М. Идеализация технических систем. Исследование и разработка пространственно-временной модели эволюции технических систем (модель "бегущей волны идеализации") на примере развития ТС "Тепловая труба" (сентябрь 1983 г. – июнь 1984 г.). Красноярск, 1984, 114 с. (рукопись). http://rus.triz-guide.com/publicat/allbooks/ideal_tech_systems.html.

[34] Альтшуллер Г.С. Противоречия административные, технические, физические. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 19-21).

Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. (с. 47-48).

Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества. - Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 64-66.

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.57-61). http://www.trizland.ru/trizba.php?id=105,  http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.

[35] Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 48-51).

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 30-43)

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.62-68). http://www.trizland.ru/trizba.php?id=105.

[36] Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.69-74). http://www.trizland.ru/trizba.php?id=105.

[37] Альтшуллер Г.С. История развития АРИЗ. - Рекомендации по организации работы юных техников. - Норильск, 1987. - с. 6-9. http://www.altshuller.ru/triz/ariz-about1.asp.

[38] Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В). Метод. разраб. для слушателей семинара “Методы решения науч.-техн. Задач. - Л.: Ленингр. металлич. з-д. - 1985. - 123 с. http://www.altshuller.ru/triz/ariz85v.asp.

Альтшуллер Г.С. АРИЗ - значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В.- Правила игры без правил / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1989.-280 с. - (Техника - молодежь - творчество), с. 11-50.

Altshuller G., Zlotin B., Zusman A. and Philatov V. Tools of Classical TRIZ. Ideation International Inc. 1999. - 266с.

[39] Альтшуллер Г., Гаджиев Ч., Фликштейн И. Введение в вепольный анализ. - Баку, ОЛМИ, 1973, 26 с. (ротапринт).

Альтшуллер Г. Вепольный анализ. Методические указания. - Баку, ОЛМИ, 1973, 23 с. (ротапринт).

Альтшуллер Г., Фликштейн И. К решению задач веполльным анализом. – Баку: ОЛМИ при ЦС ВОИР, 1973. – 3 с. (ротапринт).

Альтшуллер Г.С. Принципы вепольного анализа. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 30-43)

Альтшуллер Г.С. Типовые модели изобретательских задач и их вепольные преобразования. - Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с. - Кибернетика. (с. 160-165).

Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. (с. 58-72).

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 74-79).

Альтшуллер Г.С. Понятие о веполе. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 67-74.

Петров В. Структурный вещественно-полевой анализ. http://www.trizland.ru/trizba.php?id=111.

Altshuller G., Zlotin B., Zusman A. and Philatov V. Tools of Classical TRIZ. Ideation International Inc. 1999. - 266с.

[40] Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. - Ангарск, 1988. - 35 с. http://www.altshuller.ru/engineering16.asp.

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с.102-111)

[41] Петров В. История развития системы стандартов. Информационные материалы. Ред. 1-я. Тель-Авив, 2003 - 126 с. http://www.trizminsk.org/e/213003.htm.

[42] Альтшуллер Г.С. Маленькие необъятные миры: Стандарты на решение изобретательских задач - Нить в лабиринте / Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - с. 165-231. http://www.altshuller.ru/triz/standards.asp.

Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381 с. (c. 294-327).

Altshuller G., Zlotin B., Zusman A. and Philatov V. Tools of Classical TRIZ. Ideation International Inc. 1999. - 266с.

[43] Альтшуллер Г.С. Пояснения к АРИЗ-85-А. - Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-А. – Баку, 1983. п. 16, с. 14.

Петров В.М. Использование задач-аналогов в изобретательстве. – Методические проблемы технического творчества. Ч II Техническая эвристика и прогнозирование развития техники (Тезисы докладов к научно-технической конференции). – Рига: Знание, 1983. – с.49- 51.

Литвин C.С. Не похоже, но одно и тоже (задачи-аналоги в ТРИЗ). – Журнал ТРИЗ, 95.1 (№10). – с. 47-50

[44] Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. - М: Московский рабочий, 1973, с. 23-47. http://www.altshuller.ru/triz/technique1.asp.

Альтшуллер Г.С. Основные приемы устранения технических противоречий при решении изобретательских задач. - Баку: Гянджлик, 1971. – 52 с.

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М: Московский рабочий, 1973. – с. 141-177.

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. – М.: Сов. Радио, 1979, 184 с. – Кибернетика. – с. 84-94.

Классификация основных приемов устранения технических противоречий: Альбом / Сост. Г. Альтшуллер. - Петрозаводск, 1985. - 37 с.

Altshuller G. The Innovation Algorithm. TRIZ, Systematic Innovation and Technical Creativity. Technical Innovation Center, Inc. Worcester, MA, 1999. 312 p., ISBN 0964074044 (p. 138-167).

[45] Альтшуллер Г.С. Дополнительный список приемов устранения технических противоречий. - Баку, 1971? (рукопись). http://www.altshuller.ru/triz/technique1a.asp.

[46] Фликштейн И.М. Исследование основных приемов устранения технических противоречий при решении изобретательских задач. - Баку, 1973 (ротапринт).

Петров В.М. Парные приемы. – Ленинград, 1974. – 24 с. (рукопись). http://www.trizminsk.org/e/212002.htm.

[47] Литвин С.С. Приемы разрешения физических противоречий. – Л., февраль 1981. – 11 с.

Литвин С.С. Еще раз о приемах разрешения ФП. – Л. – 3 с. (рукопись).

[48] Альтшуллер Г.С. Разрешение физических противоречий. - АРИЗ-85В, табл. 2. - Баку, 1985.

[49] Альтшуллер Г. Макро- и микроуровни приемов устранения противоречий. – Баку, 3 с. Позже  эта работа была опубликована в книге Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач.  – М.: Сов. Радио, 1979, 184 с. – Кибернетика. С. 103-105.

[50] Альтшуллер Г. Введение. - Указатель физических эффектов и явлений для изобретателей и рационализаторов / Денисов С., Ефимов В., Зубарев В., Кустов В.- Обнинск, 1977, 214 с. (январь 1978, с. 14-20).

[51]  Горин Ю. Указатель физических эффектов и явлений для изобретателей. - Баку, 1973.-300 с.

Горин Ю. Применение физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач . – Баку: ОЛМИ, 1973 год, 42 с.

Указатель физических эффектов и явлений для изобретателей и рационализаторов /Денисов С., Ефимов В., Зубарев В., Кустов В.-Обнинск, 1977, 214 с.
Бородастов Г . В. и др. Указатель физических явлений и эффектов для решения изобретательских задач : Учебное пособие / Г.В.Бородастов, С.Д.Денивов, В.А.Ефимов, В.В.Зубарев, В.П.Кустов, А.Н.Гончаров. – М.: ЦНИИ информации и технико-эконосических исследований по атомной науке и технике (ЦНИИатоминформ), 1979. – 93 с.

Магический кристалл физики. - Дерзкие формулы творчества / (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 83-171.

Ефимов В.А. С чем идти на штурм задачи?, с. 86-95.

Альтшуллер Г.С. Тепловое поле – в механическое, с. 95-102.

Альтшуллер Г.С. Феполи могут все, с. 103-109.

Померанец М.С. Магия магнитных жидкостей, с. 109-115.

Горин Ю.В. Корона – инструмент рабочий, с. 115-121.

Померанец М.С. Почти идеальное вещество, 121-127.

Горин Ю.В. Тонуть или не тонуть, 128-133.

Альтшуллер Г.С., Горин Ю.В. Отталкиваться – притягиваться, с. 133- 140.

[52] Саламатов Ю.П. Подвиги на молекулярном уровне. Химия помогает решать трудные изобретательские задачи. - Нить в лабиринте / Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - с. 95-163. http://rus.triz-guide.com/publicat/allbooks/feates_on_molecular_level.html.

[53] Альтшуллер Г.С. Биоэффекты - аналоги физических эффектов. - Баку, 1982

Тимохов В.И. Биологические эффекты. Познание. Информационно-методический сборник для учителей и учащихся. Вып. 5, Рига: Научно-технический центр "Прогресс". Лаборатория  педагогической технологии. 1993. - с. 4-31.

Тимохов В.И. Картотека биологических эффектов. В помощь учителю биологии. - Гомель: Литературно-творческая лаборатория «ИКО», 1993. 47 с.

[54] Цуриков В.М. Математические эффекты в теории информации. - Методология и методы технического творчества. Тезисы докладов и сообщений к научно-практической конференции. – Новосибирск: АН СССР СО, 1984. – с. 102-104.

Цуриков В.М. Принципы создания математического обеспечения ТРИЗ. Всесоюзная научно-практическая конференция "Проблемы развития и повышения эффективности научного и технического творчества трудящихся". (2-4 октября 1979 г., г. Новосибирск). Ч. I, М.: 1979, с. 130-131.

Цуриков В.М. Математические эффекты – новый раздел информационных фондов ТРИЗ. - Журнал ТРИЗ, Т. 2, № 1, 1991, с. 48-55.

[55] Викентьев И.Л., Ефремов В.И. Кривая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей. - Нить в лабиринте / Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - с. 71-175.

[56] Литвин С.С., Любомирский А.Л. О банке технических эффектов. - Журнал ТРИЗ, Т. 1, № 2, 1990, с. 22-27.

[57] Злотин Б.Л., Вишнепольская С.В. Использование ресурсов при поиске новых технических решений. – Кишинев, 1985. – 26 с. (рукопись) – Петрозаводск -85.

Петров В.М. Принципы разработки теории использования ресурсов. – Л.: 1985. – 12 с. (рукопись) – Петрозаводск -85.

Ройзен З. Особенности использования ресурсов для решения задач и развития полученных решений. – Кишинев, 1986.- 8 с. (рукопись) – Петрозаводск -85.

Петров В.М. Технология использования ресурсов. – Доклад на Петрозаводской конференции в 1985 г. – Л. 1985. – 27 с.

Петров В.М. Технология использования ресурсов. – Теория и практика обучения техническому творчеству. Тезисы докладов. Челябинск: УДНТП, 1988. – с. 55-56.

[58] Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. (с. 174)

[59] Альтшуллер Г.С. О личной картотеке. - Баку, 1974. - 3 с. http://www.altshuller.ru/engineering1.asp.

Альтшуллер Г.С. Сводная картотека по теории и практике решения изобретательских задач. Вып.1. - Баку, 1976. - 20 с.

Альтшуллер Г.С. О сводной картотеке. - Вторая информация о сводной картотеке. - О Сводной картотеке в 1977-78 учеб. году. - Баку, 1976-1977. - 4 с. (рукопись).

[60] Рубин М.С. «Личные картотеки – фундамент творчества», 1975-1995 г.г., Баку-Петрозаводск http://www.temm.ru/redirect.php?id=203501.

[61] Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Филатов В.И. Профессия – поиск нового (Функционально-стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономики). – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. – 196 с.

Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)/ Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381 с. (c. 139-233).

Литвин С.С., Герасимов В.М. и др. Построение функционально-идеальной модели при проведении ФСА. Повышение эффективности и качества продукции на основе ФСА”. Материалы краткосрочного семинара. Под ред. К.Ф.Пузыни и Л.С.Барютина. Ленинград, 1986, с. 59

Литвин С. С., Герасимов В.М. и др. Особенности проведения межотраслевых ФСА. Всесоюзное совещание “Применение ФСА в народном хозяйстве”. Тезисы докладов. Москва, Информэлектро, 1987, с. 8

Герасимов В.М., Литвин С.С. Учет закономерностей развития техники при проведении ФСА технологических процессов. Практика проведения ФСА в электротехнической промышленности. Под. ред. М.Г.Карпунина. М., Энергоатомиздат, 1987, с. 193-210.

Петров В.М. ФСА на ранних этапах проектирования. Обучение методам научно-технического творчества. Межотраслевой семинар "Формирование современного стиля технико-экономического мышления на основе ФСА. Опыт применения ФСА в электротехнической промышленности. М.: Информэлектро, 1986.

[62] Рубин М.С. Проблемы развития ТРИЗ-ТРТЛ. - Петрозаводск, Опубликовано в "Журнале ТРИЗ" № 1.2, 1991 г http://www.temm.ru/redirect.php?id=203708.

Рубин М.С., Тригуб А.В., Кулаков К.Э., Селюцкий А.Б. ТРИЗ-анализ Каскада Туломских ГЭС, 1993. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203743.

[63] Герасимов В.М., Дубров В. Е.; Карпунин М. Г., Кузьмин А. М., Литвин С. С. Применение методов технического творчества при проведении функционально-стоимостного анализа: Методические рекомендации. М.: "Информэлектро", 1990, 60 с.

Герасимов В.М., Калиш В. С., Карпунин М. Г., Кузьмин А. М., Литвин С. С. Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа: Методические рекомендации. М.: Информ-ФСА, 1991, 40 с.

Герасимов В.М., Литвин С.С. Единая система ТРИЗ-ФСА. Журнал ТРИЗ, 3.2.92 , С.7-45.

Герасимов В.М., Литвин С.С. Зачем технике плюрализм. Журнал ТРИЗ, 1.90 , С.11-26.

[64] Злотин Б.Л., Зусман А.В. Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений. Кишинев. - 1991 - 22 с.

Kaplan, Stan, Visnepolschi Svetlana, Zlotin, Boris and Zusman, Alla. New Tools for Failure and Risk Analysis. Ideation International Inc. 1999. – 86 p.

[65] Герасимов В.М., Литвин С.С. Построение функционально-идеальной модели при проведении ФСА – 5 с., 1989 г. (Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ).

[66] Альтшуллер Г.С. О прогнозировании развития ТС. – Баку, 1975. – 12 с. http://www.altshuller.ru/triz/zrts3.asp.

[67] Злотин Б.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирование технических систем:
методические рекомендации. Кишинев, Картя Молдавеняскэ: МНТЦ «Прогресс», 1989

Петров В.М. Прогнозирование тематики НИОКР. Всесоюзная научно-практическая конференция "Проблемы развития и повышения эффективности научного и технического творчества трудящихся". (2-4 октября 1979 г., г. Новосибирск). Ч. II, М.: 1979, с. 304 -308. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-19-prognoz.pdf.

Петров В.М. Принципы составления сценария на качественном уровне. – Методологические проблемы технического творчества. Тезисы докладов. – Рига, 1979, с 136-138.

Петров В.М. Методика выбора перспективного направления разработки изделий. Методическая разработка. – Л.: НПО "Уран", 1980.- 64 с.

Петров В.М. Выбор наиболее эффективного направления разработки изделий. – Научная организация труда и управления: итоги, проблемы, перспективы. Тезисы докладов на отраслевой научно-практической конференции. – Л.: ЦНИИ "Румб", 1981. – с. 219- 223.

Петров В.М. Прогноз развития дуговой сварки плавящимся электродом. Отчет о работе. – Л.: ВНИИЭСО, 1982. 184 с.

[68] Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Теория и практика решения изобретательских задач. Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. - 127 с. (с. 89-91).

[69] Литвин С., Герасимов В. и др. Дальнее прогнозирование развития ТС на базе ФСА и ТРИЗ. Всесоюзное совещание “Применение ФСА в народном хозяйстве”. Тезисы докладов. Москва, Информэлектро, 1987, с. 2.

[70] Альтшуллер Г., Рубин М. Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике. - Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество), с. 221-236. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203570

[71] Рубин М. С. Спорт – западня ХХ века, - Баку, октябрь 1988 г. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203519 .

[72] Петров В.М.Функциональная структура информационного обеспечения прогнозирования научно-технического прогресса. – Прогнозирование научно-технического прогресса и его влияние на сокращение цикла "исследование – производство". Материалы краткосрочного семинара 17-18 апреля. – Л.: ЛДНТП, 1987. – с 35-38.

[73] Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. - М: Московский рабочий, 1973, с. 23-47. http://www.altshuller.ru/triz/levels.asp.

Altshuller G. The Innovation Algorithm. TRIZ, Systematic Innovation and Technical Creativity. Technical Innovation Center, Inc. Worcester, MA, 1999. 312 p., ISBN 0964074044 (p. 37-55).

Альтшуллер Г.С. Уровни изобретений. - Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.- Дерзкие формулы творчества/ (Сост. А.Б. Селюцкий). – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с. – (Техника-молодежь-творчество), с. 22-25.

Альтшуллер Г.С. Эта удивительная фантазия – Техники и наука. - 1980, № 5. - С. 26 - 27. http://www.altshuller.ru/rtv/rtv10.asp.

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 124-131).

Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. - 347 с. (ротапринт).

Гарина-Домченко А.Н., Галышева А.С., Злотин Б.Л., Канер В.Ф., Литвин С.С., Петров В.М. Учебно-методические материалы по основам технического творчества для средних профессионально-технических училищ. – Л.: ВНИИ Профтехобразования. 1979. – 212 с.

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.76-86). http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.

[74] Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с.(с. 151-162)

[75] Альтшуллер Г.С. «Начнем с увеличения в Миллиард раз …» (эпизод четвертый) - Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 162-165).

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.76-86). http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.

[76] Альтшуллер Г.С. Маленькие-маленькие человечки (эпизод первый). Подозрительно простая задача (эпизод пятый) - Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 151-155, 165-166).

Альтшуллер Г.С. Метод ММЧ, или некоторые хитрости, подсказывающие, как изменять технический объект. - "Техника и наука", 1981, №5. - C.18. http://www.altshuller.ru/triz36.asp

Альтшуллер Г. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. - Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество).

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.76-86). http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.

[77] Альтшуллер Г.С. Фантограммы: (Упражнения по развитию воображения).- Баку, 1972. – 5 с. (рукопись).

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.

[78] Альтшуллер Г.С. Еще раз о золотой рыбке (эпизод третий). - Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 158-162).

Жуков Р.Ф., Петров В.М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.

[79] Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. - 347 с. (ротапринт).

[80] Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. - 347 с. (ротапринт).

[81] Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. - 347 с. (ротапринт).

[82] Злотин Б. Развитие творческого воображения. - Л., 1976. - 70 с. (рукопись)

Злотин Б., Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебное пособие для II курса УИР. - Л.: ЛОП НТО "Машпром", 1977. - 72 с. (рукопись).

Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для инженеров и изобретателей. - Л. 1978. - 98 с. (рукопись).

[83] Злотин Б. Развитие творческого воображения. - Л., 1976. - 70 с. (рукопись)

Злотин Б., Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебное пособие для II курса УИР. - Л.: ЛОП НТО "Машпром", 1977. - 72 с. (рукопись).

Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для инженеров и изобретателей. - Л. 1978. - 98 с. (рукопись).

[84] Злотин Б. Развитие творческого воображения. - Л., 1976. - 70 с. (рукопись).

Злотин Б., Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебное пособие для II курса УИР. - Л.: ЛОП НТО "Машпром", 1977. - 72 с. (рукопись).

Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для инженеров и изобретателей. - Л. 1978. - 98 с. (рукопись).

[85] Альтшуллер Г.С. На пыльных тропинках далеких планет (эпизод второй). - Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 155 -158).

[86] РОРШАХА ТЕСТ. – Энциклопедия Кругосвет. http://www.krugosvet.ru/articles/61/1006128/1006128a1.htm. Тест Роршахаю http://www.bekhterev.org/ss.htm

[87] Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. - 347 с. (ротапринт).

[88] Альтов Г. Амнуэль П. Шкала "Фантазии-2". – Свердловск: ВИПК Минцветмет., 1982. – с. 9 с

Альтшеллер Г. Шкала "Фантазии" (к занятиям по развитию творческого воображения). – Свердловск: ВИПК Минцветмет., 1982. – с. 5 с.

[89] Альтшуллер Г.С., Верктин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. - Кишинев: МНТЦ “Прогресс” - Картя молдовеняскэ, 1990. - Ч.1. - 1990.- 237 с. Ч.2. - 1990. - 71 с.

Альтшуллер Г.С., Верктин И.М. Как стать еретиком: Жизненная стратегия творческой личности. - Как стать еретиком / Cост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - с. 9-184.

Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск:  Беларусь, 1994. - 479 с.

[90] Альтшуллер Г.С. О системе А.А. Любищева: Справка. - Баку, 1978. - 3 с. (рукопись)

Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. (с. 176-179).

[91] Альтшуллер Г.С. Современное состояние теории решения изобретательских задач//Г.С.Альтшуллер, Г.М. Фильковский. – 1975 – 44 с., г. Баку – Деп. В ЧОУНБ 14.01.88 № 340

Альтшуллер Г., Рубин М. Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике. - Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество), с. 221-236. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203570

Альтшуллер Г.С. 2-ой Съезд Ассоциации ТРИЗ в г. Петрозаводске, 1991 г., стенограмма выступления. http://www.altshuller.ru/engineering14.asp

Амнуэль П.Р. РТВ – это очень просто! Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих, 1999 год.

[92] Мурашковска И., Мурашковский Ю.М. «Искусство» от слова «техника». – Журнал ТРИЗ, Т.1, №1/90, с.55-64.

Флореску Р.С. Приемы фантазирования в изобразительном искусстве. – Журнал ТРИЗ, Т.3, 2/92, (№6) с.69-77.

Злотина Э.С. Закономерности развития музыкальных форм. – Технология творчества, №1, 1999, с. 9-14

[93] Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 23, 87-88, 122-123).

[94] Захаров И.С. О законах биологических систем. – Журнал ТРИЗ, 1/96 (№ 11),с.32-33.

Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ (Учебное пособие) Авт. сост. В.И.Тимохов. - С.Петербург: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС". 1996.- 105 с.

Бухвалов В.А., Мурашковский Ю.С. Изобретаем черепаху. Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии. Книга для учителей и учащихся. Рига. - 1993. - 124 с.

[95] Лихачев А.Ю. Особенности построение банка данных по медицинским эффектам с учета принципа целостности. Некоторые системные и философские вопросы построения банка данных по медико-биологическим эффектам. – Тезисы докладов III-й Всесоюзной конференции "Автоматизация поискового конструирования и подготовка инженерных кадров" АПК-83. – Иваново, 1983. – с. 134-135.

[96] Альтшуллер Г., Рубин М. Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике. - Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество), с. 221-236.

Альтшуллер Г.С., «О консультациях по ТРИЗ-ТРТЛ», 20/4-1988 г, Баку.

Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ (Учебное пособие) Авт. сост. В.И.Тимохов. - С.Петербург: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС". 1996.- 105 с.

[97] Цуриков В.М. Проект «Изобретающая машина» – интеллектуальная среда поддержки инженерной деятельности. - Журнал ТРИЗ,  Т. 2, № 1, 1991, с. 17-34.

Сушков В.В. Анализ развития интеллектуальных систем ТРИЗ на базе системы изобретательских стандартов. - Журнал ТРИЗ,  Т. 2, № 1, 1991,с.35-40.

Скуратович А. И. Интеллектуальная система проведения ФСА «ИМ-ФСА». - Журнал ТРИЗ, Т. 2, № 1, 1991, с. 41-43.

Бойко И.М., Гуминский А.П., Мартынов В.В. Семантическое кодирование и решение интеллектуальных задач. - Журнал ТРИЗ, Т. 2, № 1, 1991, с.43-47.

[98] Рубин М.С. Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле. Краткий отчет о семинаре по ТРИЗ с сотрудниками «Текобанка» в Петрозаводске, 1993 г. Опубликовано в «Журнале ТРИЗ», № 11, 1996 г. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203714.

Сибиряков В. Стратегическое планирование на основе ТРИЗ. – Ключевые технологии, № 0, июнь 1998 г., с 21-22.

[99] Злотин Б.Л., Зусман А.Б. К творческой педагогике. - Журнал ТРИЗ.- 1991.- №2.2, с. 9-17.

Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.

[100] Шапиро Р.Б., Альтшуллер Г.С. О некоторых вопросах советского изобретательского права. – Сов. Государство и право, 1958, № 2, с. 35-44.

[101] Альтшуллер Г. Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы). – Баку, 1960. – 12 с.

Злотин Б. Зусман А. Использование аппарата ТРИЗ для решения исследовательских задач. – Кишинев, 1985, 12 с. (рукопись).

Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)/ Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381 с. (c. 123-132).

Митрофанов В.В., Соколов В.И. О природе эффекта Рассела. – Физика твердого тела, 1974г., т. 16, № 8, с. 24-35.

Митрофанов В.В. По следам возбужденной молекулы. – Техника и наука, 1982, № 2.

Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. – Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998. – 395 с.

Кондраков И.М. Алгоритм открытий? – Техника и наука, 1979, №11.

Головченко Г.Г.. О ветроэнергетике растений. - Физиология растений, 1974, т. 21, вып. 4. c. 861-863.

[102] Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Теория и практика решения изобретательских задач. Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. - 127 с. (с. 58-68).

Злотин Б.Л., Зусман А.В., Каплан Л.А. Закономерности развития коллективов. - Кишинев: МНТЦ "Прогресс", 1990.