Положение о ТРИЗ-турнире в режиме онлайн

Утверждено комитетом по конкурсам для школьников

и студентов ОО «Саммит разработчиков ТРИЗ»

07 августа 2020 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении онлайн соревнования по ТРИЗ и изобретательскому творчеству для учащихся

от 8 до 16 лет «ТРИЗ-турнир».

1. Общие положения. Соревнования по ТРИЗ и изобретательскому творчеству «ТРИЗ-турнир» организуется специалистами по ТРИЗ ОО «Саммит разработчиков ТРИЗ» в дополнение к основному заочному конкурсу «Кубок ТРИЗ Саммита». Его участниками могут быть школьники и студенты, изучающие ТРИЗ.

ЦЕЛЬ: повышение уровня подготовки учащихся в области ТРИЗ и изобретательского творчества, подготовка к подтверждению уровня знаний по системе «Икар и Дедал».

2. Форма участия. Соревнование проводится в онлайн формате, командное по 3-5 человек.

3. Порядок проведения соревнования. Соревнование «ТРИЗ-турнир» состоит из нескольких (минимально 5-ти) этапов. На каждом этапе участники получают баллы (таланты), выполняя творческие задания, решая задачи, отвечая на вопросы. На каждом этапе определяется максимальное количество талантов. Для выполнения заданий необходимы знания инструментов ТРИЗ и практика решения учебных изобретательских задач. Задания могут быть составлены на основе информации из любой предметной области: инженерным наукам, робототехнике, биологии, химии, физике, истории и т.д. Задания разрабатываются экспертами ОО «Саммит разработчиков ТРИЗ» и используются во всех играх, организуемых во время проведения Кубка ТРИЗ Саммита.

Итоги соревнования подводятся по возрастным категориям: 8-10 лет; 11-14 лет; 15-17 лет; студенты. В соревновании могут одновременно принимать участие несколько команд.

4. Подведение итогов соревнования. Итоги конкретной игры подводятся по результатам прохождения всех этапов. На каждом этапе определяется максимальное количество талантов (кроме этапа «13-й подвиг Геракла», в котором за оригинальное решение эксперт может присудить дополнительные таланты). На сайте ТРИЗ Саммита публикуется рейтинг команд, принявших участие в соревнованиях «ТРИЗ-турнир». По итогам всех проведенных игр, во время подведения итогов Кубка ТРИЗ Саммита, определяется Чемпион ТРИЗ-турнира.

 

Оргкомитет конкурса: Рубина Н.В., Рубин М.С., Курьян А.Г.

 

ИНСТРУКЦИЯ для команд по участию в турнире

  1. Условия для участия команды в турнире

Участие в соревнование требует подготовки. Участники должны владеть различными инструментами ТРИЗ и иметь опыт решения учебных изобретательских задач.

Участники команды должны договориться о распределении ролей в команде: кто из участников будет выполнять задания, связанные с заполнением таблиц, выполнением рисунков, написанием текстов. В обсуждении задания могут принимать участие все участники команды. На последнем этапе выполненная работа может быть представлена в удобной для команды форме, например, рисунки фотографируются и высылаются судье, тексты в любом формате высылаются судье, во время презентации команда демонстрирует рисунки в камеру, тексты зачитываются.

  1. Регистрация команды

   Для регистрации на турнире команда должна включать:

   - тренера-эксперта,

   - капитана команды,

   - участников команды (2-4 человека)

   Регистрация команды на турнир осуществляется тренером-экспертом или капитаном команды. При регистрации должны быть указаны: состав команды, название команды.

 

  1. До начала соревнования

За 10 мин до официального времени старта соревнования команды должны подключиться к платформе ZOOM по ссылке, указанной в материалах соревнования.

Каждый участник может подключиться к платформе ZOOM со своего компьютера; также допускается работа нескольких участников команды за одним компьютером.

  1. Начало соревнования

Главный судья соревнований объясняет порядок проведения соревнования, прикрепляет по одному судье к каждой команде и объявляет старт соревнования.

  1. Выполнение 1 – 4 этапов соревнования

КОМАНДЫ расходятся по комнатам, созданным на платформе ZOOM: каждая команда – в свою комнату. Также в комнате присутствует СУДЬЯ, представляющий команду судей соревнования, и ТРЕНЕР-ЭКСПЕРТ, помогающей команде в ходе соревнований. Перед стартом каждого этапа судья выдает команде ссылку на задание этапа. По ссылке размещен шаблон выполнения задания. Команда выполняет задание в отведенное для этапа время и заносит результаты своей работы в шаблон. После истечения времени, отведенного на этап, судья объявляет о завершении этапа и объявляет перерыв между этапами.

Важно заранее распределить роли в команде. До соревнований члены команды выбирают КАПИТАНА, который собирает мнения членов команды и распределяет вместе с тренером-экспертом какую именно часть работы выполняют участники на каждом этапе соревнований (виды работ указаны в описании этапов). Капитан (при необходимости с помощью тренера-эксперта) пересылает судьям итоговый вариант шаблона (презентации) с ответами. На последнем этапе команда презентует свой проект в общем зале для всех судей и участников всех команд.

ТРЕНЕР-ЭКСПЕРТ имеет право отвечать на вопросы команды, при необходимости (для категории 8-10 лет) помогает заполнять шаблон, при необходимости (для категории 8-10 лет) помогает распределять между участниками команд виды работ по заданиям каждого этапа. В случае, если команда в процессе выполнения работы сталкивается с ситуацией, когда не знает, что нужно делать, тренер-эксперт имеет право подсказать команде правильные действия (при этом судья внимательно следит за возможными подсказками).

Перед началом каждого этапа прикрепленный к команде СУДЬЯ выдает команде ссылку на задание с шаблоном, объявляет старт этапа, наблюдает за работой команды, отслеживает взаимодействие команды и тренера-эксперта, объявляет о количестве оставшегося до завершения этапа времени, объявляет завершение этапа. На этапах 1-4 судья оценивает результаты команды и записывает начисленные таланты в журнал соревнований. На 5-м этапе судья не оценивает результаты команды в комнате.

  1. Выполнение 5-го этапа

Работу по выполнению 5-го этапа команды проводят в комнатах в том же порядке, что и 1-4 этапы. После завершения 5-го этапа команды возвращаются в общий зал соревнований. Главный судья проводит жеребьевку среди команд по порядку презентаций результатов 5-го этапа. Команды презентуют результаты 5-го этапа в порядке, определенном жеребьевкой. Команда судей коллективно оценивает презентации каждой команды.

  1. Завершение соревнования

После завершения презентаций команда судей подсчитывает оценки команд, полученные на всех этапах. Главный судья объявляет итоговые оценки команд, команду-победителя соревнований и порядок получения призов. По итогам соревнования участники получают Дипломы за 1,2 и 3 места, сертификаты участников, преподаватели, подготовившие победителей и участников соревнований, получают благодарственные письма.

 

ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ

Первый этап «Загадка Шерлока Холмса». 15 минут. На этом этапе команды получают таланты, которые могут быть использованы на следующих шагах. Для выполнения заданий необходимо тренировать компоненты изобретательского мышления – чувствительность к противоречиям, системное мышление.

Участники получают 10 заданий. За каждый правильный ответ начисляется 1 талант. Задания составлены на основе изобретательских задач 1-2 уровней. Участникам нужно разрешить имеющееся в задаче противоречие. Ответы участников заносятся на в таблицу, сравниваются с контрольными ответами, подсчитывается количество заработанных участниками талантов. Эти таланты могут быть использованы в качестве «бонусов» для получения подсказок на следующих шагах. Задания могут быть составлены как на основе общей информации, так и на основе предметной области.

Второй этап «Нужна «штуковина». 15 минут. Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: компонентный анализ, идеальное моделирование.

Участники получают задания на слайдах. Тренер-эксперт заносит количество заработанных талантов в таблицу, судья контролирует правильность подведения итогов.

Задания составлены по 5-ти уровням сложности (от самого простого, 1-го, для участников 8-10 лет, до 5-го – для участников 11-14 лет, проходивших обучение по ТРИЗ). Участникам предлагается выбрать один из предложенных предметов (или элементов; назвать предмет или элемент). На каждом уровне (кроме 5-го) можно использовать до 10 подсказок (первые три даются всем, для получения остальных нужно использовать ранее полученные таланты). За правильный ответ начисляются 3 таланта.

Вариант «подсказок»:

1) размер;

2) форма;

3) материал;

4) съедобное/несъедобное;

5)живое/неживое;

6) вес;

7) область использования;

8) функция (назначение);

9) искусственное/природное;

10) цвет

1 уровень. На слайде картинки предметов (для участников 8-10 лет из одной категории; для участников 11-16 лет – из разных категорий). Участники получают три «подсказки», характеризующие искомый предмет. Для получения следующих «подсказок» используются ранее заработанные таланты.

2 уровень. На слайде объекты, объединенные в надсистему. Дальше так же, как в 1-м уровне.

3 уровень. На слайде надсистема, эксперт задумывает элемент одного из объектов (например, спинку стула, ручку чашки). Эксперт называет предмет. Дальше так же, как в 1-м уровне.

4 уровень. На слайде предметы, назначение которых должны определить участники. Дальше так же, как в 1-м уровне.

5 уровень. Эксперт задумывает предмет из определенной области. Участникам предлагаются 3 подсказки (любые, из перечисленных в 1-м уровне). Участники могут задать 10 дополнительных вопросов, на которые ведущих отвечает «Да» или «Нет». Если ответа все еще нет, можно задать дополнительные вопросы за таланты или «в кредит». За правильный ответ задания 5-го уровня начисляется 5 талантов.

Третий этап «Правило Филеаса Фогга». 15 минут. Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: системные переходы, изменение систем во времени, применение приемов.

Участникам предлагается применить приемы фантазирования, поработать с системным оператором. Задания составлены по 5-ти уровням сложности. Задания могут содержать информацию по различным предметным областям.

1 уровень. Участникам подобрать для героев известных мультфильмов, фильмов или сказок антигероев (героев наоборот). Картинки на слайдах «подвижные» - участники могут их передвигать (лучше заранее договориться кто это будет делать). Ответ заносится в таблицу. Тренер-эксперт начисляет таланты. Судья контролирует правильность подведения итогов.

2 уровень. Участникам предлагается проиллюстрировать или применить приемы фантазирования. Капитан вносит ответы на шаблон (презентацию). Тренер-эксперт оценивает ответы. Судья контролирует правильность подведения итогов.

3 уровень. Участникам задания, связанные с кинематографическими профессиями и их взаимодействиями. Ответы капитан заносит в таблицу. Тренер-эксперт оценивает ответы. Судья контролирует правильность подведения итогов.

4 уровень. Участникам предлагаются задания, связанные с историей кино или анимации. Ответ можно записать на слайде. Тренер-эксперт оценивает ответы. Судья контролирует правильность подведения итогов.

5 уровень. Участникам предлагаются задания по системному оператору. Все картинки на слайде «подвижные» - участники могут их передвигать (лучше заранее договориться кто это будет делать). Тренер-эксперт начисляет таланты. Судья контролирует правильность подведения итогов.

Четвертый этап «Раскадровка для Микки Мауса». 20 минут. Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: изменение систем во времени, линии развития ТС.

Задания могут выполняться на шаблоне-слайде или на бумаге. После выполнения задания участники фотографируют свои рисунки и высылают их судье или демонстрируют рисунки в камеру, а затем высылают судье. Необходимо заранее договориться какой вариант удобнее для команды, и кто будет выполнять рисунки.

1 уровень. Участникам предлагаются 10 картинок, составляющие раскадровку сцены из мультфильма. Последовательность перепутана, надо восстановить. Картинки на слайде «подвижные» - их можно переставлять. Ответ капитан заносит в таблицу на слайде. Команде надо договориться кто из участников будет передвигать картинки.

2 уровень. Участникам категории 8-10 лет предлагается восстановить раскадровку мультфильма и подписи к рисункам. Участникам категории 11-14 лет предлагаются 10 картинок процесса изготовления какой-либо ТС. Пропущены от 2-х до 5-ти этапов, надо восстановить. Задание можно выполнять на слайде или на бумаге. Результат передается судье или демонстрируется в камеру, а затем передается судье.

3 уровень. Участникам предлагается разбить какую-то историю на 10-ть этапов. Задание можно выполнять на слайде или на бумаге. Результат передается судье или демонстрируется в камеру, а затем передается судье.

Пятый этап «13-й подвиг Геракла». 30 минут – выполнение задания. 5 минут – презентация проекта. Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: идеальное моделирование, чувствительность к противоречиям, мобилизация ресурсов, применение приемов разрешения противоречий, чувствительность к разрешению противоречий.

Задание комплексное, предполагает формулировку и разрешение противоречий, моделирование надсистемы, сочинение истории и представление этой истории. Выполнение задания требует предварительной подготовки по ТРИЗ.